Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение 2. Тест «Оценивание».





Инструкция: «Каждое утверждение в этом задании имеет 4 возмож-

t

bix варианта ответа — а, б, в, г. Выберите тот ответ, который вы счи-аете наиболее правильным, а затем зачеркните соответствующую бук-у: а, б, в, г на листе для ответов». 1. Если ядерные испытания и дальше будут продолжаться в таких же размерах, как сейчас, радиоактивность воздуха станет опасной для жизни через: а) 4 года, б) 8 лет, в) 12 лет, г) 20 лет.

2. Какой процент людей судит о человеке по его одежде? а) 80%, б) 50%, в) 20%, г) 5%.


176 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

3. Необходимо увеличить затраты на защиту населения от опасности
ядерного нападения на:

а) 20%, б) 50%, в) 100%, г) 200%.

4. Сколько времени вы согласитесь стоять в очереди за понравившей­
ся вам модной одеждой:

а) 1 час, б) 2 часа, в) 4 часа, г) 6 часов.

5. За последнее время число сердечно-сосудистых заболеваний в мо­
лодом возрасте возросло на:

а) 5%, б) 15%, в) 30%, г) 60%.

6. Оценивая друг друга, люди больше ориентируются на связи, зна­
комства и занимаемое положение, чем на личностные качества че­
ловека:

а) совершенно верно, б) верно, в) неверно, г) совершенно неверно.

7. Даже когда приступ бешенства у собаки прошел, ее желательно дер­
жать в наморднике в течение:

а) 6 мес, б) 5 мес, в) 2 мес, г) 1 мес.

8. Какой доход на одного человека в семье достаточен, чтобы считать
ее достаточно обеспеченной:

а) $200, б) $400, в) $800, г) $1500.


Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов 177

Методика работы. В данном задании выполняются оба упражнения, сумма баллов по тестам «использование» и «оценивание» суммирует­ся. После обработки протоколов студенты под руководством препода­вателя переходят к интерпретации полученных индивидуальных дан­ных. При этом учитывается не только абсолютная степень выражен­ности мотивов, но и их соотношение: какой мотив является ведущим, доминирующим, а какой — латентным, подчиненным. Высчитывается также средний общегрупповой показатель по преобладающему у сту­дентов типу мотивации, что является своего рода «нормой» по данно­му заданию для группы студентов.

Подсчитывается сумма баллов по тестам по каждому типу мотива­ции (см. итоговый протокол опыта ниже).

Протокол опыта _____________________________________________________

Тип мотивации Использование Оценивание Итого

Достижение успеха

Избегание неудачи | ______________ ]________________________

Завершение работы. Студентам дается домашнее задание — прона­блюдать за известными им спортсменами с тем, чтобы визуально по­пытаться определить тип их доминирующей мотивации, затем про­вести тестирование по шкалам «использование» и «оценивание» и со­поставить с результатом наблюдений.

Задание 2. Оценка стремления спортсмена к эффективному взаимодействию с тренером

Вводные замечания. Один из способов организации эффективного взаимодействия тренера со спортсменом состоит в том, чтобы посто­янно поддерживать у спортсменов достаточно высокую учебную мо­тивацию к освоению новых упражнений и физических нагрузок в тре­нировке. Под «эффективностью взаимодействия» спортсмена со своим тренером подразумевается, во-первых, достаточная взаимная удовле­творенность взаимоотношениями спортсмена и тренера в процессе учебно-тренировочных занятий; во-вторых, позитивное влияние сло­жившихся между ними взаимоотношений на рост спортивных дости­жений спортсмена и обогащение педагогического опыта тренера. Для лучшей ориентировки в мотивации делового взаимодействия в учеб­но-тренировочном процессе спортсмену предлагается метод тайного голосования путем выбора критерия для его оценки, изложенного в бюллетене для голосования в форме суждения.


                         
   
 
 
 
   
   
     
     
 
 
 
     
 

Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов 179

178 Раздел 3. Психология воспитания, обуч ения и тренировки в спорте

Инструкция: «Внимательно прочтите каждое из приведенных су­ждений в бюллетене. Выберите только одно суждение, которое наибо­лее точно отражает ваше стремление к взаимодействию с тренером и зачеркните его. Бросьте бюллетень в урну. Тайна голосования гаран­тирована».

Критерии оценки взаимодействия между тренером и спортсменом в учебно-тренировочном процессе1

A. Стремлюсь к всестороннему общению с тренером, полностью вы­
полняю все его указания, проявляю при этом элементы творчества
и заинтересованности в общении с тренером.

Б. Охотно поддерживаю контакты с тренером, выполняю его указа­ния, но не проявляю при этом особой инициативы.

B. Выполняю задания тренера, не отвергаю его советы, но заинтере­
сованности в общении с тренером не проявляю.

Г. К общению с тренером отношусь негативно, указания выполняю формально, иногда проявляю раздражительность, ищу доводы к то­му, чтобы не выполнять указаний тренера.

Д. Стремлюсь избегать контактов с тренером, не желаю выполнять его указания, пытаюсь делать по-своему, иногда открыто конфлик­тую с тренером.

Порядок работы. Заготавливается столько бюллетеней (произволь­ной формы), сколько учеников у тренера в группе. Спортсмену выда­ется бюллетень, он внимательно читает напечатанные в бюллетене кри­терии оценки его стремления к деловому общению со своим тренером и отмечает (вычеркивает) номер того критерия в бюллетене, содержа­ние которого соответствует его представлениям о сложившемся к на­стоящему моменту взаимодействии со своим тренером. Опрос прово­дит либо психолог, либо представитель администрации спортивной школы. Если данное задание проводится в виде игры самим тренером, он может поручить организовать и провести процедуру голосования одному из наиболее авторитетных спортсменов.

Обработка и анализ данных. Буквы, которыми обозначены суждения в бюллетенях, соответствуют оценке взаимодействия спортсмена с тре­нером в баллах: А(5), Б(4), В(3), Г(2), Д(1).

Критерии взаимодействия между тренером и спортсменом составлены В. Л. Марищу-ком и Л. К. Серовой.


В итоге данного опыта у тренера имеются следующие варианты ис­пользования его результатов:

1. Если тренер не уверен в итогах голосования в его пользу, он может вскрыть урну сам и подсчитать количество голосов по каждому за­черкнутому суждению (букве).

2. Если тренер уверен в итогах голосования в его пользу, он может поручить вскрыть урну и заполнить протокол результатов голосо­вания какому-либо из спортсменов, ибо тогда тайна голосования будет известна всей группе.

3. Тренер может поручить вскрыть урну и заполнить протокол опыта психологу, проводившему эту игру и спросить у спортсменов, на­сколько они хотели бы узнать о результатах голосования.

Завершение работы. В случае преобладания в протоколе опыта отве­тов В, Г, Д тренеру полезно обсудить полученные в группе результаты тайного голосования со спортивным психологом и прислушаться к его рекомендациям по улучшению психологической атмосферы и спло­ченности в команде.

Задание 3. Определение характерной для спортсменов потребности в одобрении

Вводные замечания» Цель данного задания — ознакомление молодых спортивных специалистов-тренеров с простым методом диагностики мотивации спортсменов, ориентированных в своей спортивной дея­тельности на одобрение со стороны тренера. В опыте используется шка­ла мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

Порядок работы. Опыт может быть групповым или индивидуальным. Испытуемые получают бланки со шкалой одобрения и действуют в со­ответствии с инструкцией.

Инструкция. «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ни­же суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особен­ностям вашего поведения, зачеркните "Да"; если же оно неверно, за­черкните "Нет"».


180 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте


Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов 181



Ключ для обработки, анализ результатов опроса Ответы «да» на вопросы 1,2,3,4,5,8,11,14,15,16,20; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19. Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. После суммирования полученных бал­лов итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше потребность в одобрении спортсмена со сто­роны тренера и лиц, наблюдающих за ним во время спортивной дея­тельности, тем выше готовность испытуемого к одобрению других. По­добная методика полезна тренеру для изучения потребности в одоб­рении у его спортсменов. Итоги тестирования тренеру полезно обсудить со спортсменами, процедура группового обсуждения способствует удов­летворению потребности спортсменов в одобрении со стороны их тре­нера.

Задание 4. Диагностика силы мотивационной установки к достижению успеха1

Вводные замечания. Данное задание (тест Т. Элерса) предназначено для измерения силы мотивации к достижению успеха, что характерно для большинства спортсменов, готовящихся к соревнованиям. Однако данный тест построен на неспецифическом для спорта вербальном ма­териале, что делает егр нейтральным по отношению как к виду спорта, так и к квалификации спортсмена.

Инструкция: «Вам необходимо на каждое из 41 суждений ответить "да"(+) или "нет"(-) и зафиксировать свой ответ в протоколе опыта».

Опросник Т. Элерса

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

1 Лебедев А. В. Личность и ее свойства: Учеб. пос. - СПб.: СПбГУНИПТ, 2001. -С. 165-167.


182 Раздел 3. Пс ихология воспитания, обучения и тренировки в спорте __

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% вы­полнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все «ставлю на карту».

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю ре­шение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуж­даю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

 

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. Усердие — это основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицирован­нее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно ра­ботать.

 

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем дру­гим.


_______________ Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спор тсмене^ 183

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие ре­зультаты, чем работа других.

38. Многое, за что берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти на крайние меры.

Ключ к опроснику Т. Элерса

За ответы «да» на следующие вопросы: 2,3,4,5,7,8,9,10,14,15,16, 17,19, 21, 22, 25, 26,27, 28, 29, 30, 32, 37,41 - по одному баллу.

За ответы «нет» на вопросы: 6,13,18,20,24,31,36,38,39 — по одно­му баллу.

Ответы на вопросы: 1,11,12,23,33,34,35,40 — пустые, т. е. не учи­тываются. (Протокол опыта произвольной формы.)

Анализ и интерпретация данных. Подсчитайте общую сумму набран­ных испытуемым баллов.

Если результат оказался в пределах от 1 до 10 баллов, то это пока­зывает на низкую мотивацию к успехам в деятельности; 11-16 баллов свидетельствуют о среднем уровне проявления мотивации; 17-20 бал­лов отражают умеренно высокий уровень мотивации. Результат свыше 21 балла указывает на весьма высокий уровень мотивации к успеху.

Установлено также, что люди, умеренно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, стре­мится к малому или, наоборот, слишком большому уровню риска. Чем выше мотивация человека к достижению успеха в избранной деятель­ности, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влия­ет и на надежду на успех. При сильной мотивации к успеху надежда на успех проявляется обычно скромнее, чем при слабой мотивации к до- * стижению успеха. Людям, мотивированным на успех и имеющим боль-


184 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

шие надежды на это, свойственно избегать высокого риска. Те, кто наи­более устремлены к успеху и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет склонность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. Когда же у человека имеет­ся высокая мотивация к избеганию неудач (защитная тенденция), то это препятствует реализации мотива успеха в достижении цели. Завершение задания. Результаты индивидуального тестирования по опроснику Т. Элерса обсуждаются в группе. Студенты (испытуемые) высказывают свои суждения по вопросам: 1) Что такое мотивация до­стижения успеха и в чем она проявляется у спортсменов в соревнова­ниях? 2) Что такое мотивация избегания неудачи и в чем она прояв­ляется у спортсменов в соревнованиях? 3) В каких соотношениях мо­гут находиться мотивация к достижению успеха и склонность к риску у спортсменов в зависимости от их индивидуальных особенностей?







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.