Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЫДЕРЖКА ИЗ ПАМФЛЕТА XVI ВЕКА





До сих пор нам нужны были собаки для охраны овец, - но лучше бы этих овец съели лисицы, ибо от них погибают целые города и селения, погибнет и всё государство

[Там же. С.260].

 

ВЫДЕРЖКА ИЗ ПРОПОВЕДИ XVII ВЕКА

Огораживатель – кровожадный волк с двумя дьявольскими клыками, из коих один – деньги, которыми он вербует себе друзей и достигает того, что власти смотрят на него сквозь пальцы, а другой – нечистая совесть, которая не боится плыть по морю крови прямо в ад.

[Там же. С.261].

 

ТОМАС МОР ОБ ОГОРАЖИВАНИЯХ

Томас Мор (1478 - 1535) – английский гуманист, автор «Утопии», опубликованной на латинском языке в 1516 г. Был канцлером королевства при Генрихе VIII (1529-1532); за несочувствие реформации был отстранён королём от должности, заключён в тюрьму и казнён.

 

Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города. Именно во всех тех частях королевства, где добывается тонкая и поэтому более драгоценная шерсть, знатные аристократы и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуются теми ежегодными доходами и процентами, которые обычно нарастали от имений у их предков; не удовлетворяются тем, что их праздная и роскошная жизнь не приносит никакой пользы обществу, а, пожалуй, даже и вредит ему. Так вот, в своих имениях они не оставляют ничего для пашни, отводят всё под пастбища, сносят дома, разрушают города, оставляя храмы только для свиных стойл. Эти милые люди обращают в пустыню все поселения и каждую пять возделанной земли, как будто и без того у вас мало её теряется под загонами для дичи и зверинцами.

Таким образом, с тех пор как всегда один обжора, ненасытная и жестокая язва отечества, уничтожает межи полей, окружает единым забором несколько тысяч акров, он выбрасывает вон держателей (colonos, tenants), лишает их, или опутанных обманом, или подавленных насилием, даже их собственного достояния, или, замучив обидами, вынуждает к продаже его. Во всяком случае, происходит переселение несчастных мужчин, женщин, мужей, жён, сирот, вдов, родителей с малыми детьми и более многочисленными, чем богатыми, домочадцами, так как хлебопашество требует много рук. Они переселяются, повторяю, с привычных и насиженных мест, и не знают, куда деться; всю утварь, стоящую недорого, даже если бы она могла дождаться покупателей, они продают за бесценок при необходимости сбыть её. А когда они в своих странствиях быстро потратят это, то что им остаётся другое, как не воровать и попадать на виселицу по заслугам или скитаться и нищенствовать? Впрочем, и тут, как бродяги, они попадают в тюрьму за своё праздное хождение, - никто ведь не нанимает их труд, хотя они сами пламенным образом предлагают его. А хлебопашеству, к которому они привыкли, нечего делать там, где ничего не сеют. Ведь достаточнго одного овчара или пастуха вообще, чтобы пустить под пастбище ту землю, для надлежащей обработки которой под посев требовалось много рук.

[Там же. С.257-258].

 

 

  1. ИЗ ПАМФЛЕТА «ДИАЛОГ О ГОСУДАРСТВЕ» СОВРЕМЕННИКА

ВОССТАНИЯ 1549 ГОДА

Как я слышал, существуют три причины, почему они подняли это восстание. Одни были папистами и желали иметь свою старую веру; другие были анабаптистами и либертинами и хотели, чтобы всё было общим; третьи были просто бедные люди, стремившиеся получить назад доходы, отнятые у них силой, и избавиться от большой дороговизны и высоких цен на продукты.

[Сапрыкин, Ю. М. Крестьянские движения в Западной Европе в XIV - XV вв.: учебное пособие /Ю. М. Сапрыкин.М.: Изд-во МГУ,1960. С. 99].

II.

  1. ТРЕБОВАНИЯ КРЕСТЬЯН, ВОССТАВШИХ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ

ДЖЕКА КЕТА [255]

(МАУСХОЛДСКАЯ ПРОГРАММА)

1). Мы просим вашу милость, чтобы законы, изданные против огораживаний, не были направлены против тех, кто огородил земли для возделывания шафрана, так как такие земли требуют больших расходов; но чтобы впредь, никто не смел огораживать.

2). Мы удостоверяем перед вашей милостью, что лорды маноров, обязанные уплачивать известные свободные ренты, изыскивают средства переложить уплату этих рент на [своих] фригольдеров противно праву.

3). Мы просим вашу милость, чтобы лорды маноров не имели участия в выпасе на общинных пастбищах.

4). Мы просим, чтобы духовные лица впредь не покупали земель ни свободных, ни крепостных, а те земли, которые они приобрели после первого года царствования Генриха VII, были бы сданы светским людям.

5) Мы просим, чтобы земли, на которых растёт тростник, и луга сдавались по тем же ценам, что и в первый год царствования Генриха VII.

6). Мы просим, чтобы все болота, которые держатся от короля за свободную ренту или иначе, были опять по той же цене, что и в первый год царствования Генриха VII.

7). Мы просим, чтобы все бушели в вашем королевстве были одинаковой меры, то есть в 8 галлонов[256].

8). Мы просим, чтобы были удалены с бенефициев все [священники] или викарии, [неспособные] проповедовать и возвещать прихожанам Слово Божие, и чтобы прихожане или патрон, или лорд деревни выбрали других.

9). Мы просим, чтобы взносы на охрану замка, blanch farm и office lands[257] не собирались, как это вошло в обычай, с держателей. Мы полагаем, что их должны платить лорды своим бэйлифам за собирание рент, а не держатели.

10). Мы просим, чтобы никто ниже ранга рыцаря или сквайра[258] не имел права держать голубятню, если это право не было предоставлено ему старинным и древним обычаем.

11). Мы просим, чтобы все фригольдеры[259] и копигольдеры[260] извлекали выгоды из общинных угодий и пасли там скот, а лорды чтобы не пасли там скота и не извлекали оттуда выгод.

12). Мы просим, чтобы феодарии[261] в ваших грфствах, пока они находятся в должности, не могли выступать в качестве чьих-либо советников, чтобы служба королю выполнялась добросовестно; [мы просим], чтобы на эту должность ежегодно избирался общинами графства добросовестный человек.

13). Мы просим вашу милость взять все права на манориальные суды в свои руки, чтобы все могли спокойно пользоваться общинными угодьями и всеми [связанными с ними] выгодами.

14). Мы просим, чтобы копигольдерские земли чрезмерно обложенные рентами, шли так же, как и в первый год царствования Генриха VII, и чтобы по смерти держателей или при продаже эти земли облагались лёгкой пошлиной, например, каплуном, или умеренной суммой денег, только для того, чтобы не забывалось [что данная земля – копигольд].

15). Мы просим, чтобы священники не могли быть капелланами и вообще не состояли на службе у влиятельных особ, но жили на своих бенефициях, чтобы прихожане могли быть научены закону Божию.

16). Мы просим, чтобы все крепостные были сделаны свободными, ибо Бог освободил всех, пролив свою драгоценную кровь.

17). Мы просим, чтобы реки были свободными и предоставлены в общее пользование для рыбной ловли и проезда.

18). Мы просим, чтобы ваши исчиторы (escheators) или феодарии допускали к должности только лиц, имеющих непосредственно от короля держание с доходом не менее 40 фунтов в год.

19). Мы просим, чтобы бедным морякам и рыбакам была предоставлена полностью прибыль от ловли дельфинов, касаток, китов и всяких больших рыб, и пусть это не будет к ущербу [интересам] вашей милости.

20). Мы просим, чтобы каждый обеспеченный [приходскими доходами] священник или викарий, имеющий бенефиций с доходом в 15 фунтов в год и более, был обязан лично, или пригласив учителя, учить детей бедных прихожан книгам, называемым катехизис и молитвенник.

21). Мы просим, чтобы не разрешалось лордам маноров приобретать землю в фригольд и пересдавать её по копии протокола манориальной курии к своему великому обогащению и разорению ваших бедных поданных.

22). Мы просим, чтобы священник или викарий, обеспеченный приходскими доходами, получал взамен всяких собираемых ныне десятин только 8 пенсов с каждого нобля[262] в полную отмену всякой иной десятины, во избежание ежедневно возникающих споров и тяжб между ними и их бедными прихожанами.

23). Мы просим, чтобы никто рангом ниже [рыцаря или сквайра] не держал кроликов на своём фригольде или копигольде; или же их следует держать в загородке так, чтобы они не могли причинить вреда обществу.

24). Мы просим, чтобы никому, какого бы звания он ни был, впредь не разрешалось продавать право опеки над несовершеннолетним; и если этот несовершеннолетний достигнет полного возраста, он должен иметь полную свободу выбора в деле брака. Исключение допускается лишь для королевских опек.

25). Мы просим, чтобы никто, имея свой манор, не управлял в то же время имением другого лорда, а только своим.

26). Мы просим, чтобы никакой лорд, рыцарь или джентльмен не брал в аренду права назначать на церковные должности.

27). Мы просим вашу милость разрешить и приказать своей милостивой грамотой за большой печатью, чтобы выбранные вашим бедным народом комиссары или те из них, кого ваше величество и ваш совет сочтёт подходящим и назначит, восстановили и привели в действие все те хорошие законы, статуты, прокламации и другие ваши мероприятия, которые были скрыты вашими мировыми судьями, шерифами, исчиторами (escheators) и другими вашими чиновниками от вашего бедного народа, начиная с первого года царствования Генриха VII.

28). Мы просим, чтобы ваши чиновники, провинившиеся перед вашей милостью и обижавшие ваш народ и уличённые в этом жалобой вашего бедного народа, уплатили всем этим бедным людям, здесь собравшимся, по 4 пенса за каждый проведённый здесь день.

29). Мы просим, чтобы лорды, рыцари, сквайры и джентльмены не откармливали и не разводили крупного скота и овец иначе как для надобностей своего дома, если они получают со своих земель не менее 40 фунтов чистого дохода.

[Подписи] Роберт Кет, Томас Олдрич, Томас Код [263]

[Хрестоматия по истории средних веков /под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Учпедгиз, 1950. Т. III. С. 261 - 263].

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.