|
Виды мотивации в инновационном менеджментеПринципиальное значение для формирования системы стимулирования на предприятии имеют следующие признаки: принятая концепция мотивации участников, применяемый характер вознаграждений, форма стимулирования труда и виды используемых оценок его результатов. Со времен Тейлора существует большое число теорий мотивации, однако последние 50 лет все теории так или иначе ложатся в русло теории самоактуализации А. Маслоу. Основой мотивации, по А. Маслоу, являются пять групп потребностей, которые объединены в иерархию и подчиняются принципу относительного доминирования. Все потребности, включая и самые высшие (социальные потребности и потребность в самоактуализации), имеют инстинктивную природу, т. е. изначально присущи любой личности, воспитанной в условиях человеческой культуры. При этом удовлетворение потребностей низшего уровня лишает их побудительной силы и личность в своей мотивации поднимается на новый уровень с потребностями более высокого порядка. А. Маслоу различал мотивы удовлетворения потребностей пяти основных уровней. 1 уровень. Физиологические потребности. Они лежат в основе иерархии потребностей. Они наиболее сильные по детерминирующей силе из всех других потребностей, выделенных А. Маслоу. Но удовлетворяемые физиологические потребности перестают быть мотиватором поведения. Тогда вступают в действие другие потребности более высокого уровня. 2 уровень. Потребности безопасности. Это потребность в стабильности, уверенности, защищенности, свободы от страха, тревоги и хаоса, потребность в структурированности, порядке, законности и т. п. У взрослого человека эта потребность становится актуальной в периоды различных конфликтных ситуаций, в том числе и в моменты социальной дезорганизации, роста безработицы, природных катастроф, войны и т. п., особенно в современный, переходный период. Потребности этого уровня функционируют аналогично физиологическим потребностям: при регулярном удовлетворении они перестают быть побудителями поведения. 3 уровень. Потребности в любви и общении. Если удовлетворены потребности 1-го и 2-го уровней (в еде, питье и безопасности), человек начинает остро переживать отсутствие близких людей. Он стремится к отношениям привязанности, к определению своего места в группе (семье, коллективе). 4 уровень. Потребность в уважении. Все нормально развитые люди, воспитанные в человеческом обществе, имеют потребность в стабильной и достаточно высокой самооценке, в самоуважении и уважении со стороны других. По А. Маслоу, эта потребность проявляется, во-первых, в желании адекватности, мастерства, компетентности, уверенности перед миром, независимости и самостоятельности и, во-вторых, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворение потребности этого уровня приводит к чувству собственной неполноценности, беспомощности, что ведет к различным конфликтам, комплексам, неврозам. При этом менеджер должен помнить, что стабильное и здоровое самоуважение базируется на заслуженном успехе, на реальных способностях и заслугах, а не на внешней раздутой известности и необоснованной лести. 5 уровень. Потребность в самоактуализации. "Но даже если все потребности описанных 4 уровней удовлетворены", — пишет A.Маслоу, — мы вправе ожидать появления новых желаний и стремлений, новых напряжений, если индивид не будет делать то, к чему он годен. Музыкант должен сочинять музыку, поэт должен писать, художник—рисовать, если они в конечном счете находят ся в мире с самим собой. Человек должен быть тем, кем он может быть. Он должен соответствовать своей собственной природе". Эту потребность он и называет потребностью в самоактуализации. Эта потребность особого вида: в отличие от потребностей "дефицита" 1—4-го уровней, она является потребностью "роста".
Групповая мотивация Каждому человеку свойственна определенная мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к вполне определенным действиям. То, что справедливо для отдельного человека, применимо и для мотивации группы. Мотивация группы также имеет определенную структуру. Для определения мотивационной структуры конкретной группы "следует знать вид деятельности группы, степень ее сплоченности или разобщенности, нацеленность на работу, мораль, сомнения, которые могут привести к распаду, связь с причинами, приведшими к образованию группы, или мотивы ее объединяющие". То есть необходимо знать истоки мотивации группы и стимулировать эти мотивы. Здесь следует принимать в расчет особенно важный фактор: при создании группы решающую роль играют личные мотивы. Если группа оправдывает ожидания каждого из ее членов, то объединяющие силы возрастают. Если же то, что дает группа, человек может получить и в одиночку, то это ослабляет его чувство принадлежности к группе. В случае, если личные потребности при вступлении в группу остаются неудовлетворенными, то первоначальная мотивация может обернуться антипатией и ненавистью. У американских менеджеров в личной памятке всегда записаны 5 правил мотивации группы: 1. Помогите группе испытать общий успех. 2. Необходимо укрепить доверие членов группы друг к другу, и прежде всего к ее лидеру. 3. Культивируйте чувство принадлежности к группе, активно привлекайте членов группы к общегрупповым мероприятиям. 4. Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу. 5. Поддерживайте веру в реальность стоящих перед группой целей. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Основная задача руководителя инновационной предпринимательской фирмы — расширить участие непосредственных исполнителей в принятии инновационных решений. Инновационным фирмам можно порекомендовать применять так называемое бутлегерство, когда до 15% рабочего времени научных работников и специалистов разрешается уделять разработке инновационных проектов под свою ответственность. Ведущие специалисты фирм с наукоемким производством таким образом уходят от контроля администрации, получая максимальную свободу действий. Безусловно, для достижения высоких результатов "бутлегерам" должны быть предоставлены и соответствующие ресурсы для ведения работ на свой страх и риск и, кроме этого, дано право на ошибку. Такие гарантии способствуют созданию на предприятии инновационного климата. Это полностью относится к группам. Результаты инновационной деятельности могут по-разному оцениваться субъектами этой деятельности: возможны ситуации, когда нововведение выгодно для руководителей, но не отвечает интересам отдельных групп исполнителей, и наоборот. Поэтому важным признаком инновационной деятельности и является наличие для ее участников единого конечного результата. Эффективность совместной деятельности при внедрении новшества и будет определяться при сопоставлении единого результата с затратами на его достижение. Возможность соотнесения общего результата с индивидуальными затратами и результатами отдельных участников также позволит оценить индивидуальный вклад каждого в результате совместной деятельности. Это, в свою очередь, определенным образом сказывается на инновационном климате коллектива. Подводя итог, можно сказать, что в социальном аспекте инновационная деятельность включает в себя следующие компоненты: общую цель — т. е. идеально представленный будущий результат инновационной деятельности, которого стремится достигнуть общность участников инновационного процесса; конкретные задачи — поэтапное решение этих задач от момента разработки новшества до его внедрения и официального признания; общий мотив — непосредственная побудительная сила к инновационной деятельности; совместные действия — т. е. такие элементы инновационной деятельности, которые направлены на выполнение текущих задач; общий результат — большое значение имеет не только объективный результат инновации, но и его субъективное отражение коллективным субъектом. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|