Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа 3. КАРИОТИП ЧЕЛОВЕКА.





Совокупность хромосом соматической клетки, характеризующая организм данного вида, называется кариотипом (определяется общим количеством хромосом – 2n, их формой и размерами).

По положению центромеры выделяют: метацентрические (равноплечие), субметацентрические (неравноплечие) и акроцентрические хромосомы (центромера – практически на конце хроматиды).

Для классификации хромосом человека существует единая стандартная система (Денвер,1960), согласно которой, 23 пары хромосом получили порядковые номера и были разделены на 7 групп (табл.1).

Парижская (1971) классификация позволяет четко различать хромосомы человека внутри каждой группы. В её основе лежат методы дифференциальной окраски, при которой в каждой хромосоме выявляется специфичный только для неё порядок расположения э ухроматиновых и гетерохроматиновых сегментов (поперечное чередование светлых и темных полос).

 

Таблица 1. Денверская классификация хромосом человека

Группы хромосом Порядковый номер хромосом Характеристика данной группы хромосом
А 1,2,3 Большие метацентрические (1,3 пары) и большая субметацентрическая.
В 4,5 Большие субметацентрические, центромера сильно смещена к концу.
С 6,7,8,9,10,11,12 Средние субметацентрические. К этой группе относят и Х-хромосому.
D 13,14,15 Большие акроцентрические, все три пары имеют спутники
E 16,17,18 Короткие метацентрические или субметацентрические.
F 19,20 Короткие метацентрические.
G 21,22 Короткие акроцентрические, имеют спутники. Сюда относят и У- хромосому.
Половые хромосомы Х Средняя субметацентрическая (по размеру близка к 6 или 7-й парам).
Y Мелкая акроцентрическая (по размеру близка к 21 паре).

 

Диплоидный набор хромосом (кариотип) может быть представлен в виде идиограммы ряда хромосом, расположенных по мере убывания их величины.

1) Рассмотрите типы хромосом, используя учебные таблицы.

2) Зарисуйте в протокол занятия 3 типа хромосом, выделяемые по расположению центромеры.

3) Используя Денверскую классификацию, заполните таблицу

 

Организм Количество хромосом Количество аутосом Половые хромосомы Количество хромосом в группе С Количество хромосом в группе G
Мужской          
Женский          

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1. В интерфазном ядре различают нити и глыбки хроматина. Хроматин – это: A. Молекулы ДНК; B. Молекулы белков; C. Эухроматин + гетерохроматин; D. ДНК + гистоновые и негистоновые белки; E. Гистоновые и негистоновые белки. 2. В состав хроматина входит 40% гистоновых белков. К ним относятся: A. Н2А, Н1, Н3Б и Н4; B. Н2, Н3, Н5, Н6, Н1; C. Н2А, Н2Б, НЗ, Н4 и Н1; D. Н1,Н3А, Н2Б, НЗ, и Н4; E. Н2А,Н2Б,НЗ,Н4 И Н1;
3. Исследования интерфазных ядер показали наличие хромосом в виде тонких нитей. Уровень упаковки: A. Третичная структура ДНК; B. Нуклеосомный; C. Соленоидный; D. Петлевой; E. Метафазный. 4. Для анализа кариотипа используют метафазные хромосомы. Уровень упаковки: A. Соленоидный; B. Петлевой; C. Метафазный. D. Нуклеосомный; E. Октамерный.
5. Трисомии встречаются по хромосомам, в которых много гетерохроматина. Это объясняется тем, что гетерохроматиновые районы содержат: A. Много структурных генов; B. Мало структурных генов; C. Только функциональные гены; D. Только структурные гены; E. Мало функциональных генов. 6. При изучении культуры лимфоцитов человека, выявлены хромосомы разной формы. Это связано с положением: A.Первичной перетяжки; B. Вторичной перетяжки; C. Спутников; D.Первичной и вторичной перетяжки; E. Наличием теломеров.
7. При болезни Дауна в соматических клетках имеется три хромосомы 21-й пары. Их относят к: A. Метацентрическим; B. Субметацентрическим; C. Акроцентрическим; D. Телоцентрическим; E. Субтелоцентрическим. 8. Структурный гетерохроматин участвует в образовании ядрышек. Он располагается в хромосомах: A. Метацентрических; B. Субметацентрических; C. Акроцентрических; D. Телоцентрических; E. Мета- и телоцентрических.  
9. Схожие по форме и размерам хромосомы с №6 по №12, входят в группу С. Для их идентификации следует обратить внимание на наличие: A. Первичной перетяжки; B. Вторичной перетяжки; C. Спутников; D. Эухроматиновых и гетерохроматиновых полос; E. Первичной и вторичной перетяжек.   10. В любом кариотипе находится чётное количество хромосом. Оно соответствует правилу парности и связано с тем, что все хромосомы: A. Гомологичные; B. Составляют пары; C. Одинаковые по величине; D. Одинаковые по форме; E. Одинаковые по размерам.
11. При анализе идиограммы кариотипа в группе С оказалось 8 пар хромосом. Четыре из них по размерам соответствовали 6-й хромосоме. Количество хромосом в других группах соответствовало норме. Кариотип будет: A. 46,ХХ; B. 46,ХУ; C. 48,ХХ,6+; D. 48,ХУ,6+; E. 48,ХХ,7+.     12. Для составления идиограммы хромосомы дифференциально окрашивают и располагают: A. Попарно; B. По номерам; C. По расположению центромеры; D. По росту; E. Попарно в порядке убывающей величины.  
13. Молекула ДНК обычно находится в третичной структуре, которая представлена: A. Полинуклеотидной цепью; B. Двумя полинуклеотидными цепями; C. Спиралью из одной цепи; D. Двумя цепями, свёрнутыми в спираль; E. Полинуклеотидной цепью и белком. 14. Две полинуклеотидные цепи ДНК, соединённые по принципу комплементарности, образуют: A. Ген; B. Первичную структуру ДНК; C. Вторичную структуру ДНК; D. Третичную структуру ДНК; E. Геном.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ «НАСЛЕДСТВЕННЫЙ АППАРАТ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК»

Для эффективной работы на практическом занятии ознакомьтесь с его основными этапами и методикой проведения занятия, изложенными ниже.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В соответствии с «Организационной структурой проведения занятия» самостоятельная работа выполняется после проверки присутствия студентов на занятии и актуализации (мотивации) их познавательной деятельности. Далее студенты изучают граф логической структуры темы и инструкции по выполнению лабораторных (практических) работ. Затем следует самостоятельное выполнение лабораторных работ и оформление протоколов работ в альбомах или файловых папках. Вся работа выполняется под контролем и при консультативной помощи преподавателя. После завершения самостоятельной работы студентов преподаватель анализирует и, при необходимости, корригирует результаты самостоятельной работы. Далее преподаватель оценивает протокол занятия у каждого студента. Для контроля усвоения конечных целей обучения за 20 минут до окончания занятия проводится итоговый тестовый контроль и подведение итогов занятия.


ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Для понимания явлений наследственности и изменчивости необходимы знания молекулярно-биологической сущности гена, его структуры и функций.

Полученные знания окажут существенную роль в понимании вопросов этиологии, патогенеза, а, следовательно, и лечения многих болезней как наследственной моногенной, так и мультифакториальной природы. Материал, изучаемый в этой теме, необходим для усвоения курса медицинской генетики, педиатрии, акушерства, гинекологии, психиатрии, невропатологии с последующим использованием его в практике врачей любой специальности.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Уметь, связывать структурно-функциональную организацию генома с процессами регуляции жизнедеятельности организмов.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

Студент должен уметь:

1. Характеризовать экзон-интронную структуру генома.

2. Распознавать этапы синтеза белковых молекул.

3. Объяснять процессы регуляции генов.

4. Различать функции структурных и регуляторных генов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение

целевых видов профессиональной деятельности







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.