|
Рсгургитационное и «жевательное» расстройство («жвачка», мерицизм)Это относительно редкое нарушение, одинаково часто встречаемое у мальчиков и девочек. Основными диагностическими критериями являются: а) повторяющееся отрыгивание. пережевывание и повторное проглатывание пищи при отсутствии патологии желудочно-кишечного тракта; б) потеря в весе. Первые проявления наблюдаются, как правило, в возрасте 312 месяцев, могут продолжаться 2 года, а по некоторым данным — до 6 лет. К причинным факторам расстройства относят как избыточность, так и недостаточность материнской привязанности. В первом случае «жвачка» рассматривается как усвоенная модель поведения, усиливающаяся под влиянием родительского внимания, а во втором — как средство привлечения тою же внимания в условиях его дефицита. В отдельных случаях «жвачка» является замещающей формой поведения, приносящей ребенку удовлетворение. Некоторые дети большую часть пережеванной пищи выплевывают, в результате чего их вес прогрессивно снижается. Наиболее высокий риск истощения наблюдается у пассивных детей. Вместе с тем, докармливание не всегда эффективно, так как приводит к повторной регургитации. Помимо деривационных механизмов в происхождении мерицизма играют роль также негрубые пороки развития желудочно-кишечного тракта и неврологическая патология. Подобная этиологическая неоднородность пищевых расстройств имела место и в следующем клиническом примере. С точки зрения психоаналитического подхода регургитация и мерицизм являются внешним проявлением психического расстройства и означают «выход» внутреннего напряжения, возникающего в результате нарушений взаимопонимания матери и ребенка. Младенец начинает повторно пережевывать пищу, если не может иными способами обратить на себя внимание. Матери детей, страдающих «жвачкой», чаще всего являются незрелыми, зависимыми, эмоционально отвергают своих детей. Сторонники бихевиорального подхода полагают, что мерицизм - это усвоенная модель поведения, усиливаемая под влиянием родительского внимания. В рамках интегративного подхода механизмы происхождения «жевательного» расстройства связываются с влиянием многочисленных факторов: 1) соматоневрологических (пороки развития желудочно-кишечного тракта, неврологические и инфекционные заболевания, перинатальная патология и др.); 2) депривационных (избыток или недостаток внимания со стороны матери); 3) индивидуальных особенностей психического реагирование ребенка (усвоенная модель поведения, купирование эндорфиновой недостаточности и т.д.). Младенческая нервная анорексия (инфантильная анорсксия). К диагногстическим критериям относятся, активный или пассивный отказ от пищи, избирательность в еде, недоедание. Отказы от пищи часто начинаются вскоре после Избирательность в еде выражается в специфических предпочтениях определенных продуктов, например яиц.или творога. Некоторые дети отвергают пииту, имеющую зеленый или красный цвет. К инфантильной анорексии относят продолжительные расстройства, длящиеся свыше 3 мес, так как более кратковременное снижение аппетита может быть связано с введением новых продуктов, семейными переменами (рождение брата или сестры), изменениями в режиме дня и уходе за ребенком, помещением в стационар. Наиболее часто от недоедания страдают дети, находящиеся на грудном вскармливании, так как матери не всегда следят за количеством высасываемою ребенком молока. Нередко такие дети ведут себя тихо и спокойно, сонливы, и матери не испытывают затруднений при уходе за ними, При изучении причин нервной анорексии младенцев выявлен ряд специфических черт поведения их матерей. При наблюдении за процессом кормления детей через односторонний экран выявлено, что ряд матерей не различают подаваемых ребенком знаков «голода» и не могут адекватно на них ответить. В частности, было замечено, что матери детей, страдающих инфантильной анорексией, в 76% случаев неадекватно реагируют на «пищевые» крики, вокализируемые их детьми. Такие матери не могут справиться с кормлением детей. В их отношении к младенцам отчетливо преобладают агрессивные тенденции раздражительность, недовольство и негодование. Некоторые матери, напротив, не замечают признаков насыщения и продолжают насильно кормить, что вызывает сопротивление ребенка. Точно также не знают о пищевых потребностях своих детей психически больные матери. Проблемы с кормлением чаще возникают в семьях, где старшие дети страдали пищевой аллергией, и мать после рождения находилась в состоянии тревожного ожидания за их здоровье. Однако участие отца в уходе за ребенком и его кормлении снижает у матери тревогу. Выделены этапы детско-материнских отношений при инфантильной анорексии. Но мере развития младенческой анорексии в системе мать.................... дитя отношения изменяются от: 1) диадической реципрокности, к 2) диадическому конфликту и, далее, к 3) борьбе за контроль приема пищи, которая заканчивается 4) «сделкой» и 5) материнским «невмешательством». Иными словами, мать или справляется с отказом ребенка от пищи,' или патологический стереотип пищевого поведения у него закрепляется. Распространенность инфантильной анорексии. На значительные затруднения при кормлении в возрасте 6 мес указывали 6% матерей, о пищевых прихотях — 12%. В возрасте 12 мес эти соотношения не изменяются, а в возрасте 18 мес возрастают до 24% и 15% соответственно. В 36 мес ранняя детская анорексия отмечается уже у 34% всех детей, а пищевые прихоти — у 23%. Различают 3 варианта младенческой нервной анорексии — дистимический, регургитационный и вариант активного или пассивного отказа от пищи. Дистимический - проявляется выраженной эмоциональной лаоильностью во врем кормления с преобладанием дистимии. Наблюдается раздражительность, так епвость. немотивированное беспокойство во время еды. Как правило, матери не могут понять, с чем связано такое поведение младенца, объясняя это тем что ребенок хочет спать, что рядом не оказалось соски, что ему не нравится приготовленная пища. Стержневым симптомом у этих детей являются преходящие эпизоды сниженного настроения во время кормления, а неадекватное поведение матери способствует их закреплению. Регургитационный вариант проявляется немотивированным срыгиванием или во время акта кормления, или сразу после него. Важными диагностическими критериями являются: значительный объем регургитированной пищи, отсутствие вторичного заглатывания и пережевывания (как в случае мерицизма) отсутствие связи с введением в рацион новых продуктов. С изменением рациона могут быть связаны кратковременные эпизоды регургитации, однако к инфантильной анорексии относятся расстройства, наблюдающиеся достаточно длительное время — 2-3 месяца и более. Для диагностики регургитационного расстройства также категорически должны быть исключены другие заболевания, способные вызвать длительные рвоты и срыгивания. Это патология желудочно-кишечного тракта и гипертензионно-гидроцефальный синдром. Вариант активного или пассивного отказа от пищи. При активном отказе ребенок поворачивает голову в сторону, отказывается открывать рот, сосать и глотать. Пассивный отказ сопровождается отвращением к возрастному рациону — мясным продуктам, кашам, овощам и фруктам. У ребенка отмечаются необычные пищевые предпочтения, они требуют лимоны, грейпфрукты и т.д. Младенцы, перешедшие на смешанные виды пищи, требуют продукты, предназначенные для детей более младшего возраста, употребление которых избавляет их от необходимости жевать. При описываемом варианте младенческой анорексии отказы от пищи могут начаться вскоре после рождения. В период новорожденное™ ребенок не просыпается для кормления, отказывается сосать или высасывает слишком малое количество молока. После 3-х мес младенец может активно сжимать губы в ответ на приближение бутылочки или ложки. При пищевых «войнах» дети следят за приближением ложки или рожка и опрокидывает посуду с едой на пол. Если матери удается запихнуть ребенку пищу в рот, то обычно он ее выплевывает. Постоянное поедание несъедобных веществ (PICA-синдром). Характерной особенностью расстройства является постоянное, более одного раза в месяц, поедание несъедобных веществ. Важным диагностическим критерием является отсутствие других психических расстройств, которые могли бы вызвать такое поведение (ранний детский аутизм, детская шизофрения). Младенцы чаще всего поедают краску, гипс, тесемки, волосы, ворс с одежды. Дети раннего возраста могут употреблять в пищу испражнения животных, собственные фекалии, песок, насекомых, листья, гальку, сигареты, окурки. При этом не наблюдается отвращения к пище. Оба пола страдают расстройством одинаково часто. Начало заболевания отмечается, как Правило, в возрасте от 1 до 2 лет, а у ряда детей со второго полугодия жизни. С возрастом обычно отмечается положительная динамика. Большинство здоровых детей время от времени берут в рот эти предметы, но практически никогда их не проглатывают. Дети, поедающие несъедобные вещества, часто страдаю! задержкой психического развития или. что реже, пониженным зрением. Большинство из них воспитываются в социально неблагополучных семьях, где за ними следят в основном братья и сестры. Поедание несъедобных веществ в этом случае является следствием недостаточной заботы о ребенке и конIродя за его поведением со стороны родителей. Дети не могут самостоятельно разобраться, что можно и чего нельзя употреблять в пищу. Данная разновидность нарушений пищевого поведения является следствием педагогической запущенности, в частности, информированности у ребенка представлений о приемлемых формах поведения. В других случаях дети поедают несъедобные вещества тайком от взрослых. Как правило, они воспитываются в конфликтных семьях. Нет данных, свидетельствующих о том, что поедание несъедобного является попыткой удовлетворить недостаток в питании. Употребление в пищу фекалий часто отмечается у детей второю полугодия жизни. Оно обычно сопровождается игровыми манипуляциями с фекалиями. Дети перекладывают испражнения из руки в руку, разминают большим и указательным пальцем, размазывает по простыне и ногам. При приближении взрослых младенцы пытаются вовлечь их в игровые манипуляции с фекалиями, запихивают взрослым фекалии в рот. При этом у ребенка преобладает радостное настроение. У двух третей матерей, дети которых страдают поеданием фекалий, отмечаются клинически выраженные признаки депрессивного расстройства. Их отношение к ребенку характеризуется непоследовательностью и изменчивостью. Элементы сверхконтроля и гиперопеки в воспитании чередуются и явным неприятием, и отвержением. Большинство проглатываемых детьми веществ безвредны, но некоторые из них яри попадании в организм ребенка могут вызвать ряд осложнений. Это древесная стружка, покрытая бытовыми инсектицидами, чешуйки краски, содержащие свинец. Свинцовое отравление также может возникнуть при поедании окрашенной штукатурки. Симптомы свинцового отравления достаточно неспецифичны, К ним относятся: гиперактивность, агрессивность, импульсивность, сниженный интерес к игре, вялость, раздражительность, задержка или регресс психического развития, потеря недавно приобретенных двигательных навыков, «неуклюжесть», истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость. острые спазмирующие боли в животе, рвота, запоры, анорексия. головные боли. лихорадка. Осложнениями при употреблении несъедобных веществ являются кишечная непроходимость, вызванная клоком проглоченных волос, токсоплазменная инфекция, возникающая при поедании фекалий. Приведем пример. Поедание несъедобного у детей раннего возраста практически всегда являемся преходящим расстройством и при проведении адекватной терапии пищевое поведение нормализуется. Прогноз во многом зависит от условий воспитания ребенка. Он менее неблагоприятен, если ребенок воспитывается в ситуации безнадзорности и вседозволенности. В редких случаях поедание несъедобного как форма нарушений пищевого поведения сохраняется в подростковом возрасте. Пищевое недоразвитие. Принято считать, что это расстройство выявляется в возрасте 3-12 мес у 1% госпитализированных в соматический стационар младенцев. Тщательное соматоневрологическое обследование детей, страдающих пищевым недоразвитием, как правило, не выявляет тяжелых случаев патологии только в 0,8% случаев педиатрический диагноз имеет достаточное обоснование Вместе с тем, ^постоянное недоедание сопровождается задержкой психического и физического развития, что дает основание отнести это заболевание к более широкой группе расстройств, проявляющихся прогрессирующим нарушением развития в связи с недостатком ухода за ребенком. Подобная ситуация в основном возникает в неполных семьях, занимающих низкое социальное положение. Матери детей часто страдают различными психическими заболеваниями. В отечественной педиатрической литературе пищевому недоразвитию, но клиническим описаниям наиболее соответствует диагноз «гипотрофия». Гипотрофия определяется как хроническое расстройство питания с дефицитом массы чела. По мнению большинства авторов, лечение данного варианта гипотрофии должно включать психотерапевтические воздействия. Наряду с контролем за весом, ростом и суточной потребностью в калориях необходимо проводить работу по преодолению конфликта в отношениях между матерью и ребенком. При своевременном вмешательстве прогноз, как правило, благоприятный. В нашей стране гипотрофии встречаются достаточно редко — у 0,5-1% детей раннего возраста, что связано с традиционным внимательным отношением к этому заболеванию педиатров и развитой системой педиатрического обслуживания населения. Дифференциальная диагностика нарушений пищевого поведения. Расстройства, внешне сходные с психогенными нарушениями пищевого поведения, могут отмечаться при некоторых соматических и неврологических заболеваниях раннего возраста. Так, при свинцовой интоксикации наблюдаются нарушения пищевого поведения по типу инфантильной нервной анорексии. Тяжелые соматические заболевания часто приводят к нарушениям питания в виде пищевых прихотей. Пищевое недоразвитие нередко связано с желудочно-пищеводным рефлюксом и неспецифической диареей. У детей с перинатальным поражением мозга наблюдается длительное привыкание к новой пище, замедленное жевание и проглатывание (элементы пассивного отказа от пищи). Дети предпочитают пищу, характерную для более младшего возраста. Указанные особенности пищевого поведения обычно сочетаются у детей с задержкой и с 11.x и ч е с к о го р аз в и ч и я. Основным отличием психогенно обусловленных нарушений пищевого поведения от расстройств, связанных с соматоневрологической патологией, является их относительная кратковременность, обратимость, зависимость от динамики взаимоотношений в системе мать-дитя. Психогенные нарушения питания обычно быстро редуцируются после нормализации материнско-детских отношений. Прогноз нарушений пищевого поведения. Прогноз нарушений питания очтюсичельно благоприятный. Большинство психосоматических расстройств пищевою поведения постепенно редуцируются после 3 лет. Вместе с тем, нарушения сосания в первые недели и месяцы жизни приводят к риску возникновения пищевого недоразвития и других нарушений питания в более старшем возрасте. У подростков, больных нервной анорексией, в раннем детстве достаточно часто наблюдаются различные нарушения питания. При патологии пищевого поведения в первую очередь обращают на себя внимание, особенности детско-родительских отношений. Например, считается, что общение взрослых с детьми как до начала заболевания, так и после нею эмоционально обеднено. В этих условиях нища является единственным «средством коммуникации» родителей и детей. Уделяя чрезмерное внимание питанию ребенка, матери часто рассматривают отказ детей от еды как личное оскорбление. Женщины негодуют из-за того, что малыш якобы «не оправдывает» их ожиданий. Они чрезмерно озабочены физическим и телесным благополучием ребенка в ущерб его эмоциональному комфорту. Достаточно распространено предубеждение, что обильное питание в первые годы жизни - залог будущих интеллектуальных успехов ребенка. Представления матери о значимости для ребенка пищи в данном случае сильно искажены. Терапия нарушений пищевого поведения. Основной целью семейной психотерапии при расстройствах пищевого поведения являются как коррекция нарушений питания у ребенка, так и одновременно с этим нормализация межличностных отношений в системе мать-дитя. Общими принципами психотерапии нарушений пищевого поведения являются: 1) обучение матери правильному распознаванию знаков "голода", которые подает ей ребенок с первых месяцев жизни; 2) коррекция представлений матери о нутритивных потребностях ребенка; 3) коррекция представлений матери о способах воздействия на младенца; 4) формирование у ребенка навыков рационального питания; 5) использование комплекса психотерапевтического воздействия с медикаментозным лечением. 1. Обучение матери правильному распознаванию подаваемых младенцем знаков «голода». Прежде всего необходимо научить мать распознавать на слух различные типы младенческого крика-плача. Для правильного их распознавания рекомендуется вести дневники крика-плача. В процессе наблюдения за ребенком в левой половине страницы отмечаются характерные особенности крика, плача, а в правой — причину, его вызвавшую («хочу есть», «хочу спать», «я - мокрый»). Можно использовать также правило «паузы». Матери предлагается остановиться и задуматься, чего в настоящую минуту может хотеть плачущий ребенок. При необходимости рекомендуется использовать помощь их членов семьи, особенно тех, кто уже имеет опыт ухода за детьми раннего возраста. 2. Коррекция представлений матери о нутритивных потребностях ребенка. Включает в себя разъяснение наиболее распространенных ошибочных представлений о потребностях младенца в пище, динамике прироста его веса. Одновременно необходима работа по повышению у матери самооценки. Для этого ей предлагается присутствовать при обсуждении плана лечения, терпеливо объяснять цель и сущность вмешательства. На каждую манипуляцию с ребенком мать должна давать формальное разрешение. Наиболее эффективной методикой коррекции представлений матери о подробностях младенца в пище является метод видеообратной связи. Методика видеообратной связи включает в себя просмотр пациентом видеозаписи своего собственного поведения, в данном случае процесса кормления матерью ребенка. Таким образом, создаются условия для того, чтобы «со стороны» объективно оценить свое поведение. Мать самостоятельно или под руководством врача отмечает допущенные в ходе кормления ошибки, что способствует пересмотру ее позиции и трансформации поведения в более адаптивное. К наиболее типичным ошибкам при кормлении относятся: 1) неправильное положение младенца у груди; 2) неправильное положение рук матери; 3) отсутствие стимуляции сосательного рефлекса ребенка, основанное на традиционном заблуждении о невозможности сосания ребенком во время сна; 4) кормление из одной груди; 5) кратковременность кормления и последующий быстрый до-корм из рожка; 6) неудобство одежды матери; 7) слишком тугое пеленание ребенка. 3. Коррекция представлений матери о способах воздействия на младенца. Пищевое поведение ребенка во многом зависит от качества детско-материнской привязанности и. в частности, от поведения матери во время кормлений. Надежная дстско-материнская привязанность, в свою очередь, возникает при высоком уровне активности младенца в такие режимные моменты, как кормление и бодрствование. Формированию надежной привязанности способствует умение матери во время кормления и бодрствования поддерживать инициативу ребенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать свои действия с действиями ребенка, общаться в режиме диалога. Кормления ребенка необходимо проводить с учетом мнения Б.Спока о том, что «самый лучший способ сохранить хороший аппетит ребенка, это не мешать ему думать, что он сам хочет есть, а не вы хотите его накормить». Матери предлагается представить, что «она находится во власти неумолимого гиганта, который не понимает ее языка и отнимает у нее так любимый ею кофе, заставляя пить теплую воду». Можно использовать также метафору А.Фромма о том, что «механизм детского питания так же тонок, как устройство часов. Стоит перекрутить завод и часы перестанут работать. Как только мать перекормит своего ребенка — он совсем откажется от еды». Используется, например, тезис о том, что «дети плохо едят потому, что их родители всеми силами пытаются заставить их есть хорошо». Матери сообщается, что ребенок рождается с «инстинктом упрямства», когда его слишком понукают, и с «инстинктом отвращения» к той пище, с которой у нею связаны неприятные воспоминания. Применяется также прием «психотерапевтического зеркала». Матери предлагалось представить себя на минуту на месте ребенка в один из душных дней, когда ей совсем не хотелось есть. Далее мать должна вообразить, что какой-то нервничающий гигант сидит рядом и с беспокойством наблюдает за каждым куском, который она проглатывает. Она съедает немного тех блюд, которых ей хотелось, и кладет вилку, чувствуя, что насытилась. Но гигант выглядит расстроенным и говорит: «Ты даже не попробовала репу». Мать объясняет, что ей не хочется репы, но он не понимает ее настроения и ведет себя так, как будто бы она нарочно хочет его огорчить. Тогда гигант говорит, что она не встанет из-за стола, пока она не съест всю репу без остатка. Мать пробует ложечку, но чувствует легкую тошноту. Гигант зачерпывает столовую ложку репы и «заталкивает» ей в рот, отчего она давиться (видоизменено по Б. Споку). 4. Формирование навыков рационального питания проводится в зависимости от формы нарушения пищевого поведения. При лечении младенческой анорсксии рекомендуется; 1) кормить ребенка строго ограниченное время, например. 30 минут, затем прекращать; 2) кормить в определенное время, а в промежутках воздерживаться от кормления; 3) детям старше 12 месяцев давать возможность есть самостоятельно, хотя бы частично; 4) кормить небольшими порциями, постепенно увеличивая рацион; 5) показать матери, как правильно реагировать на пищевое поведение ребенка. .Печение поедания несъедобных веществ включает в себя: Г) обучение матери адекватно реагировать на подаваемые младенцем «пищевые» крики; 2) контроль поведения ребенка для ограничения его доступа к бумаге, вате, шерстяным изделиям, коврам; 3) рекомендуется соответствующий гигиенический режим в квартире с ежедневной сухой и влажной уборкой; 4) предлагается использовать современные игрушки, при манипулировании с которыми не отслаивается краска. При терапии пищевого недоразвития родителям предлагается заносить вес и рост ребенка в определенный график для сопоставления с нормативными данными. Повышать уровень знаний матерей о потребностях ребенка в пище. Для этого проводятся групповые занятия в поликлиниках, детских больницах. После начала прибавки в весе, разрешается постепенно изменить диету. Постоянный контроль пищевого поведения должен сохранятся до того времени, когда ребенок не достигнет надлежащего веса. При регургитационных и «жевательных» расстройствах терапия включает в себя; 1) оценку пищевого поведения младенца в основном с точки зрения его эмоциональных потребностей, и в меньшей мере физиологических; 2) сужение круга ухаживающих за ребенком лиц для обеспечения постоянства и прочности эмоциональных связей, при этом психотерапевт становится для младенца «главным опекуном» и активно участвует в его кормлении; 3) использование игрушек для простых игр, во время которых оценивается реактивность ребенка и результаты терапии; 4) дозированное увеличение внимания ухаживающих за младенцем лиц, прежде всего, матери, подключая ее к процессу терапии; 5) контролирование эффективности лечения для исключения появления новых симптомов патологического пищевого поведения; 6) программа психологического «вознаграждения» и «порицания» для родителей. Детей с пищевым недоразвитием и регургитационными расстройствами не обходимо госпитализировать вместе с матерями на педиатрическое отделение раннего возраста. Для детей с тяжелыми нарушениями пищевого поведения на начальном этапе важно определить дефицит в прибавке веса. Если недостаток в весе соответствует гипотрофии II или III степени (масса тела ниже нормы на 20-30% и более), необходимо определить полный суточный объем питания. Принято считать, что это одна пятая часть фактического веса, вне зависимости от возраста но для детей первого года жизни не должна превышать 1 литр. Далее определяется объем пищи от полного суточного объема, который можно назначить на сегодняшний день. При гипотрофии II степени это две трети от полного суточного объема, при гипотрофии III степени — одна треть. Увеличивается кратность приема пищи, обычно на 1-2 кормления. Длительность разгрузки зависит от улучшения аппетита у ребенка, если младенец ест охотно, ежедневно прибавляют по однократному разовому объему. Зондовое кормление применяется в состоянии выраженного токсикоза по жизненным показаниям. 5. Комплексная терапия нарушений пищевого поведения. Значительный эффект при тяжелых формах нарушений пищевого поведения дает применение ферментных и биологических препаратов. Пепсин назначается внутрь перед или во время кормления по 0,05 г 2-3 раза в день в порошке или в 1-3% растворе разведенной хлористо-водородной кислоты. Пепсидил — по 1 чайной ложке 3 раза в день. Пепсин — основной компонент этих препаратов — способствует улучшению переваривания и усвоению белков в желудке. Бифидумбактерин применяют за 20-30 минут до еды: детям первого полугодия жизни по 3 дозы 2 раза в день, детям от 6 месяцев и старше по 5 доз 2-3 раза. Нутридофилус назначают по 1 капсуле 1 раз в день. Часто используются витамины группы В, витамин Е. Тиамина бромид применяется как стимулятор желудочной секреции по 0.00129 г в день. Пиридоксина гидрохлорид улучшает синтез белка, участвует в белковом обмене. Он используется по 20-30 мг в сутки. Цианокобаламин вводят парентерально по 50-100 доз в сутки, так как он обладает высокой биологической активностью, улучшает функцию печени, влияет на иммуногенез. Пантотенат кальция применяется в дозе 0,05 г 2 раза в день. Он участвует в углеводном и жировом обмене. Пангамат кальция повышает усвоение кислорода тканями, используется в дозе 0,05 на прием 2 раза в день. Токоферола ацетат применяется в дозе 5-10 мл 5% раствора на прием в течение 30 дней. При младенческой анорексии и постоянном поедании несъедобных веществ медикаментозные средства используются в комбинации с психотерапией при недостаточной эффективности последней. Пирацетам (ноотропил) назначается больным с синдромом постоянного поедания несъедобных веществ. Кроме собственно ноотропного 'эффекта этот препарат назначается для стимуляции окислительно-восстановительных процессов и усиления кровообращения в головном мозге, улучшения утилизации глюкозы, повышении устойчивости тканей к гипоксии. Пирацетам назначается в дозе 300-600 мг в сутки курсом от 1 до 3 месяцев. Суточная доза распределяется в течение дня с учетом активирующего эффекта препарата. Используется также пантогам в дозе 350-700 мг курсами на 1 или 2 месяца. Фенибут назначается больным с инфантильной анорексией, сопровождающейся приступами дистимии, у которых длительная психотерапия не дает положительного результата. При этом учитывается слабое седативное действие фенибута. Препарат назначается в дозе 100-250 мг в сутки, курс 4 недели. Обычно эффект отмечается уже на 5-7 день терапии, который проявляется уменьшением раздражительности как во время, так и вне кормления, возрастанием двигательной и игровой активности. Опыт психофармакотерапевтической коррекции психических нарушений при функциональных расстройствах пищевого поведения показывает, что дифференцированный подход к выбору препарата по спектру действия и наличию противопоказаний позволяет избежать ухудшения состояния, развития побочных эффектов и осложнений. Клиническая оценка эффективности терапии позволяет заключить следующее: 1. При лечении нарушений пищевого поведения целесообразна следующая очередность предпринимаемых мер: мероприятия по поддержанию нормативною веса, адекватному поступлению и усвоению питательных веществ, психотерапия, психофармакотерапия. 2. Эффективности психотерапии при психогенных расстройствах пищевого поведения способствует ее дифференциация по целям и задачам, позволяющая адекватно выбрать тот или иной метод. 3. При систематическом поедании несъедобных веществ эффективно применение ноотропов. Препаратом выбора является пирацетам, а при наличии синдрома гипервозбудимости перинатального генеза — пантогам.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|