|
Глава 26 . Социокультурный облик города и деревниВ сочетании многочисленных тенденций культурного развития города и деревни, столицы и провинции формировалась общественно-культурная среда. Состояние ее отражает и сохранение культурных традиций, и степень распространения современной для данной эпохи (профессиональной) культуры. Нельзя не согласиться с Д. С. Лихачевым, что "для жизни человеку важна среда, созданная культурой его предков или им самим". Распространению и развитию культуры способствуют образование, деятельность культурно-просветительных учреждений, книга и периодика, а также система их функционирования, транспортно-коммуникационная и информационная сеть. Формирование культурной среды находится в зависимости и от многих других факторов: от хозяйственно-экономического состояния региона, связи с культурными центрами, каковыми были некоторые старинные русские города (Ярославль, Воронеж, Орел и др.), близости к столичным центрам. Наконец большую роль в этом процессе играл административный статус города (губернский или уездный). Город в культурной жизни В формировании и наполненности культурной среды городу принадлежит наиболее важная роль. Город выступает как центр сосредоточения профессиональной культуры в различных ее областях (в просвещении, науке, религии, искусстве). Здесь находятся основные учебные и культурно-просветительные институты и учреждения, формируется информационная система, способствующая интеграции культурных процессов. Культура русского города XIX в. была многопланова. С одной стороны, город как оплот бюрократии и аппарата власти на местах был носителем официозной культуры. С другой, именно в нем существовали структуры (университет, научное общество, кружок, журналы, газеты и т. д.), которые наряду с распространением верноподданнических, консервативных идей стимулировали и развитие оппозиционных властям взглядов. Город, таким образом, становился важнейшим средством модернизации общества. Типология города. Динамика развития Система городов, существовавшая в России в XIX в., сложилась в основном во второй половине предшествующего столетия в результате волевых правительственных решений, изложенных в ряде указов Екатери- ны II. Издавая постановления о создании новых городских центров, как правило, вчерашних сельских поселений, правительство руководствовалось прежде всего административно-фискальными и военными соображениями. Однако развитие города, его хозяйство, демография, социальная структура и общественно-культурная жизнь были органически связаны с общими процессами, происходившими в жизни страны. Случаи преобразования села в город продолжались в первой половине XIX в., но были очень редки. Так, например, в 1840 г. указом Николая I заштатным городом стало село Сухиничи в Калужской губернии. В сознании современников город всегда ассоциировался прежде всего с властью, а потом уже с торговлей, промышленностью. "Город, какой бы там он ни был, — писал в конце 80-х годов Н. В. Шелгунов, — все-таки сила, хотя бы по одному тому, что он всегда центр власти". Некоторые типологические особенности русского города как экономического центра были связаны с аграрным характером экономики России в целом, широким развитием кустарных крестьянских промыслов, сосредоточенных в деревне. Одной из разновидностей дореформенного города были аграрные города, их жители занимались торговым огородничеством и садоводством. В первой половине XIX в. существовали так называемые "неземледельческие центры"(Иваново, Павлове, Ворсма, Кимры и др.), которые, фактически выполняя экономические функции города, юридически оставались селами. В пореформенное время "фабричные села" не только сохранились, но даже и умножились. В 90-е годы из 103 фабрично-заводских центров, отмеченных В. И. Лениным в книге "Развитие капитализма в России", только 40 относились к городам, остальные были "фабричными" и кустарными селами. Юридически они продолжали сохранять статус села, а их население относилось к крестьянскому сословию с присущими ему чертами экономического и культурного быта. Некоторые из "неземледельческих центров" в пореформенное время становились городами (Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево и др.). Решающую роль в процессе городообразования в это время, в отличие от более раннего, начинает играть экономический фактор. К числу особого типа городов следует отнести города портовые (Одесса, Владивосток), военные (Севастополь); университетские. В целом, несмотря на многофункциональность русского города, его административно-военная функция оставалась приоритетной на протяжении всего рассматриваемого времени. Административный статус города оказывал большое влияние на состояние и развитие его культурной жизни. Вопрос о типологии русского города, как позднефеодальнего, так и капиталистического в особенности, относится к числу недостаточно изученных; нет разработанных критериев разделения поселений на городские и сельские. В силу этого в официальной статистике при определении числа городов и городского населения в качестве критерия рассматривается демографический фактор. По числу жителей города в России разделялись на малые (до 10 тыс.), средние (10—50 тыс.), крупные (свыше 50 тыс.). См. следующие данные (тире означает отсутствие данных):
Следует иметь в виду относительную точность приводимых в таблице сведений, которые получены на основании подсчетов данных официальной статистики. Однако они показывают тенденцию в развитии города в XIX — начале XX вв., выражавшуюся в росте городского населения как в абсолютном, так и относительном, увеличении средних и крупных городов, в которых в пореформенное время была сосредоточена большая часть горожан. В конце 60-х годов среди городов Европейской России только в пяти (Москве, Петербурге, Одессе, Кишиневе, Риге) население превышало 100 тыс. В конце 90-х годов городов со 100-тысячным населением и выше было уже 14 (среди них Тула, Саратов, Нижний Новгород, Астрахань, Киев, Харьков). К началу первой мировой войны в России в целом (без Финляндии и Польши) было 29 таких городов, в которых проживало около трети всего городского населения. И все же на протяжении XIX- начала XX вв. наиболее распространен был средний город с числом жителей от 10 до 50 тыс., малые города в подавляющей своей массе были уездными центрами. В силу того, что аграрная Россия на протяжении всего XIX в. доминировала над городской (для сравнения: в конце 90-х годов городское население в России составляло 13,4%, тогда как в Англии — 72%, Германии — 48,5%, Франции — 37,4%), город испытывал большое влияние сельской округи на культурный быт населения. Это во многом определяло схожесть культурной жизни в провинциальных городах и селах, что проявлялось в характере жилища, благоустройстве, домашнем быте. Большинство русских городов, особенно дореформенного времени, за исключением столичных и некоторых губернских центров мало чем отличались по внешнему виду от сельских поселений. В планировке и застройке города большую роль играли водные пространства, зеленые насаждения и сохранение вокруг свободных пахотных земель или лугов. Река была важной водной артерией, но она стала включаться и в культурное пространство города. На набережной реки обычно устраивались скверы, общественные сады. Внешний облик центра города стал меняться в связи с началом регулярного типового строительства в конце XVIII в. В начале XIX в. новые генеральные планы получили более 400 городов, т. е. большинство существовавших в то время. Правда, не все эти планы были реализованы в жизнь. И, тем не менее, город становился регулярным, с системой улиц, площадью в центре, на которой обязательно располагались здания присутственных мест, церковь и торговые ряды. Устанавливалось место въезда в город через заставу, обычно расположенную на почтовом тракте. С появлением железных дорог эту роль заставы заменили городские вокзалы. Город в отличие от села имел более сложную социально-пространственную структуру, включавшую систему улиц, жители которых принадлежали к разным социальным группам. Это отражалось в названии улиц. В каждом городе обычно были дворянские, мещанские, посадские улицы. Городская топонимика, достаточно развитая в XIX в., была своеобразным языком города, сохранявшим память о его прошлом, отражавшим новые явления в жизни. Формирование специфически городской среды было связано с появлением таких форм обслуживания, общения и развлечения, как трактир, гостиницы, общественные бани, аптеки, библиотека, музей, городской сад, театр. Но окраины и в пореформенное время в массе городов сохраняли сельский вид — здесь город как бы незаметно переходил в деревню. На протяжении XIX в. город в подавляющем большинстве был деревянным. В конце столетия деревянные постройки составляли более 60% всех зданий в столицах и свыше 80% в провинциальных городах Европейской России. Большинство горожан жили в собственных домах, плотность населения в городах была практически такой же как и в селах. В большинстве губерний в 50-е годы средняя плотность городского населения была 5-9 человек на один дом. И только в столичных губерниях плотность населения, с учетом большой плотности в самих столицах, составляла в Петербургской губернии в среднем 42 человека, в Московской — 22 человека на один дом. Потребность в найме квартир выросла в пореформенное время в крупных городах, где началось строительство многоэтажных доходных домов. Благоустройство дореформенного губернского города в основном ограничивалось мощением центральных улиц и площадей, улич- ным освещением масляными и спиртовыми фонарями, уходом за состоянием водоемов. Все эти расходы производились из городского бюджета. Во второй половине XIX в. инфраструктура городского хозяйства становится более сложной: появляются водопровод, канализация, электрическое освещение в домах и на улице. Строительство доходных домов в крупных городах вызывало необходимость водонапорных сооружений. В городе стали строиться железнодорожные вокзалы, депо, электро- и телефонные станции. В некоторых городах в конце XIX в. появился трамвай. Первоначально это были линии конно-железной дороги ("конка"), которые позднее стали использовать электрическую тягу. Первая конка появилась в Москве в 1872 г. во время Политехнической выставки. В 70—80-е годы она действовала как вид общественного транспорта в столицах, некоторых губернских городах. К первой половине XIX в. относятся попытки устройства в городах общественного водопровода. В 1805 г. было завершено строительство Мытищинского водопровода в Москве — первого в России. Затем были построены водопроводы в Калуге (1807), в Н. Новгороде (1847 г.). Только в 1859 г. появился водопровод в Петербурге. Водопроводы во второй половине XIX в. были устроены во многих губернских городах (Саратове, Ярославле, Твери, Одессе, Казани, Харькове, Туле и др.). Это связывалось прежде всего с опасностью пожаров, которая всегда существовала в деревянном городе. Но все же водопровод не стал массовым явлением. Водоснабжение с проведением воды в дома в конце столетия было в одном городе из восьми. Даже в Москве водопроводом были снабжены лишь 20% зданий. Только 85 городов (примерно 1/10 часть) в начале XX в. освещались электричеством и газом, но даже и в них на окраинах сохранялось керосиновое освещение. Многие из нововведений в городском хозяйстве скорее отражали намечавшуюся тенденцию, чем реальное благоустройство как характерное явление, для города. В дореформенный период система начальной и средней общеобразовательной школы существовала в столичных и губернских городах. Приходские и уездные училища действовали в подавляющем большинстве уездных городов. Школа в это время имела место в основном в городе. В пореформенное время происходил количественный рост школ в городах. О возраставшей потребности в начальных училищах в городах писали местные "Губернские ведомости". Новшевством было появление женских бессословных гимназий (с 1858 г.), реальных мужских училищ; в системе высшей школы наряду с университетами начинают действовать отраслевые вузы. Большинство специализированных высших учебных заведений в провинции было открыто во второй половине XIX — начале XX в. К 1917 г. по численности провинциальные вузы приближались к столичным. Во второй половине XIX в. существовала довольно разветвленная система печати, в том числе провинциальной, возобновилась работа многих публичных библиотек, возникли новые типы библиотек. Среди публичных библиотек городские общественные составляли большинство. Заметным культурным явлением в губернских городах становятся художественные объединения, музеи, картинные галереи, ранее известные только столицам. Картинная галерея И. К. Айвазовского в Феодосии, открытая в 1880 г., была первой публичной художественной галереей в провинции. В Саратове в 1885г. художник А. П. Боголюбов (внук А. Н. Радищева) основал в честь знаменитого деда Художественно-промышленный музей. Картинная галерея в Пензе открылась в 90-е годы при Художественном училище. Первым директором ее стал художник-передвижник К. А. Савицкий. Пореформенное время отмечено оживлением выставочной деятельности в области искусства. Начало художественных выставок в России связано с Академией художеств и относится еще к 60-м годам XVIII столетия. В первой половине XIX в. художественные выставки проходили в Петербурге, Москве. Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения "Товарищества передвижных художественных выставок". В Уставе Товарищества впервые четко высказывалась мысль о необходимости пропаганды искусства, о связи искусства с запросами жизни. С этой целью "в городах империи" устраивались передвижные художественные выставки "в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами". Картины первой выставки передвижников, открытой в 1871 г. в залах Академии художеств в Петербурге, экспонировались также в Москве, Киеве и Харькове. В середине 80-х годов выставки передвижников проходили в 14 городах России. Они продолжали существовать и после революции 1917 г. Последняя, 48-я, выставка художников-передвижников состоялась в 1924 г. Появление в России во второй половине века многочисленных музеев свидетельствовало том, что в образованных кругах общества, среди интеллигенции все более осознавалась необходимость сохранения и изучения культурного наследия. Музеи для этого представляли большие возможности. Инициатива в организации многих из них принадлежала общественности городов, земству. С развитием национального самосознания, а также со стремлением властей пропагандировать идеи официальной идеологии связано возведение в городах светских памятников в честь русских императоров, деятелей культуры, известных людей, как правило, уроженцев этих мест, дела которых были достойны памяти и уважения потомков. Эти памятники становились органичной частью культурной среды города. Впервые появившись в столицах ("Медный всадник" — Памятник Петру I в Петербурге, скульптор Э. М. Фальконе, 1782 г.; памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса в Москве, 1818 г.), мемориалы стали сооружаться и в губернских городах: Петру I (скульптор И. Н. Шредер) в Петрозаводске, 1873; а также в Архангельске, 1914, и Таганроге, 1903 (М. М. Антокольский); Ивану Сусанину (В. И. Демут-Малиновский) в Костроме, 1851; Н. М. Карамзину (С. И. Гальберт) в Симбирске, 1845; М. В. Ломоносову (И. П. Мартос) в Архангельске, 1832; М. Ю. Лермонтову (А. М. Опекушин) в Пятигорске, 1889. Всероссийским общественно-культурным и политическим событием стало сооружение в 1862 г. в Новгороде памятника "Тысячелетию России" (скульптор М. О. Микешин). Открытие памятника А. С. Пушкину в Москве в 1880 г. (скульптор А. М. Опекушин) превратилось в праздник русской культуры. Культурную городскую среду формировал театр. В первой половине XIX в. в провинциальных городах публичные театры были редкостью. В начале столетия некоторые помещики имели крепостные театры, из их среды вышли замечательные актеры, хотя судьба многих из них оказалась трагичной. Будучи крепостным в 1805 г. в Курске начал выступать М. С. Щепкин, впоследствии — актер Малого театра, реформатор актерского искусства, гордость русской сцены. Вольную он получил только в 1820 г. В 60-е годы публичные театры, постоянные или временные театральные труппы работали более чем в 100 городах (Орел, Рязань, Кострома, Саратов и др.). На провинциальной сцене гастролировали известные актеры Малого театра (В. И. Живокини, И. В. Самарин). В провинциальных театрах, в свою очередь, начинали свой творческий путь многие замечательные актеры, составившие славу столичного драматического театра (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, А. П. Ленский, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина и др.). Социальная структура города отражала сословное многообразие, сохранявшееся в России на протяжении всего XIX в. (Социальная структура общества в переписи населения 1897 г. дана по сословному принципу, что отразило факт юридического сохранения сословий.) В 50-е годы среди городских жителей были дворяне и чиновники (5,5%), купцы (4,5%), почетные граждане (0,2%), духовенство (1,4%), мещане (около 50%), разночинцы, солдаты, крестьяне (38, 5%). Судя по имеющимся данным, мещанство составляло основное городское сословие. В целом в провинциальных городах Евро- пейской России проживало от 66 до 90% мещан. Меньше было мещан среди населения столичных губерний. Пореформенное время внесло коррективы в социальный состав городского населения. Росла прослойка торгово-промышленной буржуазии, появился новый социальный слой — пролетариат, источником пополнения которого было в основном крестьянство и городское мещанство, что отражало сущность процесса формирования социально-классовой структуры буржуазного общества. Однако эти изменения в социальной структуре проявлялись в крупных — столичных и губернских — городах. В основной массе городов и в пореформенное время мещанство оставалось "основным коренным слоем городского населения". В конце 90-х годов оно составляло 10,7% всего населения страны. При известном напряжении сил, сколачивании достаточного капитала мещане могли перейти в купечество. Однако в реальной жизни социальная и имущественная грань между мещанством и купечеством была очень подвижной. Мещанство, являясь частью мелкобуржуазной прослойки, в социальной структуре занимало как бы срединное положение между дворянством и купечеством, с одной стороны, и крестьянством, с другой. Будучи основным слоем городского населения, мещанство было и носителем массовой городской культуры. Оно составляло средний культурный слой, который должен был нивелировать существовавший в России разрыв между элитарной и народной культурой, аккумулировать, развивать и распространять новации, прежде всего в материально-технической сфере, рожденные потребностями эпохи и появлявшиеся в городе. Тесная связь мещанства с крестьянством определяла многие стороны его мировоззрения, духовно-нравственную позицию, способствовала сохранению в его среде традиционной народной культуры. Образно характеризуя социальную структуру пореформенного общества, Н. В. Шелгунов относил мещанство и купечество к "полуинтеллигентному слою, придерживавшемуся Домостроя". Распространенное в среде российской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. пренебрежительное, а подчас и негативное отношение к понятию "мещанство" или "мещанская среда" не совсем корректно. Мещанство, как основной городской слой (его трудовая деятельность, социально-экономическое положение, мировоззрение, нравственно-этические взгляды) нуждается в серьезном изучении. В условиях пореформенного времени, когда шла модернизация общества в технической, научной, культурной сферах, грамотные и образованные люди становились более востребованными. К концу крепостной эпохи в демократических слоях города и деревни происходили некоторые сдвиги в понимании пользы и необходимости грамотности. Как отмечалось в одном из официальных документов в конце 50-х годов, "теперь устранено одно из главных пре- пятствий к распространению грамотности между простым народом: ослабело предубеждение, которое имели родители против учебы своих детей". Город по уровню и темпам распространения грамотности давал более высокие показатели, чем средние по стране. В начале 50-х годов грамотных горожан было около 4% (при среднем уровне грамотности около 1%). В городах столичных губерний грамотные составляли около 3,5%, центрально-промышленных — 5—9%. К концу столетия грамотных в городах Европейской России насчитывалось уже 48,9%, причем этот процент был всегда выше, чем по губернии в целом. Особенно резко, по сравнению с дореформенным временем, выросла грамотность в столицах и городах столичных губерний. В Москве и Петербурге грамотных среди жителей было соответственно 56,3% и 62,7%, а в городах этих губерний — 55,7% и 62,8%. Город сосредоточивал не только большинство грамотных, но и образованных людей. В России в конце XIX в. преобладало среднее общее и специальное образование. Среди городских сословий среднее образование имели около 2,5%. Как видно, несмотря на концентрацию в городе слоя образованных людей, основная масса горожан не поднималась выше уровня элементарной грамотности. При преобладании в мелкобуржуазных слоях города начального общеобразовательного ценза в конце XIX — начале XX вв. значительная прослойка мещан (иногда более трети) составляла часть студенчества высшей школы, особенно технических учебных заведений. Однако численность ее не соответствовала той роли, которую должен был играть этот слой горожан в экономической и культурной жизни страны. В результате недолгого существования в России буржуазной эпохи (немногим более полустолетия), непоследовательности и осторожности правительства в отношении распространения просвещения, в частности сохранения сословности, из-за недостаточного финансирования системы народного образования процесс демократизации культуры в пореформенное время не мог быть глубоким. На это требовалось более длительное время. Однако эти обстоятельства оказывали влияние на интенсивность, но не на сущность процессов, определявших состояние общественно-культурной среды города. В пореформенное время столичный и губернский город в большей степени становится центром экономического и культурного притяжения. В России в XIX в. Петербург и Москва сохраняли роль столичных центров. Если Петербург был прежде всего центром официальной культуры, где наиболее полно воплотились идеи европеизма, то Москва как культурный центр больше тяготела к традиционности в культуре и общественном сознании. Наличие двух таких крупнейших культурных центров определило одну из особенностей взаимодействия столицы и провинции. Последняя боль- ше тяготела к Москве как хранительнице традиционного образа жизни и исторической памяти. Особенностью российской провинции была ее тесная связь с окружающей город деревенской средой. Однако в конце XIX в. многие губернские города представляли собой развитые центры культурной жизни. "Духовно-просветительным центром на Волге" был Саратов, где "пульс общественной жизни бился сильнее, чем в других губернских городах"; "духовная жизнь Нижнего Новгорода была довольно развитой"; Самару сравнивали с быстро растущими городами Америки. Не только экономическая необходимость, но и желание стать горожанином, пользоваться преимуществами города по сравнению с деревней заставляли людей стремиться в город. В работах современных исследователей отмечается, что миграция была доминантным процессом в росте городов конца XIX — начала XX вв., в ней преобладали крестьяне, приезжавшие в город на заработки. Однако, согласно данным переписи 1897г., относительная миграция населения составляла в это время менее 8%. В Европейской России местные уроженцы на момент проведения переписи составляли свыше 92%. Районами, больше всего поглощавшими пришлое население, были столичные губернии, Кавказ и Сибирь. Только в столичных губерниях, за счет большого притока населения в столицы, процент горожан по отношению ко всем жителям или приближался к половине (в Московской — 46,7%), или был больше ее (в Петербургской — 67,3%). В основной массе губерний Европейской России он не превышал 14%. Эти данные отражают тот факт, что в России в конце XIX в. уровень урбанистических процессов был невысоким. Признаки урбанизации, которая меняла профессиональную структуру населения, формировала специфически городской образ жизни и повышала социальную мобильность, проявлялись лишь в столичных городах и возможно как тенденция в некоторых губернских центрах. В целом современные исследователи отмечают слабую степень урбанизации в России. Деревня в культурной жизни Социокультурный динамизм общественного развития в XIX в. повлиял на состояние культуры деревни. Новые культурные явления в жизни русского крестьянства стали заметно распространяться в пореформенное время в условиях развития модернизации общества. Однако в целом в России XIX в. сохранялась, как известно, аграрная направленность экономики. Крестьянство на протяжении всего этого времени составляло подавляющую массу населения (по данным переписи 1897 г. — 84,2% населения Европейской России). Крестьянство, наряду с мещанством, было основным социальным источником формирования пролетариата, создавало базу для сохранения мелкобуржуазной среды, многоукладности российской экономики. В силу этого состояние культуры деревни, ее развитие, взаимоотношение с культурой города, ее влияние на городскую культуру определили характер многих социокультурных процессов в России XIX — начала XX вв. Коренной чертой народной культуры оставались ее традиционность и непрофессиональный характер. Традиционная культура (в отличие от профессиональной) это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе и проведении сельских праздников. Многие стороны традиционной культуры уходят корнями в глубокую древность. Тесная связь крестьянина с природой определялась его хозяйственной деятельностью, в которой земледелие было приоритетным. Взаимозависимость материального достатка от влияния природно-климатических факторов сохраняла в сознании крестьянина многие идущие еще со времен язычества верования в силу Природы. Поэтому даже в XIX в. в религиозном сознании русского крестьянина причудливо переплетались православная вера и языческие суеверия и обряды. Современные исследователи определяют систему верований русского крестьянина как православно-языческий синкретизм, т. е. смешение православной веры и остатков язычества. Православие являлось в духовной культуре крестьянства XIX в. важным фактором. Оно влияло на многие стороны духовно-нравственной жизни народа, семейно-брачные отношения, этику поведения. Однако, несмотря на это, в системе верований русского крестьянства в XIX в. многие дохристианские языческие культы не исчезли полностью, хотя в ряде случаев и трансформировались. Крестьянская земледельческая культура основывалась на традиционной системе трехполья, преобладавшей до начала 80-х годов, и лишь в последние десятилетия XIX в. в крестьянских хозяйствах стал наблюдаться переход к многополью. В результате многовекового накапливания практических сельскохозяйственных знаний сложилась русская народная агрономия. Она основывалась на наблюдении за природой, учете многообразия природно-климатических и почвенных факторов, комплексе агротехнических средств, которые использовались крестьянином на практике. Помимо землепашества в хозяйстве крестьянина традиционно большую роль играли промыслы — прядение и ткачество, плотницкое дело, столярное, гончарное. Особенно широко промысловая деятельность крестьян была распространена в неземледельческих губерниях. Длительное существование промысла выработало определенную культуру производства, включавшую традиционные трудовые навыки, изготовление и применение простейших инструмен- тов. Появившаяся в России во второй половине XVIII в. мануфактура во многом использовала сложившийся в крестьянских промыслах опыт. Жизнь русского крестьянина проходила в рамках общины и семьи, которые играли важную роль в сохранении и воспроизводстве традиционной народной культуры. Социальное и культурное творчество крестьянина в XIX в. было связано с сельской общиной. Она регулировала поземельные отношения, влияла на решение хозяйственных и внутрисемейных проблем. Урегулирование общиной внутренней жизни крестьянского "мира" происходило на основе обычного права. В сознании русского крестьянина всегда жило представление о правопорядке, основанном на обычае. Крестьяне, часто не знавшие закона, уважали чувство справедливости, по которой старались строить свою жизнь. Приверженность крестьян к общинному землепользованию, общине как социокультурному институту, определявшему практически все стороны его жизни, сохранялась долго и в пореформенное время. Возможно, в этом одна из причин общественной инерции крестьян в период проведения П. А. Столыпиным аграрной реформы. Из небольшого числа крестьян, выделившихся из общины (к 1915 г. — около 22% дворов), в 70% случаев это произошло в результате административного вмешательства. Помимо общины, важным институтом в хозяйственно-бытовой жизни крестьянина была семья. Она являлась прежде всего школой трудового обучения, которое начиналось для детей примерно с 9 лет. По крестьянским понятиям, это означало воспитание в семье нового работника. Сохранение традиционных черт в культуре во многом питала цикличность жизни крестьянского "мира". Трудовой ритм русской деревни, чередование будней и праздников определялись сменяющимися природными циклами и характером работ в них (сев, жатва, молотьба). Каждое время года сопровождалось яркими по своей эмоционально-смысловой нагрузке праздниками — Масленицей, Пасхой, Троицей, в которых продолжала сохраняться обрядность в сочетании с православной религиозностью. Однако в реальной жизни деревни нередко встречались сцены, подобные тем, что изобразил В. Г. Перов в своей картине "Сельский крестный ход на Пасху". В русской дерене, как впрочем и в городе, пьянство было, к сожалению, распространено. Особенно много пили в праздники. Некрасов писал о русском крестьянине: "Он до смерти работает, до полусмерти пьет". Кабак в деревне был своеобразным клубом: здесь узнавались новости, текущие цены, заключались торговые сделки. Влияние буржуазных реформ на реформы 60—70-х годов и последующее социально-экономическое развитие способствовали активизации многих культурных процессов, в которые более активно, по сравнению с предшествую- щим временем, вовлекалась деревня. Усилению социально-экономических связей деревни и города способствовало отходничество. Уход крестьян из деревни на заработки в город, иногда на длительный срок, приводил к известной ломке традиционных этических норм жизни крестьянского мира. Это, в свою очередь, вело к ослаблению некоторых сторон традиционной культуры и быта, нарушению общепринятых в крестьянской общине норм поведения. Под влиянием многих социально-экономических факторов, в том числе развития отходничества, происходили изменения в традиционном семейном строе: распадались большие патриархальные крестьянские семьи, уступая место малым, состоящим из родителей, детей, родителей мужа или жены. Влияние города сказывалось на росте индивидуализма в крестьянской среде. В городе крестьянин приобщался к новым условиям жизни, приобретал, часто преодолевая большие трудности, знания, расширявшие его видение и восприятие мира. Поэтому город оказывал на жителя деревни немалое положительное влияние, способствуя расширению его социально-культурного кругозора. Но все эти процессы происходили все же при сохранении традиционной основы крестьянской культуры. Важнейшей частью традиционной культуры крестьянства, отражавшей национальное своеобразие русской культуры, были художественные промыслы. В XIX в. были широко известны следующие из них: хохломская роспись деревянной посуды; городецкая роспись, украшавшая мебель, двери, крестьянские прялки; нарядная, праздничная дымковская глиняная игрушка и богородская игрушка, вырезанная из дерева; федоскинская лаковая миниатюра, украшавшая шкатулки из папье-маше. Изделия народных мастеров имели большой сбыт на многочисленных ярмарках. Интерес профессионалов-художников и меценатов к старинным народным промыслам, возникший в конце XIX — начале XX вв., во многом способствовал их развитию, возрождению некоторых из них, которые приходили в упадок. Художественными центрами, где создавались благоприятные условия для творчества профессионалов и оказывалась разнообразная помощь художникам-кустарям, стали Абрамцево С. И. Мамонтова в Подмосковье, Талашкино княгини М. К. Тенишевой в Смоленской губернии, Кустарный музей Московского губернского земства, открытый на средства Сергея Т. Морозова (брата Саввы Т. Морозова). Благодаря привлечению в Абрамцево, Талашкино, Кустарный музей талантливых художников, скульпторов, музыкантов (здесь работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, С. В. Малютин, В. В. Андреев и др.), их помощи народным умельцам и собственным творческим исканиям, сохранялись и обновлялись художественные традиции народного искусства. Школа в деревне. Грамотность крестьян.Начальная школа, дававшая грамотность и элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, прежде всего создавала предпосылки для культурного взаимодействия города и деревни. В дореформенный период в российской деревне официальная, государственная школа была редким явлением. Известное распространение она получила с 30-х годов в казенной деревне. В волостных училищах готовили писарей, землемеров, топографов, фельдшеров. Программа обучения включала закон Божий, чтение, письмо, основные правила арифметики. В конце 30-х годов в России существовало до 2 тыс. церковно-приходских школ, открывавшихся при церквах и монастырях. С 1862 г. все церковно-приходские школы перешли в ведение Синода, который получил право открывать новые под своим руководством. Тяга к грамотности, постепенно возраставшая среди крестьянства, чаще всего реализовывалась через обучение в школах грамоты, известных в России как форма элементарного обучения еще с XIV в. Изменения, произошедшие в жизни общества с отменой крепостного права, отразились на жизни русской деревни. Впервые появились реальные возможности для развития сельской школы. Как отмечал один из современников, "надо было измениться всем условиям народной жизни, чтобы школы стали действительно потребностью, и это изменение явилось с освобождением крестьян и с возникновением земства. Вот когда не только наступила пора народной школы, но явилась и действительная школа". Активность общественности в распространении просвещ< Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|