Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Где находилась кафедра русских митрополитов?





Хрестоматийная точка зрения, выраженная у митр. Макария:

В Переяславле южном, где митрополиту был дан дом. В ПВЛ под 1089г. говорится, что "бе прежде в Переяславле митрополия". Следовательно, сначала митрополия была в Переяславле, а затем перенесена в Киев при Ярославе Мудром.

Но это мнение ошибочно:

В 60-е годы XIв. две титулярные митрополии: в Переяславле и Чернигове, а в Киеве митр-т с реальной властью. Это время правления триумвирата Ярославичей: Изяслава, Всеволода, Святослава. Титулярные митрополии были образованы по политическим мотивам, а с установлением единовластия Всеволода и со смертью Переяславского Ефрема и Черниговского Неофита эти митрополии упразднились. Митр. Макарий этого в своё время не знал.

Юрисдикция.

Голубинский утверждает, что РПЦ изначально была самостоятельной.

Он использует тот факт, что наших митрополитов именовали архиепископами. Греки изначально предоставили самостоятельность РПЦ, но потом решили свой дар вернуть обратно и вновь навязали свою юрисдикцию. Но это всего лишь гипотеза.

Первым митрополитом считает Леонтия. Он полагает, что Михаил был действительно послан на Русь, но при патриархе Фотии и за 100 лет до Крещения Руси.

Карташов: Русь находилась в юрисдикции Охридской митрополии, которую в то время возглавлял Леон, а на Руси он имел своих представителей: Иоакима Корсунянина и Анастаса Корсунянина. Они были двуязычны и потому взяты в Киев. ПВЛ умалчивает о митрополите, потому что греки при Ярославе Мудром подвергли её обработке. Надо обращаться к летописи Новгородских владык, где упоминается Леон, первый митрополит, и рядом стоит имя Фотия.

Но ещё есть целая группа памятников, которые упоминают имя Михаила. Карташов считает, что относительно времени Владимира это Михаил мнимый, а относительно времени Аскольда и Дира - он подлинный. Единственный источник, который повествует о жизни митрополита Михаила - это Степенная книга.

Список митрополитов Киевских.

1. Свт. Михаил Киевский (988-991гг.). Византийские источники его по имени не называют.

2. Леонтий или Леон (991-1008гг.).

3. Феофилакт (до 1018г.). Первые сведения по источникам. Из Севастии Армянской, которого Щапов считает первым митрополитом, ибо есть сведения. При нём существует целый ряд епархий: Белгородская, Новгородская, Черниговская и Полоцкая.

4. Иоанн I (1018-1030гг.). Время Ярослава Мудрого. Автор службы святым Борису и Глебу и на этом основании Голубинский считает его русским. Упоминается в Несторовом житии преп. Феодосия и "Сказании о Борисе и Глебе". Сохранилась свинцовая печать: "Иоанн, митрополит Русский".

5. Феопемпт (после 1030г.: 1035-1030гг.). Близок к императору Михаилу IV. В 1039г. совершил второе освящение Десятинной церкви. Сохранилась свинцовая печать.

6. Иларион (1051-1054гг.). Поставлен по воле Ярослава Мудрого собором епископов из пресвитеров Берестовой церкви. Автор "Слова о законе и благодати". Освятил церковь святого Георгия. В поставлении мотив: добиться права поставлять в Константинополе, но избирать на месте.

7. Ефрем (1055-1065гг.). Грек. Член императорского совета и имел звание протопроэтра, которое значится на его печати. В 1055г. судил Луку Жидяту и заново освящал Софийский собор.

8. Георгий (1065-1076гг.). Был членом императорского совета. Возглавлял канонизацию Бориса и Глеба. В 1072г. рукополагал свт. Леонтия Ростовского. Автор "Стязания с латинами", "Заповедь", сборник канонического содержания (спорно).

9. Свт. Иоанн II (1076-1089гг.). Образованный. Рукополагал свт. Исайю Ростовского. Написал канонические ответы Иакову черноризцу. Отвечал антипапе Клименту III. Освящал Успенскую церковь КПМ (1089г.).

10. Иоанн III Скопец (1090-1091гг.). "Некнижный, но умом прост". Рукополагал епископа Марина Юрьевского.

11. Свт. Николай (1093-1104гг.). Рукополагал свт. Никиту Новгородского и призывал князей к миру (1097г. и 1101г.).

12. Никифор I (1104-1121гг.). Прибыл 6 декабря, а чин настолования 16 декабря. Автор 4 произведений: 2 послания к Владимиру Мономаху, 1 к Ярославу Святополковичу и 1 окружное.

13. Никита (1122-1126гг.). Вступил в конфликт с Владимиром Мономахом, т.к. отказался открыть епископию в Смоленске, где правил его внук Владимир.

14. Михаил II (1130-1145гг.). По другим спискам Михаил I. В первый год рукоположил Нифонта Новгородского, открыл Смоленскую епархию, которая была выделена из Переяславской. Часто выступал посредником между князьями. В 1134-35гг. был в заточении. Затем уехал в Византию. Остался там из-за конфликта с князем.

И здесь был поставлен в 1147г. митрополитом Климент Смолятич. Патриарха в это время не было. Поставлен неканонично при князе Изяславе. В КП-ле происходит постоянная смена патриархов. Свою роль сыграл ещё запрет Михаила совершать богослужение в Софии. Климент - книжный, философ, знал греческий язык, риторику, церковное право. Был в великой схиме.

Климент (1147-1155гг.).

15. Св. Константин I (1156-1159гг.), рукоположен в Константинополе. На его посвящение повлиял князь Юрий Долгорукий. Ведёт борьбу со ставленниками Климента Смолятича, анафематствует Изяслава, запрещает епископов и священников, которые поддерживают Климента. Сын Изяслава в 1158г, взял Киев и митрополит удалился в Чернигов, где проживал до смерти.

16. Федор (1160-116Згг.). Поставлен на кафедру по ходатайству князя Ростислава. В 1161г. был посредником при примирении Киевского и Черниговского князей.

17. Иоанн IV (1164-1166гг.). Прекратился раскол Климента. Сохранилась свинцовая печать. Поставлен архиепископ Новгородский Илья.

18. Константин II (1167-1170гг.). Сохранилась свинцовая печать. Вспыхивают споры о посте на юге. В 1168г. подвергается епитимии игумен КПМ Поликарп. Разграбление Киева князем Андреем Боголюбским. Состоялась казнь Феодорца. Проводил очень жёсткую линию по отнош-ю к дух-ву.

19. Михаил III (70-е годы XIIв.). КПМ стал Лаврой.

20. Никифор II (1183-1201гг.). Умиротворял князей. Сохранилась свинцовая печать.

Иногда по спискам XV-XVI вв. следуют имена ДИОНИСИЯ и ГАВРИИЛА.

21. Матфей (1210-1220гг.). Поставлен или патр-м Иоанном X, или Михаилом IV. Умиротворял князей, поставлял епископов. После него еп. Владимир-Волынский Иоасаф хотел занять кафедру.

22. Кирилл I (1224•1233гг.). Поставлен в Никее патриархом Германом. В 1230г. выступает умиротворителем князей.

23. Иосиф (1236-1240гг.). Посвящён в Никее. Упоминается в западных источниках, в которых говорится о Петре, архиепископе Руси, изгнанного татарами и который присутствовал на Лионском соборе.

Митрополии вне Киева.

Есть свидетельства, что в XIв. существовало две митрополии: Черниговская и Переяславская.

Переяславская.

Источники:

1) Нестерово житие преподобного Феодосия Печерского, где есть рассказ об Ефреме Скопце, который по возвращении из Константинополя «поставлен быстъ митрополитом в Переяславле»;

2) Успенский сборник XIIв.;

3) ПВЛ под 1089г. сообщает об освящении в Переяславле церкви святого Михаила Ефремом, "митрополитом тоя церкви", "бе бо прежде в Переяславле митрополия";

4) "Слово об опресноках" начинается следующей фразой: "Благочестивого Льва, митрополита Переяславля на Руси...".

Исследователи:

Архиепископ Филарет (Гумилевский) и митрополит Макарий (Булгаков): Митрополия сначала находилась в Переяславле, а затем была перенесена в Киев.

Голубинский: митрополия в Переяславле была титулярная.

Приселков: Святослав Ярославич разорвал отношения с Византией, закрыл Киевскую митрополию и открыл в Переяславле, которая просуществовала с 1074г. по 1078г., потому что по источникам за эти годы ни разу не упоминается Киевский митрополит. Он считает, что "Слово..." было написано в XIв. в Переяславле.

Митрополия возникает после 1072г., ибо в ПВЛ и в житии Феодосия упоминается Переяславский иерарх Пётр, принимавший участие в перенесении мощей Бориса и Глеба, но именуется епископом. Следовательно, митрополит был позже. Сохранялся титул до смерти Переяславского митрополита Ефрема. Симон с 1101г. уже именуется епископом.

Черниговская.

Источники:

1) Житие преп. Феодосия упоминает митрополита Неофита Черниговского (1072г.);

2) Софийская, Воскресенская летописи;

3) Списки кафедр Константинопольского патриархата. В Куаленовском списке XIIв. на 62 месте значится митрополия Руси, а есть ещё митрополия Новой Руси (72 место). Она была учреждена между 1059 и 1071 годами. Это Черниговская митрополия. Ещё один список упоминает митрополию Преслава Русского (1068-1082гг.);

Мюллер: существование двух митрополий было связано с политической ситуацией, разделением Руси между Ярославом и Мстиславом, но это неточно, потому что епархии в то время ещё не было.

После смерти Ярослава в 3-й четв. XIв. возникает триумвират Ярославичей:







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.