Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мадьярского ига. Мое революционное настроение было непонятно словакам.





— Много нашествий выдержала Россия, — оказал мне старик Маковицкий: — нашествие татар, шведов, французов, и что же? Ее собственный сын Толстой теперь поднялся на нее. Это учение о непротивлении злу ужасно. Немцы придут и завоюют Россию, единственную надежду и опору угнетенных славян.

Декабря 1901 г. Душан Петрович поехал в Россию, а я с его другом, сапожником Великом, поехал в село Тессар, где жила мать Шкарвана у своей дочери, которая была замужем за сельским учителем.

Возвратясь в Крайстчерч, я был сразу охвачен горячкой тамошней жизни и издательской деятельности. Работы по издательству было много, и Чертковы просили меня не уезжать.

Постоянно получались письма и телеграммы о здоровье Л. Н., ему было то лучше, то хуже.

Жили мы все главным образом интересами России и жадно следили за назревающим революционным движением.

Нас посещали самые интересные и разнообразные посетители — как русские, так и англичане. Незадолго до моего отъезда приехал Егоров, крестьянин Псковской губернии, сектант, бежавший из Сибири, куда он был сослан за отказ от военной службы, и француз Синэ, художник, отказавшийся от военной службы во Франции и отбывавший наказание в страшных дисциплинарных батальонах в Алжире.

В начале июня я поехал в Россию. По дороге заехал в Женеву к П. И. Бирюкову и в Локарно, где жил Шкарван. У него уже было двое детей, и он жил мирной семейной жизнью, занимался врачебной практикой. С ним мы ходили к родителям его жены — местным крестьянам в асконскую колонию, которой 22 декабря 1900 г. заинтересовался Л. Н. и о которой я тогда получил письмо от Шкарвана.

Коммуна эта образовалась в горах над деревней Асконой, которая расположена на самом берегу Лаго Маджиоре. Шкарван был хорошо знаком со всеми коммунарами, и мы пошли к ним. Подымаясь в гору, я увидел надпись: Monti verita (Гора Истины) — таково название, которое дали коммунары той горе, на которой они поселились. На уступе горы мы увидели несколько домиков очень легкой постройки, но все было пусто. Пройдя домики, мы вошли в густую заросль кустарника и диких лоз. Шкарван стал звать:

— Альфонс! Альфонс!

Так звали основателя и руководителя коммуны. Через несколько времени из кустов послышался голос:

— Сейчас я выйду, только накину плащ.

И перед нами появился мужчина средних лет. У него были длинные волнистые волосы, опускавшиеся до самых плеч, и длинная борода. Он был в сандалиях и легком плаще, вроде древней греческой туники, Вскоре появилась и его жена почти в такой же одежде, с распущенными длинными волосами. Они повели нас к своей хижине. К нам подошли другие члены коммуны, мужчины и женщины, все с длинными волосами и так же одетые.

Коммунары предложили нам завтрак. Женщины удалились, и через несколько времени они появились из другой хижины, идя гуськом и неся деревянные подносы с угощением. Они поставили перед нами по подносу, на котором были фрукты и орехи.

Альфонс рассказал нам свою биографию и историю возникновения его коммуны.

Он был сын богатого бельгийского негоцианта, который вел торговлю с Индией и имел собственные пароходы. Альфонс в молодости жил

жизнью бельгийской золотой молодежи: кутежи, женщины — вот что наполняло его жизнь. Такой жизнью он скоро пресытился и нашел спасение в учении Natur-Menschen*. Он купил эту гору, созвал единомышленников, и вот теперь они живут райской жизнью, обрабатывают свой виноградник и фруктовый сад.

Из Локарно я поехал через Милан и Венецию и морем в Фиуме, из Фиуме в Белград. В Белграде мне надо было познакомиться с редактором сербской социал-демократической газеты «Родничке Новине» — Иовановичем. С Иовановичем и его женой, мы познакомились на партийном собрании рабочих.

В Софии я остановился у редактора газеты «Ново Слово» — толстовца Нитчева, который познакомил меня с болгарскими толстовцами Шехановым и Шоповым. Шеханов на юге Болгарии имел свои виноградники и свое виноделие, чем он мучился и не знал, какой найти выход из своего положения. Шопов отказался от военной службы, за что был заключен в тюрьму. Я навещал его в больнице, куда он был переведен из тюрьмы.

Лев Николаевич знал об отказе Шопова и писал ему 10 августа 1901 г.: «Любезный друг Георгий. Письмо ваше я уже давно получил и очень был рад и благодарен вам за него, но не отвечал по нездоровью и по множеству дел. Пожалуйста, продолжайте извещать меня о своем положении. Как вы переносите заключение? Строго ли оно? Допускают ли к вам посетителей, дают ли книг? Еще известите меня о своем семейном положении: есть ли у вас родители? Кто родные и как они относятся к вашему поступку? Не могу ли я быть чем-нибудь полезным вам? Если есть возможность, то переведите мне свои письма по-русски, а если нельзя, то пишите как можно разборчивее, чтобы можно было прочесть каждую букву. Тогда я добираюсь до смысла. Может быть вам также трудно читать мои письма. Но я думаю, что вы должны лучше понимать по-русски, чем я по-болгарски. То, что судили вас не за причину отказа, а за неисполнение воинских приказаний — это они всегда делают. Им больше делать нечего. И я истинно жалею их. И вы, находящийся в их власти и лишенный ими свободы, все-таки должны сожалеть о них. Они чувствуют, что против них истина и бог, и цепляются за все, чтобы спастись, но дни их сочтены. И та странная революция, которую вы произведете, не разбивая Бастилию, а сидя в тюрьме, разрушает и разрушит все теперешнее безбожное устройство жизни и даст возможность основаться новому. Я все свои силы употребил на то, чтобы служить в этом богу».

Из Болгарии Дунаем и затем Черным морем я приехал в Одессу. На этот раз мне благополучно удалось доставить в Россию запрещенную литературу.

Из Одессы, по дороге в Ясную Поляну, я заехал в Полтаву к Тихону Семеновичу Дудченко.

«В Полтаве я расспрашивал, — писал я А. К. Чертковой, — о народных бунтах (из окон хаты Тихона Семеновича видна Карловка, где возник бунт). Конечно, пропаганда революционная велась и никогда не прерывалась, но революционеры одни бунт поднять не могли бы. Подняло бунт само правительство, приведя крестьян в такое ужасное, безвыходное положение. Слухи о переодетых революционерах с подложными грамотами — ложны. Если в народе царь не совсем еще потерял престиж, то он падает с каждым днем. Теперь не грамота царская служит искрой для возбуждения пожара, а студенты. «Ждали, ждали студентика, так и не дождались, — говорят с сожалением крестьяне тех деревень,

которые остались спокойны — А вот если бы пришел студент, то и мы бы поднялись».

Привела крестьян к этому состоянию страшная нужда. Стало быть, нужда была велика, если крестьяне бросились первым делом грабить картофель, — продукт, который обыкновенно ни во что не ценится в Полтавской губернии. Сейчас все затихло — но не в душах, не в умах людских.

Посылайте литературу по следующим двум адресам (даровым) ...

Особенно важно посылать по первому адресу. Там в деревнях огромное сектантское движение. 300 душ подало заявление о непринадлежности к православию. Интерес к писаниям Толстого огромный. «Мы печатаем», говорят они, и показывают «Христианское учение»33 переписанное от руки мелкими печатными буквами. Этим занимаются 10—12-летние мальчики».

VIII

Ясная Поляна в 1902—1903 годы

По дороге из Полтавы в Москву 16 июля я сошел с поезда на станции Засека и прошел в Овсянниково к Марии Александровне, которая очень сочувственно и с большим интересом относилась к издательству Чертковых. Особенно важным она считала издание писаний Льва Николаевича.

— Ведь Лев Николаевич все так хорошо и верно пишет, и никто другой не то что лучше ничего не может сказать, но и ничего большего сказать не может, и потому так важно напечатать его писания, чтобы сохранить их для человечества, за это взялся Чертков с такой любовью и преданностью. Я так сочувствую ему и так благодарна ему, — говорила она.

От нее же я узнал о случившейся с Афанасием Агеевым беде: он в артели железнодорожных рабочих высказался кощунственно о Николае-чудотворце, на него донесли и будут судить и, вероятно, сошлют в Сибирь.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.