Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Последствия фискальной и монетарной политики





Глава 15. МОНЕТАРНАЯ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В МОДЕЛИ IS-LM

Модель IS-LM показывает, что происходит с уровнем дохода и ставкой процента при переходе экономики от одного равновесного состояния к другому. Поэтому модель IS-LM позволяет проанализировать воздействие фискальной и монетарной политик на экономику и оценить их эффективность. Дело в том, что влияние любого из инструментов фискальной и монетарной политики можно свести в конечном итоге, к сдвигам кривых IS и LM, поэтому анализ реакции товарного и денежного рынков на экономическую политику государства можно делать на основе изучения перемещений точки пересечения кривых IS и LM. Кривая IS отражает равновесие товарного рынка и сдвигается при изменении величины автономных расходов. Кривая LM отражает равновесие денежного рынка и сдвигается при изменении величины предложения денег. На величину автономных расходов воздействуют все инструменты фискальной политики: а) изменение величины государственных закупок товаров и услуг, б) изменение налогов и в) изменение трансфертов (при этом величина государственных закупок оказывает непосредственное влияние на величину совокупных автономных расходов, а изменение налогов и трансфертов – косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов). Изменение величины предложения денег является основным инструментом монетарной политики. Таким образом, фискальная политика сдвигает кривую IS, а монетарная политика сдвигает кривую LM. Фискальная и монетарная политика могут быть как стимулирующей, так и сдерживающей. Их воздействие на экономику графически представлено на рис.15.1. и на рис.15.2.

Поскольку модель IS-LM является моделью кейнсианского типа, то в своем анализе мы по-прежнему исходим из предпосылки, что уровень цен постоянен и что изменения в номинальном предложении денег представляют изменения в их реальном предложении.



Из графиков видно, что результатом стимулирующей фискальной политики (сдвиг вправо кривой IS), инструментами которой являются увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов, служит рост уровня дохода от Y1 до Y2 и рост ставки процента от R1 до R2 (рис.15.1.(а)). Сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных закупок, увеличение налогов и уменьшение трансфертов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента (рис.15.2.(а)). Стимулирующая монетарная политика, инструментом которой выступает увеличение предложения денег (сдвиг вправо кривой LM) ведет к росту уровня дохода от Y1 до Y2 и снижению ставка процента от R1 до R2 (рис.15.1.(б)). Результатом сдерживающей моне-тарной политики (сдвиг влево кривой LM), основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента (рис.15.2.(б)).

15.2. Воздействие фискальной политики

Рассмотрим подробно экономический механизм воздействия и последствия стимулирующей фискальной политики (рис. 15.3.(а)). Предположим, что первоначально экономика находится в точке А. Правительство увеличило государственные закупки товаров и услуг на величину DG, в результате кривая IS1 сдвигается вправо до IS2 на расстояние kАDG. При ставке процента R1 это ведет к росту дохода от Y1 до Y3, что соответствует полному эффекту мультипликатора стимулирующей фискальной политики (точка С). (Следует иметь в виду, что мультипликативное увеличение дохода происходит при использовании и других инструментов стимулирующей фискальной политики, т.е. при сокращении налогов и увеличении трансфертов, но в этом случае прирост дохода будет меньше, поскольку расстояние сдвига кривой IS составит соответственно kТDТ и kТR DTr). Но в точке С денежный рынок не находится в состоянии равновесия, так как эта точка лежит вне (ниже) кривой LM. Более высокий уровень дохода на товарном рынке (Y3) ведет к росту спроса на деньги на денежном рынке. Так как предложение денег не меняется, превышение спроса на деньги над их предло-жением вызывает движение вдоль кривой LM, что ведет к росту ставки процента от R1 до R2.

Экономический механизм этого процесса может быть объяснен двумя способами: 1) с помощью кейнсианской теории предпочтения ликвидности и 2) исходя из принципов финансирования дефицита государственного бюджета.

В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, в условиях неизменного предложения денег, если растет спрос на деньги (MD), т.е. если людям требуется больше наличных денег, они начинают менять структуру своего финансового портфеля и продавать облигации, что ведет к росту предложения облигаций (BS) и, следовательно, к снижению их цены (PB), а так как цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, то ставка процента растет. DÝ Þ ВS Ý Þ PB ß Þ R Ý).

В соответствии с принципами финансирования дефицита государственного бюджета, возникающего 1) либо при росте расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) в условиях, когда доходы бюджета (налоги) не меняются; 2) либо при сокращении доходов бюджета (налогов), когда расходы бюджета остаются неизменными. Финансирование дефицита государственного бюджета происходит в развитых странах за счет выпуска государственных облигаций (внутренний займ) и продажи их на открытом рынке. Продажа государственных облигаций населению (а не центральному банку) не ведет к изменению предложения денег, но увеличивает предложение облигаций на рынке ценных бумаг, что снижает их цену и увеличивает ставку процента (ВS Ý Þ PB ß Þ R Ý).

Рост ставки процента служит причиной сокращения совокупных планируемых автономных расходов (потребительских, инвестиционных и расходов на чистый экспорт) (А) и, следовательно, совокупного дохода. (R Ý Þ А ß Þ Y ß) Рост процентной ставки (движение вдоль кривой LM из точки С в точку В) происходит до тех пор, пока не достигается совместное равновесие на товарном и денежном рынках при уровне дохода Y2 и ставке процента R2 (т.В).

Таким образом, вследствие стимулирующей фискальной политики уровень дохода увеличивается, но не на полную величину мультипликатора. Это происходит из-за роста ставки процента от R1 до R2, что, с одной стороны обеспечивает равновесие денежного рынка, но при этом вытесняет часть чувствительных к изменению ставки процента планируемых автономных расходов и поэтому уменьшает стимулирующий эффект фискальной политики. В результате фискального импульса доход увеличивается не до Y3, а только до Y2 (рис.15.3.(а)).

Рост дохода от Y1 до Y2 носит название эффекта дохода (income effect) стимулирующей фискальной политики.

Величина дохода, который не был получен из-за роста ставки процента (Y2 - Y3) называется эффектом вытеснения (crowding-out effect).

Эффект вытеснения представляет собой воздействие, которое оказывают меры стимулирующей фискальной политики на сокращение величины автономных планируемых расходов частного сектора, и показывает величину дохода, который был недополучен в результате такого сокращения.

Таким образом, эффект дохода стимулирующей фискальной политики равен разнице между эффектом мультипликатора и эффектом вытеснения.

Вытеснение отсутствует, если сдвиг кривой IS, обусловленный проведением стимулирующей фискальной политики, не ведет к росту ставки процента, т.е. когда кривая LM горизонтальна и действует только эффект мультипликатора.

Вытеснение может быть частичным или полным. Если в ответ на стимулирующую фискальную политику уровень дохода растет, то вытеснение частичное (эффект мультипликатора превышает эффект вытеснения). Если величина дохода не меняется, то вытеснение полное (эффект мультипликатора равен эффекту вытеснения), что имеет место, когда кривая LM вертикальна.

Эффект вытеснения считается основным недостатком фискальной экспансии. Чем больше вытеснение, тем на меньшую величину растет доход (меньше эффект дохода) в результате фискального импульса и тем менее эффективной является фискальная политика.

В открытой экономике внутренний эффект вытеснения дополняется внешним эффектом вытеснения, который называется эффектом чистого экспорта. Рост ставки процента (R) в стране ведет к увеличению доходности вкладываемого капитала, что способствует притоку в страну иностранного капитала и поэтому росту спроса на национальную валюту (D). Это увеличивает валютный курс национальной денежной единицы (e) и делает национальные товары относительно более дорогими, а иностранные - относительно более дешевыми. В результате экспорт (Ex) сокращается, а импорт (Im) увеличивается, что в итоге уменьшает чистый экспорт (Xn), являющийся частью совокупных автономных расходов (A). Доход (Y) мультипликативно сокращается

(R Ý Þ приток капитала Þ D Ý Þ e Ý Þ Ex ß; Im Ý Þ Xn ß Þ A ß Þ Y ß ).


Величина эффекта дохода, определяющего эффективность стимулирующей фискальной политики, т.е, степень воздействия последней на экономику, зависит от наклонов кривых IS и LM (рис.15.3). На всех трех графиках величина изменения государственных закупок DG и величина мультипликатора расходов kA одинаковые, поэтому во всех трех случаях расстояние сдвига кривой IS одинаковое и равно kADG. На рис.15.3.(а) и 15.3.(б) наклон кривой LM одинаковый, а наклоны кривой IS разные. Эффект дохода (Y1 – Y2) больше, а эффект вытеснения (Y2 – Y3) меньше на рис.15.3.(а), т.е. в случае, когда кривая IS более крутая. На рис. 15.3.(а) и 13-3(в) наклон кривой IS одинаковый, а наклоны кривой LM разный. Эффект дохода (Y1 – Y2) больше, а эффект вытеснения (Y2 – Y3) меньше на рис.15.3.(в), т.е. в случае, когда кривая LM более пологая. Таким образом, фискальная политика тем эффективнее, чем более крутая кривая IS и чем более пологая кривая LM.

Поскольку наклон кривой IS определяется величиной мультипликатора расходов (kA) и чувствительностью изменения автономных расходов к ставке процента (b) (чем эти коэффициенты меньше, тем кривая IS более крутая), а наклон кривой LM - чувствительностью спроса на деньги к изменению дохода (k) и чувствительностью спроса на деньги к изменению ставки процента (h) (чем меньше k и больше h, тем кривая LM более пологая).

Таким образом, чтобы фискальная политика была эффективной:

1) величина мультипликатора расходов должна быть мала (kA Þ 0) (а для

этого необходимо, чтобы предельная склонность к потреблению mpc и предельная склонность к инвестированию mpI были малы, а предельная налоговая ставка t и предельная склонность к импорту mpm были велики);

2) чувствительность автономных расходов к изменению ставки процента

должна быть мала (b Þ 0), т.е. чтобы требовалось очень существенное изменение ставки процента, чтобы изменились автономные расходы

3) чувствительность спроса на деньги к изменению дохода должна быть

мала (k Þ 0), т.е. чтобы требовалось очень существенное изменение величины дохода для изменения величины спроса на деньги

4) чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента должна

быть велика (h Þ ), т.е. чтобы даже очень незначительное изменение ставки процента приводило к существенному изменению спроса на деньги.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.