Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование библиотечного фонда





Можно выделить четыре этапа технологического формирования библиотечного фонда.

1. Анализ потока документов.

2. Первичный отбор документов (соответствие документа фонда, смысловое соответствие документа, внутреннее и внешнее соответствие документа, финансовые возможности библиотеки, принятие по решению первичного отбора)

3. Заказ документа (источник, способ / книгообмен, дар), методы (предварительный заказ), фильмы (беспл.обяз.экз).

4. Прием новых поступлений.

Моделирование – это специфический способ познания, пи котором библиотечный фонд воспринимается в менее сложной модели. Создание модели – тоже процесс моделирования, понимается в узком смысле, Достоинство моделирования состоит в том, что оно позволяет исследовать еще не существующие системы. Главный признак модели – ее подобие оригиналу. Диапазон сходства может колебаться от абсолютного до нулевого.

Модель лишь тогда является таковой, когда используется именно в качестве модели с целью определения искомых характеристик.

Сведения в м., м.б представлены в виде описания, графиков, формулы, Моделирование имеет различные масштабы. Их создают комплектаторы.

Виды моделей:

1. Описательная – дает представление о целях, тенденциях формирования фонда, о контингенте абонентов и их информационных потребностях, перспективы развития библиотеки.

2. Математическая модель – дает общее количественное представление о фонде.

3. Библиографические модели – имеют подвиды. Идеальная модель представляет собой желательный состав фонда по созданию и включает перечень необходимых документов, зачастую с точными выходными данными.

4. Структурная модель – документ, регламентирующий создание и развитие библиографии в течение средней или дальней перспективы.

Этапы сост. Моделей:

1. Начальный – сбор и анализ итоговой информации о состоянии всех параметров характерных библиотеке

2. Выявление тенденций развития библиотечного фонда, определ. задачи комплектования на заданный период.

Все это закладывается в описат. модель

3. Создание структурной модели – тематический план комплектования.

4. Обсуждение подготовительных проектов

5. На основе отдельных моделей, создают сводн. Модель единого регион. Или отраслевого фонда.

 

 

Основные направления обследования б-ки как объекта автоматизации

Библиотека является сложным объектом с точки зрения ее автоматизации, что объясняется ее полифункциональностью, множеством стоящих перед ней задач и многовариантностью их решения. Кроме того, в библиотеке существуют процессы, не поддающиеся формализации (т.е. их нельзя представить единообразно, алгоритмизировать), а следовательно, и автоматизации вообще или частично. Автоматизация библиотеки начинается с определения всех ее основных функций, операций, процессов и т.д. Обычно эту работу в библиотеке осуществляет специально сформированная для этой цели рабочая группа, состоящая из ведущих специалистов различных структурных подразделений библиотеки, а также экспертов, привлеченных из сторонних библиотек и организаций. Рабочая группа ставит задачу по автоматизации библиотеки перед разработчиками (или поставщиками) АБИС, и качество проектирования системы во многом определяется качеством предпроектного обследования библиотеки как объекта автоматизации и качеством постановочных задач на автоматизацию, сформулированных рабочей группой, осуществлявшей обследование. При определении постановочных задач они должны быть в достаточной степени детализированы (так, например, при проектировании АБИС для библиотеки Конгресса США перед автоматизаторами было поставлено около 300 задач).

Аўтаматызацыя б-кі- компл.мерапр-ў. па ствар і укаран.у работу б-кі АБІС пэўн.масшт.і прызн. Тэрміналаг-ю праблему гэтага пыт.разгл. Шрайберг. Першапач.пад аўтамат-й б-тэк ен разумеў укар-не камп’ют. аппаратн. Забесп-ня у тэхналогіі і практыкі б-к. Масштабнасць аўтам-ыі:1.Комплексная-калі ахоплів. Усе бібл-я і небіб. працэсы(буйн.б-кі); 2.Частковая-ахоплів. асобн.унутрыбіб. працэсы;3.Мінімальная-аўтам. асобн. працэсы ці т-кі доступ да знешн.рэс-ў. АБІС (вузкае)– гэта компл.ср-каў яе забесп-ня, якія прызн.для выраш.задач біб-інф-га абслуг. чыт. (шырок.)-компл.сродкаў забесп., якія адаптаваны для ажыц-ня ф-ных бібл-х працэсаў сбору, апрац., зах-ня, пошуку і выдачы біб\бгр., фактагр. статыст. І інш. Інф.для задав.ІП кар-ў с-мы і забесп.яе працазд-сці. АБІС-як скл.арг-тэхнал-ны компл.укл.:1. Іфн-е забесп.;2. Лінглістычн.; 3. Праграмнае; 4. Тэхнічн.(апаратнае);5. Сеткав. тэхналогіі(локал. Размеркав. Глабал.);6. Арг.-тэхнал.забесп.;7. Кадравы персанал;8. Эрганамічнае забесп.

Обследование, как процесс: 1. Обследования осущ-ся с целю автоматизации б-ки. Через фронтальное обследование б-ки определяем её миссию среди других б-к; подробно анализируем фонд. кадры, МТБ, определяем пользователей - с целью разработки АБИС б-ки распоряжением директора созд-ся рабочая группа.назнач-ся рук-ль, чтобы представить б-ку и все её технич.процессы в виде технич.докум-в (карты, инструкции). Итог: техническая разработка технич-го задания. 2. Обседование б-ки для поиска подходящей системы. Здесь осущ-ся выбор АБИС…(всё то же самое, что и в первом пункте). Итог: обосновать конкретную АБИС, которую хотим приобрести. 3. Усовершенствовать, моделизировать, актуализировать уже существующую АБИС в б-ке. Необходимо исследовать претензии б-рей, пользователей по АБИС; какие новые ф-ции необходимы в б-ке, которые ещё не были автоматизированы

 

Билет 15.

Камплектаванне БФ..

Комплектование библиотечного фонда – создание и постоянное обновление библиотечного фонда документами, отвечающим задачам библиотеки и интересам абонентов. Значение комплектации в том, что определяет собой всю библиотечную работу. Виды комплектования: 1. Текущее – пополнение библиотечного фонда выходящими, а также вышедшими в предыдущий год документами; 2. Ретроспективное – пополнение библиотечного фонда недостающими документами (экз., назв.) за прошлые годы; 3. Рекомплектование – освобождение библиотечного фонда от устаревших, изношенных, непрофильных и излишне непрофильных документов.. Технология комплектования складывается из 4 этапов. 1 этап: анализ потока документов. На первом этапе необходимо иметь представление о библиографических пособиях, извещающих о том, какие документы имеются в обращении и какие планируются к выходу в свет. Пособия делают поток документов обозримым, позволяют выделить в нем самое необходимое. На основе изданий производят предварительный заказ литературы. Для контроля за поступлением заказанной литературы составляют картотеку предварительного и текущего заказа. 2 этап: первичный отбор. Первичный отбор состоит из пяти стадий. Первая стадия. При изучении документов de visu или по библиографическим пособиям выясняют их соответствие фонду прежде всего по формальным признакам. Вторая стадия отбора – по смысловому соответствию документов профилю комплектуемого фонда. Этот этап требует от комплектатора наивысшей квалификации. Третья стадия отбора – по внутри- и внешнесистемному соответствию. Комплектатор определяет, в каком именно подфонде должен находиться данный документ, нет ли его уже в наличии, а если есть, то в достаточной ли экземплярности. Четвертая стадия сообразовывается с финансовыми возможностями библиотеки.

Пятая стадия – кульминационный момент технологии комплектования – на основе изучения изложенных выше факторов принимают решения по первичному отбору. При этом уточняют, не был ли данный документ уже заказан ранее. 3 этап: заказ документа. Выявив нужный библиотеке документ, комплектатор приступает к поиску источника. Различают источники, способы, формы и методы пополнения БФ. 4 этап: прием новых поступлений. Поступления заказанного документа из источника снабжения свидетельствуют о заключительном этапе комплектования и одновременно – о начале следующего процесса ФБФ – учета фонда. К источникам комплектования относят: библиотечный коллектор, книжные магазины, издательства, посреднические фирмы, подписку, фонды других б-к, личные б-ки, благотворительные организации, информационные центры. Способы документообеспечния: платные (покупка, подписка, замена, обмен утерянных и испорченных читателями изданий), бесплатные (обязательный экземпляр, обмен изданиями с другими б-ки, посредством ОРФ, дар, копирование, благотворительная помощь). Обязательный экземпляр бывает: бесплатный, платный. Обязательным экземпляром обеспечиваются, как правило, научные б-ки, например НББ. По обязательным экземплярам составляют национальные библиографические пособия.

Пр-пы пабудовы АБІС

Пр-п ідэнтычнасці. Распрацоўка нов., удаск. існ. ці укар. АБІС з’яўл. зыходнымі нав.-прыкл. праблемамі і засн. на агул. кол-сці прыкмет. Яны адроз. толькі зместам этапаў, параметрамі па часу. Паруш. такой умовы ці адказ ад асоб. аперацый можа прывесці да неэфект. раш. пры праект. АБІС. Пр-п забясп. аднолькавасць этапаў праект-ня, удаскан. той ці інш. с-мы, забясп. выкар. папяр. вопыту выкар. АБІС і інш. аўтаматыз. с-м. Ідэнтычнасць – у тыпізацыі праект. раш. пры распрац. разнаст. ср-каў забесп. АБІС і із развіцця. Маецца на ўвазе уніф-цыя гэтых рашэнняў з мэтай спрошч. працэдуры іх расп. на інш. б-кі. +улік асаблів. айч. і зам. тэхналогій, міжнар. правіл, ст-таў, пратаколаў, фарматаў, што дазволіць ажыццявіць узаемадз. паміж АБІС розн. б-к, ліквід. неэфект. і дарагі працэс дублір. праетных работ

Пр-п пераймальнасці. З-ча уліку у нов. праект. раш. папярэдняга вопыту распрац. і функц-ня АБІС. Ств. умовы для выкар. раней набытых тэхн. ср-каў, канвертаванне ІР б-кі, ср-каў лінгв. забесп. з адной версіі с-мы ў нов.,нават калі яны пабуд. на розн. праграмна-тэхніч. платформах. Рэалізацыя пр-па дазваляе захаваць звычныя для карыст-каў машынныя аперацыі, вых. формы, экраны, што забясп. сяброўскі інтэрфейс с-мы. Пераймальнасць звязана с інтэграванасцю: ств. умовы для забесп. дзеяння АБІС.

Прынцып інтэграванасці. Распрац. прыклад. прагр. забесп. АБІС ажыц. ў выглядзе інтэграваных (узаемазв.) модуляў у асяроддзі ОС і СУБД. У інтэграваных АБІС даныя апрац. па адзінай схеме на аснове адзіных зыходных правіл, што дазв. аптыміз. тэхлалагіч. схему б.-інф. працэсаў і выкар. іх вынікаў. Пр-п забясп. канцэнтр. рэсурсаў і ср-каў с-мы. Рэалізацыя модульнага х-ру с-мы мае свае плюсы і мінусы. +: дазв. весці паэтапнае укар. ППП, что павышае здольнасць с-мы да адаптацыі, паскарае ўкар. ў практыку, садз. больш гнуткай настройцы ПП. -: адносна вялікая кол-сць модуляў, што прыв. да “раздробленасці” ППП=ускладн. эксплуат. АБІС. Калі модуляў шмат, ускл. архівір. файлаў.

Прыв. падпр-пы інтэграванасці АБІС: арг-на-тэхніч.: - прынцып аднаразовасці (уводу инфармацыі); - прынцып карпаратыўнасці - прынцып сеткавай інтэграцыі (узаемадзеянне розных АБІС)

Прынцып сумяшчальнасці: закл. у шматплатформеннасці, інэраперабельнасці, здольнасці да змен, узаемадз. з інш. АІС, інтэграванасці апаратна-праграм. ср-каў суч. АБІС.Існ. апаратная, інф., праграмная сумяшчальнасці. Апаратная сумяшчальнасць – праяўл. у магч. працы аднаго камп-ра з інш., а таксама з яго перыф. устр-вамі. Інф. сумяшчальнасць – здольнасць АБІС адэкватна успр. аднолькава прадст. дадзеныя, што дасяг. дзякуючы падтрымцы гэтымі с-мі абменных або камунікат. фарматаў запісу і прадстаўлення дадзеных. Праграмная сумяшчальнасць – магчым. выкан.праграм на розных ПК, але з атрым. аднол. вынікаў. Сумяшчальнасць ПП – здольнасць ПП да ўзаемадз. і аб’яднанне іх у праграмныя комплексы (камп’ютэрныя сеткі)

Прынцып адаптыўнасці – забяспечвае паняцце адкрытых АБІС, здольнасць с-мы адаптавацца да змен, якія адбыв. ў знеш. асяроддзі і ў нов. праграмна-тэхніч. ср-ках. АБІС не можа праектавацца ў канчат. варыянце, яна знаходзіцца ў бесперап. развіцці, што робіць яе адкрытай да змен і ўдасканалення. Гэта забяспечвае магчымасці: -пашыр. с-мы з дабаўл. нов. кампан.(ф-ных з-ч) ці змян. асоб. з іх - маштабіруемасці с-мы; - мабільнасці (гнуткасці сістэмы, яе перанастройкі,пераносу з адной прагр. прасторы ў інш.) Паспяховасць рэалізацыі пр-па адаптыўнасці выясняецца падчас вопытнай эксплуатацыі АБІС.

Пр-п кіравання і маніторынгу – яго рэаліз. дазв. праводзіць паст. кантроль ф-ня с-мы і дасягнуць высокай дакл. дадзеных ў АБІС. На стадыі праектавання распрац. розн. формы кантролю, што рэалізуецца ў модулях інтэлектуальнай статыстыкі АБІС. Дазв. праводзіць маніторынг с-мы у масштабах рэал. часу. Без модуляў немагчыма ф-не АРМа “Адміністратар”. Сюды адносяца звесткі аб стане параметраў с-мы, калі гэта звязана з ліквідацыяй збояў у рабоце, атр. звесткі аб эффект. ф-ня с-мы. М. атр. справазд. формы аб аўтамат. абслуг. карыст-каў, асоб. падраздз. б-кі, б-кі цалкам.

Билет 16

1 Учет, проверка и обработка библ-ного фонда

Все поступающие в библиотечный фонд документы подлежат учету. Его осуществляет отдел комплектования. Учет раскрывает динамику развития библиотечного фонда, его состав, структуру, соотношение источников и способов его пополнения, темпы обновления, местонахождение каждого документа. Значение учета:: 1) закл. В знании величины, структуры и состава библ. Фондаю 2) в осущ. Контроля за его сохранностью 3) отраж. Данных о БФ в планово-отчетной документации как отдельного отдела, так и б-ки в целом. 4) в идентификации регистрацион. Записи с оригиналом и данными о нем при проверке фонда или расчете с абонентом при невозврате взятых в б-ке документов. Функции учета состоят в том, чтобы фиксировать наличие и местонахождение док-ов в фонде. Существо учета заключается в регистрации каждого док-та в отдельности и подсчете общего их кол-ва. Требования: обязательность, должен быть полным (нужно чтобы учет был непрерывным), точность и тщательность учета обеспечиваются четко оформленной документацией при поступлении и выбытии каждой единицы БФ, оперативность (несвоевременно учтенный док-т подвержен риску утраты), унификация и стабильность учетный единиц.

По видам учет делится на интегрированный и дифференцированный. Интегрирован.учет дает представление о структуре, величине, обновлении фонда в целом или его частей, второй – о каждой учетной единице, ее наличии в фонде или списании. Из форм интегрированного учета непериодических произведений печати наиболее распространены Книги суммарного учета (состоят из 3 частей: поступление в фонд, выбытие из фонда, итоги движения фонда. Партию поступивших или выбывших док-ов вначале подвергают интегрированному учету, а затем дифференцированному. Ведется на каждый год в отдельности., а инвентарная из года в год. При дифференцированном учете новых поступлений каждый документ получает только ему присущий инвентарный номер. Существует «Инструкция по учету и сохранности фонда». В инструкции даны примеры учетных форм. С 2003 года. Многоэкземплярные док-ты подвергаю безинвентарному учету. Проверка – это сличение фонда с формами дифференцированного учета с главной целью – установить наличие зарегистрированных учетных единиц. Проводят плановую и внеплановую проверки. Внеочередная проверка может проводится при смене библиотекаря, при хищениях, несчастных случаях. Эту проверку можно проводить непрерывно, непрекращ. Обслуж. Абонентов, если есть спец. Выдел. Сотр. Для этой раб. Проверка проводится 1 раз в 5 лет и 1 раз в 10 лет. Текущая проверка – ежедневно. Проверка– реализация контрольной ф-ции учета. Спец. созд. комиссии обращ. к докум. de-vizy, выявл. Правильность исключ. и регистр. Их выдач, приема; задолженность, недочеты в работе по размещ.и сохр фонда; состояние учета католлогизации. Выдел. Закладками, помещ корешками вверх те докум, кот. Явл. Обветшавшими, устаревш., непроф. И тд. Сроки проверки для подведомст. Б-к устанавл. Мин-ва. В завис. От объем проверки – сплошн. И выборочные. Также сущ. Эпизодические или перманентные проверки. Результ. Проверки оформляется актом и списком недостоющих учетных единиц. Эти д-ты (акты и списки) подпис. Все члены комиссии. После утвержд. Руководством 1 экз. хранят в б-ке, а второй под расписку передают в бухгалтерию. По итогам проверки составл. Справку с рекоменд. По исправл. Недостатков и провед вторичн. Отбора.

Обработка д-ов – это комплекс операций по подготовке к хранен. и использ. Подверг. Все поступивш. И убыв. Д-ты. Техническая и научная обработка.

5 Размещение и расстановка биб-ного фонда

Учтенный и обработанный фонд нуждается в пространстве и размещении. Размещ. БФ было впервые употреблено Чубарьяном в 40-е гг. 20в.

Размещение фонда – это физическое объединение учтенных и обработанных документов в систематизированную совокупность и расположение ее в здании (помещении) библиотеки. Задача:

1) обеспечить хранение и сохранность документов в промежутке между их использованием;

2)оперативность, доступность их по заявкам абонентов на размещение библиотечного фонда влияют факторы: тип, вид библиотеки, величина и состав библиотеки, интенсивность использования фонда, количество абонентов.

На размещ влияет тип, вид б-ки, комплектуемый фонд, величина и состав фонда, интенсивность использования, кол-во абон. и их соц-демограф хар-ки, инф. потребн., специфика библ. технологии и т.д.

Способы архитектурно-планировачного решения размещения фонда в фондохранилище:, горизонтальное, вертикальное и смешанное (горизонтально-вертикальное. Горизонтальное – при активно использ. Фондов, для приближ. Д-ов к абоненту, гибкая планировка здания, испоьз. Все помещения б-ки. Вертикальное – башенное, обеспечивает минимальную сосредоточенность фонда в минимальном объеме.. Башни бывают отдельностоящие, располож. В центре здания, пристроенные, присоединенными.

При открытом доступе фонд раскрыв перед чит-ями. Испрользуют тематические подборки, внутриполочные выставки, закладки с надписями «Советуем прочитать». Оформленгие фонда, раскрывающее содержание, местонахождение д-ов, схемы размещения фондов, книжные разделители, цветные маркеры.

Расстановка – завершающий этап размещения документов. Это собирательный термин для обозначения нижн. Иерархических уровней упорядочения библиотечного фонда.

Способы расстановки делятся на 2 класса: в зависимости от того, какой признак документа они учитывают.

1 класс – расстановка семантического типа

- систематическая; - содержательная;- предметная.

2 класс – формальная

- алфавитная; - хронологическая;- географическая; - языковая, форматная, нумерационная (собственно нумерационная, инвентарная, крепостная)

Требования к расстановке: связь д-та с моделью(библиогр. записью в каталоге), стабильность, экономичность использ. полезной площади фондохран., должна способствовать изучению фонда, созд. усл. лдя ухода за фондом и его проверки.

Кроме алф. И нумерац, ниодна из расстановок не может сущ-ть сама по себе. Поэтому признаки сочетают. В любых сочетаниях – первый признак – основной, а др. вспомогательные. Напр., газеты и журналы расставл. в алф. названий, а в пределах каждого названия - по годам; получается алф-хронолог. расстан.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.