Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правила этикета при общении синвалидами





4.2.1. Коммуникативная эффективность

 

Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получе- нию ими услуг наравне с другими лицами.

Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффек- тивного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров, на- зывается коммуникативной эффективностью.

Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Комму- никативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профес- сионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

– избегать конфликтныхситуаций;

– внимательно слушать инвалида и слышатьего;


– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодей- ствия;

– обеспечивать высокую культуру и этикувзаимоотношений;

– цивилизовано противостоятьманипулированию.

 

4.2.2. Общие правила этикета при общении синвалидами

 

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами13, кото-

рыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращай- тесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют приразговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется про- тезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполнедопустимо.

3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к ко- му в данный момент вы обращаетесь, и назватьсебя.

4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и какделать.

5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы.

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то ин- валидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого про- странства человека, который ееиспользует.

7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте тер- пеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не до- говаривайтезанего.Никогданепритворяйтесь,чтовыпонимаете,еслинаса-


13 Карен Мейер. 10 общих правил этикета.


мом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понятьего.

8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользую- щимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разгова- ривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас па- дал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сига- реты, руки), немешало.

9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, ко- торый плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать погубам.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Уви- димся» или «Вы слышали об этом...?» тому, кто не может видеть илислышать.

Также разработаны правила этикета для лиц с разнымирасстройствами

функций организма14. Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь,

рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте – и тогда общение будет эффективным.

 

4.2.3. Фразеология общения синвалидами

 

Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, – ярлыки и оскорбительныестереотипы.

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, кото- рые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инва- лидностью в странах, где движение инвалидов активно и влиятельно, про- пагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жа- лости и других негативныхассоциаций.

Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидно- стью до сих пор окончательно не сложилась – даже в среде инвалидов присут-

 

14 Татьяна Прудинник. Как правильно вести себя с инвалидом. http://www.interfax.by/article/56700.


ствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных тер- минов.

Ярким примером неудачного поиска новой корректной терминологии яв- ляется широкое применение в последние годы выражения «человек с ограни- ченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что воз- можности человека ограничиваются извне общественными условиями.

При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтраль- ным термином оказывается слово «инвалид». Слово «инвалид» вызывает раз- личные чувства, но в целом большинство людей считают его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным. И все же при общении важен человек, а не его инвалидность, поэтому лучше всего говорить «человек с инвалидно- стью».

При выборе слов и выражений следует избегать стереотипов, вызывающих жалость или негативные ассоциации. Наиболее приемлемые слова и выраже- ния, которые можно использовать при общении с инвалидами, приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

 

 

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы
Человек с инвалидностью Человек с ограниченными возможностями, больной, искалеченный, покалеченный, неполноценный,кале- ка, с дефектом здоровья, с недостатком здоровья
Не инвалид, человек без инва- Лидности Нормальный / здоровый
Человек, использующий инва- лидную коляску, человек на ко- ляске,человек с парализованными ногами Прикованный к инвалидной коляске, паралитик, парализованный
Врожденная инвалидность,ин- валид с детства Врожденный дефект, увечье, несчастье
Дети с инвалидностью Дети-инвалиды
Незрячий, слабовидящий, чело- век с инвалидностью по зрению Слепой, совершенно слепой
Неслышащий, слабослышащий, человек с инвалидностью по слуху,пользующийся жестовой речью Глухой как пень, человек с нарушением слуха, чело- век (ребенок) с остаткамислуха, глухонемой
Человек с особенностями психи- ческого развития, с особенно- Сумасшедший, люди с психиатрическими проблема- ми, душевнобольные люди, людис

стями душевного или эмоцио- нального развития душевным или эмоциональным расстройством

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.