|
Интеллигенция и ее участие в общественно-культурной жизниК середине XIX в. интеллигенция в России существует как вполне сложившаяся социальная группа. Ее появление как особого социального слоя относится к 30—40-м годам. Начиная с эпохи реформ, она становится одной из главных действующих сил русской истории. Сам термин "интеллигенция" появился в России в 60-е годы (одним из первых его ввел писатель П. Д. Боборыкин). Но в России интеллигенция, в отличие от общепринятого понимания этого термина в Западной Европе (как группы людей, профессионально занимающихся умственным трудом), всегда представляла "особую общественную силу". Это неоднократно отмечалось и отечественными, и зарубежными исследователями. Н. И. Бердяев писал: "Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже — из сыновей священников и дьяконов, из мелких чиновников, из мещан. И после освобождения — из крестьян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно идеями и притом идеями социального характера". Основной чертой самосознания русской интеллигенции было ее противостояние власти, которое проявлялось как в революционном максимализме, так и в либеральных воззрениях. Особенностью мировоззрения интеллигенции было также чувство ее неоплатного долга перед народом. Осознание "нужности" народу лежало в основе общественной активности интеллигенции, роль которой в пореформенной культурной жизни значительно возросла. С деятельностью интеллигенции было связано развитие народного образования, просвещения, науки. Эпоха 80-х годов породила новое понимание взаимоотношения интеллигенции и народа. Неудача "хождения в народ" значительно Подорвала веру разночинской интеллигенции в то, что она знает нужды и стремления крестьянства. Мысль о разрыве, разобщенности интеллигенции с народом звучит как лейтмотив многих художественных произведений, созданных в 80-е годы (поэзия Надсона, проза Гаршина, живопись Репина). Непонимание народом стремлений интеллигенции с удивительной силой достоверности передал И. Е. Репин в картине "Арест пропагандиста" (1880—1892). За отрыв от народа критиковал интеллигенцию Ф. М. Достоевский. В речи о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г., он осуждал революционеров ("скитальцев") за то, что они "оторвались от народной нивы". Революционности интеллигенции он противопоставлял идеал "народной правды", основанной на нравственных принципах православия. Однако идея Достоевского о религиозно-нравственном союзе интеллигенции с народом не вызвала сочувствия у большинства русской общественности того времени. Некоторые сведения о профессиональном составе интеллигенции и участии ее в общественно-культурной жизни в конце столетия содержит Всероссийская перепись населения (1897). Из 126 млн. населения России педагогическим трудом занимались свыше 170 тыс. человек, библиотечным делом — примерно 1 тыс., книжной торговлей — немногим более 5 тыс. человек. В стране было около 15 тыс. художников и артистов, 3 тыс. ученых и литераторов. Лица духовного звания насчитывали в это время более 250 тыс. человек. Успехи научной мысли Общественно научное движение Общая атмосфера первых пореформенных десятилетий, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки, наряду с объективными причинами, способствовали "необычайным успехам умственного движения" (К. А. Тимирязев). В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров получили мировое признание. В середине 60-х годов "Современник" отмечал, что "во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической". Серьезный вклад в развитие наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в.: Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество. С деятельностью научных обществ связано широкое развитие общественной инициативы в научной жизни. Всероссийские съезды ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов стали новой формой научной жизни, обусловленной все более настоятельной необходимостью коллективного обсуждения научных проблем. Съезды способствовали обмену опытом, популяризации науки, распространению практики. В России проводились и международные съезды ученых, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ. Достижения русской науки этого времени повысили ее международный авторитет. "Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, — писал Тимирязев в середине 90-х годов, — и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство". В химии с именем Д. И. Менделеева связано открытие одного из основных законов естествознания — периодического закона химических элементов (1869). Менделеев предсказал существование элементов, которые были еще не известны в то время и которые действительно были открыты впоследствии. Большими успехами отмечена работа ученых-физиков, среди которых имя А. Г. Столетова, создателя отечественной физической школы, по праву занимает одно из первых мест. В области географии всемирную известность получили opгaнизованные Русским географическим обществом экспедиции по ис- следованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. П. Семенова-ТянШанского, Н. М. Пржевальского, Ч. Ч. Валиханова. С именем Н. Н. Миклухо-Маклая связаны открытия в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании. Научные идеи ученых-естествоиспытателей, успехи русского естествознания в целом основывались тогда на материалистическом понимании природы. В укреплении материалистической традиции исключительно важны достижения в физиологии. В 1863 г. была напечатана работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Сеченов создал физиологическую школу, из которой вышел И. П. Павлов. В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога. Многие русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда "Происхождение видов путем естественного отбора" появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г. Развитие эволюционного учения в России связано с именами И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского, создавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1882 г. явление фагоцитоза — способности защитных свойств организма. Работы Мечникова имели мировую известность. Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции. Одним из основателей русской научной школы физиологии растений был К. А. Тимирязев, блестящий популяризатор науки, убежденный сторонник дарвинизма, много сделавший для его пропаганды. Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области электротехники. П. Н. Яблочков изобрел первую практически пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора ("свеча Яблочкова"), а А. Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А. С. Поповым относится к числу выдающихся мировых открытий. 25 апреля (7 мая) 1895 г. ученый выступил на заседании Русского физико-химического общества с докладом о результатах изучения проблемы использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстоянии. Основоположником современной аэродинамики был Н. Е. Жуковский. Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К. Э. Циолковского. Преподаватель гимназии в г. Калуге, Циолковский был ученым мирового масштаба. Циолковский разрабатывал некоторые идеи "русского космизма", его философские взгляды были близки идеям ученого-естествоис- пытателя В. И. Вернадского. Последователем Циолковского был А. Л. Чижевский — один из основоположников гелиобиологии. Во второй половине XIX в. ученые-гуманитарии создали ценные научные исследования в истории, лингвистике, литературоведении, экономике. В 60—70-е в годы в области истории развернулась научная деятельность С. М. Соловьева. Его капитальный труд "История России с древнейших времен" (в 29 томах), над которым ученый работал с 1851 по 1879 гг., стал крупнейшим достижением отечественной науки. Для этого времени характерен большой интерес в обществе к проблемам всеобщей истории: средневековой и новой истории западноевропейских стран, славяноведению, востоковедению. Большой вклад в развитие исторической науки внес В. О. Ключевский. "Курс русской истории" и другие его труды посвящены общим вопросам русской истории, вопросам крестьянства, проблемам возникновения и отмены крепостного права. В области филологии и лингвистики работал И. И. Срезневский — основатель петербургской школы славистов. Им написаны работы по истории русского старославянского языка, древнерусской литературы. Основателем московской лингвистической школы был Ф. Ф. Фортунатов. В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А. С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П. В. Анненков. Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству. Интенсивная работа велась в области фольклористики. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В. И. Даль, издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утратил своего научного значения и по сей день. Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем, в первую очередь, этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов). Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, -повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания. Художественная культура В пореформенную эпоху в России были созданы произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице русской и мировой культуры. Искусство критического реализма — основное художественное направление того времени — было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.). Литература Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм и гражданственность. Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе 60—70-х годов ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова и др.). Появляется демократический роман, в котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского "Мещанское счастье" и "Молотов"). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского "Что делать", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях. Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе было появление так называемого антинигилистического романа ("Некуда" Н. С. Лескова; "Взбаламученное море" А. Ф. Писемского; "Бесы" Ф. М. Достоевского). 60—70-е годы — время наибольших достижений русского классического романа. В этот период были созданы крупнейшие произведения: "Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Война и мир", "Анна Каренина" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского; "Господа Головлевы" М. Е. Салтыкова-Щедрина; "Обломов", "Обрыв" И. А. Гончарова и др. Идейная атмосфера 80-х годов отразилась на судьбах русской литературы и искусства. Внимание писателей и художников начинали больше привлекать философские, нравственно-психологические проблемы. Наступил период, когда "почва действительности" оказалась неблагоприятной для создания крупных произведений. Писатели, пришедшие в литературу в конце 70-х — начале 80-х годов (А. П. Чехов, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко), были авторами произведений малых форм (рассказ, небольшая повесть). Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. В 1882 г. была отменена монополия казенных театров. Значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. Театр становился культурным центром провинции. Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского, который считал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия А. Н. Островского — замечательное явление национальной художественной культуры. На ней воспитывались многие талантливые русские актеры (П. М. Садовский, Н. X. Рыбаков, П. А. Стрепетова, А. Е. Мартынов, Н. А. Никулин и др.). Музыкальная культура этого времени отличалась некоторыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А. Г. Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н. Г. Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. В 60-е годы композиторы М. А. Балакирев, и преподаватель пения Г. Я. Ломакин открыли в Петербурге бесплатную музыкальную школу, существовавшую до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды произведений русских и зарубежных композиторов. Огромную роль в развитии музыкальной культуры во второй половине века сыграло объединение композиторов "Могучая кучка" (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Название этому объединению дал музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Одной из основных черт художественной эстетики композиторов "Могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни". Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина). Композиторы "Могучей кучки" много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав несколько сборников русских народных песен. Достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского. Он — один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музы- кальный цикл "Времена года" и др.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно в последних его произведениях. Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений. Живопись и скульптура Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества". 60-е годы в истории русского изобразительного искусства характеризуются преобладанием социально-бытового жанра. "Жанр не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, — писал Стасов, — а выражение современной потребности... в выражении искусством всех сторон жизни". С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (картины "Сельский крестный ход на Пасхе", "Проводы покойника", "Тройка" и др.). Развитие бытового жанра послужило предпосылкой одного из самых значительных событий русской художественной жизни второй половины XIX в., известного как "бунт 14-ти протестантов", происшедшего в Императорской академии художеств в 1863 г. Это стало фактом общественной жизни 60-х годов. Ближайшими последствиями "бунта" (художники отказались писать дипломную работу на обязательную, заранее заданную академическим начальством тему) было заявление выпускников во главе с И. Н. Крамским о досрочном выходе из Академии. Впервые произошел открытый разрыв с академическим искусством. Это положило начало самостоятельному направлению в живописи, эстетика и идейные установки которого противостояли академизму, официальному направлению в искусстве на протяжении второй половины XVIII — первой половины XIX вв. Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения "Товарищества передвижных художественных выставок" (просуществовало с 1870 по 1924 гг.). Передвижничество — ведущее направление в искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Программность творчества передвижников определяли гражданственность, осознание общественных проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н. Я. Ярошенко. "Курсистка", "Студент", "Кочегар"). Из- любленной темой передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы. Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который "представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею" (Репин). Замечательную страницу в русское (и мировое) искусство вписал И. Е. Репин, художник огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение Репина складывалось в эпоху общественного подъема и буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое отношение к народу он показал в картине "Бурлаки на Волге" (1872). Художник утверждал скрытую в народе силу. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881). Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам было свойственно изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. "Петр I допрашивает царевича Алексея", 1871; И. Е. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван", 1885). Основные достижения исторической живописи связаны с творчеством В. И. Сурикова. Его интересовали в русской истории большие социально-политические и духовные конфликты, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887 и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца. В 80-е годы бытовой жанр уступал первенство портрету, пейзажу, историческому жанру, которые в большей степени несли в себе позитивное общечеловеческое начало. Эти новые черты были присущи творчеству В. А. Серова, впервые заявившего о себе как художник в 80-е годы ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888). Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский, сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию скульптур исторических лиц ("Иван Грозный", "Петр I", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый" и др.). А. М. Опекушин, один из представителей монументальной скульптуры, был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|