|
Динамика промышленного развития России в 1893—1913 гг.В 1893 г. в России начался промышленный подъем, в результате которого в начале XX в. окончательно сложилась система российского капитализма с ее экономическими, социальными и политическими особенностями. Рост промышленного производства происходил во всех отраслях промышленности. Наиболее высокие его темпы были в металлургии, машиностроении и горнозаводской промышленности. Продукция черной металлургии за 1893—1899 гг. увеличилась более чем в три раза, причем прирост происходил главным образом за счет новых, лучше оснащенных металлургических заводов Юга России. В три раза увеличилось производство и в машиностроении, основной продукцией которого были транспортные средства. Быстрые темпы роста тяжелой промышленности требовали увеличения добычи минерального топлива: добыча нефти возросла более чем в два с половиной раза, а каменного угля — почти в три раза. Бурный подъем переживало железнодорожное строительство, в которое вкладывались огромные государственные средства. За 1890—1900 гг. протяженность железных дорог увеличилась почти в два раза (с 31 тыс. до 58 тыс. верст). Большое значение для экономики России имело проведение железных дорог, связавших промышленный центр России с окраинами. Железнодорожное строительство предъявляло большой спрос на продукцию металлургии и машиностроения. По абсолютным размерам производства на первом месте продолжала оставаться текстильная промышленность, но по темпам своего роста она значительно уступала отраслям тяжелой промышленности. Итогом промышленного подъема 1893—1899 гг. явились не только общее увеличение (более чем в 2 раза) продукции промышленности, но и значительная концентрация производства, повышение производительности труда и техническое перевооружение предприятий. Кризис 1900-1903 гг За промышленным подъемом 1893—1899 гг. по-. следовал кризис 1900—1903 гг. Он охватил все развитые капиталистические страны, но для России он оказался особенно тяжелым и длительным. Первым признаком кризиса явилось резкое падение цен на основные виды продукции промышленных предприятий. Этому предшествовали сокращение Государственным и частными банками кредита предприятиям и повышение ставки учетного процента, вызванное европейским денежным кризисом 1899 г. Предприятия вынуждены были сами сокращать кредит под отпускаемые товары, что тяжело отразилось на реализации продукции, а это, в свою очередь, привело к продолжительному падению курса акций и цен на товары, обесцениванию самых дорогих предприятий. Производство сокращалось на всех предприятиях. Около 3 тыс. средних и мелких предприятий закрылись. В меньшей степени кризис затронул наиболее крупные предприятия вследствие комбинированного характера производства на большинстве из них, что давало им возможность маневрирования на рынке. Кризис 1900—1903 гг. способствовал дальнейшей концентрации производства, особенно в важнейших отраслях промышленности — металлургической, машиностроительной и топливной. Депрессия 1904—1908 гг. В отличие от капиталистических стран Европы, где с 1904 г. уже начался восходящий цикл экономического развития, сменившийся в 1907 г. новым промышленным кризисом, Россия пережила длительную полосу экономической депрессии, которая характеризовалась медленным приливом капитала в промышленность. Застой в промышленном развитии был связан с ухудшением финансового состояния страны в результате огромных затрат на ведение русской-японской войны 1904— 1905 гг. и с дефицитом государственного бюджета. Другим фактором, отразившимся на экономическом состоянии страны, явилась революция 1905—1907 гг. Массовое забастовочное движение привело в значительной мере к дезорганизации производства. Кроме того, русские и особенно иностранные капиталисты, напуганные революцией, не только не вкладывали капиталы в промышленность, но и свертывали производство. На сельское хозяйство разрушающе подействовали массовые разгромы помещичьих имений и репрессии властей по отношению к крестьянам. Несмотря на указанные неблагоприятные факторы, за 1900— 1908 гг. на 432 тыс. человек увеличилась численность рабочих, а объем промышленной продукции возрос на 37%. Стабилизировалось положение коммерческих банков, что способствовало росту учетно-ссудных операций. Существенно возросла концентрация капиталов в банках. Промышленный подъем, рост торговли, транспорта и кредитной системы. С конца 1909 г. полоса длительной депрессии сменилась новым промышленным подъемом. Показатели темпов роста производства в некоторых отраслях промышленности оказались за эти годы намного выше, чем во время промышленного подъема 1893—1899 гг. Самые высокие темпы производства наблюдались в наиболее крупных и монополизированных отраслях — в топливной промышленности, в черной и цветной металлургии, машиностроении. В значительной степени рост производства этих отраслей промышленности был обусловлен огромными государственными заказами на военные нужды. На улучшение экономической конъюнктуры оказали влияние и высокие урожаи 1909—1913 гг. (за исключением 1911 г.); стало возможным в небывалых размерах повысить экспорт хлеба, к тому же на мировом рынке цены на хлеб возросли на 35%. За 1909—1913 гг. торговый оборот возрос на 2,3 млрд. руб. (в полтора раза). Выросли денежные вклады и текущие счета в кредитной системе: к 1913 г. они достигли 4,7 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза. В годы промышленного подъема темпы роста производства в ряде ведущих отраслей промышленности были выше, чем в высокоразвитых странах Европы и в США. Например, объем выпускаемой продукции в машиностроении увеличился за эти четыре года в полтора раза, причем значительно расширился ассортимент машин и механизмов. Высокими темпами развивались пищевая и хлопчатобумажная промышленность. Значительно возросла сеть железных дорог, которая к 1913 г. составила 64 тыс. верст (без учета Финляндии, КВЖД и местных). Немалую роль играл.и речной транспорт, который имел хорошую отечественную судостроительную базу. Более 2/3 речных грузов перевозилось на паровых судах. Морской торговый флот пополнился крупными пароходами и теплоходами дальнего плавания. Однако промышленный подъем 1909—1913 гг. не вызвал появления на карте России новых промышленных центров, как это было в конце 1890-х годов. Основная часть промышленного производства по-прежнему сосредоточивалась в старых промышленных районах, но внутри этих районов произошли некоторые структурные изменения. Так, в Центрально-промышленном районе существенно поднялся удельный вес тяжелой промышленности — район стал крупным центром машиностроения. В Северо-Западном районе выросли крупные предприятия текстильной и химической промышленности. Южный район и Украина продолжали оставаться основной базой горнодобывающей, металлургической и сахарной промышленности, однако здесь появились новые машиностроительные и судостроительные предприятия. В Бакинском районе, который продолжал оставаться основным нефтедобывающим центром страны, выросли предприятия нефтяного машиностроения. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|