Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Св. Василий Великий: жизнь и учение.(ок. 330 – 379 гг.)





1.1. Жизнь и церковная деятельность

Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов – великая "каппадокийская троица".

Святитель Василий Великий родился в Кесарии Каппадокийской, находящейся в Понтийской области (северо-восточное побережье Малой Азии, ныне Турция).

Происходил из очень знатной и богатой семьи: в семье было 10 детей (5 сыновей и 5 дочерей). Из сыновей прославились особенно Василий Великий, Григорий Нисский, Петр Севастийский – 3 епископа в семье. Старшая дочь – Макрина Младшая – образец аскетической жизни, очень мудрый человек, она оказала очень сильное влияние на братьев. Один из братьев Василия был именем Наткратий – юрист – продолжил карьеру отца, он тоже вступил на путь аскезы и, не обладая крепким здоровьем, умер довольно рано.

Дедушка с бабушкой (Макрина Старшая) пострадали во время Диоклетиановых гонений (скрывались в лесах Понта 7 лет). Его родной дядя был епископом. Отец был юристом в Неокесарии; мать – Эмилия (дочь мучения).

Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание.

В возрасте 18 лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном.

Несмотря на то, что его родители были христианами, Василий крестился только в 354г., в возрасте 25 лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно. В целом крещение рассматривалось как важнейшее жизненное событие, и обычай откладывать его (иногда даже до самой смерти, как в случае императора Константина I) был широко распространен.

Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского – знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы.

Примерно год спустя чрезмерный пыл Василия утих, и он сменил аскетизм на более умеренный образ жизни. Вместе с Григорием Назианзином и несколькими другими друзьями он основал в имении своего отца «аристократическую» христианскую общину. Друзья вели полумонашеский образ жизни, сообща молились и читали философскую и богословскую литературу. Особенно они увлекались Оригеном.

360г. – Василий посвящен в чтецы. 364г. – рукоположен во пресвитера. 370г. – избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. Сам Василий был рукоположен "омиусианами" (то есть сторонниками подобосущия Сына Отцу). Близкое ему духовенство сознательно не поддерживало еретических арианских взглядов, но все же отказывалось принять идею единосущия Отца и Сына. Василию предстояло объяснить единосущие таким образом, чтобы оно стало приемлемым для этих епископов, колебавшихся где-то между арианством и Православием.

Император Валент разделил Каппадокию на две части, оставив Василия митрополитом "первой" Каппадокии, а в другой части посадив арианского архиепископа Анфима Тианского. Стремясь избежать арианского засилия, Василий продолжал назначать православных епископов в переданной Анфиму части Каппадокии. Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и от православных. Он умер 1 января 379 г. в возрасте 49 лет.

1.2. Основные творения святого Василия Великого

1. " Против Евномия ", в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и основателем ереси аномеев. Он утверждал, что природа Сына не только не тождественна, но даже и не подобна (греч. Ανόμοιος (аномиос) – неподобный: отсюда аномейство) природе Отца. Помимо этого Евномий считал, что наш разум может иметь верное рациональное представление о природе Божества. Возражая Евномию, святой Василий защищал православное учение о Святой Троице.

2. " О Святом Духе ". В ней Василий доказывает божественную природу Святого Духа.

3. Беседы, или проповеди (гомилии): 1) "На Шестоднев", комментарий к 1-й главе книги Бытия (9 бесед). 2) 16 бесед на разные псалмы. 3) Полный комментарий к книге пророка Исайи. 4) 21 проповедь на различные темы, из которых наиболее известно "Увещание к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов". В этой проповеди говорится о необходимости и пользе светского образования.

4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских рассуждений, особенно о Святой Троице. Число 365 не случайно, оно имеет символический смысл, соответствуя числу дней в году. Некоторые письма не подлинны: одни составлены из произведений святого Василия, а другие вообще написаны не им, а его друзьями или его братом, Григорием Нисским.

5. " Монашеские правила ", пространные и краткие. В них Василий определял монашество не как обособленное движение, а как особую категорию христиан, ведущих определенный образ жизни. Основной идеей "Правил" – было избавиться от индивидуалистического понимания монашества. Если человек решил уйти в монашество, он уже не может делать все, что хочет, так же как и мы, живя в миру, подчиняемся правилам человеческого общежития. Для святого Василия монашество представляло не исключительную, но идеальную форму христианской жизни. Его "Правила" чужды всякого формализма и отличаются здравомыслием и человеческой чуткостью.

Святой Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на богослужебные темы рассеяны в его письмах и встречаются в книге "О Святом Духе". Известная нам Литургия Василия Великого была составлена в более поздний период, однако ученые считают, что евхаристическая молитва этой Литургии действительно написана самим Василием (в отличие от Литургии, носящей имя Иоанна Златоуста, которая восходит к гораздо более позднему времени).

2. Учение Василия о богопознании в контексте его полемики с Евномием.

Святой Василий расходился с Евномием по всем пунктам. 1) При сотворении мира Бог пользовался Своей реальной властью, Своим Словом. В творении присутствует реальная божественная жизнь. Поэтому в созерцании тварного мира нам доступно истинное знание Бога, а не только символы, или, как называл их Евномий, «нереальные образы». 2) Св. Василий был убежден, что, несмотря на свою сотворенность Богом, человеческий разум не может постичь божественной сущности; одни лишь божественные проявления (или "энергии") в тварном мире доступны человеку, но сущность Бога трансцендентна и превосходит всяческий человеческий помысел. 3) Св. Василий протестовал против употребления Евномием термина "нерожденный", которое предполагало, что Сын Божий - тварь. Сын рожден от Отца, но о Нем нельзя сказать, что Он стал, то есть пришел в бытие из небытия, как весь остальной тварный мир. Он вечно рожден Отцом.

3. Триадология св.Василия

Эпоха между двумя соборами. До II-го ВС Василий не дожил. Осторожность формулировок Василия определила богословиеII ВС (II ВС – был примирительным. Богословие Василия Великого. В своем трактате «О Святом Духе» ни разу не назвал Его Богом, также и в Символе Веры говорится «И в Духа Святаго, Господа..» - Богом не называется). Заслугой Василия Вел.является то, что отстаивая учение о единосущии Трех, он начал учить об отличительных свойствах трех. Они дали богословское наполнение понятию «ипостась». "Ипостась, есть такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очерчивает в каком-нибудь предмете общее и невидимое". Ипостась – есть общее + индивидуальное.

Когда Василий Вел. стал учить о 3-х ипостасях его стали называть тритеистом.

Василий Великий пишет о реальности трех, с которыми человек может встретиться в опыте. Но предметом опыта являетсяединосущие. Встречаясь с Отцом, Сыном и Духом человек видит тождество действования (энергий). "Тождество энергий во Отце и Сыне и Духе Святом явственно доказывает неразноственность естества".

Василий Великий: Единосущность Пресвятой Троицы – есть образ, к которому должны стремиться мы в человеческом обществе (У Василия Великого есть подвижнические уставы для мирян. Василий Вел. говорит, что единосущие было вначале у людей и сейчас в общинах монашеских, во многих одна воля – они равны между собой. У монахов уже нет рассечения, ведь только грех рассекает человеческое естество).

Образ и подобие – это один индивид, добыть себе спасение можно только в сообществе людей. Т.о., Василий Вел.полемизирует с отшельничеством, он против одного человека. А разницы между общиной монахов и браком особенной нет, это две разные тактики, ведущие к одной цели (Византия с этих пор к отшельничеству относилась осторожно, это не отвержение, а предупреждение – нужно жить с людьми. Именно так можно угодить Богу, а одиночество не созидает Тело Христово с другими людьми).

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.