Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специалист должен в области аналитической химии





знать на уровне представления:

предмет и задачи аналитической химии;

теоретические основы качественного и количественного анализа;

 

знать на уровне понимания:

- наиболее характерные качественные реакции обнаружения катионов и анионов в растворе и сухой окиси;

- основные методы количественного анализа и их применение в клинико-лабораторной практике;

- способы приготовления и применения индикаторов в качественном и количественном анализе;

- основы инструментальных методов анализа, в том числе хроматографических;

 

уметь:

- выбирать методы качественного и количественного анализа, исходя из особенностей объекта исследования, и выполнять их;

- титровать и обрабатывать результаты объемного и весового методов;

- определять содержание вещества в пробе одним из изученных методов анализа: химическим, физико-химическим, физическим;

- соблюдать правила безопасности труда при работе с химическими реактивами.

 

 

Научно-практическое обоснование темы:

К третьей аналитической группе относятся катионы Ba2+,Sr2+,Ca2+. Это ионы щелочноземельных металлов. Групповой реагент третьей аналитической группы это разбавленная серная кислота. Осадки сульфатов кальция, бария, стронция не растворимы в кислотах и щелочах.

 

Кальций.

Основная масса кальция, имеющегося в организме находится в костях и зубах. В медицине применяется гексагидрат хлорида кальция., который используется при аллергических заболеваниях.

 

Барий.

Применяют с целью исследования желудочно-кишечного тракта.

Сульфат бария используется как рентгеноконтрастное средство.

 

Стронций.

В организме животных и человека стронций в больших количествах накапливается в костной ткани и влияет на процесс костеобразования. Избыток его вызывает «стронциевый рахит».

Данная тема позволяет учащимся познакомиться с катионами 3 аналитической группы, изучить практически качественные реакции, выяснить реагенты для обнаружения индивидуальных ионов. Узнать какую роль играют катионы Ba2+,Sr2+,Ca2+ в организме человека, какие соли этих катионов используются в медицине.

 

Анализ смеси катионов 3 аналитической группы позволяет учащимся выяснить для чего сульфаты катионов третьей группы необходимо превращать в карбонаты, а проведение систематического анализа катионов 1,2,3 аналитических групп позволяет применить знания и умения учащихся на практике.


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 01 04 «Медико-диагностическое дело»

 

ТЕМА: Проведение реакций обнаружения катионов третьей аналитической группы. Анализ смеси катионов первой, второй, третьей аналитических групп.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Формирование новых умений и навыков.

ВИД ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

1.Дать общую характеристику III аналитической группы, применение соединений катионов данной группы в медицине.

2. Сформировать знания об основных качественных реакциях этих катионов.

3.Научить выполнять качественные реакции катионов III аналитической группы

 

 

ВОСПИТАНИЯ:

1.Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине.

2.Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

3.Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении практических работ с применением химических реактивов.

4.Формирования культуры учебного труда.

РАЗВИТИЯ:

1. Развивать память, мышление, наблюдательность.

2.Добиться повышения познавательной самостоятельности.

 

В РЕЗУЛЬТАТЕ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:

иметь представление

о применении соединений катионов данной группы в медицине.

Знат ь

общую характеристику 3 аналитической группы

Знать формулы и названия характерных реагентов, признаки реакций

Уметь

выполнять качественные реакции катионов 3 аналитической группы.

проводить анализ смеси катионов 1, 2 и 3 аналитических групп, делать вывод о присутствии или отсутствии катионов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

обеспечить реализацию поставленных целей занятия через организацию самостоятельной работы учащихся, внедрение активных форм устного и письменного контроля знаний учащихся.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.Учебник:Е.В. Ткачев, С.В. Барковский «Аналитическая химия».

2.Инструкции по выполнению практического занятия

3.Методическая разработка занятия.

4 .Оборудование:

Штатив с реактивами

Штатив с пробирками

Чашка Петри

Емкость с дистиллированной водой

Глазные пипетки

Предметные стекла

Стеклянная палочка

5. Лабораторная посуда.

Пробирки химические

Пипетки химические

6. Реактивы.

Азотная кислота

Серная кислота 2н

Хлороводородная кислота 2н

Уксусная кислота 2н

Раствор аммиака конц. 25%

Раствор аммиака 2н

Аммония хлорид 6н

Аммония оксалат 0.5н

Бария хлорид 0.5н

Калия гексацианоферрат (желтая кровяная соль)

Калия хромат 0.5н

Калия дихромат 0.5н

Кальция хлорид 0.5н

Натрия ацетат 0.1н

Гексагидроксостибиат калия

Гексанитрокобальтат натрия

Иодид калия

Спирт этиловый

Реактив Несслера

6.Схемы анализа катионов,3 аналитической группы.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:

биохимия «Определение содержания кальция в крови», «проведение реакций обнаружения катионов 4,5 аналитических групп»

 

 


№ п/п Структура занятия Технология занятия Время (мин.)
Дидактическая подструктура Методическая подструктура Методы обучения Средства обучения Формы организации деятельности учащихся  
  Подготовка группы к занятию. Проверка готовности учащихся к занятию, наличие материально-технических средств. организационный журнал, план занятия фронтальная  
  Начальная мотивация, целевая установка. Подготовка учащихся к восприятию материала. Сформулировать цель занятия, осмыслить тему и вопросы, подлежащие изучению, обсуждение значимости темы. информационно-рецептивный. беседа   фронтальная  
  Актуализация субъективного опыта учащихся с проверкой домашнего задания 1.фронтальный опрос 2.ТК по теме «Проведение реакций обнаружения катионов 1,2 аналитических групп»     репродуктивные задания ТК, вопросы индивидуальная парная, фронтальная, взаимоконтроль  
  Этап применения изученного План: 1.Инструктаж по ОТ 2.Изучить особенности выполнения качественные реакции катионов 3 аналитической группы. 3.Изучение инструкции выполнения практической работы. 4.Изучить схемы анализа на катионы 1,2,3 аналитических групп.. 5.Рассмотреть инструкции по выполнению анализа катионов 1,2,3 аналитических групп 6.Выполнение практической работы. 7.Выводы. 8.Проверка результатов работы. частично-поисковые, практические словесные методические указания учащимся методическая разработка занятия лабораторная посуда, реактивы, инструк- ции. фронтальная, индивидуальная  
  Этап контроля и коррекции Проверка оформления практической работы. Контрольные вопросы и задачи репродуктивные тетради задания для самостоятельной работы учащихся контроль знаний парная, индивидуальная  
    Информация о домашнем задании   Учебник Е.В.Барковский, С.В.Ткачев «Аналитическая химия» [1] 117-124   словесные   запись на доске   фронтальная  
  Этап подведения итогов занятия, рефлексия. Анализ деятельности группы в целом, отдельных учащихся. Проведение рефлексии. Цепочка пожеланий» словесные журнал задания рефлексии     фронтальная, индивидуальная  

Вопросы исходного уровня знаний

По теме «Проведение реакций обнаружения на катионы 1,2 аналитических групп»

1.Какие катионы относятся к первой аналитической группе

2.Какие основные химические свойства катионов первой аналитической группы и их соединений

3.Какова биологическая роль соединений калия и натрия в организме человека

4.Какие химические соединения используются в медицине калия и натрия

5.Каковы особенности обнаружения ионов NH4+ с помощью реактива Несслера

6.Какя среда раствора должна быть при обнаружения ионов натрия с помощью гексагидроксостибиата (5) калия и почему

7.Какие катионы относятся ко второй аналитической группе

8.Почему гидроксиды серебра и ртути не обнаруживаются в растворе

9.Какими свойствами обладает гидроксид свинца

10.Где в медицинской практике применяется свинец и его соединения

 

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

по теме: «Проведение реакций обнаружения катионов 1 и 2 аналитических групп»

1 вариант

Уровень

1. Что является групповым реактивом 2 аналитической группы? Напишите уравнение реакции в ионном виде взаимодействия группового реактива с ионом свинца.

2. О катионах какой группы идет речь: «Группового реактива нет, катионы являются сильными восстановителями, большинство солей растворимы в воде, образуют сильные основания» (катионы__1___ группы)

Уровень

3. К катионам 2 аналитической группы относят:

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

4. Для всех катионов 1 групповым реактивом является:

а) NaOH в) H2SO4 д) нет группового реактива

б) NH4OH г) HCl

5. Качественными реакциями на ион К+ является взаимодействие с реагентами:

а) гидротартрат натрия NaHC4H4O6

б) гексагидроксостибиат калия K[Sb(OH)6]

в) гексанитрокобальтат (III) натрия Na3[Co(NO2)6]

г) ацетат уранила UO2(CH3COO)2

д) гидроксид натрия NaOH

е) йодид калия KI

6. Качественными реакциями на ион Ag+ является взаимодействие с реагентами:

а) гидротартрат натрия NaHC4H4O6

б) хромат калия K2CrO4

в) тиосульфат натрия Na2S2O3

г) гексанитрокобальтат (III) натрия Na3[Co(NO2)6]

д) гидроксид натрия NaOH

е) йодид калия KI

7. В результате реакции гексанитрокобальтата (III) натрия (Na3[Co(NO2)6]) с ионами Na+

образуется осадок:

а) бурого цвета

б) желтого цвета

в) белого цвета

г) кирпично-красного цвета

8. В результате реакции иона серебра с йодидом калия образуется осадок:

а) бурого цвета

б) желтого цвета

в) белого цвета

г) кирпично-красного цвета

Уровень

9. Избыток каких ионов в клетках коры головного мозга вызывает возбуждение ЦНС и как следствие приводит к маниакальным состояниям?

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

 

10. Внутриклеточный ион:

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

11. Меркуризм характеризуется появлением металлического привкуса во рту, сильным слюнотечением, слуховыми и обонятельными галлюцинациями, головными болями, потерей памяти. Объясните проведение реакции.

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

4 уровень

12. Напишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде взаимодействия катиона калия К+ и гидротартрата натрия NaHC4H4O6. Объясните проведение реакции.

 

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

по теме: «Проведение реакций обнаружения катионов 1 и 2 аналитических групп»

2 вариант

Уровень

1. Что является групповым реактивом 2 аналитической группы? Напишите уравнение реакции в ионном виде взаимодействия группового реактива с ионом серебра.

2. О катионах какой группы идет речь: «Элементы этих катионов отличаются друг от друга по химическим свойствам. При действии группового реактива образуются белые творожистые осадки хлоридов, которые не растворяются в воде и разбавленных растворах кислот» (катионы ___2_____ группы)

Уровень

3. К катионам 1 аналитической группы относят:

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

4. Для всех катионов 2 групповым реактивом является:

а) NaOH в) H2SO4 д) нет группового реактива

б) NH4OH г) HCl

5. Качественными реакциями на ион Na+ является взаимодействие с реагентами:

а) гидротартрат натрия NaHC4H4O6

б) гексагидроксостибиат калия K[Sb(OH)6]

в) гексанитрокобальтат (III) натрия Na3[Co(NO2)6]

г) ацетат уранила UO2(CH3COO)2

д) гидроксид натрия NaOH

е) йодид калия KI

6. Качественными реакциями на ион Pb2+ является взаимодействие с реагентами:

а) гидротартрат натрия NaHC4H4O6

б) хромат калия K2CrO4

в) тиосульфат натрия Na2S2O3

г) гексанитрокобальтат (III) натрия Na3[Co(NO2)6]

д) гидроксид натрия NaOH

е) йодид калия KI

7. В результате реакции гидротартрата натрия (NaHC4H4O6) и ионов К+ образуется осадок:

а) бурого цвета

б) желтого цвета

в) белого цвета

г) кирпично-красного цвета

8. В результате реакции иона свинца и серной кислоты выпадает осадок:

а) бурого цвета

б) желтого цвета

в) белого цвета

г) кирпично-красного цвета

Уровень

9. Избыток каких ионов в клетках коры головного мозга вызывает угнетение ЦНС и как следствие приводит к депрессии?

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

10. Внутриклеточный ион:

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

11. Сатурнизм характеризуется головной болью, бессонницей, судорогами мышц, галлюцинациями, атрофией зрительного нерва, нарушением функции почек. Отравление катионами какого металла вызывает данные нарушения в организме?

а) Na+ в) K+ д) Hg22+

б) Pb2+ г) NH4+ е) Ag+

Уровень

12. Напишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде взаимодействия катиона аммония NH4+ и гидроксида натрия NaOH. Объясните проведение реакции.

 

 

ОТВЕТЫ:

Вариант1

1..HCI

2. 1

3. Д,е, б

4. Нет группового реактива

5. А, в

6. Б

7. Б

8. Б

9. В

10. А

11. б

 

 

Вариант2

1.HCI

2.2

3.б,д,е

4.д

5.б,г

6.б,е

7.б

8.б

9.а

10.а

11.е

Вопросы фронтального опроса:

Тема: «Проведение реакций обнаружения катионов 3 аналитической группы, анализ смеси катионов 1,2,3 аналитических групп».

1.Какие катионы относятся к третьей аналитической группе. Назовите групповой реагент 3 аналитической группы.

2.Какие соли щелочноземельных металлов растворимы в воде.

3.Какова сравнительная растворимость сульфатов щелочноземельных металлов.

4.Каким образом сульфаты катионов третьей группы переводят в раствор.

5.Какие реагенты применяют для определения в растворе ионов Ba2+, Ca2+.

6.С помощью какой реакции можно обнаружить в растворе ионы бария в присутствии ионов кальция.

7.Почему сульфаты катионов третьей группы необходимо превращать в карбонаты.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.