Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЩАЯ ХАРАКТЕНИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ





ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

ИСКУССТВО

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

2. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Период ранней кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений (XV-XVI вв) названо эпохой Возрождения Она пришла на смену средневековой культуры, а потому сохранила в себе многие ее признаков Правда имеет и свои особенности, в частности в этой эпохи произошло социальное пробуждения личности, которая постепенно освобождалась от осознания ограниченности своего бытия, впевнювалася в своих возможностях Очевидно, том в тогдашняя философия, особенно этика, были обращены не к Богу, а к человеку Гуманистический характер философии Возрождения оказался прежде всего в понимании человека как свободного существа Признавая, что мир ство рыл Бог, философия Возрождения исходила из того, что человек, получив от Бога свободу воли, должна действовать сама, осознавая свою судьбу Этика этой эпохи ориентировала человека не на божественную благодать а на собственные силы, следствием чего были глубокая вера в безграничные творческие возможности индивида и оптимизм Однако тогдашняя этика, как и мораль, нравственность, имела индивидуалистический, волюнтаристский характехарактер.

Мыслители этой эпохи особенно озабочены проблемами индивидуальности, самоценности специфического, неповторимого и уникального в человеке, своеобразия дарования, вкуса, предпочтений, образа жизни и т.д. И Речь идет не о биологическую специфику индивидов, а о таких феноменах, как индивидуальность и личность.

Внимание к индивидуального начала человека, его уникальности является одним из существенных признаков западной парадигмы мировосприятия, миропонимания и переживания бытия Она принципиально отличалась от восточной парады игмы Например, в Древнем Китае культивировалась привычка действовать группой, почти исключало инициативу отдельного человека Бесспорно, это обуславливало специфику древнекитайской антропологии неактуально и были проблемы индивидуального в человеке и для философии Древней Индии Об этом свидетельствует игнорирование проблемы бытия личности в буддизме, который сосредоточивался на жизни как безличном мировом процессе Следствием такого подхода были деактуализация проблемы смерти, идея всеобщей любви.

На этапе раннего (итальянского) Возрождение мыслители акцентировали внимание преимущественно на человека как природного существа, что свидетельствует антропоцентрический характер тогдашней философии В эпоху позднего (северные ного) Возрождение состоялась переориентация философии природы в целом.

В эпоху Возрождения возникает антропоцентристская этика. Человек рассматривается как часть природы. Он конечен как земное телесное существо и бесконечен в своих духовных устремлениях.

Мораль становится формой самоутверждения личности, способом реализации ее внутренних сил и возможностей. Человек с этих позиций предстает «не как жалкий, ничтожный, единичный индивид, а как герой, титан, выражающий своей деятельной натурой мощь природы как высшее существо». Этот идеал героического нравственного духа достаточно полно выразил в своей этической концепции Дж. Бруно (1548 – 1600). Его этика вырастает из материалистического пантеизма, центральным пунктом которого является преодоление теологического понимания Бога и рассмотрение его как единства самой природы.

Это являлось преодолением и античной, и средневековой этической традиции и означало, что ценности и добродетели не потусторонние сущности, а свойства человеческой природы и практики. Человеческая деятельность сама является целеполагающей (вне потустороннего, духовного начала) и базируется на причинности социальной реальности, среды, в которой живет человек.

Синтез (единство) человека и общества Дж. Бруно мыслит как творческую деятельность индивида на благо общества, когда индивид посвящает себя великим целям и общественным идеалам. Морально развитый человек — это энтузиаст, вечно стремящийся к обновлению и движению вперед. Человек — творец самого себя и всего, что его окружает. В этом состоит его путь от звериного к божественному.

ЭТИКА ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ

Принцип гуманизма начали итальянские поэты и мыслители Первым из них провозгласил человека величайшим чудом из всех проявлений божественной мудрости Данте Алигьери (1265-1321) Существенно развил разбогател тив этот принцип Франческо Петрарка (1304-1374), который, отказавшись от схоластики, стремился утвердиться на позициях научной методологии, основы которой искал в трудах античных мыслителей Его теоретические размышления, поэтические видения (бред, видения) были сосредоточены на человеке, познание которой, по его убеждению, открывает путь к познанию природы частности, один из его выводов заключался в том, что человек имеет право на счастье в земной жизниитті.

 

Обладая глубокими религиозными убеждениями, Ф Петрарка считал необходимым учитывать одновременно с догмами церкви и достижения античной философии

Этику он трактовал как практическую науку об искусстве жить, главной проблемой которой, на его взгляд, является познание смысла жизни Размышляя над этим, Петрарка пытался понять, при каких условиях человек может е достичь независимости, самообладания и душевного покоя в чужом для нее мире Он мечтал об идеале государства, которое будет основываться на высокой морали ее общиныян.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПЕТРАРКИ

«Ни один разумный человек не станет жаловаться на то, на что жалуется весь мир: каждому довольно своих личных бед.»

«Человеческая слава начинается после смерти. Знаешь почему? Потому что вместе с телом живёт и вместе с телом умирает зависть».

«Подобно тому как тень не может родиться и держаться сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной».

«Похвала полезна умному, вредна глупому».

«Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, но желает искренно и вполне, — такое желание не может оказаться безуспешным».

«В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна».

«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас».

«Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения».

«Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

«Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем».

«Лучше не иметь славы, чем иметь ложную славу».

«Можно и прекрасное любить постыдно».

«Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое».

«Свою любовь истолковать умеет лишь тот, кто слабо любит».

«Слава никогда не помогает мертвым. Живым она много раз была гибельна».

«Спор даже между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям».

«У кого много пороков, у того много и повелителей».

«Унижать других гораздо худший вид гордыни, чем превозносить себя не по заслугам».

«Чем больше скупость, тем больше жестокость».

«Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека и что может в большей степени уподобить его Господу, как не служение людям по мере своих сил? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека».

«Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам».

УЧЕНИЕ ДЖОРДАНО БРУНО

Золотая эпоха, с точки зрения Дж. Бруно, — это миф. Богатство само по себе нейтрально в ценностном отношении и только в силу хорошего или дурного употребления оно приобретает то или иное социальное качество. Таким образом, он приближается к формулировке идеи об особенностях морального субъекта, его автономности, самодостаточности, творческой энергии и ответственности за себя и свое окружение.

Моральный субъект «вбирает» в себя все богатство общечеловеческих ценностей. Он осмысливает моральные проблемы как возможность осуществления человеческих способностей. Свое завершение моральный субъект получает в понятии героической любви. Любовь истинно морального человека отражает единство телесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, она лишена обыденности и повседневности.

Любящий человек стремится вырваться за рамки погони за богатством и прибылью, он выше эгоистического интереса. Он — творец и герой, ставший выше мира суеты и убогости, где «любовь принижена и движется, как бы пресмыкаясь по земле, охваченная низкими силами». Его любовь «отдается более высоким деяниям».

Таким образом, акцент на внутреннем мире субъекта приводит Джордано Бруно к обоснованию личности, которая свою цель усматривает в служении обществу, что доказывает и его личный моральный подвиг. Сама жизнь такой личности является достоинством этического аргумента.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

«Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф».

«Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим».

«Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом».

«Ревность потрясает и отравляет все то, что есть красивого и хорошего в любви».

«Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя».

«Страх смерти хуже, чем сама смерть».

«Нет такого тяжелого труда, который любовь не делала бы не только легким, но даже приятным».

«Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все».

«Одна истина освещает другую».

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять».

«Подобно тому как любовь не имеет более близкой подруги, чем ревность, так она не имеет и большего врага».

«Ревность иной раз есть не только смерть и разрушение любящего, но часто и убивает саму любовь».

«Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом».

«Если бы не было веры, не было бы невежд».

«Искусство восполняет недостатки природы».

«Истина истине не может противоречить».

«Капля долбит камень не силою, а часто падая».

«Там обо мне будут верно судить, где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате — честь, не в обжорстве — роскошь, не в богатстве — величие, не в диковинке — истина, не в злобе — благоразумие, не в предательстве — любезность, не в обмане — осторожность, не в притворстве — умение жить, не в тирании — справедливость, не в насилии — суд.»

НОВОЕ ВРЕМЯ

Этап Новой и Новейшей истории человечества охватывает XVII-XX вв. и характеризуется как динамичный, антагонистически-противоречивый, насыщенный событиями мирового значения период развития общества. Это эпоха становления и господства индустриальной цивилизации со всеми ее пороками и достижениями, классовой борьбой, войнами, глубокими кризисами и революционными потрясениями и в то же время величайшими завоеваниями во всех сферах духовной жизни. Утвердившаяся в результате буржуазных революций XVI-XVII вв. капиталистическая общественно-экономическая система с самого начала своего возникновения была обременена такими социальными проблемами как массовое отчуждение работника, антигуманизм, жестокая эксплуатация, стремление к наживе.

Выдающийся вклад в этику Нового времени внесли французские просветители XVIII в. Будучи идеологами революционной буржуазии, французские материалисты провозгласили основными положениями своего этического учения: стремление к равенству и свободе личности; отрицание всех форм феодального угнетения и насилия; утилитаризм и практицизм как принципы моральной деятельности; общественное содержание этики и ее атеистическую направленность. Мораль не привносится извне.

Она детерминирована внешней природой и социальной средой. На переднем плане этической деятельности находится свобода человека, которая рассматривается как синоним разума, просвещения и добродетели. Каждый человек имеет право на счастье, но для этого надо уравнять материальные источники благополучия людей в обществе. Личные интересы должны быть связаны с решением общественных проблем.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с развитием естествознания, которое породило убеждение, что объективный взгляд на вещи можно распространить и на мораль. Этика может приобрести научную строгость и определенность, если она заимствует методы естественных наук - физики и геометрии. В противном случае она останется предметом обыденного сознания.

Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум.

В понимании моральной природы человека философы разделились на два направления. Одни из них (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) считали, что человеческая природа является изначально испорченной; другие (Т. Мор, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали ее доброй. Однако, и те, и другие были единодушны в одном - человек является эгоистическим существом. Только первые рассматривали эгоизм как выражение его естественной природы, а вторые видели его причину в исторически сложившихся условиях, неразумной организации общества.

ГОББС

Согласно Гоббсу мораль вместе с правом является предпосылкой выхода человека из "естественного состояния", т.е. догосударственного. Природа создала людей одинаковыми в умственном и физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Так как разные индивиды стремятся к обладанию одних и тех же вещей, между ними возникает недоверие и как вследствие этого - война. Есть в природе три причины для войны: соперничество, недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать. Таким образом, естественное состояние Гоббс понимает как войну всех против всех, как ничем не сдерживаемую игру эгоистических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся каждодневная жизнь индивида. Выход был найден благодаря основному закону природы - люди должны, всеми возможными средствами, стремиться к миру, и ради мира отказаться от "первоначального права на вещи". В этом смысле мораль непосредственно связана с правовыми законами, когда индивиды по договору, по разумному соглашению, отчуждают некоторые исконные права для того, чтобы сохранить общество. Согласно Гоббсу мораль не мыслима вне общества и государства, которые дают критерий, позволяющий отличать добродетель от порока: мораль выступает как совокупность норм, призванных подвести действия индивидов под общий знаменатель. В этом смысле мораль неразрывно связана с правом, она практически растворяется в праве, ибо правовая система через систему наград и наказаний призвана переводить моральные истины в план поведения личности.

Б. СПИНОЗА

Иное понимание морали присутствует у голландского мыслителя Б. Спинозы, который не связывает мораль с политикой и государством, а ищет их в природе человека. Согласно автору "Этики" существенной чертой человека является стремление к самосохранению, которое является основанием добродетели человека. Польза, расчет, выгода - вот что составляет движущую силу человеческих действий. "Расчет выгоды" составляет "рычаг и жизненный нерв всех человеческих действий". Справедливо то, что необходимо для поддержания и увеличения своей выгоды, своего достояния. Чужой интерес индивид защищает постольку, поскольку это соответствует его собственному интересу. Словом, добро тождественно пользе человека, а зло - это то, что препятствует достижению личной пользы. Но эгоизм, движущий поведением, становится моральным, только как разумный эгоизм.

Добродетель в своем конкретном содержании раскрывается как познание. Рост познавательных возможностей человека, его способность развиваться от низших ступеней познания к высшим выступает как процесс морального совершенствования. Именно познание является в этике Спинозы высшей добродетелью, высшей, и конечной нравственной целью. Моральная ценность поступков зависит от того, насколько они основаны на разуме, на правильных знаниях о мире.

Бенедикт Спиноза (1635-1677) по сути дела превращает этику в натурфилософию (его основной труд "Этика" представляет собой учение о субстанции:), одним из основоположений которой выступает тезис рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в морали при обретает у него ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло ("модусы мышления") интерпретируются в контексте заметной в буржуазной этике утилитаристской ориентации. Наиболее плодотворным для развития этической рефлексии окажется комплекс спинозовских идей относительно значимости познания как основы свободы и нравственного совершенствования личности, однако и утилитаристской тенденции суждено получить в дальнейшем более определенные очертания. Примером этого является концепция "разумного эгоизма" французских материалистов ХУIII века.

П. ГОЛЬБАХ, К.А. ГЕЛЬВЕЦИЙ

П.Гольбах (1723-1789) и К.А.Гельвеций (1715-1771) интерпретировали человека в психофизиологическом ключе ("человек есть чисто физическое существо" - Гольбах). Преодолевая свое природное себялюбие, человек (как разумный, способный к самоуправлению субъект) может и должен стать "разумным эгоистом", Т.е. правильно понять свои интересы и руководствоваться "компасом общественной пользы" для их осуществления. Мораль, предлагающая установку на общественное благо, оказывается полезной индивиду, поскольку позволяет реализовывать свой интерес. ("Добродетель есть не что иное, как польза людей, соединенных в общество" - Гольбах). Гарантией гармонии личного и общего является "разумное общество", законодательство которого, способствует осуществлению человеческой естественности. Социальная заданность такой позиции, связанная с утверждением духа буржуазных отношений, достаточно очевидна. Что же касается теоретических основ этических изысканий материалистов, то здесь они совершают методологическую ошибку, постоянно воспроизводимую в Новое время: "Выводя, как им кажется, определенную моральную позицию из натурфилософии, они на самом деле проецируют свое нравственное воззрение на устройство мироздания, на извечную человеческую природу".

Этические представления французских материалистов, содержавшие в себе немало плодотворных идей, ограничeны рамками натуралистического подхода к морали. Этическое сознание натуралистического типа не выходит логического круга: мораль строится на ценностных предпосылках, которые сами нуждаются в доказательствах. Эту "натуралистическую ошибку" впервые убедительно описывает И.Кант (хотя сам термин - более позднего происхождения), предлагающий иное видение морали.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ГОББСА

В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть.

Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.

Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим.

Красота - это обещание счастья.

Красота есть могущество, ибо, являясь обещанием блага, она привлекает к мужчинам любовь женщин и незнакомых людей.

Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет.

Любовь к соседу - нечто другое, чем любовь к соседке.

Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.

Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех.

 

Обычно эту страсть (сладострастие) обозначают словом Любовь, подразумевая под ней неопределенное влечение одного пола к другому, столь же естественное, как и голод.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ГОЛЬБАХА

Евангелие действительно принесло «не мир, но меч». От апостолов и до нашего времени христианский мир раздирается ненавистью, преследованием и яростью.

• Если бы в этом мире не было зла, человек никогда не помышлял бы о божестве.

• Служители Церкви очень часто позволяли народам с оружием в руках защищать дело Божье, но они никогда не допускали бунта против реального зла и очевидного насилия.

• Истина являет себя лишь здоровому духу в здоровом теле.

• Можно подумать, что религиозная мораль только для того и придумана, чтобы разрушить общество, превратить людей в первобытных дикарей.

• Говорят, что бог терпелив. Но терпеть явное зло — не значит ли обнаруживать бессилие или даже соучастие в этом зле?

• Делать счастливыми других — вот самый верный способ стать счастливым в этом мире; быть добродетельным — значит заботиться о счастье себе подобных.

• Догмы всякой религии оказываются нелепостью с точки зрения другой религии, проповедующей иные, столь же бессмысленные доктрины.

• Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог — тот бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

• Гений — это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта.

• Долой разум! — вот основа религии.

• Друг, бесполезный для своего друга, становится для него чужим человеком.

• Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно.

• Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются результатом инстинкта, — это все равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита.

• Говорить, что религия недоступна разуму, — значит допускать, что она не создана для разумных существ; значит согласиться с тем, что сами доктора богословия ничего не смыслят в тайнах, которые они каждодневно проповедуют.

• Всякая религия по сущности своей нетерпима как в силу своих принципов, так и в силу своих интересов.

• Невежество — первая предпосылка веры, и поэтому Церковь так высоко его ценит.

• Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное.

• Мораль не имеет ничего общего с религией... религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна быть основана на природе человека; мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека.

• Не бог создал человека по своему образу и подобию, а человек всегда творил бога по своему образцу, наделяя его своим умом, своими качествами, особенно — пороками

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.