|
ДЕТСКО-МАТЕРИНСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯВзаимодействие матери и ребенка в раннем возрасте складываются из сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет огромную роль в реализации базисных поведенческих программ развития ребенка, В первые месяцы жизни младенец растет и развивается в условиях психофизиологического «симбиоза» с матерью. С физиологической точки зрения со стороны матери привязанность возникает благодаря материнской доминанте, формирующейся задолго до рождения ребенка. В ее основе лежит доминанта гестационная. в последствие превращающаяся в доминанту родовую, а затем и лактационную, Со стороны младенца привязанность подкрепляется потребностью в связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических но гребное гей в тепле, пище, физической защите, а также психологический комфорт, формирует у ребенка чувство защищенности и доверия к окружающему миру. Привязанность характеризуется наличием устойчивых взаимоотношений между ребенком и ухаживающими за ним взрослыми. Привязанность характеризуется следующими признаками: Г) объект привязанности может лучше других успокоить ребенка; 2) ребенок обращается за утешением к объекту привязанности чаще, чем к другим взрослым; 3) в присутствии объекта привязанности ребенок реже испытывает страх. Факторы, влияющие на формирование привязанности Декко-материнская привязанность возникает еще внутриутробно, на основе пренатального опыта. Важную роль в формировании материнских чувств у беременных женщин играют телесные и' эмоциональные ощущения, возникающие в процессе вынашивания будущего ребенка. Эти ощущения принято называть телесно-эмоциональным комплексом. В сознании будущей матери намечается телесно-чувственная граница между своим телом и плодом, способствующая возникновению образа ребенка. При вынашивании нежелательной беременности образ младенца, как правило, не интегрируется и психологически отторгается. Ребенок, в свою очередь, уже в пренатальном периоде способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери и реагировать на него изменением ритма движений, сердцебиений и др. Качество привязанности зависит от мотивациошюго аспекта беременности. В иерархии мотивов базисным является - родительский инстинкт. Дополнительное значение имеют психосоциальные тенденции -— подтверждение своей общности с людьми посредством осуществления репродуктивной функции. К средовым и психологическим мотивам относятся: обеспечение устойчивых орачно-семейных отношений, коррекция их нарушений, разрешение личностных проблем, связанных с отвержением в родительской семье, реализация чувства эмпатии. Для процесса формирования привязанности также имеет значение ранний постнатальный опыт детско-материнских взаимодействий. Первые 2 часа после рождения являются особым «сензнтивным» периодом привязанности. Младенец находится в состоянии максимальной восприимчивости к информации, получаемой из окружающего мира. Возникновение привязанности матери к новорожденному Подтверждено многочисленными опытами по узнаванию только что родившими женщинами своих детей и специфике раннею детско-материнского взаимодействия. Исследования показали, что около 70% матерей способны узнавать своих только что родившихся детей, прикасаясь лишь к дорсальной поверхности их ладони, если они предварительно успели провести с ребенком не менее одного часа. Дети 2-6 дней жизни в ситуации выбора достоверно чаще предпочитают запах молока собственной матери. Выявлен феномен визуальной синхронизации детско-материнского поведения. Показано, что мать и новорожденный имеют выраженную тенденцию одновременно смотреть на один и тот же предмет, причем доминирующую роль при этом играет ребенок, а мать «подстраивается» под его действия. Обнаружена также способность новорожденного двигаться синхронно ритму речи взрослого. Показано, что при одновременном взгляде в глаза друг другу движения головы матери и головы ребенка также гармонизированны и внешне напоминают «вальс». Подобное биологическое предпочтение матерью своего ребенка, ощущение «своего». «родного» лежит в основе готовности матери проявлять положительные чувства в отношении ребенка, поддерживать и заботится о нем. Существуют некоторые закономерности восприятия взрослыми детей, откладывающие отпечаток на эмоциональное отношение к ним и на возникновение привязанности родителей к детям. Младенческие черты лица для взрослых людей являются милыми и приятными и являются избирательным стимулом для привлечения внимания взрослого, что способствует становлению родительско-детской привязанности. Формирование привязанности младенцев к родителям в первые месяцы жизни опирается на некоторые инстинктивные формы поведения детей, интерпретируемые взрослыми как знаки общения. В теории привязанности J.Bowlby – M.Ainworth такие формы поведения носят название «паттернов привязанности». Наиболее важные из них — это плач и улыбка. Улыбка вначале носит рефлекторный характер и возникает в ответ на неспецифические воздействия. Однако очень быстро, уже с 2-месячного возраста она становится особым сигналом для взрослых, означает желание с ними общаться. Плач в первые месяцы жизни — это специфический сигнал дискомфорта ребенка, который избирательно адресован тем взрослым, которые за ним ухаживают. В первые месяцы жизни плач младенца имеет характерные отличия в зависимости от вызвавшей его причины. Теории привязанности. Одной из наиболее известных в настоящее время считается теория J.Bowlby – M.Ainworth. В ее основе лежит положение о том. что любое отношение человека к окружающему миру и к себе изначально опосредовано отношениями между двумя людьми, которые в дальнейшем определяют весь душевный склад личности. Центральным понятием теории привязанности является «объект привязанности». Для большинства детей первичный объект привязанности это мать, однако генетическое родство в данном случае не играет решающей роли. Если первичный объект обеспечивает безопасность, надежность и уверенность в защите, то ребенок способен наладить отношения с другими людьми. До тех пор, пока не будет удовлетворена эта базисная потребность, человек не сможет установить вторичную привязанность с другими людьми - сверстниками, учителями, лицам противоположного пола. Система привязанности включает 2 противоположные тенденции в поведении ребенка - стремление к новому и поиск поддержки. Система привязанности активируется, когда ребенок сталкивается с неизвестным и почти не работает в привычной безопасной обстановке. Динамика формирования привязанности. Различают 3 периода формирования привязанности: 1) до 3 мес (младенцы тянутся ко всем взрослым, как к знакомым, так и к незнакомым); 2) 3-6 мес (ребенок начинает выделять мать среди окружающих, отдавая ей предпочтение. Этот процесс идет тем быстрее, чем адекватнее мать реагирует на подаваемые младенцем сигналы); 3) 7-8 мес (формирование избирательной привязанности). Отмечается тревога и страх при общении с незнакомыми взрослыми («страхи 8 месяца жизни» К. А. 8р1ш. Привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Далее она несколько уменьшается к 2,5-3 годам, когда на первый план в поведении ребенка выходят другие формы активности — стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания. В первые 18 мес ребенок в своем развитии проходит следующие стадии: 1. Асоциальная (0-6 нед). В разных ситуациях общения наблюдается преимущественно одна реакция (в большинстве случаев — протест). 2. Ст. недифференцированных привязанностей (6 нед - 7 мес). Младенцы быстро удовлетворяются присутствием любого взрослого. 3. Ст. специфических привязанностей (7-9 мес). Младенцы начинают протестовать, когда их разделяют с близкими взрослыми. Происходит развитие исследовательского поведения ребенка. Близкий взрослый используется ребенком в качестве безопасной «базы» для освоения окружающего мира. 4. Ст. множественных привязанностей. У детей устанавливается иерархия отношения с близкими взрослыми. Окружающие используются детьми с разными целями. Например, большинство детей предпочитают компанию матери, если они напуганы или расстроены. Отцов они предпочитают чаще в качестве участников игры. Выделяют 4 разновидности множественной привязанности: 1) монотропная (мать единственный объект привязанности): 2) иерархическая (ведущая роль принадлежит матери, но другие члены семьи могут ее временно замещать): 3) независимая (ребенок в равной.степени общается со многими взрослыми, ни о г кою конкретно не зависит); 4) интегративная (ребенок зависит от семьи в целом). Методика оценки привязанности и ее типы. Общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика M.D.Ainworth. В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младенца и способность матери успокоить ребенка после ее возвращения. По карательным является изменение познавательной активности ребенка при расставании с матерью. Критерием оценки типа привязанности является особенность поведения ребенка после ухода матери и ее возвращения. По методике M.D.Ainworth выделено 3 типа привязанности: 1) надежная — дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее возвращения (65%детей): 2) индифферентная (избегающая) — дети не возража-ю1 против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее возвращение (20% детей): 3) двойственная — дети очень сильно огорчаются после ухода матери, но после возвращения ее отталкивают (10% детей): 4) неориентированная — после возвращения матери дети либо "застывают" в одной и той же позе, либо убегают от пытающейся приблизиться матери (5-10% детей) Кроме указанных 4 типов можно говорить также о «симбиотическом» типе привязанности. В эксперименте по методике M.D.Ainworth дети не отпускают мать ни на шаг. Связь указанных типов привязанности с особенностями детско-материнских отношений представлена в табл. 19. Таблица 19 Тип привязанности и особенности детско-материнских отношений
Влияние привязанности на психическое развитие. Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться. Надежная привязанность в первые годы жизни закладывает основы будущего чувства доверия и безопасности к окружающему миру. Дети, имеющие надежную привязанность в 12-18 мес, в возрасте 2 лет более общительны, проявляют сообразительность в играх. В подростковом возрасте они более привлекательны как деловые партнеры, чем дети с ненадежной привязанностью. В то же время у де-1сй. первичная привязанность которых характеризуется как неориентированная, имеется риск возникновения враждебного и агрессивного поведения в дошкольном возрасте и отвержения их сверстниками. Дети, надежно привязанные к матери в 15 мес. в 3.5 г. среди группы сверстников демонстрируют ярко выраженные черты лидерства. Они легко инициируют игровую активность, достаточно отзывчивы в отношении нужд и переживаний других детей и. в целом, очень популярны среди других детей. Они любознательны, самостоятельны и энергичны. Дети, которые в 15 мес имели ненадежную привязанность к матери, напротив, в детском саду проявляют социальную пассивность, нерешительность в привлечении других детей к игровой активности. Они менее любознательны и непоследовательны в достижении цели. В возрасте 4-5 лет дети с надежной привязанностью также более любознательны, чувствительны в отношении со сверстниками, менее зависимы от взрослых, чем дети с ненадежной привязанностью. В предпубертатном возрасте надежно привязанные дети имеют ровные отношения с ровесниками и больше близких друзей, чем ненадежно привязанные дети. Сформированная в первые годы жизни первичная привязанность к окружающим в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Во взрослом периоде люди часто проявляет те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, также как и отношения с родителями можно разделить на надежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям. Каким же образом привязанность влияет на поведения в будущем? В процессе формирования того или иного типа привязанности у ребенка развивается гак называемая «модель себя и других» (см. таблицу 20). Таблица 20 Тип привязанности и «модель себя и других»
Диагностика нарушений привязанности. Возникновение нарушений привязанности возможно с 8 мес. Критериями расстройства будут следующие: 1) недостаток возрастного интереса ребенка к общению с членами семьи пли другими людьми; 2) реакция страха или чрезмерной чувствительности в присутствии незнакомых людей, не исчезающих при появлении матери или других родственников; 3) неразборчивая общительность (фамильярность, пытливые вопросы и т. д.). При 'этом отсутствуют такие тяжелые психические заболевания. как умственной отсталости, ранний детский аутизм. Различаю! 2 вида расстройств привязанности — реактивное и расторможенное. Реактивное проявляется в ответ на изменение окружающих условий, особенно в момент расставания с ребенком. Характерна боязливость и повышенная настороженность («заторможенная бдительность») в присутствии незнакомы/ людей, не исчезающая при утешении. Дети избегают общения, в том числе и со сверстниками. Расстройство может возникнуть как результат прямого родительского пренебрежения, жестокого обращения, серьезных ошибок в воспитании. Принципиальное отличие этого состояния от раннего детского аутизма в том, что в обычных условиях у ребенка сохраняются живые эмоциональные реакции и стремление к общению. Если же ребенок воспитывается в условиях родительской депривации, то повышенная тревожность и боязливость могут сглаживаться при эмоциональной отзывчивости воспитателей. При реактивном расстройстве привязанности отсутствует патологическая отгороженность, характерная для аутизма, а также интеллектуальный дефект. Расторможенное расстройство привязанности проявляется неизбирательной прилипчивостью ко взрослым в возрасте 2-4 лет.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|