|
Развитие силовых способностей у учеников среднего школьного возраста на основе применения круговой тренировкиРазвитие силовых способностей у учеников среднего школьного возраста на основе применения круговой тренировки Курсовая работа студента 3 курса специальности «Физическая культура» дневной формы получения образования
Научный руководитель Харазян Лусине Гагиковна, преподаватель кафедры теории и методики физической культуры
Гродно 2016
Содержание Введение. 3 Глава 1. Обзор литературы. 5 1.1.Особенности физического развития в среднем школьном возрасте. 5 1.2.Сила и ее характеристики. 6 1.3.Средства воспитания силы. 8 1.4. Методы воспитания силы. 9 1.5.Структура и характеристика круговой тренировки. 11 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 17 2.1.Задачи исследования. 17 2.2. Методы и организация исследования. 17 Список используемой литературы.. 21
Введение За последние годы в области физического воспитания проведено значительное количество научных исследований, посвященных научному обоснованию режима дня, формированию двигательных навыков детей школьного возраста, воспитательному значению подвижных игр, развитию творческой активности, воспитательной роли соревнований. Физическое благополучие, высокая надёжность организма в целом и отдельных его систем, всесторонние и гармоничное развитие, двигательных способностей - это может быть достигнуто только при регулярных занятиях физическими упражнениями, систематической работой на учебных занятиях и дома. Сегодня особенно важным этапом на занятиях по физической культуре и здоровью является становление личности, её физической и психической подготовленности. Знания, полученные на учебных занятиях и закреплённые в практических действиях, помогают учащимся осмыслить процесс физического развития. Анализируя свои умения и навыки, учащиеся самостоятельно находят ответы на поставленные перед ними задачи, учатся определять направленность двигательного действия по развитию какого-либо физического качества. Кроме того, для мотивации большего интереса к знаниям учащихся и реализации наиболее целесообразных педагогических приёмов нужно использовать нестандартные занятия. Одним из таких является метод круговой тренировки, сущность которого заключается в том, что учащиеся переходят от одного снаряда к другому и, выполнив все упражнения, как бы завершают круг. Основная целенаправленность метода круговой тренировки заключается в повышении уровня физических качеств и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся. Всё это может быть достигнуто путём многократных повторений упражнений, в определённой последовательности, в произвольном и заданном темпе, в течение определённого времени для определённого количества раз. Актуальность моего опыта в том, что он позволяет активно развивать силовые способности среднем школьном возрасте и поддерживать их на хорошем уровне в старших классах. Актуальность темы обусловлена следующими факторами: v целью современного образования, заключающегося в физическом воспитании и развитии учащихся; v необходимостью здорового образа жизни; v формированием физической культуры человека. Цель опыта – способствовать развитию силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста методом круговой тренировки. Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ научно-исследовательской, психолого-педагогической и методической литературы по теме. 2. Определить критерии и факторы развития силовых способностей. 3. Изучить возрастно-половые и индивидуальные особенности развития силовых способностей в школьном возрасте. 4. Разработать комплексы специальных физических упражнений для развития силовых способностей. Объект исследования: система учебно-образовательного процесса в учреждении образования. Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие физическое развитие учащихся. Глава 1. Обзор литературы. Сила и ее характеристики. Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществлении, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: I) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы; 7) различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность [7, с. 12]. Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость). Собственно силовые способности проявляются при удержании в течение определенного времени предельных отягощений с максимальным напряжением мышц или при перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных величин [9, с. 94]. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе [15, с. 75]. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). В физическом воспитании различают абсолютную н относительную силу. Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. Задачи развития силовых способностей. Первая задача — общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Вторая задача — разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Третья задача — создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта [1, с. 76-80]. Средства воспитания силы. Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида: 1) упражнения с внешним сопротивлением; 2) упражнения с преодолением веса собственного тела; 3) изометрические упражнения [14, с. 56]. Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются: 1) на упражнения с тяжестями;2) упражнения с партнером;3) упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных экспандеров и т. п.); 4) упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (например, бег в гору или по песку, снегу, воде, против ветра и т. п.). Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке и они подразделяются: 1) на гимнастические силовые упражнения; 2) легкоатлетические прыжковые упражнения;3) упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, рва и т. д.). Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества моторных единиц работающих мышц. Различаются упражнения: 1) в пассивном напряжении (удержание груза и т. п.); 2) упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5–10 с в определенной позе) [5, с. 57]. Методы воспитания силы. В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Метод максимальных усилий основан на использовании упражнений субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями. Каждое упражнение выполняется в несколько подходов. Количество повторений упражнений в одном подходе при преодолении предельных и сверхмаксимальных сопротивлений, т.е. когда вес отягощения равен 100% и более от максимального может составлять 1-2, максимум 3 раза. Данный метод обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы, воспитание умения развивать концентрированные усилия большой мощности. Рост силы при его использовании происходит за счет совершенствования внутри - межмышечной координации и повышения мощности креатинофосфатного и гликолитического механизмов ресинтеза АТФ [10, с. 219]. Метод повторных непредельных усилий предусматривает многократное преодоление внешнего сопротивления до значительного утомления или "до отказа". В каждом подходе упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15-20 и более повторений упражнений. За одно занятие выполняется 2-6 серии. В серии - 2-4 подхода. Отдых между сериями - 3-5 минуты, между подходами 2-8 минуты. Величина внешних сопротивлений обычно находиться в пределах 40-80% от максимальных в данном упражнении [13, с. 93]. Метод динамических усилий предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от максимума) с максимальной скоростью (темпом). Он применяется для развития скоростно-силовых способностей - "взрывной" силы. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 15-25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий - 3-6, с отдыхом между ними по 5-8 минут. Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не оказывал существенных нарушений в технике движения и не приводил к замедлению скорости выполнения двигательного задания [6, с. 156]. Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. Педагог по физической культуре и спорту всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности [1, с. 83-88]. Задачи исследования. Для достижения поставленной цели исследования мы сформулировали следующие задачи: 1. Описать методику воспитания силовых способностей на основе анализа литературных источников; 2. Охарактеризовать круговую тренировку как метод физического воспитания; 3. Выявить закономерности проявления силовых способностей, исходя из проведенных мною тестов и полученных антропометрических данных, у учеников средних классов. 4.Сделать выводы на основе полученных результатов. Организация исследования Исследование проходило в три этапа. На первом этапе исследования происходил анализ литературы. Определялась цель исследования, формулировались задачи исследования, подбирались методы. На втором этапе были организованы контрольные испытания. На третьем этапе исследования анализировались результаты эксперимента, подводились итоги научно-исследовательской деятельности, оформлялось содержание работы. Список используемой литературы 1. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для суд. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 480 с. 2. Вильчковский, Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке: учеб. для средней школы / Э.С. Вильчковский. –C.: Физкультура в школе, 1971. – 276 с. 3. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в учебном процессе физического воспитания учеников: учеб. для школы / В.Н. Кряж. –С.: Физическая культура и здоровье, 1997. – 120 с. 4. Гуревич, И.А. 150 упражнений для моделирования круговой тренировки: учеб. пособие/ И.А. Гуревич. – 2-е изд., М.: Высшая школа,1980г. – 255 с. 5. Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств школьников: учеб. пособие/ З.И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. 6. Теория и методика физического воспитания/ Ашмарин Б.А. [и др.]. –Москва: Просвещение, 2010. –287с. 7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. –М.: Физкультура и спорт, 2010. - 264 с. 8. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств школьников / А.А. Гужаловский. – М.: Нар.асвета, 1976. – 67 с. 9. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости/ Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 1956. – 258 с. 10. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ИФК/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991г. – 542 с. 11. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280с. 12. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития/ В.И. Лях. – М.: Терра - Спорт, 1991 –334 с. 13. Благуш, П.К. О теории тестирования двигательных способностей/ П.К. Благуш. – М.: Физкультура и спорт,1982 –268 с. 14. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков/ А.Г. Сухарев. – М.: Физкультура и спорт, 1991– 272 с. 15. Шолих, М.Н. Круговая тренировка: теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке/ М.Н. Шолих. – М.: Физкультура и спорт, 1966г– 165 с. Развитие силовых способностей у учеников среднего школьного возраста на основе применения круговой тренировки Курсовая работа студента 3 курса специальности «Физическая культура» дневной формы получения образования
Научный руководитель Харазян Лусине Гагиковна, преподаватель кафедры теории и методики физической культуры
Гродно 2016
Содержание Введение. 3 Глава 1. Обзор литературы. 5 1.1.Особенности физического развития в среднем школьном возрасте. 5 1.2.Сила и ее характеристики. 6 1.3.Средства воспитания силы. 8 1.4. Методы воспитания силы. 9 1.5.Структура и характеристика круговой тренировки. 11 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 17 2.1.Задачи исследования. 17 2.2. Методы и организация исследования. 17 Список используемой литературы.. 21
Введение За последние годы в области физического воспитания проведено значительное количество научных исследований, посвященных научному обоснованию режима дня, формированию двигательных навыков детей школьного возраста, воспитательному значению подвижных игр, развитию творческой активности, воспитательной роли соревнований. Физическое благополучие, высокая надёжность организма в целом и отдельных его систем, всесторонние и гармоничное развитие, двигательных способностей - это может быть достигнуто только при регулярных занятиях физическими упражнениями, систематической работой на учебных занятиях и дома. Сегодня особенно важным этапом на занятиях по физической культуре и здоровью является становление личности, её физической и психической подготовленности. Знания, полученные на учебных занятиях и закреплённые в практических действиях, помогают учащимся осмыслить процесс физического развития. Анализируя свои умения и навыки, учащиеся самостоятельно находят ответы на поставленные перед ними задачи, учатся определять направленность двигательного действия по развитию какого-либо физического качества. Кроме того, для мотивации большего интереса к знаниям учащихся и реализации наиболее целесообразных педагогических приёмов нужно использовать нестандартные занятия. Одним из таких является метод круговой тренировки, сущность которого заключается в том, что учащиеся переходят от одного снаряда к другому и, выполнив все упражнения, как бы завершают круг. Основная целенаправленность метода круговой тренировки заключается в повышении уровня физических качеств и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся. Всё это может быть достигнуто путём многократных повторений упражнений, в определённой последовательности, в произвольном и заданном темпе, в течение определённого времени для определённого количества раз. Актуальность моего опыта в том, что он позволяет активно развивать силовые способности среднем школьном возрасте и поддерживать их на хорошем уровне в старших классах. Актуальность темы обусловлена следующими факторами: v целью современного образования, заключающегося в физическом воспитании и развитии учащихся; v необходимостью здорового образа жизни; v формированием физической культуры человека. Цель опыта – способствовать развитию силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста методом круговой тренировки. Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ научно-исследовательской, психолого-педагогической и методической литературы по теме. 2. Определить критерии и факторы развития силовых способностей. 3. Изучить возрастно-половые и индивидуальные особенности развития силовых способностей в школьном возрасте. 4. Разработать комплексы специальных физических упражнений для развития силовых способностей. Объект исследования: система учебно-образовательного процесса в учреждении образования. Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие физическое развитие учащихся. Глава 1. Обзор литературы. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|