Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Монополистические объединения





Монополистические объединения в промышленности, на транспорте и в торговле Первые монополистические объединения возникли в России в 80-е годы XIX в. в металлургической промышленности и в транспортом машиностроении. Связанные с выполнением крупных железнодорожных заказов, они взяли на себя функции объединенного руководства в этой важной от­расли производства. Так, временные союзы нескольких предпри­ятий, выпускавших одинаковую продукцию, уже тогда распреде­ляли заказы на определенные виды продукции согласно принятым Советом этих объединений квотам. Этим же органом устанавлива­лась цена на продукцию. Объединения носили временный харак­тер: договоры между предприятиями заключались на 3—5 лет. По истечении срока договора эти монополистические объединения рас­падались. Подобного типа объединения в 90-х годах XIX в. возни­кали в текстильной, свеклосахарной, нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленности.

В организационном отношении временные монополистические союзы 80—90-х годов представляли собой картели — такую фор­му объединения, участники которого заключали соглашение о ре­гулировании объемов производства, условиях сбыта продукции и найме рабочих в целях извлечения монопольной прибыли. Участ­ники картеля сохраняли производственно-коммерческую самостоя­тельность. Впоследствии большинство картелей перерастали в син­дикаты — объединения, где распространение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществлялись через единую сбытовую контору. В синдикате сохранялась производст-


венная, но утрачивалась коммерческая самостоятельность отдель­ных предприятий. Наиболее высокой формой монополистического объединения являлся трест. Тресты монополизировали не только сбыт, но и производство в определенной отрасли промышленности, поэтому они объединяли те предприятия, в которых производилась однородная продукция. У входивших в трест предприятий утрачи­валась их коммерческая и производственная самостоятельность; предприятия превращались фактически в отделы гигантского про­изводства, управляемого из единого центра — Правления треста.

Обычно сосуществовали все три названных типа промышлен­ных монополистических объединений, но при преобладании одного из них. Для России начала XX в. были характерны монополистиче­ские объединения в форме синдикатов.

Экономический кризис 1900—1903 гг. дал новый толчок моно­полизации промышленности. Начинается следующий этап истории монополистического капитала, когда капиталистические монополии стали одной из основ хозяйственной жизни, охватывая практиче­ски все отрасли тяжелой и некоторые легкой промышленности. Скла­дываются также устойчивые связи между крупнейшими промыш­ленными предприятиями и банками. Монополизации промышлен­ности способствовала и экономическая политика царского прави­тельства, видевшего в ней средство спасения крупных предпри­ятий от краха в годы кризиса.

Ведущая роль в становлении монополистического капитала принадлежала отраслям промышленности, производившим средст­ва производства. Участие иностранного капитала в монополизации ограничивалось финансированием отдельных контрагентов круп­ных синдикатов в металлургической, топливной и некоторых дру­гих отраслях промышленности.

Крупнейшим промышленным монополистическим объединени­ем в России был возникший в 1902 г. синдикат "Продамет" ("Об­щество для продажи изделий русских металлургических заводов"). Постепенно этот синдикат прибирал к своим рукам реализацию наиболее важных видов продукции металлургической промышлен­ности. Хотя он объединил не более 20% заводов этой отрасли, они производили 80% всей продукции на сумму 255 млн. руб. (данные 1910 г.).

В 1902 г. был образован синдикат "Трубопродажа", куда во­шли все предприятия трубопрокатного производства. Деятельность проволочных и гвоздильных предприятий контролировалась син­дикатом "Гвоздь" (1904), а после его распада — синдикатом "Прово­лока" (1908).

Монополистическое объединение в цветной металлургии "Медь" (1907) выступало от имени торговых обществ, но за спиной его стояла обосновавшаяся в Москве германская торговая фирма "Вогау", по­лучившая от русского правительства монопольное право на прода­жу меди. Заключив соглашение с меднопрокатными заводами, она


лишила их самостоятельности в покупке меди и в продаже изделий из нее.

Высокого уровня монополизация достигла в нефтяной промыш­ленности, где монополистические соглашения охватили не только весь внутренний рынок, но и экспортный. В этой отрасли действо­вали две главные фирмы — товарищество "Братья Нобель" и об­щество "Мазут", которые представляли собой монополистические организации высшего типа. В 1905 г. они заключили между собой соглашение, монополизировавшее 77% торговли нефтепродуктами.

В каменноугольной промышленности синдикат "Продуголъ" ("Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бас­сейна", основано в 1904 г.) объединил предприятия с 75% всей до­бычи угля в этом районе. Образовавшиеся позднее угольные синди­каты, которые действовали на местных рынках Урала, Сибири и Польши, вскоре попали под влияние "Продугля". В районе Донбас­са и Криворожья развернул свою деятельность основанный в 1907 г. синдикат "Продаруд". Он объединил крупнейшие горноруд­ные предприятия Юга России.

В транспортном машиностроении в этот период возникли два синдиката, которые почти полностью монополизировали эту отрасль промышленности: "Продвагон" (1904) и " Союз паровозостроительных заводов" (1906).

Крупные монополистические синдикаты возникли в цемент­ной и резиновой отраслях промышленности. Первый под названием "Русское товарищество торговли цементом." (1904) монополизи­ровал 90% производства цемента, второй — "Треугольник" (1907) объединил все предприятия по изготовлению резиновых изделий.

Монополистические объединения действовали в речном и мор­ском судоходстве. Так, в течение трех лет (1906 — 1908) на всех крупных реках России появились синдикатского типа объединения пароходств, которые монополизировали все пароходные сообщения в бассейне Волги, Днепра и сибирских рек. В морском судоходстве в 1903 г. возник синдикат "Объединенное товарищество транс­портирования и страхования грузов в Персии", монополизировав­ший все заграничные грузопотоки на Каспийском море. В противо­вес монополии товарищества "Бр. Нобель" и "Мазут" владельцы наливных судов в 1907 г. создали синдикат "Союз каспийских су­довладельцев наливного флота", сосредоточивший в своих руках 65% грузоподъемности всех наливных судов. На Черном море "Рус­ское общество пароходства и торговли ("РОПИТ"), поглотив ряд других пароходных предприятий, монополизировало почти все гру­зопотоки.

В период экономического подъема (1909—1913) образовались новые монополистические объединения в виде картелей и синдика­тов, шел интенсивный процесс централизации капитала и концен­трации производства. Но характерной чертой этого времени стало создание монополий высшего типа — трестов и концернов. Возник-


ли такие комбинированные объединения, которые включали пред­приятия, осуществлявшие все стадии производства — от добычи сырья до организации сбыта готовой продукции. В России тресты возникали или путем слияния отдельных предприятий в одно, или на основе общего финансирования, при сохранении формальной самостоятельности входивших в трест предприятий. Наибольшее распространение получила вторая форма трестирования. Трестирование в первую очередь охватило отрасли тяжелой промышлен­ности, где оно осуществлялось при участии правительственных органов.

Перед первой мировой войной практически не было в России такой отрасли промышленности или транспорта, которых не затро­нул бы процесс монополизации. Всего в России в то время существовало около 200 разного вида монополистических объединений. Ведущую роль среди них занимали 30 крупных монополий. Овла­дев внутренним рынком, монополии диктовали цены и искали вы­ходы на внешний рынок. Таким образом монополистические объе­динения превратились в основной фактор хозяйственно-экономи­ческой жизни России.

Банковская система Перед первой мировой войной Россия располагала высокоразвитой банковской системой. Центральное место в ней занимали Государственный банк России и столичные акционерные коммерческие банки. Государственный банк России помимо своей роли как центрального эмиссионного банка и круп­нейшего кредитного учреждения являлся важнейшим органом про­ведения в жизнь экономической политики правительства. Наряду с Особой канцелярией по кредитной части Министерства финансов Государственный банк был важнейшим звеном государственного хозяйства. Он оказывал поддержку банковским монополиям, сам осуществлял кредитование промышленности и торговли через ши­рокую сеть своих отделений и контор.

Вторым крупным важным звеном в российской кредитной сис­теме были частные акционерные банки коммерческого кредита. По концентрации капитала акционерные банки России превосходи­ли банки развитых капиталистических стран. Наиболее крупную роль играла группа петербургских банков (так называемая "пятер­ка") — Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-промышленный и Русский для внешней тор­говли. На их долю приходилась почти половина всех ресурсов капи­тала и активов русских акционерных банков.

Несмотря на высокий уровень концентрации и централизации капитала акционерных банков, резко возросла численность обществ взаимного кредита и городских банков. В 1913 г. в России насчиты­валось 1108 обществ взаимного кредита с общей суммой основных активов 865 млн. руб. и 317 городских банков с суммой активов 245 млн. руб.


В системе земельного кредита по-прежнему выделялись осно­ванные в 80-х годах XIX в. два государственных банка — Дворян­ский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. Их дея­тельность способствовала развитию капиталистического предпри­нимательства в сельском хозяйстве. Помимо государственных уч­реждений земельного кредита действовали еще 8 местных дворян­ских земельных банков, 10 акционерных земельных банков и 36 городских кредитных обществ. Более 60% всех кредитов поземель­ных банков центральных и местных было выдано поместному дво­рянству. Тем самым царское правительство оказало существенную поддержку сохранению помещичьего землевладения.

Промышленный подъем 1909—1913 гг. создал благоприятные условия для притока золота в Государственный банк и увеличения вкладов в частные коммерческие банки.

Финансовый капитал Путем объединения ("сращивания") промышленного капитала с банковским создавалась система финансового капитала. Возникали объединенные промышленно-банковские монополии. Так, в годы предвоенного экономического подъема под руководством Русско-Азиатского и Петербургского ме­ждународного коммерческих банков возникли два таких крупней­ших объединения. Под контроль Русско-Азиатского банка вошли громадный военно-промышленный концерн "Путиловский-Невский", нефтяной концерн в составе трестов А. И. Манташева, С. Г. Лианозова и товарищества "Нефть", табачный, ниточный и жировой син­дикаты. Кроме того в сфере влияния этого банка оказались ряд железнодорожных обществ, предприятия машиностроительной, гор­норудной и каменноугольной промышленности. Финансово-промыш­ленная группа Петербургского международного коммерческого банка создала огромный военно-промышленный концерн путем слияния двух трестов — строительного "Николаевский-Россуд" и транспорт­ного машиностроения "Коломна-Сормово". Все предприятия, вошед­шие в эти гигантские финансово-промышленные объединения, но­минально сохраняли самостоятельность, но руководство банков пол­ностью контролировало их деятельность.

Финансово-промышленные группы меньшего масштаба были созданы другими петербургскими банками — Учетным, Ссудным, Коммерческим, Азовско-Донским и Русским для внешней торговли.

Накануне и особенно в годы первой мировой войны развивались государственно-монополистические тенденции. Они выражались в соединении экономического потенциала капиталистических монополий с государственным аппаратом управ­ления. Так, созданный еще в 1902 г. Комитет по распределению железнодорожных заказов, действовавший в тесном контакте с мо­нополиями, превратился в государственно-монополистическую ор-


ганизацию. В государственно-монополистическую организацию в области судостроения превратилось и образованное в 1908 г. "Сове­щание по судостроению".

Государственно-монополистические тенденции прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финан­совыми учреждениями. Их связи закреплялись личными униями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высоко­поставленные чиновники Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Морского министерства. Государст­венные финансы использовались финансовой олигархией в качестве крупного источника сверхприбылей капиталистических монополий.

Россия с ее богатейшими запасами сырья и дешевой рабочей силой представляла сферу наиболее выгодного помещения для иностранного капита­ла. В производственной сфере иностранный капитал инвестировал­ся главным образом в тяжелую промышленность. Его размеры в таких отраслях, как горнопромышленная, металлообрабатывающая и машиностроение, превышали российские капиталовложения. Зна­чительной была доля вложений иностранного капитала в комму­нальное хозяйство российских городов, строительство и химиче­скую промышленность.

В металлургии и угольной промышленности Юга России пре­обладал франко-бельгийский капитал. Английский капитал инве­стировался в нефтедобычу Бакинского района, в медную промыш­ленность Урала и Казахстана, а также в золотодобывающую про­мышленность Сибири. Германский капитал занимал первенствую­щие позиции в отраслях тяжелой промышленности Польши и При­балтики, коммунальном хозяйстве Петербурга и Москвы.

Инвестируемые в экономику России иностранные капиталы реализовывались, как правило, не в виде филиалов заграничных монополий, а вкладывались в действовавшие российские предпри­ятия и объединения и по сути дела превращались в составную часть российского капитала. Таким образом, несмотря на финансовую зависимость России от иностранного капитала, русский финансо­вый капитал сохранял свою самостоятельность в определении на­правлений развития российской экономики.

Иностранный капитал поступал и в виде государственных зай­мов для покрытия растущих расходов на бюрократический аппа­рат управления и на военные нужды. К 1914 г. государственный долг России по этим займам достиг 5,4 млрд. руб.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.