Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Динамика промышленного развития России в 1893—1913 гг.





В 1893 г. в России начался промышленный подъем, в результате которого в начале XX в. окончательно сложилась система российского капитализ­ма с ее экономическими, социальными и политическими особенно­стями.

Рост промышленного производства происходил во всех отрас­лях промышленности. Наиболее высокие его темпы были в метал­лургии, машиностроении и горнозаводской промышленности. Про­дукция черной металлургии за 1893—1899 гг. увеличилась более чем в три раза, причем прирост происходил главным образом за счет новых, лучше оснащенных металлургических заводов Юга России. В три раза увеличилось производство и в машиностроении, основной продукцией которого были транспортные средства.

Быстрые темпы роста тяжелой промышленности требовали увеличения добычи минерального топлива: добыча нефти возросла более чем в два с половиной раза, а каменного угля — почти в три раза.


Бурный подъем переживало железнодорожное строительство, в которое вкладывались огромные государственные средства. За 1890—1900 гг. протяженность железных дорог увеличилась почти в два раза (с 31 тыс. до 58 тыс. верст). Большое значение для эконо­мики России имело проведение железных дорог, связавших про­мышленный центр России с окраинами. Железнодорожное строи­тельство предъявляло большой спрос на продукцию металлургии и машиностроения.

По абсолютным размерам производства на первом месте про­должала оставаться текстильная промышленность, но по темпам своего роста она значительно уступала отраслям тяжелой промыш­ленности.

Итогом промышленного подъема 1893—1899 гг. явились не толь­ко общее увеличение (более чем в 2 раза) продукции промышлен­ности, но и значительная концентрация производства, повышение производительности труда и техническое перевооружение предпри­ятий.

Кризис 1900-1903 гг За промышленным подъемом 1893—1899 гг. по-. следовал кризис 1900—1903 гг. Он охватил все раз­витые капиталистические страны, но для России он оказался осо­бенно тяжелым и длительным.

Первым признаком кризиса явилось резкое падение цен на основные виды продукции промышленных предприятий. Этому пред­шествовали сокращение Государственным и частными банками кредита предприятиям и повышение ставки учетного процента, вызванное европейским денежным кризисом 1899 г. Предприятия вынуждены были сами сокращать кредит под отпускаемые товары, что тяжело отразилось на реализации продукции, а это, в свою очередь, привело к продолжительному падению курса акций и цен на товары, обесцениванию самых дорогих предприятий. Производ­ство сокращалось на всех предприятиях. Около 3 тыс. средних и мелких предприятий закрылись. В меньшей степени кризис затро­нул наиболее крупные предприятия вследствие комбинированного характера производства на большинстве из них, что давало им воз­можность маневрирования на рынке.

Кризис 1900—1903 гг. способствовал дальнейшей концентра­ции производства, особенно в важнейших отраслях промышленно­сти — металлургической, машиностроительной и топливной.

Депрессия 1904—1908 гг. В отличие от капиталистических стран Европы, где с 1904 г. уже начался восходящий цикл эко­номического развития, сменившийся в 1907 г. новым промышлен­ным кризисом, Россия пережила длительную полосу экономиче­ской депрессии, которая характеризовалась медленным приливом капитала в промышленность. Застой в промышленном развитии был связан с ухудшением финансового состояния страны в результате


огромных затрат на ведение русской-японской войны 1904— 1905 гг. и с дефицитом государственного бюджета. Другим факто­ром, отразившимся на экономическом состоянии страны, явилась революция 1905—1907 гг. Массовое забастовочное движение при­вело в значительной мере к дезорганизации производства. Кроме того, русские и особенно иностранные капиталисты, напуганные рево­люцией, не только не вкладывали капиталы в промышленность, но и свертывали производство. На сельское хозяйство разрушающе подействовали массовые разгромы помещичьих имений и репрес­сии властей по отношению к крестьянам.

Несмотря на указанные неблагоприятные факторы, за 1900— 1908 гг. на 432 тыс. человек увеличилась численность рабочих, а объем промышленной продукции возрос на 37%. Стабилизирова­лось положение коммерческих банков, что способствовало росту учетно-ссудных операций. Существенно возросла концентрация капиталов в банках.

Промышленный подъем, рост торговли, транспорта и кредитной системы. С конца 1909 г. полоса длительной депрессии сменилась новым промышленным подъемом. Показатели темпов роста производства в некоторых отраслях промышленности оказались за эти годы намного выше, чем во время промышленного подъема 1893—1899 гг. Самые высокие темпы производства наблюда­лись в наиболее крупных и монополизированных отраслях — в то­пливной промышленности, в черной и цветной металлургии, маши­ностроении. В значительной степени рост производства этих отрас­лей промышленности был обусловлен огромными государственны­ми заказами на военные нужды. На улучшение экономической конъ­юнктуры оказали влияние и высокие урожаи 1909—1913 гг. (за ис­ключением 1911 г.); стало возможным в небывалых размерах повы­сить экспорт хлеба, к тому же на мировом рынке цены на хлеб возросли на 35%.

За 1909—1913 гг. торговый оборот возрос на 2,3 млрд. руб. (в полтора раза). Выросли денежные вклады и текущие счета в кре­дитной системе: к 1913 г. они достигли 4,7 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза.

В годы промышленного подъема темпы роста производства в ряде ведущих отраслей промышленности были выше, чем в высо­коразвитых странах Европы и в США. Например, объем выпускае­мой продукции в машиностроении увеличился за эти четыре года в полтора раза, причем значительно расширился ассортимент ма­шин и механизмов. Высокими темпами развивались пищевая и хлоп­чатобумажная промышленность. Значительно возросла сеть желез­ных дорог, которая к 1913 г. составила 64 тыс. верст (без учета Финляндии, КВЖД и местных). Немалую роль играл.и речной транс­порт, который имел хорошую отечественную судостроительную базу. Более 2/3 речных грузов перевозилось на паровых судах. Морской


торговый флот пополнился крупными пароходами и теплоходами дальнего плавания.

Однако промышленный подъем 1909—1913 гг. не вызвал появ­ления на карте России новых промышленных центров, как это было в конце 1890-х годов. Основная часть промышленного производства по-прежнему сосредоточивалась в старых промышленных районах, но внутри этих районов произошли некоторые структурные изме­нения. Так, в Центрально-промышленном районе существенно под­нялся удельный вес тяжелой промышленности — район стал круп­ным центром машиностроения. В Северо-Западном районе выросли крупные предприятия текстильной и химической промышленно­сти. Южный район и Украина продолжали оставаться основной базой горнодобывающей, металлургической и сахарной промышленности, однако здесь появились новые машиностроительные и судострои­тельные предприятия. В Бакинском районе, который продолжал оставаться основным нефтедобывающим центром страны, выросли предприятия нефтяного машиностроения.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.