Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА: «РАЗМНОЖЕНИЕ НА КЛЕТОЧНОМ УРОВНЕ. МЕЙОЗ»





 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Размножение – особенность воспроизведения себе подобных у всех живых организмов. Явление размножения тесно связано с одной из черт, характеризующих жизнь, - дискретностью. Целостный организм состоит из дискретных единиц – клеток, и размножение клеток поддерживает существование каждой особи. Половое размножение организмов возможно благодаря образованию половых клеток (гамет). Образование гамет происходит в результате деления клеток особым образом – мейозом. Поведение хромосом в мейозе, в частности независимое распределение их и кроссинговер, имеет глубокие генетические и эволюционные последствия. Благодаря мейозу и оплодотворению естественные популяции диплоидных организмов состоят из генетически разных особей.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Уметь охарактеризовать морфофизиологические особенности мужских и женских половых клеток, характеризовать все стадии овогенеза и сперматогенеза; составить цельное представление о механизмах генетической комбинаторики в процессе мейоза.

 

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

Студент должен уметь:

1. интерпретировать особенности гаметогенеза у человека.

2. сравнивать овогенез и сперматогенез.

3. распознавать мужские и женские половые клетки, и сравнивать их.

4. характеризовать фазы первого и второго деления мейоза.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов профессиональной деятельности.

Биологическое и медицинское значение гаметогенеза.

Строение и онтогенетическая характеристика половых клеток человека.

Качественные отличия гамет от соматических клеток.

Периодизация гаметогенеза.

Механизмы, которые приводят к генетическому разнообразию гамет.

Особенности репродукции человека в связи с его биосоциальной сущностью.

 

Для усвоения теоретических вопросов Вам необходимо ознакомиться с графом логической структуры темы и информацией, заключенной в литературных источниках и конспекте лекций.

 


Граф логической структуры темы «Размножение на организменном уровне. Мейоз»


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Обязательные источники информации

1. Медична біологія / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Підручник.- Вінниця: НОВА КНИГА, 2004.- с. 132-139.

2. Конспект лекций.

Дополнительная литература

1. Медична біологія: Посібник з практичних занять / О.В. Романенко, М.Г. Кравчук, В.М. Грінкевич та ін. – К.: Здоров’я, 2005. – с. 73 – 91.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инструкции по проведению практических работ

Работа 1. СХЕМА МЕЙОЗА.

Рассмотрите рисунок 1 и определите, схема какого процесса изображена на нем. В протоколе занятия зарисуйте схему. На рисунке укажите название каждой стадии и количество генетического материала. Отметьте, на какой стадии происходит кроссинговер.

Сделайте вывод о биологическом значении мейоза.

 

Рисунок 1.

Работа 2. СПЕРМАТОЗОИДЫ И ЯЙЦЕКЛЕТКА (СХЕМЫ СТРОЕНИЯ).

А) Строение яйцеклетки

Изучите при малом увеличении светового микроскопа постоянный микропрепарат среза яичника млекопитающих. Рассмотрите фолликулы разной степени зрелости. Обратите внимание на их размеры и на количество фолликулярных клеток, которые окружают ооцит. Зрелые фолликулы находятся ближе к поверхности яичника. Во время овуляции зрелые ооциты через разрыв оболочки фолликула попадают в брюшную полость. Найдите на микропрепарате зрелый фолликул, самый большой по размеру, в полость которого выступает яйценосный бугорок. В нем размещается ооцит второго порядка. Рассмотрите ооцит на большом увеличении микроскопа. Используя табличный материал, зарисуйте в протоколы занятия вторичный ооцит. На рисунке обозначьте: 1) ядро ооцита; 2) цитоплазму ооцита с желточными гранулами.

 

б) Строение сперматозоида

Рассмотрите сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа постоянный микропрепарат сперматозоидов морской свинки. Найдите у сперматозоида головку, шейку, хвост.

Зарисуйте в протоколе сперматозоид. На рисунке обозначьте: 1) головку; 2) шейку; 3) хвост; 4) ядро; 5) акросому; 6) центриоли; 7) митохондрии.

Сделайте вывод о взаимосвязи строения и функций мужской и женской половых клеток.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ


1. Изучается гаметогенез у человека. Установлено, что первое и второе мейотическое деление клетки происходит в следующий период:

A.Размножения;

B. Роста;

C. Созревания;

D.Формирования;

E. Митотического деления.


2. Закончилось деление клетки мейозом. Коньюгация хромосом произошла в:

A.Профазе второго мейотического деления;

B. Профазе первого мейотического деления;

C. Метафазе второго мейотического деления;

D.Анафазе первого мейотического деления;

E. Коньюгация хромосом происходит при митозе.


3. Завершился мейоз 1. В незрелой женской половой клетке количество хромосом будет равняться:

A.23;

B. 46;

C. 92;

D.69;

E. 22.

 

4. Исследование сперматозоидов позвоночных показало, что акросома образована:

A.Рибосомами;

B. Митохондриями;

C. Эндоплазматическим ретикулумом;

D.Комплексом Гольджи;

E. Центриолями.

 

5. Изучив клетку, установили, что результате овогенеза из одного овогония образуется:

A.Четыре яйцеклетки;

B. Две яйцеклетки и два полоцита;

C. Одна яйцеклетка и один полоцит;

D.Одна яйцеклетка и три полоцита;

E. Три яйцеклетки и один полоцит.


6. Все клетки больного мужчины имеют 47 хромосом, кариотип – 47, XXY. Механизм возникновения этой мутации:

A.Полное разрушение веретена деления при первом дроблении зиготы;

B. Частичное разрушение веретена деления во время гаметогенеза;

C. Разрушение центриолей анимального полюса зиготы;

D.Полное разрушение веретена деления во время гаметогенеза;

E. Образование дополнительного веретена деления во время гаметогенеза

7. Для анафазы II мейоза одной из характеристик клетки является – 2n 2с. Это объясняется тем, что в этой фазе происходит:

A.Объединение сестринских хроматид;

B. Образование тетрад;

C. Репликация ДНК в хроматидах;

D.Расхождение однохроматидных хромосом;

E. Обмен участками сестринских хроматид.

 

8. Происходит превращение ооцита второго порядка в яйцеклетку, где, и при каких условиях в организме человека это осуществляется в:

A.Фолликулах, при овуляции;

B. Брюшной полости, при кроссинговере;

C. Маточных трубах, после оплодотворения;

D.Верхних отделах влагалища;

E. Матке, после имплантации.

 

9. У человека сперматозоид проник в женскую половую клетку, которая в это время находилась в следующем периоде гаметогенеза:

A.Размножения;

B. Роста;

C. Созревания;

D.Формирования;

Е. Интеркинеза


10. Исследуется срез половой железы трехлетней девочки. В этот период гаметоциты находятся в стадии:

A.Профазы I;

B. Интерфазы II;

C. Интерфазы I;

D.Анафазы II;

E. Анафаза I.

 








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.