Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соотношение формационной и цивилизационной парадигм исторического процесса.





Термин «формация» (от лат. formation – образование, вид) перешёл в обществознание из геологической науки, где им обозначалось «наслоение горных пород, возникающих на определённых этапах развития земной коры». В социологию он был введён К. Марксом.

Под общественно-экономической формацией стали понимать исторически конкретный тип общества с присущим ему способом производства, экономическим базисом и общественным устройством.

Маркс выделил пять формаций, т.е. ступеней развития исторического процесса: первобытную (архаичную); рабовладельческую, феодальную, буржуазную (капиталистическую) и коммунистическую (первая стадия которой – социализм).

Маркс и Энгельс предпринимают так называемое крупномасштабное членение истории на два больших этапа – на предысторию и подлинную историю.

Предысторией называется вся история человечества до установления коммунизма (до коммунизма, по мнению Маркса, люди не жили ещё социальной жизнью, а лишь создавали условия для неё).

Подлинная история начинается с коммунизма. Переход к этой формации (по Марксу) – есть скачок из «царства необходимости» в «царство свободы».

Цивилизация: Первоначально, это понятие появилось во Франции в XVIII в. Просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Уже в нач. XX в. немецкий философ О. Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918-1922), формулируя теорию культурно-исторических циклов, утверждал, что цивилизация – симптом и выражение отмирания, затухания культуры. «Цивилизация – закат культуры».

К настоящему времени стало достаточно общепринятым определение цивилизации с позиций типологии истории:

Цивилизация – это этап развития человеческой истории, связанный с переходом общества от организации по кровнородственным принципам – к обществу, организованному по социально-территориальному признаку (от родоплеменной изолированности к собственно социальным связям).

Цивилизационный подход к типологии истории позволяет выделить два крупных этапа в историческом процессе: 1) доцивилизационное, или «традиционное» общество с 2-мя периодами – дикостью и варварством; 2) цивилизационное общество, в развитии которого имеется несколько разных стадий, или «волн цивилизации», а также локально-исторические типы.

Английский философ, историк А. Тойнби в труде «Исследование истории» (12 томов) говорил, что «Цивилизация – это ограниченная во времени и пространстве культурно-историческая система, в основе которой лежит относительное единство духовной, общественно-политической и хозяйственной жизни людей».

Тойнби также членит историю на два периода: доцивилизационный и цивилизационный, последний образует несколько локальных цивилизаций (всего 21 локальную цивилизацию).

С 80-х гг. XX в. получило распространение концепция выделения стадий цивилизационного развития человечества на основе технического и технологического прогресса (Д. Белл, А. Тоффлер, И. Д. Ковальченко).

А. Тоффлер в работе «Третья волна» (1980) утверждал, что человечество переживает новую технологическую революцию («третью волну»). Этой третьей волне предшествовали две другие.

Вот эти три волны:

Первая: аграрная цивилизация (земледельческая).

Вторая: индустриальная цивилизация.

Третья: постиндустриальная цивилизация (информационная, или ещё иногда её называют – компьютерной).

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1.Каковы основные способы постижения истории?

2.В чём своеобразие философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и историографическим?

3. В чём сущность исторической реальности как особой сферы бытия?

4. Какова природа исторического времени?

5. Что лежит в основе представлений о цикличности истории?

6. Как и когда возникло представление о линейной направленности истории?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

 

1. Поразмышляйте над вопросами:

– Как соотносятся время и вечность истории?

– Почему прошлое всегда остаётся настоящим?

– Что означает «конец истории»?

– В чём смысл мифа «о вечном возвращении»?

2. Творческое задание:

– Напишите письмо потомкам.

 

Основная учебно-методическая литература

 

1 Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М. Гардарики, 2004. – С. 217-230.

 

Дополнительная литература

 

1 Бердяев, Н. А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 84-93, 145-161.

2 Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977. – С. 228-234.

3 Гегель, Г. В. Ф. Философия истории. – М., 1993. – С. 71-72.

4 Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.: В 6 т. – М.,1966. – 6 т. – С. 7-23.

5 Фукуяма, Ф. Конец истории? // Философия истории: Антология. – М., 1994. – С. 290-310.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории. – М.,1991. – С. 32-49, 262-280.

 

Лекция 15: Социальная философия (экзаменационный вопрос № 15)

 

По словам И. Канта, индивид имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в этом состоянии он больше чувствует себя человеком, наблюдает развитие своих природных задатков. Людям свойственно жить сообща, и потому бытие человека носит общественный характер.

Но что представляет собой совместное, общественное бытие человека? В различные эпохи оно понималось по-разному. Так, для античных мудрецов и философов общественное бытие выражалось в государственности. Государственная жизнь изучалась политикой. «Политика» в буквальном переводе – то, что относится к государству. Не случайно Аристотель определяет человека как zoon politikon, т.е. политическое, или государственное животное.

Следовательно, в античной традиции социальная философия выступает как политика, философия человека как политического животного, философия государственной жизни. Отсюда названия главных социально-философских произведений античных мыслителей: «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля.

Особенно характерно для античной социальной философии рассмотрение общественного бытия человека в его нравственно-политическом единстве, ибо быть «политическим животным», существом государственным означало, прежде всего, быть человеком добродетельным.

Другая особенность античной социальной философии заключается в отсутствии интереса к хозяйственной, экономической стороне жизни.

В средневековой социальной философии общественное бытие человека воспринималось как религиозно-историческое бытие.

В социальной философии Нового времени понимание общественного бытия индивида проходит три основные стадии. Вначале это естественно-правовое бытие (теории «естественного права» и «общественного договора» – Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.).

Затем это экономическое бытие (английская политэкономия, «экономический материализм» К. Маркса).

И, наконец, это культурно-историческое бытие (Г. Риккерт, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Попытку синтеза различных сторон общественного бытия человека предпринял Г. В. Ф. Гегель. Однако его социальная философия оказалась замкнутой на идею права. Возможно, именно поэтому его главный социально-философский труд называется «Философия права» (сравните с такими названиями, как «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «О граде Божьем» Августина, «Об общественном договоре» Руссо, «Капитал» Маркса).

В результате гегелевское «право» оказалось шире понятий «государство», «политика», «этика», «экономика». Семья, гражданское общество, государство являются здесь лишь последовательными ступенями осуществления идеи права.

С другой стороны, учение Маркса – это попытка синтеза экономики и философии истории, результатом чего стала теория исторического материализма. Но в теории Маркса не нашла должного отражения этическая сторона общественного бытия человека.

В этом смысле всестороннее обоснование общественного бытия индивида как предпосылка создания целостной «философии общества» является идеалом социально-философского знания. Но до сих пор предмет социальной философии ограничивался только синтезом политики и этики (античная философия), религии и истории (средневековая философия), государства и права (теория «общественного договора»), экономики и истории (марксизм), истории и культуры и т.д.

Общество (как система – целое, составленное из частей, совокупность) исторически формирует в своём составе три крупных подсистемы, взаимодействие которых определяет историю человечества: экологическую, техническую, демографическую.

1. Экологическая подсистема – природная среда, опосредующая взаимодействие общества с природой.

Философское осмысление отношений природы и общества, природы и человека, естественного и социального, места индивида в универсуме, космосе, мире – один из разделов социальной философии.

Универсум – это совокупность всех форм потенциального (прошлое, будущее) и актуального (настоящее) бытия. В пространственном отношении универсум люди обычно сравнивают с космосом. Космос – бесконечное множество миров. Для человека и универсум, и космос выступают, прежде всего, как нечто естественное, как природа. Человек как позднее, молодое новообразование в истории природы появляется тогда, когда все пространства, все экологические ниши, все места обитания уже заняты растениями, животными. Он вынужден завоёвывать себе «место под солнцем», жизненное пространство. Сделать это было можно, только вступая в борьбу со сложившимися биологическими видами. Складывается парадоксальная ситуация: человек живёт везде в отличие от животных и растений, и человек живёт нигде, т.е. у него нет только ему присущего природного дома. Его дом – вся планета, да он ещё и проникает в космос. Человек – универсальное существо: по качествам, среде обитания, деятельности, по отношению к природе, по уникальной способности творить самого себя.

В отношении человека к природе, ссылаясь на Гегеля, можно выделить три этапа.

На раннем этапе жизни общества природа подавляла человека естественной мощью. Природа выступает как господин, человек как раб.

Возрастающее могущество разума и деятельности человека создавали условия утверждения человека как господина природы и предметного мира.

И в первом, и во втором случае налицо порабощение, в итоге чего создаётся дисгармоничная среда (экосфера и техносфера).

Гармония человека и природы, согласование общественного развития с естественными, природными законами, коэволюция (ко – вместе, эволюция – развитие) природы и социума – такова оптимальная перспектива ближайшего будущего и третий этап в отношении индивида к природе.

2. Техническая подсистема – искусственная среда, опосредующая взаимодействие общества и природы (техническое воздействие человека на природу).

3. Демографическая подсистема – люди с их потребностями, способностями, отношениями и институтами.

Эта третья демографическая подсистема может быть определена как социум и главный предмет социальной философии. Иначе говоря, социум – это общество за вычетом его экологической и технической подсистем.

Социум образуют люди, которые в ходе исторического процесса формируют, пять социальных образований-слоёв: социальные потребности; социальные способности; виды социальной деятельности; социальные отношения; социальные институты.

Эти пять социальных слоёв характеризуют вертикальную структуру социума. Однако можно выделить и горизонтальную структуру, образованную социальными сферами.

Каждая сфера общественной жизни, охватывает свой круг общественных отношений и социальных институтов. Социальная сфера представлена взаимодействием классов, социальных слоёв и групп; отношениями общества и личности, условиями труда и быта. Политическая сфера представлена деятельностью государственных организаций и политических объединений. Духовная сфера представлена деятельностью научных, религиозных, образовательных учреждений и организаций.

Таким образом, общественные отношения, имеющие в своей основе определённый тип деятельности, образуют особые сферы общественной жизни. Скажем, если существует педагогическая деятельность, значит, существует потребность в ней, способность к ней, отношения людей в ходе этой деятельности и социальные институты, учреждения, организации, которые обеспечивают стабильность педагогической деятельности.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

Социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных отношений, вовлечённость в общественное бытие человека, взятого не «самого по себе», а как представителя социальной группы, т.е. в системе его социальных связей.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Предмет и функции социальной философии.

2. Подсистемы общества: 1) экологическая (природная среда, включенная в общественную жизнь), 2) техническая (искусственная среда, опосредующая взаимодействия общества и природы), 3) демографическая (люди с их потребностями, способностями, деятельностями, отношениями и институтами).

3. Понятие социума.

4. Определение универсума (это совокупность всех форм потенциального (прошлое и будущее) и актуального (настоящего) бытия).

5. Социальные общности (общественные группы) – структура социальной системы.

6. Исторические формы общностей людей.

Вопросы для самостоятельной работы студентов (СРС)

1. Вопросы:

– Охарактеризуйте предмет социальной философии. Дайте ее определение.

– Чем объясняется многообразие подходов к исследованию общества?

– Каковы основные исторические этапы развития социально-философской мысли?

– В чём смысл сравнения общества с организмом?

– Объясните, в чем заключаются особенности философского подхода к проблемам политической жизни общества.

– В чём различие между законами природы и законами общества и как это различие отражается на методах познания социальных и естественных наук?

– Что выступает «фактом» социальной реальности?

– Как соотносятся между собой категории «политика» и «власть»?

– Расскажите о месте и роли государства в политической системе общества.

– В чем состоят сущность и основные функции права?

– Сравните понятия «закон» и «права».

 

2. Темы сочинений:

Выберите одно из высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в мини-сочинении.

«Реформы начинаются там, где кончаются деньги». (Б. Немцов)

– «Человек, не имеющий права приобрести никакой собственности, заинтересован только в том, чтобы есть больше, а работать меньше». (А. Смит)

– «Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет». (Лао-Цзы)

– «Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее». (В.О. Ключевский)

– «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи». (Лао-Цзы)

Основная учебно-методическая литература

1 Алексеев, С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. – М.: Наука, 1999. – 340 с.

2 Ильин, В.В. Политология: Учеб. для вузов. – М.: Кн. дом «Университет», 1999. – 540 с.

3 Савкин, Н. С. Социальная философия: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1997. – 176 с.

Дополнительная литература

1 Адорно, Г. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10. – С. 76-85.

2 Вебер, М. Основные социологические понятия // Избр. произв. – М., 1990. – С. 602-643.

3 Вебер, М. Политика как призвание и профессия // Вебер, М. Избр. произв. – М.: Прогресс, 1990. – С. 690-706.

4 Зомбарт, В. Социология. – Л.,1926. – С. 34-46.

5 Миль, Дж.С. Основы политической экономии. – М.: Прогресс, 1981. – С. 372-390.

6 Рих, А. Хозяйственная этика. – М.: Посев,1996. – С. 76-80, 273-304, 404-453.

7 Сен, А. Об этике и экономике. – М.: Наука, 1996. – 234 с.

8 Хёффе, О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. – М.: Гнозис, 1994. – 467 с.

 

 

Лекция 3: Нравственная философия (лекция рассчитана на два занятия)

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.