Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция теорий инновационного развития





Цель дисциплины - формирование теоретических знаний для свободного оперирования современными понятиями в области инновационного развития, которые необходимы для правильного восприятия движения технического прогресса и обеспечения конкурентных преимуществ в будущем.

Теоретические основы концепции инновационного развития базируются на научных взглядах Й.Шумпетера, который в тридцатые гг. ХХ в. ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В своей работе «Инновация как средство экономического развития» Б.Санто говорит, что инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести дополнительный доход.

Слово «инновация» происходит от английского "innovation", что значит введение нового, восстановление, нововведения, а слово "новация" происходит от латинского "novatio" - обновление, изменение.

Поэтому в соответствии с происхождения считается, что новация - это продукт интеллектуальной деятельности людей, результат исследований в любой сфере человеческой деятельности, направленный на повышение эффективности выполнения работ.

Новацией можно считать открытия, изобретения, ноу-хау, патенты, товарные знаки, новые методики, стандарты, результаты маркетинговых исследований, то есть новинки, которые еще не воплощенными в жизнь.

Целесообразность внедрения новации не приходит сразу после ее появления, поэтому время или период между появлением новшества и ее внедрением называют инновационным лагом.

В отличие от новаций, инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к социальным услугам.

То есть, инновацией считается конечный результат внедрения в практическую деятельность продуктов интеллектуального труда - новаций, приводит к созданию совершенно нового или обновленного по своим свойствам продукта, технологии, способа производства, организационных форм, методов управления, а в результате - к получению экономического, социального и других видов эффекта.

Инновацию как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования рассматривает Ф.Никсон. Я.Кук и П.Майерс поддерживают такое определение и считают, что инновация - это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке.

М.Додгсон также поддерживает идею обязательности коммерческого применения инновации. Он утверждает, что инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущая к коммерческому введение нового (или улучшенного) продукта, нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования.

Интеллектуальный капитал (от лат. Intellectualis capitalis - умственное, главный или главные познания) - это одна из разновидностей капитала, который имеет соответствующие признаки капитала и воспроизводит одновременно свойственную только ему (интеллектуальном капитала) специфику и особенности. Как экономическая категория интеллектуальный капитал рассматривается с позиции предварительных интеллектуальной собственности, в процессе своего движения приносит большую стоимость за счет дополнительной стоимости.

Формирование интеллектуального капитала в процессе хозяйственной деятельности осуществляется за счет двух составляющих: человеческого капитала и интеллектуальных активов (нематериальных активов).

Человеческий капитал - это стоимостная оценка рабочей, или интеллектуальной, силы, интеллектуальных усилий одного или совокупности работников высшего уровня квалификации, которые находятся в процессе разработки интеллектуального продукта.

Человеческие ресурсы - это количество работающих с высшим уровнем квалификации, вовлеченных в процесс разработки интеллектуального продукта.

Человеческие ресурсы, создающие инновации и те, которые можно описать и идентифицировать, становятся интеллектуальными ресурсами. Отдельные интеллектуальные ресурсы, в частности, имеющие большой коммерческий потенциал, получают правовую охрану и становятся объектами права интеллектуальной собственности.

Интеллектуальные ресурсы, которые принимаются на баланс по соответствующей стоимости приобретают статус нематериальных активов (интеллектуальных активов).

Интеллектуальные активы - это стоимость интеллектуальных ресурсов, которые в хозяйственном обороте принимают форму нематериальных активов. Это стоимость объектов права интеллектуальной собственности.

Более лаконичное трактовка инноваций встречаем в Б.Твисса, который считает, что инновация - это процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. То есть, интеллектуальный продукт проходит три стадии - денежную, производственную и товарную (реализация интеллектуального продукта и получения дополнительной стоимости в денежной форме).

Такие авторы как Д.Месси, П.Квинтас и Д.Уилд считают, что термин «инновация» используется в двух значениях. Во-первых, для описания первого использования нового продукта или процесса системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта или процесса системы. В этом последнем смысле часто используют термин «инновационный процесс».

Как утверждают В.Г.Мединський и С.В.Ильдеменов, инновация - это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога.

Анализируя представленные трактовки, можно отметить, что наиболее существенное различие между ними заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживается автор.

Все существующие определения инновации можно классифицировать по пяти основным подходам:

1) объектный подход: как инновация выступает объект - результат научно-технического прогресса новая техника, новая технология

2) процессный подход: во инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей

3) объектно-утилитарный подход: сочетает в себе два предыдущих подхода и рассматривает инновацию как новую потребительскую стоимость, основанную на достижениях науки и техники, способной удовлетворить потребности общества и предоставить большой положительный эффект

4) процессно-утилитарный подход: инновация понимается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства

5) процессно-финансовый подход: инновация рассматривается как процесс инвестирования в новации, в разработку новой техники, технологий, научные исследования.

Ученые Л.Л. Антонюк, А.М. Поручик, В.С. Савчук выделяют три аспекта инновации. Итак инновации, по их мнению можно рассматривать:

1. инновация в широком смысле - как любое изменение, что повышает конкурентоспособность субъектов хозяйствования;

2. инновация в узком смысле - как процесс трансформации научных достижений в производство;

3. инновация, внедренная в хозяйственную деятельность.

В Законе Украины "Об инновационной деятельности" в статье 1 представлено следующее определение термина: инновация – вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы.

На практике нередко отождествляются понятия "новость", "новация" и "нововведения", хотя между ними есть и некоторые различия.

Новостью может быть новый порядок, новый метод, изобретение, новые способы организации деятельности, дизайна, проектирования и тому подобное.

Нововведение означает, что новость используется. С момента принятия до момента распространения новости приобретает новое качество и становится инновацией.

Что касается инновационного развития, то это один из возможных типов развития предприятия, отрасли, экономики в целом. Л.И. Федулова определяет инновационное развитие экономики в целом как рост ее показателей, обеспеченных за счет реализации инновационных проектов и внедрение нововведений. Таким образом, развитие во что должен выражаться в положительной динамике результативных экономических показателей.

С.М. Ильяшенко инновационное развитие определяет как процесс хозяйствования, опирается на непрерывные поиск и использование новых способов и сфер реализации потенциала предприятий в изменяющихся условиях внешней среды в рамках выбранной миссии и приемлемой мотивации деятельности и связанный с модификацией существующих и формированием новых рынков сбыта.

Достаточно широкое определение инновационного развития дается и другими авторами: «это необратимый процесс перехода из одного состояния в другое, который характеризуется совокупностью изменений, обусловленных внедрением инновационных преобразований, приводящих к формированию новых свойств системы, изменения ее качественного состояния, рост способностей, компетенций, потенциала и уровня эффективности ее деятельности, укрепления системы, а также формирование способности сопротивляться разрушительным силам внешней и внутренней среды».

Д.А. Карлюка определяет инновационное развитие как сложный процесс прикладного характера создания и внедрения инноваций с целью качественных изменений объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, который связан с необходимым условием выживания и развития предприятий в долгосрочной перспективе [10, с. 8]. Заметим, что это понятие мало чем отличается от термина «инновационная деятельность».

Для предприятия, которое планирует осуществлять инновационную деятельность, очень важно выбрать направление инновационного развития. Направление инновационного развития предприятия - определенный путь или движение, базирующееся на внедрении и реализации инноваций, которые обусловливают улучшение количественных и качественных характеристик деятельности предприятия, обеспечивают укрепление его рыночных позиций и создают условия для его прогрессивного развития.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.