Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интеллигенция и ее участие в общественно-культурной жизни





К середине XIX в. интеллигенция в России существует как вполне сложившаяся социальная группа. Ее появление как особого социального слоя относится к 30—40-м годам. Начиная с эпохи реформ, она становится одной из главных действующих сил русской истории.

Сам термин "интеллигенция" появился в России в 60-е годы (одним из первых его ввел писатель П. Д. Боборыкин). Но в России


интеллигенция, в отличие от общепринятого понимания этого термина в Западной Европе (как группы людей, профессионально за­нимающихся умственным трудом), всегда представляла "особую общественную силу". Это неоднократно отмечалось и отечествен­ными, и зарубежными исследователями. Н. И. Бердяев писал:

"Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональ­ной и экономической группировкой, образовавшейся из разных со­циальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже — из сыновей священников и дьяконов, из мелких чиновников, из мещан. И после освобождения — из кресть­ян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключи­тельно идеями и притом идеями социального характера".

Основной чертой самосознания русской интеллигенции было ее противостояние власти, которое проявлялось как в революцион­ном максимализме, так и в либеральных воззрениях. Особенностью мировоззрения интеллигенции было также чувство ее неоплатного долга перед народом. Осознание "нужности" народу лежало в основе общественной активности интеллигенции, роль которой в поре­форменной культурной жизни значительно возросла. С деятельно­стью интеллигенции было связано развитие народного образова­ния, просвещения, науки.

Эпоха 80-х годов породила новое понимание взаимоотношения интеллигенции и народа. Неудача "хождения в народ" значительно Подорвала веру разночинской интеллигенции в то, что она знает нужды и стремления крестьянства. Мысль о разрыве, разобщенно­сти интеллигенции с народом звучит как лейтмотив многих худо­жественных произведений, созданных в 80-е годы (поэзия Надсона, проза Гаршина, живопись Репина). Непонимание народом стремле­ний интеллигенции с удивительной силой достоверности передал И. Е. Репин в картине "Арест пропагандиста" (1880—1892).

За отрыв от народа критиковал интеллигенцию Ф. М. Достоев­ский. В речи о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г., он осуждал революционеров ("скитальцев") за то, что они "оторвались от на­родной нивы". Революционности интеллигенции он противопостав­лял идеал "народной правды", основанной на нравственных прин­ципах православия. Однако идея Достоевского о религиозно-нрав­ственном союзе интеллигенции с народом не вызвала сочувствия у большинства русской общественности того времени.

Некоторые сведения о профессиональном составе интеллиген­ции и участии ее в общественно-культурной жизни в конце столе­тия содержит Всероссийская перепись населения (1897). Из 126 млн. населения России педагогическим трудом занимались свыше 170 тыс. человек, библиотечным делом — примерно 1 тыс., книжной торговлей — немногим более 5 тыс. человек. В стране было около 15 тыс. художников и артистов, 3 тыс. ученых и литераторов. Лица духовного звания насчитывали в это время более 250 тыс. человек.


Успехи научной мысли

Общественно научное движение Общая атмосфера первых пореформенных десятилетий, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки, наряду с объек­тивными причинами, способствовали "необычайным успехам умст­венного движения" (К. А. Тимирязев).

В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров получили мировое признание. В середине 60-х годов "Современник" отмечал, что "во многих отраслях науки представи­тели нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической".

Серьезный вклад в развитие наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в Рос­сии насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в.: Русское математиче­ское общество; Русское химическое общество, преобразованное позд­нее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество.

С деятельностью научных обществ связано широкое развитие общественной инициативы в научной жизни. Всероссийские съез­ды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов ста­ли новой формой научной жизни, обусловленной все более настоя­тельной необходимостью коллективного обсуждения научных про­блем. Съезды способствовали обмену опытом, популяризации нау­ки, распространению практики. В России проводились и междуна­родные съезды ученых, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ.

Достижения русской науки этого времени повы­сили ее международный авторитет. "Возьмите лю­бую книгу иностранного научного журнала, — писал Тимирязев в середине 90-х годов, — и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и пре­восходство".

В химии с именем Д. И. Менделеева связано открытие одного из основных законов естествознания — периодического закона химических элементов (1869). Менделеев предсказал существование элементов, которые были еще не известны в то время и которые действительно были открыты впоследствии.

Большими успехами отмечена работа ученых-физиков, среди которых имя А. Г. Столетова, создателя отечественной физической школы, по праву занимает одно из первых мест.

В области географии всемирную известность получили opгaнизованные Русским географическим обществом экспедиции по ис-


следованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. П. Семенова-ТянШанского, Н. М. Пржевальского, Ч. Ч. Валиханова. С име­нем Н. Н. Миклухо-Маклая связаны открытия в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Научные идеи ученых-естествоиспытателей, успехи русского естествознания в целом основывались тогда на материалистиче­ском понимании природы. В укреплении материалистической тра­диции исключительно важны достижения в физиологии. В 1863 г. была напечатана работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного моз­га", имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Сеченов создал физиологическую школу, из которой вышел И. П. Павлов. В 70-е годы началась его деятель­ность как ученого-физиолога.

Многие русские ученые-естествоиспытатели были убежденны­ми пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Рус­ский перевод его основного труда "Происхождение видов путем естественного отбора" появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.

Развитие эволюционного учения в России связано с именами И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского, создавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1882 г. явление фагоцитоза — способности защитных свойств организма. Работы Мечникова имели мировую известность. Он был избран по­четным доктором Кембриджского университета, работал в инсти­туте Луи Пастера во Франции.

Одним из основателей русской научной школы физиологии растений был К. А. Тимирязев, блестящий популяризатор науки, убежденный сторонник дарвинизма, много сделавший для его про­паганды.

Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области электротехники. П. Н. Яблочков изобрел первую практи­чески пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора ("свеча Яблочкова"), а А. Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А. С. Поповым относится к числу выдающихся мировых открытий. 25 апреля (7 мая) 1895 г. ученый выступил на заседании Русского физико-химического общества с докладом о результатах изучения проблемы использования элек­тромагнитных волн для передачи сигналов на расстоянии.

Основоположником современной аэродинамики был Н. Е. Жу­ковский. Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиа­ции. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К. Э. Циолковского. Преподаватель гим­назии в г. Калуге, Циолковский был ученым мирового масштаба. Циолковский разрабатывал некоторые идеи "русского космизма", его философские взгляды были близки идеям ученого-естествоис­-


пытателя В. И. Вернадского. Последователем Циолковского был А. Л. Чижевский — один из основоположников гелиобиологии.

Во второй половине XIX в. ученые-гуманитарии создали цен­ные научные исследования в истории, лингвистике, литературове­дении, экономике. В 60—70-е в годы в области истории разверну­лась научная деятельность С. М. Соловьева. Его капитальный труд "История России с древнейших времен" (в 29 томах), над которым ученый работал с 1851 по 1879 гг., стал крупнейшим достижением отечественной науки. Для этого времени характерен большой инте­рес в обществе к проблемам всеобщей истории: средневековой и новой истории западноевропейских стран, славяноведению, восто­коведению.

Большой вклад в развитие исторической науки внес В. О. Ключевский. "Курс русской истории" и другие его труды посвящены общим вопросам русской истории, вопросам крестьянства, пробле­мам возникновения и отмены крепостного права.

В области филологии и лингвистики работал И. И. Срезнев­ский — основатель петербургской школы славистов. Им написаны работы по истории русского старославянского языка, древнерус­ской литературы. Основателем московской лингвистической школы был Ф. Ф. Фортунатов. В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А. С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П. В. Анненков. Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и твор­честву.

Интенсивная работа велась в области фольклористики. Ог­ромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В. И. Даль, издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утратил своего научно­го значения и по сей день.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного вре­мени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло чис­ло научных и специальных периодических изданий (примерно с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов).

Развитие науки, достижения в области естествознания оказа­ли огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, -повлияло в той или иной степени на склад мышления, уро­вень общественного сознания.

Художественная культура

В пореформенную эпоху в России были созданы произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищни­це русской и мировой культуры.


Искусство критического реализма — основное художествен­ное направление того времени — было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Ли­тература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Литература Дух обличительства, критическое отношение к дей­ствительности были характерны для произведений русских писа­телей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных не­справедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую лите­ратуру всегда отличали демократизм и гражданственность.

Литература пореформенного времени представляла собой "яр­кое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реали­стов принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе 60—70-х годов ведущее место принадле­жало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успен­ского, В. А. Слепцова и др.). Появляется демократический роман, в котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помя­ловского "Мещанское счастье" и "Молотов"). Программным произ­ведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского "Что делать", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествова­ние о "новых людях", их морали и нравственных ценностях. От­ражением острой идейно-художественной борьбы в литературе было появление так называемого антинигилистического романа ("Не­куда" Н. С. Лескова; "Взбаламученное море" А. Ф. Писемского; "Бесы" Ф. М. Достоевского).

60—70-е годы — время наибольших достижений русского клас­сического романа. В этот период были созданы крупнейшие произ­ведения: "Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Война и мир", "Анна Каренина" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского; "Господа Головлевы" М. Е. Сал­тыкова-Щедрина; "Обломов", "Обрыв" И. А. Гончарова и др.

Идейная атмосфера 80-х годов отразилась на судьбах русской литературы и искусства. Внимание писателей и художников начи­нали больше привлекать философские, нравственно-психологиче­ские проблемы. Наступил период, когда "почва действительности" оказалась неблагоприятной для создания крупных произведений. Писатели, пришедшие в литературу в конце 70-х — начале 80-х годов (А. П. Чехов, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко), были авторами произведений малых форм (рассказ, небольшая повесть).


Основными центрами театральной культуры про­должали оставаться Малый и Александрийский театры. В 1882 г. была отменена монополия казенных театров. Значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. Театр становился культурным центром провинции.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. нераз­рывно связано с именем А. Н. Островского, который считал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия А. Н. Островского — замечательное явление национальной художественной культуры. На ней воспитывались мно­гие талантливые русские актеры (П. М. Садовский, Н. X. Рыбаков, П. А. Стрепетова, А. Е. Мартынов, Н. А. Никулин и др.).

Музыкальная культура этого времени отличалась некоторыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубин­штейна было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфо­нические и камерные концерты. В Петербурге А. Г. Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н. Г. Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкаль­ному образованию в России.

В 60-е годы композиторы М. А. Балакирев, и преподаватель пения Г. Я. Ломакин открыли в Петербурге бесплатную музыкаль­ную школу, существовавшую до 1917 г. Она ставила задачу распро­странения музыкальных знаний, пропаганды произведений русских и зарубежных композиторов.

Огромную роль в развитии музыкальной культуры во второй половине века сыграло объединение композиторов "Могучая куч­ка" (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Название этому объединению дал музы­кальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Одной из основных черт художественной эстетики композиторов "Могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни". Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина). Композиторы "Могучей кучки" много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав несколько сборников русских народных песен.

Достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайков­ского. Он — один из величайших композиторов нашей эпохи, оста­вивший обширное творческое наследие в области балетного, опер­ного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музы-


кальный цикл "Времена года" и др.). Национальная и глубоко на­родная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоциональ­ного воздействия. Наряду с лирическим жизнеутверждающим на­чалом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особен­но в последних его произведениях.

Отличительным свойством пореформенного музыкального ис­кусства была его программность, использование в музыке нацио­нальных мотивов, сюжетов из литературных произведений.

Живопись и скульптура Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".

60-е годы в истории русского изобразительного искусства характеризуются преобладанием социально-бытового жанра. "Жанр не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, — писал Стасов, — а выражение современной потребности... в выражении искусством всех сторон жизни". С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (картины "Сельский крестный ход на Пасхе", "Проводы покойника", "Тройка" и др.).

Развитие бытового жанра послужило предпосылкой одного из самых значительных событий русской художественной жизни вто­рой половины XIX в., известного как "бунт 14-ти протестантов", происшедшего в Императорской академии художеств в 1863 г. Это стало фактом общественной жизни 60-х годов. Ближайшими по­следствиями "бунта" (художники отказались писать дипломную работу на обязательную, заранее заданную академическим началь­ством тему) было заявление выпускников во главе с И. Н. Крам­ским о досрочном выходе из Академии. Впервые произошел откры­тый разрыв с академическим искусством. Это положило начало са­мостоятельному направлению в живописи, эстетика и идейные ус­тановки которого противостояли академизму, официальному направ­лению в искусстве на протяжении второй половины XVIII — пер­вой половины XIX вв.

Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения "Товарищества передвижных художественных выставок" (просуществовало с 1870 по 1924 гг.).

Передвижничество — ведущее направление в искусстве вто­рой половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Про­граммность творчества передвижников определяли гражданствен­ность, осознание общественных проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвиж­ники внесли в каждый из них новые, существенно важные момен­ты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н. Я. Ярошенко. "Курсистка", "Студент", "Кочегар"). Из-


любленной темой передвижников была родная природа. Художни­ки сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, уди­вительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой. В их работах есть и романтическая одухо­творенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, об­новления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины пере­давали социальный портрет эпохи, который "представлял лиц, до­рогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею" (Репин).

Замечательную страницу в русское (и мировое) искусство впи­сал И. Е. Репин, художник огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение Репина складывалось в эпоху общественного подъема и буржуазного демо­кратизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, по­нять многие вопросы современной жизни. Новое отношение к наро­ду он показал в картине "Бурлаки на Волге" (1872). Художник ут­верждал скрытую в народе силу. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Му­соргского (1881).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исто­рической тематике, причем в их полотнах преобладала националь­ная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам было свойственно изображение переломных мо­ментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. "Петр I допрашивает царевича Алексея", 1871; И. Е. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван", 1885).

Основные достижения исторической живописи связаны с твор­чеством В. И. Сурикова. Его интересовали в русской истории боль­шие социально-политические и духовные конфликты, проявления народной борьбы против официальной государственности и цер­ковности ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем на­родных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.


В 80-е годы бытовой жанр уступал первенство портрету, пей­зажу, историческому жанру, которые в большей степени несли в себе позитивное общечеловеческое начало. Эти новые черты были присущи творчеству В. А. Серова, впервые заявившего о себе как художник в 80-е годы ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888).

Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский, сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию скульптур истори­ческих лиц ("Иван Грозный", "Петр I", "Нестор-летописец", "Яро­слав Мудрый" и др.). А. М. Опекушин, один из представителей мо­нументальной скульптуры, был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, создан­ного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.