|
Достижения научной мысли. Наука в системе общественного сознанияВ начале XX в. многие факторы внутренней социально-экономической и общественно-политической жизни, состояние мирового естествознания и философии определили развитие русской науки. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские съезды ученых продолжали сохранять значение основных центров консолидации научных сил страны. Издание научно-популярной литературы, периодики ("Вокруг света", "Природа", "Наука и жизнь", "Научное обозрение"), публичные лекции известных русских ученых содействовали развитию науки и распространению научных знаний. В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало. Несмотря на то, что еще в конце XIX в. был сконструирован русский самолет, правительство предпочитало покупать иностранные самолеты. Только в 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые самолеты, русской конструкции ("Русский витязь", "Илья Муромец"). Первые успехи в развитии авиации в России связаны с именами летчиков П. Н. Нестерова, С. И. Уточкина и др. В 1911 г. Г. Е. Котельников создал авиационный ранцевый парашют. Продолжалась научная деятельность К Э. Циолковского. В 1903 г. в журнале "Научное обозрение" ученый опубликовал статью "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой изложил теорию движения ракет. В последующих работах ("Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере", о космических полетах) он также разрабатывал эту проблему. Своими исследованиями Циолковский заложил теоретические основы космических полетов, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений. Он является основоположником современной космонавтики. На рубеже XIX—XX вв. в мировой науке, особенно в физике были сделаны важнейшие открытия: обнаружены рентгеновские лучи и радиоактивность, делимость атома, считавшегося до этого неделимым, и возможность превращаемости элементов; открыты теоретический синтез и как следствие — появление новых наук, относительность таких понятий, как пространство и время (теория относительности), новые концепции наследственности, лежавшие в основе генетики. Русские ученые внесли свой вклад в исследование новейших проблем. П. Н. Лебедев, создатель русской научной школы физиков, экспериментально доказал существование давления света, воз- можность измерения его величины. Его работы сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Б. Б. Голицын — крупный ученый-физик считается основоположником сейсмологии как науки. Трудами В. И. Вернадского в России заложены основы новых наук — геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Вернадского-ученого отличали широта интересов, постановка кардинальных научных проблем, научное предвидение. Замечательный русский естествоиспытатель, он живо интересовался проблемами общественной жизни, философией и ее ролью в развитии знания. Мировое признание получили работы другого русского ученого-физиолога — И. П. Павлова. Он создал учение об условных рефлексах, дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения Павлову — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. В дореволюционное время (1908) еще один русский ученый — И. И. Мечников — был удостоен этой высшей международной награды за исследования проблем иммунологии и инфекционных заболеваний. Развитие естествознания в начале XX в. определило важные мировоззренческие сдвиги в общественном сознании. Происходили коренные изменения в представлениях об окружающем нас мире: новые открытия в науке рождали мысли об "исчезновении материи". Естественнонаучный, стихийный материализм с его метафизическими принципами познаваемости мира, на позициях которого находилось большинство естествоиспытателей, не мог объяснить всех открытых наукой фактов. Это способствовало широкому распространению философского идеализма. Общественные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В. И. Вернадский записал в дневнике в 1909 г.: "В эти годы... в мировом научном движении... происходит полная революция в представлениях о веществе, начинается не менее глубокое изменение в науках о жизни". В области гуманитарных наук было немало крупных ученых, с именами которых связаны серьезные научные исследования (экономист и историк М. И. Туган-Барановский, историки С. Ф. Платонов, Н. П. Павлов-Сильванский, В. И. Семевский, литературоведы С. А. Венгеров, А. Н. Пыпин, библиограф Н. А. Рубакин и др.). Интерес проявился к изучению социально-экономической истории России. В большинстве случаев в постановке социально-экономических проблем ученые не выходили за пределы позитивизма и буржуазного экономизма. В начале XX в. появляются исследования, написанные под влиянием марксизма. В пятитомной работе М. Н. Покровского "Русская история с древнейших времен" (1910—1913) и в некоторых других его исследованиях сделана попытка изложить события русской истории с марксистских позиций. Однако историческим взгля- дам этого ученого, формировавшимся под воздействием экономического материализма, был присущ неоправданный нигилизм в оценках многих событий российской истории, особенно внешней политики. Широкое распространение философского идеализма в конце XIX — начале XX вв. имело антидарвиновскую направленность. Писатель и философ В. В. Розанов первым выступил против идей дарвинизма в 1891 году с нашумевшей статьей "Почему мы отказываемся от наследства 60—70-х годов". Одной из форм научной мысли стала русская религиозная философия, отличавшаяся глубоким своеобразием идей. Развитие ее связано с именами таких мыслителей, как Вл. Соловьев, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др. В трудах религиозных философов поиски "нового религиозного сознания", утверждение примата духовности и наступление всемирной теократии посредством создания "вселенской церкви" отражали сложность и противоречивость интеллектуальной и идейной жизни русского общества рубежа столетий. Религиозная философия оказала влияние на многие области художественной культуры. Художественная культура Художественная культура рубежа веков — одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота эпохи, "рубежность" общественного сознания, возросший интерес к личности, ее духовному миру и снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, "всеобщей переоценки ценностей" (М. В. Нестеров). Новые явления в искусстве конца XIX — начала XX вв. были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX в. Среди таких явлений было декадентство, отмеченное настроениями безнадежности, неприятием жизни, индивидуализмом. Декадентство - понятие мировоззренческое, возникшее на переломе жизни общества, и, по мнению одного из теоретиков символизма А. Л. Волынского, "явилось реакцией искусства против материализма". Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному течению в искусстве. Упаднические настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще они были присущи модернистским течениям. Понятие "модернизм" (фр. moderne — новейший, современный) включало явления литературы и искусства, рожденные в начале XX в., новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественные эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма XIX столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Исключительно важную роль в культурной жизни страны продолжала играть литература. В эти годы еще жил выработал Л. Н. Толстой. В 1899 г. был опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно. Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве. Лучшие свои произведения создал в эти годы А. П. Чехов: повести и рассказы, ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с мезонином, "Дама" с собачкой, "Невеста"), драматические произведения ("Чайка", "Вишневый сад"), поставленные на сцене Художественного театра. В его творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России. Чехов не был сторонником определенных общественно-политических воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни. "Теперешняя культура, — писал он в 1902 г. — это начало работы во имя великого будущего". В 90-е годы начался творческий путь А. М. Горького. Свой первый рассказ "Макар Чудра" А. М. Горький опубликовал в 1892 г. в газете "Тифлисский вестник". В произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль", "Челкаш", "Девушка и смерть", "Песнь о Соколе", "Буревестник"), он воспевал гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе. В эти годы в русскую литературу пришли молодые писатели. В 1893 г. появился первый рассказ И. А- Бунина "Танька"; в 1897 г. вышел сборник его рассказов "На край земли", посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х годов появляются первые значительные произведения А. И. Куприна ("Олеся", "Молох"). И. А. Бунин и А. И. Куприн — крупнейшие писатели русской реалистической литературы XX в. Основные силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества "Знание" (1898—1913). В 1910 г. в это издательство пришел Горький и стал одним из его руководителей. К участию в сборниках "Знания" он широко привлекал молодых и уже известных писателей. Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой зазвучала тема борьбы рабочего класса.0собенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как "предтечу" новой литературы будущего. Тема пролетариата входит в литературу. В 1906 г. А. М. Горький пишет драму "Враги", роман "Мать", в которых формулирует новые эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном из писем к А. П. Чехову он писал о необходимости утверждения "героического реализма", который не только изображал бы жизнь, но и был бы "выше ее, лучше, красивее". В романе "Мать" впервые жизнь рабочих изображалась достоверно, герои — Павел и Ниловна — имели своих прототипов. В общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве встало событием большого культурного значения. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. "Мы стремимся, — говорил он, — создать первый разумный, нравственный общедоступный театр". 14 октября 1898 г. на сцене (театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Подлинное рождение Художественного театра состоялось в декабре 1898 г. при осуществлении постановки чеховской "Чайки", которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С. Т. Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф. О. Шехтель). Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей, оказавших большое влияние на все театральное дело в России. Смелая, революционная программа Художественного театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни. Театральных новаций не приняли представители символизма. В. Я. Брюсов в статье "Ненужная правда" (1902, журнал "Мир искусства") доказывал бессмысленность стремлений передать на сцене "правду жизни". Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В. Э. Мейерхольда в области сценического искусства. Брюсов был выразителем этих исканий. Кинематограф В 90-е годы в России появился кинематограф, почти одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге в увеселительном саду "Аквариум", а через несколько дней — в саду "Эрмитаж" в Москве. М Первый русский кинопредприниматель А. А. Ханжонков в 1907—1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе "Художественный" и "Москва" (ныне — дом Ханжонкова). Среди первых игровых отечественных фильмов были "Пиковая дама", "Отец Сергий" (режиссер Я. А. Протазанов). Существенные изменения произошли в музыке. Открылись консерватории в Саратове, Одессе, Киеве наряду с уже действовавшими в Москве и Петербурге. Появились формы "внешкольного образования": в 1906 г. в Москве при содействии С. И. Танеева была открыта народная консерватория. В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, повышался интерес к внутреннему миру человека, философско-этическим проблемам, "Знамением времени" стало усиление лирического начала в музыке. Н.А. Римский-Корсаков — в это время основной хранитель творческих принципов Могучей кучки" — написал полную лиризма и драматизма оперу "Царская невеста" (1898). Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина. Оба они были выпускниками Московской консерватории. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П. И. Чайковского. Идейно-художественный мир Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием. В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С. И. Мамонтова, а затем — С. И. Зимина). На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф. И. Шаляпина. "В русском искусстве Шаляпин — эпоха, как Пушкин", — писал Горький. Живопись Сложные процессы происходили в изобразительном искусстве, Товарищество передвижников оставались одной из основных творческих организаций художников России. Некоторые из передвижников испытали воздействие революционного движения (Н. А. Касаткин, С. В. Иванов, И. И. Бродский). Однако на рубеже веков передвижничество с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образам уже не могло служить художественным идеалом. Искания русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников, как М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, В. А. Серов. Поиски эти носили различный характер. Фантастический, сказочный мир, тяготевший к символике, открыл Врубель. Тема Демона, в течение многих лет волновавшая художника, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека. Импрессионизм получил наибольшее развитие в творчестве Коровина ("Зимой", "У балкона")..Религиозно-этические настроения свойственны картинам раннего Нестерова ("Видение отроку Варфоломею"). Поэтизацию прекрасной человеческой личности, "отрадное" мы чувствуем в полотнах Серова ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем"). В. А. Серов — крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве, хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовал и развил присущий этому мастеру глубокий психологизм. Портреты Серова — важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русского реалистического искусства (портреты Ф. И. Шаляпина, И. А. Морозова, О. К. Орловой, Николая II). Для творчества художников, композиторов этого времени характерен повышенный интерес к культуре Древней Руси (В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, И. Ф. Стравинский). Мир искусства Появление "Мира искусства" в конце 90-х годов также было связано с идейно-художественными исканиями в живописи. Из кружка молодых "любителей изящного" "Мир искусства" вырастает в крупное явление художественной культуры. Название кружку дал журнал, издававшийся с 1899 г. на средства княгини М. К. Тенишевой. Впоследствии материально помогал изданию В. А. Серов. К мироискусникам принадлежали художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, музыкальный критик В. Ф. Нувель, публицист, близкий символистам Д. В. Философов, С. П. Дягилев, театральный и художественный деятель. Дягилев активно содействовал устройству художественных выставок, ставших примечательной чертой общественно-культурной жизни России. На выставках широко экспонировались произведения не только отечественных, но и зарубежных мастеров. Художники "Мира искусства" провозгласили новые эстетические принципы, отвергнув как салонность академизма, так и тенденциозность передвижничества. Намерение искать новые пути в искусстве, стремление преобразить жизнь посредством искусства сблизило с ними и тех художников, которые к этому объединению формально не принадлежали (Серов, Врубель, Нестеров). "Мир искусства" — широкое культурно-эстетическое движение, которое в культурной жизни страны начала XX в. сыграло важную просветительскую роль. Оно выступало против недооценки крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и нача- ла XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную передвижническую эпоху. Мироискусники "открыли"., для современников имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф. Толстого. Большое культурное значение имела выставка портрета, организованная А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым в 1905 г. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной петербургской архитектуре, работы по истории русского искусства способствовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства. Художественное творчество мироискусников, как правило, тяготело к ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно их интересовал XVIII век. В среде мироискусников процветал культ Петра I как основоположника русской европеизированной культуры, культ Петербурга как средоточия этой культуры культ Пушкина как наиболее полного выразителя "петербургского периода" русской истории. Наиболее значительных успехов художники "Мира искусства" достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, где синтез искусства мог проявиться в наибольшей степени (иллюстрации А. Н. Бенуа к "Медному всаднику" Пушкина, Е. Е. Лансере — к повести "Хаджи Мурат" Л. Толстого, оформление спектаклей в Художественном театре, Русских сезонов в Париже и т. д.). Эти успехи послужили основой для их развития в последующее время. Творческие поиски в изобразительном искусстве после революции 1905—1907 гг. находились в основном в русле различных модернистских течений. Художники, разные по своей изобразительной манере (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. П. Кончаловский, И. И. Машков), несли в своем творчестве в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к символизму и футуризму, экспериментаторство в области цвета и формы. К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К. С. Малевич, создатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное свое открытие. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (В. Кандинский, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире не конкретные реалии, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи. Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т. д.). Но в целом по философско-эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству XX в. Символизм и другие течения модернизма в литературе Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего воплощает в себе "серебряный век" русской культуры. В 90-е годы сформировался символизм, он получил преобладающее развитие в первом десятилетии XX в. К этому времени относится появление манифестов, излагавших эстетические принципы нового течения: книга Д. С. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), статья К. Д. Бальмонта "Элементарные слова о символической поэзии" и др. В преобладании реализма Мережковский усматривал причину упадка литературы и будущее ее связывал с "божественным идеализмом", провозгласив основой нового искусства "мистическое содержание", "символы" и "расширение художественной впечатлительности". Символизм получил развитие в творчестве поэтов: В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, А. Белого, А. А. Блока. Поэтов-символистов объединяли общность миропонимания и поэтического языка. Наряду с увлечением "чистым", "свободным" искусством, символисты воспевали индивидуализм, доходящий до самолюбования, таинственный мир, им близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку". Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха. Это вытекало из необычности мироощущения и стремления передать эту необычность. К. Бальмонт со свойственной ему манерой "удивить" читателя все же имел основание написать: Я — изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты — предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. В литературоведении некоторые черты поэзии символизма (воспевание мира грез, мечты, таинственности и т. д.) часто отождествлялись с уходом самих поэтов от реалий общественной жизни. Однако революционные события 1905 г. с очевидностью показали, что это не совсем так. "Мы тогда все приняли революцию", - писал Г. И. Чулков, принадлежавший к символистам. "О, как полюбил я красные стяги революции... " (из письма А. Белого к А. М. Ремизову). А в воспоминаниях о Блоке А. Белый отмечал: "Распыление прежнего, именно розово-золотого воздуха, вело нас путем расхождения и готовило нас к новой встрече в теме России". Таким образом, реальные события они воспринимали через образы, цвет, музыку. "Революционность" символистов была "эстетизированным" бунтарством. 1905 год знаменовал для А. Блока, А. Белого и некоторых других поэтов-символистов открытие реальной России. Тема Родины, человека, общественного назначения поэта становится ведущей в творчестве А. Блока. В это время им были написаны циклы стихотворений "Родина", "На поле Куликовом", "Соловьиный сад". Общественные настроения революционных лет отразились у А. Белого в сборнике стихотворений "Пепел", который он посвятил Н. А. Некрасову. Сложно и противоречиво было отношение к революции у Брюсова. Он приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но не принимал стихию разрушения, которое эти силы несли. Он писал в 1905 г.: Явижу новый бой во имя новой воли! Ломать я буду с вами! Строить — нет! Основоположниками акмеизма (от греч. "акме" — цветущая пора) считаются Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий. Среди поэтов-акмеистов были А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин, Г. В. Иванов и др. В отличие от символистской туманности, акмеисты провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но вместе с тем они пытались уклоняться от социальных проблем. Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 г. Критика отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н. С. Гумилева. В его творчестве преобладала экзотическая и историческая тематика, он был певцом "сильной личности". Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью. Одновременно с акмеизмом в 1910—1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединя- ла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский. Разновидностью футуризма был эгофутуризм. И. Северянина (И. В. Лотарев). В группе футуристов под названием "Центрифуга" начинали свой творческий путь поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием "Пощечина общественному вкусу" (1912) они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парохода Современности" Первые стихи В. В. Маяковского появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против "всяческого старья", но и за созидание нового. В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию приходит плеяда новокрестьянских поэтов (С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков и др.). Переводы В эти годы развивалась такая область литературы как переводы, ими занимались как русские, так и другие национальные поэты и писатели. Русскую классику переводил на латышский язык поэт и общественный деятель Янис Райнис. Произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова стали доступны армянскому, грузинскому, казахскому читателю благодаря переводам армянского поэта Иоаннеса Иоаннисяна, крупнейшего деятеля грузинской культуры Ильи Чавчавадзе, основоположника современной казахской письменной литературы и литературного языка Абая Кунанбаева. Русским читателям становились знакомы произведения латышской, армянской, грузинской, еврейской, украинской литературы, переведенные на русский язык. Были изданы "Сборник армянской литературы" (1917), "Сборник латышской литературы" (1917). Инициатором этих публикаций являлся А. М. Горький. Антологию "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней" (1916) подготовил и издал В. Я. Брюсов. Над переводами произведений латышских, армянских поэтов работал А. А. Блок. Первый перевод на русский язык поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" сделал К. Д. Бальмонт (1914). В переводе И. А. Бунина в 1896 г. была издана "Песнь о Гайавате" американского поэта Г. Лонгфелло. Русские сезоны С. П. Дягилева русское искусство получает международное признание. Организованные С. П. Дягилевым Русские Сезоны в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка "Два века рус- ской живописи и скульптуры". В следующем году в концертах они могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. с исключительным успехом в Париже выступил Ф. И. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере М. П Мусоргского "Борис Годунов". Наконец, в 1909 г. в Париже начались Русские сезоны балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.). С 1911 г. труппа, став постоянной, стала называться "Русские балеты Сергея Дягилева", с 1924 г. — "Русские балеты Монте-Карло". С Русскими сезонами связано творчество многих композиторов, художников, балетмейстеров и солистов балета. Одним из новаторов русского балета начала века был М. М. Фокин, который утверждал драматургию как идейно-художественную основу балетного спектакля и путем "содружества танца, музыки и живописи" стремился к созданию психологически полного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина были восприняты эстетикой советского балета. Хореографический этюд "Умирающий лебедь" на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для выдающейся балерины Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. А. Серова, стал символом русского классического балета. Большой успех имели балеты И. Ф Стравинского "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", в которых чувствовался интерес к далеким историческим эпохам, к народной обрядности, фольклору. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|