Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет № 4. Структурно-семантическая и логико- грамматическая клас-ция СПП. Методика изучения текста в школе на уроках русского языка.





Классификации СПП: 1.Формальная. Выделяется осн. ср-во связи (союз или союзное слово) и исходя из этого дается хар-ка:СПП с союзами и СПП с союз.словами. 2.Структурно-семантич. (основатель Поспелов) выделяет 2 гр. СПП: одночленные (нерасчлененные) и двучленные (расчлененные). Нерасчлененные СПП. В них придаточная часть отн-ся к какому-то одному слову гл.части и реже - к словосочетанию. Придаточная часть при этом дополняет, распространяет главн. предл. или гл.слово в нем. Гл.слово-опорное,кот. нах-ся в гл.части. Скрепой м.б. как союзы, так и союзные слова. Скрепа входит в придаточную часть. (Я тот, кого никто не любит.) [...опорное слово], (скрепа...)-контактная рамка. Придаточная часть в расчлененном предложении отн-ся ко всему предложению, либо вопрос невозможен, либо ставит-ся от сказуемого [...], (скрепа...).

Виды нерасчлененных предложений.

1. Присубстантивно-относительные. В кач-ве опорного слова выступ.сущ-ое, (какой? Чей?) скрепа - союзное слово. [...сущ.], (союзное слово). Скрепы - который, кто, что, какой, чей, где, откуда). Осн.грам.значение -определ-ное.(Я знаю край (какой?), где все обильем дышит.) Хар-р определительных отношений зависит от коррелята. Определительное значение м.б.: а) качественно-определительным (указательное слово - такой).(Стюард Яковлевич был такой управитель1 (какой?), какого и в свете нет. [... + такой сущ], (какого...); б) выделительно-определительное (указательное слово тот).(Деревня, где скучал Онегин.. (та)) в) повествовательно-распространительное (указательного слова нет и не м.б). (Из редакции Антошка пошел на Невский1 (какой?), где купил дорожный костюм2. [... сущ.], (где...).

2. Местоименные СПП Опорное слово — мест. или местоименное наречие. Они м.б.: а) местоименно-союзные (скрепа-союз): [мест], (союз...).(У нее такой голос1 (какой?), что (союз) все удивляются2. [...+такой...], (что...).) Грам.значение кач-венно определительное.); б) местоименно-относительные (скрепа -союз. слово): [мест.], (союзное слово...). (Я тот1 (какой?), чей взор надежду губит2. [...мест, (тот)], (чей...). Грам. значение выделительно-определительное. Я тот1 (какой?), кого никто не любит. [... мест, (тот)], (кого...).)Грам. значение — выделительно-определительное). В местоименных СПП опорное слово м.б. нулевым.(Иду (0)' (куда?), куда глаза глядят2. [...нулевое мест, слово], (куда...). Местоименно-относительное с нулевым опорным словом. Грам.значение места.). М.б. следующие грам. значения (кроме значения места) (1- Надо написать фразу так1 (как именно?), чтобы она была понятна читателям. [...+так], (чтобы...). Местоименно-союзное. Грам. Значение образа действия.) (2- Так красива трава на лугах1, что косить жалко2. [+Так красива...], (что...). Местоименно-союзное. Гр. значение меры и степени.) (3- За ночь выпало столько снега', что трудно было выйти из дома2. [+столько снега], (что...).). Местоименно-союзное. Гр. значение меры и степени с добавочным значением следствия.)

3. Изъяснительные СПП. М.б. изъяснительно-относительными (скрепа-союзное слово) и изъяснительно-союзными(скрепа-союз). Опорным явл. слово, кот. требует изъяснения, или гр.слов со значением речи, мысли, чувства. Вопрос от гл.предл. к зависимому - вопрос косвенного падежа.

Изъяснительные слова: - глаголы (увидеть,услышать и т. д.) (Потрудитесь проверить' (что?), способны ли вы выдержать потрясение. [...изъясн. глагол i-то], (...ли...).) Изъяснительно-союзное с гр.значением изъяснительным); -предикативные прилагательны е (убежден, доволен, согласен, уверен, рад); - слова КС. ( Слышно1 (что?), как шумят деревья2. [изъясн. слово КС ±то], (как...). изъяснительно-относительное с гр. Значением изъяснительным - существительные (со значением речи, мысли, чувства).(Мысль о том1, что он не успеет все сделать2, была ему неприятна'. [изъяс. сущ. +о том], (что...). Изъяснительно-союзное с гр. значением изъяснительным с добавочным выделительно-определительным значением.)

4. Прикомпаративные СПП. Придаточная часть поясняет опорное слово, выраженное компаративом(ср. степенью прилаг, наречия или Кат Сост).Скрепой всегда явл. только союз (чем, ежели, нежели).

(А вот у вас жизнь сложилась хуже1 (чем что?), чем я ожидал2. [...ср. степень наречия], (чем...). Гр. значение сравнения, сопоставления.) Не следует путать их с простыми, где есть сравнит.оборот.

Виды расчлененных СПП. В расчлененных СПП придаточная часть относится ко всей главной.Если задается вопрос,то он ставится в осн. от сказуемого. Связь главн. и придаточн. Предл. непредсказуема. В кач-ве скреп выступают чаще всего семантич.союзы. В глав.части нет опорного слова. [...], (скрепа...).

Типы грам. значений придаточных:

1) Причины. Вопросы: почему, отчего, по какой причине. Союзы: потому что, так как, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку, ибо, благо.(Подлинный героизм невидим1, потому что скромен) 2)Следствия. Союз так что.(Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен.) 3)Условия. Вопрос- при каком условии? Союзы: если, когда, как, ежели, коли, раз, буде. (Если бы выпарить всю соль океана, она покрыла бы всю землю слоем 90 м.) 4)Цели. Вопросы-с какой целью?зачем?Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы.(Чтобы не портить себе аппетита, я отказался от чая. (Чтобы...),[…] 5)Времени. Вопросы:когда,с каких пор,до каких пор.Союзы: когда,в то время как, пока, как, покамест, покуда, как только.Едва курьер скрылся в парадном,как свет померк в глазах мальчика. (Едва...),[...]. 6) Сравнительное. Вопросы: как, каким образом. Союзы: как,словно,будто,как будто, точно, как если бы.Он сидел,как кокотка после утомительного бала. [...], (как...) 7 ) Уступительные: а)собственно уступительные. Вопросы: несмотря на что, вопреки чему. Союзы: хотя,несмотря на то что,невзирая на то что,даром что,пускай, пусть.Ему уже не было страшно,хотя гром гремел по-прежнему. [...], (хотя...); б) обобщенно-уступительные, обозначают предельное проявление того, о чем говорится в придаточной части.Союзные слова: куда - ни,сколько ни,где ни, кто ни... (Куда бы нас ни бросила судьбина, и счастие куда б не завело, все те же мы...) 8) Присоединительные содержат оценку, вывод,следствие. Союзные слова: что,отчего, почему,зачем,где,откуда,куда,...(Алексей почувствовал во всем теле возбуждающий холодок,что всегда бывало с ним в минуту опасности.). 9)СПП с сопоставительными отношениями. Вопрос чаше не ставится, это переходный тип между сочинением и подчинением.Союзы; если то, пускай зато,сколь скоро то,в то время как, между тем как,тогда как,в то время как в долине зазеленела трава,в горах еще лежал снег. 11) Пояснительные. Союзы: то есть, а именно, как-то. Я решил отомстить вам, то есть я расскажу о вашем поступке.

Логико-грамматическая классификация (ЛГК) – строится с учетом логических отношений между частями СПП (с учетом значения придаточной части) и основывается на уподоблении СПП в целом простому предложению, а придаточных частей – членам предложения.

Эта классификация была первой классификацией СПП и сложилась в основном к середине 19-го века (А.Х.Востоков, Греч, Буслаев).

Исходя из того, что «каждый из членов предложения может быть выражен предложением придаточным», среди придаточных предложений выделялись:

· подлежащные

· сказуемные

· дополнительные

· определительные

· обстоятельственные

Согласно этой классификации к придаточным подлежащным относятся такие придаточные, которые либо выполняют роль отсутствующего в главной части подлежащего, либо конкретизируют (раскрывают) значение подлежащего, выраженного местоимением.

Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет (в ГЧ отсутствует подлежащее).

Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей.

К придаточным сказуемным относятся придаточные, которые раскрывают значение именной части в составе именного сказуемого в главной части, выраженного местоимением.

Герой – это тот (СИС), кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

К придаточным дополнительным относятся такие придаточные, которые либо играют (выполняют) роль отсутствующего дополнения в ГЧ, либо раскрывают значение дополнения, выраженного дополнением.

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь.

К придаточным определительным относятся такие придаточные, которые либо выполняют определения при каком-либо члене предложения в главной части, либо … раскрывают значение определения, выраженного местоимением.

Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука.

К придаточным обстоятельственным относятся придаточные, которые выполняют роль обстоятельства к какому-либо ЧП в главной части, либо раскрывают значение … местоимения.

Пойди туда, не зная куда.

Достоинство ЛГК в том, что она рассматривает СПП как единицу, основанную на синтаксических связях и отношениях, аналогичных связям и отношениям в простом предложении, и тем самым изоморфизм (взаимодействие, уподобление) синтаксических единиц.

Вместе с тем ЛГК имеет недостатки:

- вместо анализа СПП как сложного целого, обладающего своим особым строением и значением, в ней рассматриваются (раскрываются) только внешние аналогии (?) придаточных частей и членов ПП.

В результате этого в один вид СПП помещают совершенно разные по структуре и значению предложения, и наоборот – одинаковые по строению и значению предложения попадают в разные виды СПП.

Была такая жара, что трудно дышать (придаточное определительное).

Жара была такая, что трудно дышать (придаточное сказуемное).

Кто хочет, тот добьется (кто хочет – придаточное подлежащное).

Нам кажется, что кто-то поет (что кто-то поет – придаточное подлежащное, заменяет отсутствующее подлежащее в ГЧ?)

Кроме того, данная классификация не охватывает всех видов СПП, т.к. есть такие придаточные, которым нельзя уподобить члены предложения (например, придаточные следствия, придаточные присоединительные).

По существу ЛГК – это классификация не СПП, а классификация придаточных частей.

В настоящее время такая классификация представлена лишь в грамматике РЯ 1954-161 гг., а также в учебниках Гвоздева, Руднева (60-70 гг.)

Сейчас эта классификация используется только в школьном учебнике Бабайцевой.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.