|
ТЕМА: «РАЗМНОЖЕНИЕ НА КЛЕТОЧНОМ УРОВНЕ. МЕЙОЗ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Размножение – особенность воспроизведения себе подобных у всех живых организмов. Явление размножения тесно связано с одной из черт, характеризующих жизнь, - дискретностью. Целостный организм состоит из дискретных единиц – клеток, и размножение клеток поддерживает существование каждой особи. Половое размножение организмов возможно благодаря образованию половых клеток (гамет). Образование гамет происходит в результате деления клеток особым образом – мейозом. Поведение хромосом в мейозе, в частности независимое распределение их и кроссинговер, имеет глубокие генетические и эволюционные последствия. Благодаря мейозу и оплодотворению естественные популяции диплоидных организмов состоят из генетически разных особей.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: Уметь охарактеризовать морфофизиологические особенности мужских и женских половых клеток, характеризовать все стадии овогенеза и сперматогенеза; составить цельное представление о механизмах генетической комбинаторики в процессе мейоза.
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ Студент должен уметь: 1. интерпретировать особенности гаметогенеза у человека. 2. сравнивать овогенез и сперматогенез. 3. распознавать мужские и женские половые клетки, и сравнивать их. 4. характеризовать фазы первого и второго деления мейоза. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов профессиональной деятельности. Биологическое и медицинское значение гаметогенеза. Строение и онтогенетическая характеристика половых клеток человека. Качественные отличия гамет от соматических клеток. Периодизация гаметогенеза. Механизмы, которые приводят к генетическому разнообразию гамет. Особенности репродукции человека в связи с его биосоциальной сущностью.
Для усвоения теоретических вопросов Вам необходимо ознакомиться с графом логической структуры темы и информацией, заключенной в литературных источниках и конспекте лекций.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ Обязательные источники информации 1. Медична біологія / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Підручник.- Вінниця: НОВА КНИГА, 2004.- с. 132-139. 2. Конспект лекций. Дополнительная литература 1. Медична біологія: Посібник з практичних занять / О.В. Романенко, М.Г. Кравчук, В.М. Грінкевич та ін. – К.: Здоров’я, 2005. – с. 73 – 91. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инструкции по проведению практических работ Работа 1. СХЕМА МЕЙОЗА. Рассмотрите рисунок 1 и определите, схема какого процесса изображена на нем. В протоколе занятия зарисуйте схему. На рисунке укажите название каждой стадии и количество генетического материала. Отметьте, на какой стадии происходит кроссинговер. Сделайте вывод о биологическом значении мейоза.
Рисунок 1. Работа 2. СПЕРМАТОЗОИДЫ И ЯЙЦЕКЛЕТКА (СХЕМЫ СТРОЕНИЯ). А) Строение яйцеклетки Изучите при малом увеличении светового микроскопа постоянный микропрепарат среза яичника млекопитающих. Рассмотрите фолликулы разной степени зрелости. Обратите внимание на их размеры и на количество фолликулярных клеток, которые окружают ооцит. Зрелые фолликулы находятся ближе к поверхности яичника. Во время овуляции зрелые ооциты через разрыв оболочки фолликула попадают в брюшную полость. Найдите на микропрепарате зрелый фолликул, самый большой по размеру, в полость которого выступает яйценосный бугорок. В нем размещается ооцит второго порядка. Рассмотрите ооцит на большом увеличении микроскопа. Используя табличный материал, зарисуйте в протоколы занятия вторичный ооцит. На рисунке обозначьте: 1) ядро ооцита; 2) цитоплазму ооцита с желточными гранулами.
б) Строение сперматозоида Рассмотрите сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат сперматозоидов морской свинки. Найдите у сперматозоида головку, шейку, хвост. Зарисуйте в протоколе сперматозоид. На рисунке обозначьте: 1) головку; 2) шейку; 3) хвост; 4) ядро; 5) акросому; 6) центриоли; 7) митохондрии. Сделайте вывод о взаимосвязи строения и функций мужской и женской половых клеток. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 1. Изучается гаметогенез у человека. Установлено, что первое и второе мейотическое деление клетки происходит в следующий период: A.Размножения; B. Роста; C. Созревания; D.Формирования; E. Митотического деления. 2. Закончилось деление клетки мейозом. Коньюгация хромосом произошла в: A.Профазе второго мейотического деления; B. Профазе первого мейотического деления; C. Метафазе второго мейотического деления; D.Анафазе первого мейотического деления; E. Коньюгация хромосом происходит при митозе. 3. Завершился мейоз 1. В незрелой женской половой клетке количество хромосом будет равняться: A.23; B. 46; C. 92; D.69; E. 22.
4. Исследование сперматозоидов позвоночных показало, что акросома образована: A.Рибосомами; B. Митохондриями; C. Эндоплазматическим ретикулумом; D.Комплексом Гольджи; E. Центриолями.
5. Изучив клетку, установили, что результате овогенеза из одного овогония образуется: A.Четыре яйцеклетки; B. Две яйцеклетки и два полоцита; C. Одна яйцеклетка и один полоцит; D.Одна яйцеклетка и три полоцита; E. Три яйцеклетки и один полоцит. 6. Все клетки больного мужчины имеют 47 хромосом, кариотип – 47, XXY. Механизм возникновения этой мутации: A.Полное разрушение веретена деления при первом дроблении зиготы; B. Частичное разрушение веретена деления во время гаметогенеза; C. Разрушение центриолей анимального полюса зиготы; D.Полное разрушение веретена деления во время гаметогенеза; E. Образование дополнительного веретена деления во время гаметогенеза 7. Для анафазы II мейоза одной из характеристик клетки является – 2n 2с. Это объясняется тем, что в этой фазе происходит: A.Объединение сестринских хроматид; B. Образование тетрад; C. Репликация ДНК в хроматидах; D.Расхождение однохроматидных хромосом; E. Обмен участками сестринских хроматид.
8. Происходит превращение ооцита второго порядка в яйцеклетку, где, и при каких условиях в организме человека это осуществляется в: A.Фолликулах, при овуляции; B. Брюшной полости, при кроссинговере; C. Маточных трубах, после оплодотворения; D.Верхних отделах влагалища; E. Матке, после имплантации.
9. У человека сперматозоид проник в женскую половую клетку, которая в это время находилась в следующем периоде гаметогенеза: A.Размножения; B. Роста; C. Созревания; D.Формирования; Е. Интеркинеза 10. Исследуется срез половой железы трехлетней девочки. В этот период гаметоциты находятся в стадии: A.Профазы I; B. Интерфазы II; C. Интерфазы I; D.Анафазы II; E. Анафаза I.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|