Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ





Различают следующие режимы взаимодействия пользователя ЭВМ: пакетный и интерактивный (запросный, диалоговый). Сами ЭВМ могут функционировать в следующих режимах: одно и мне программном, разделении времени, реального времени, телеобработки. При этом предусматривается цель удовлетворения потребностей пользователей в максимально возможной автоматизации разнообразных задач. Пакетный режим был наиболее распространен в практике централизованного решения экономических задач, когда большой удельный вес занимали задачи отчетности о производственно-хозяйственной деятельности экономических объектов разного уровня управления. Организация вычислительного процесса при пакетном строилась без доступа пользователя к ЭВМ. Его функции ограничивались подготовкой исходных данных по комплексу информации взаимосвязанных задач и передачей их в центр обработки, где сформировался пакет, включающий задание для ЭВМ на обработку, граммы, исходные, нормативно-расценочные и справочные данные. Пакет вводился в ЭВМ и реализовывался в автоматическом режиме без участия пользователя и оператора, что позволяло минимизировать время выполнения заданного набора задач. При этом работа ЭВМ могла проходить в однопрограммном или многопрограммном режи­ме, что предпочтительнее, так как обеспечивалась параллельная ра­бота основных устройств машины. В настоящее время пакетный ре­жим реализуется применительно к электронной почте. Диалоговый режим открывает пользователю возможность непо­средственно взаимодействовать с вычислительной системой в допус­тимом для него темпе работы, реализуя повторяющийся цикл выдачи задания, получения и анализа ответа. При этом ЭВМ сама может инициировать диалог, сообщая пользователю последовательность шагов (представление меню) для получения искомого результата.

Диалоговый режим взаимодействия пользователя и ЭВМ обес­печивает возможность оперативного вмешательства человека в процесс обработки информации на ЭВМ.

При коллективном диалоге с вычислительной системой управ­ленческий персонал организации может использовать в автоматизированном процессе решения производственно-хозяйственных задач. Особенно это касается экспертных систем.

В основе машинной диалоговой технологии обработки инфор­мации лежит взаимодействие человека и ЭВМ во время решения задачи посредством передачи и приема сообщений через терми­нальные устройства. При диалоге типа «человек — ЭВМ» целью пользователя является получение результатных данных в процессе решения задачи. Цель использования ЭВМ — оказание помощи пользователю при выполнении рутинных операций.

Если роли участников диалога заданы жестко, то такой диалог называется жестким, например, режим работы «вопрос — ответ» с указанием того, кому из партнеров принадлежит инициатива. Аль­тернативная жесткая структура задает множество предписанных вариантов диалога, представляемых пользователю в виде меню, как правило, иерархической структуры, из которого он выбирает на­правление решения задачи. Такой диалог называется гибким. Свободным называется диалог, позволяющий участникам общения обмениваться информацией произвольным образом.

Эксплуатационные характеристики диалоговых систем должны удовлетворять следующим требованиям:

легкая адаптация пользователя к системе;

единообразие вычислительных, логических процедур и терми­нологии;

снабжение пользователя справочной информацией и необхо­димыми инструкциями, выводимыми на экран видеотерминала или печатающее устройство с указанием моментов получения по­мощи от ЭВМ или необходимости проведения ответных действий;

использование кратких форм диалога;

наличие защитных средств информации в системе, реализуе­мых операционными системами и специальными программами.

Технология обработки данных в диалоговом режиме на ЭВМ предполагает: организацию в реальном времени непосредственного диалога пользователя и машины, в ходе которого ЭВМ информи­рует человека о состоянии решаемой задачи и предоставляет ему возможность активно воздействовать на ход ее решения; обеспече­ние реактивности, т.е. оперативной циркуляции сообщений как между функциональными задачами (программами), так и между задачами и пользователем; создание для конечных пользователей — специалистов управления достаточно прозрачной диалоговой сис­темы, требующей от них лишь выполнения привычных служебных действий.

Для решения практических задач структура диалога включает раз­личные возможные способы обмена информацией между пользовате­лем и ЭВМ, т.е. диалоговая система содержит множество запросов и соответствующих им ответных сообщений. Каждому запросу соответ­ствует несколько альтернативных ответных сообщений. Схема диалога разрабатывается обычно сразу на весь комплекс решаемых задач. Ка­ждому пользователю выделяются отдельные части схемы диалога с це­лью автоматического контроля его полномочий и для предотвращения несанкционированного доступа.

Наиболее распространенными типами организации диалога яв­ляются меню, шаблон, команда, естественный язык.

Реализация диалога типа «меню» возможна через вывод на эк­ран видеотерминала определенных функций системы.

Выбор конкретной функции пользователем может осуществ­ляться:

набором на клавиатуре требуемой директивы или ее сокращенного обозначения;

набором на клавиатуре номера необходимой функции;

подведением курсора в строку экрана с нужной пользователю функцией;

нажатием функциональных клавиш, запрограммированных на реализацию данной функции.

Шаблон — это режим взаимодействия конечного пользователя и ЭВМ, на каждом шаге которого система воспринимает только синтактически ограниченное по формату входное сообщение пользо­вателя. Варианты ответа пользователя ограничиваются форматами, предъявляемыми ему на экране видеотерминала. Диалог может быть реализован через:

указание системой на экране дисплея формата вводимого пользователем сообщения;

резервирование места для сообщения пользователя в тексте сообщения системы на экране терминала.

Диалог «шаблон» используется для ввода данных, значения ко­торых или понятны (например, поле для записи даты, фамилии, названия предприятия и т.д.), или являются профессиональными терминами, известными пользователю по его предметной области.

Диалог типа «команда» инициируется пользователем. Приэтом выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команда пользователя. Их перечень отсутствует на экране, но легко вызывается на экран с помощью специальной директивы или функциональной клавиши (обычно F1). При вводе ошибочной команд (нет в списке, не тот формат или синтаксис) выдается сообщена об ошибке.

Естественный язык — это тип диалога, при котором запрос и ответ со стороны пользователя ведется на языке, близком к естест­венному. Пользователь свободно формулирует задачу, но с набо­ром установленных программной средой слов, фраз и синтаксиса языка. Система может уточнять формулировку пользователя. Раз­новидностью диалога является речевое общение с системой.

Массовое применение ПЭВМ в режиме диалога обеспечивает отказ от использования традиционных бумажных носителей ин­формации. Использование ПЭВМ в местах возникновения информации (на складах, в цехах, в функциональных управленческих от­делах и др.) позволяет автоматизировать процесс изготовления и заполнения первичной документации. При составлении первич­ного документа пользователь в диалоговом режиме с помощью ПЭВМ выбирает нужную ему из ряда предлагаемых системой форму документа и выводит ее на экран монитора. Последующая работа заключается в заполнении формы данными, вводимыми с клавиатуры либо с помощью другого устройства ввода (светового пера, манипулятора типа «мышь» и т.п.). Данные могут быть запи­саны на жесткий или гибкие магнитные диски. Готовый документ может быть при необходимости выведен на печать.

Диалоговая технология для системы обработки данных на базе ПЭВМ обеспечивает проведение автоматизированного сбора, реги­страции и предварительной обработки данных непосредственно на рабочих местах специалистов управления.

В режиме диалога на ПЭВМ может работать не только опера­тор, но и конечный пользователь, знающий предметную область решаемой задачи, способный визуально обнаружить ошибки, как возникшие при вводе, так и не выявленные ранее непосредственно в первичных документах.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.