|
Упражнение 2. Тест «Оценивание».Инструкция: «Каждое утверждение в этом задании имеет 4 возмож-
bix варианта ответа — а, б, в, г. Выберите тот ответ, который вы счи-аете наиболее правильным, а затем зачеркните соответствующую бук-у: а, б, в, г на листе для ответов». 1. Если ядерные испытания и дальше будут продолжаться в таких же размерах, как сейчас, радиоактивность воздуха станет опасной для жизни через: а) 4 года, б) 8 лет, в) 12 лет, г) 20 лет. 2. Какой процент людей судит о человеке по его одежде? а) 80%, б) 50%, в) 20%, г) 5%. 176 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте 3. Необходимо увеличить затраты на защиту населения от опасности а) 20%, б) 50%, в) 100%, г) 200%. 4. Сколько времени вы согласитесь стоять в очереди за понравившей а) 1 час, б) 2 часа, в) 4 часа, г) 6 часов. 5. За последнее время число сердечно-сосудистых заболеваний в мо а) 5%, б) 15%, в) 30%, г) 60%. 6. Оценивая друг друга, люди больше ориентируются на связи, зна а) совершенно верно, б) верно, в) неверно, г) совершенно неверно. 7. Даже когда приступ бешенства у собаки прошел, ее желательно дер а) 6 мес, б) 5 мес, в) 2 мес, г) 1 мес. 8. Какой доход на одного человека в семье достаточен, чтобы считать а) $200, б) $400, в) $800, г) $1500. Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов 177 Методика работы. В данном задании выполняются оба упражнения, сумма баллов по тестам «использование» и «оценивание» суммируется. После обработки протоколов студенты под руководством преподавателя переходят к интерпретации полученных индивидуальных данных. При этом учитывается не только абсолютная степень выраженности мотивов, но и их соотношение: какой мотив является ведущим, доминирующим, а какой — латентным, подчиненным. Высчитывается также средний общегрупповой показатель по преобладающему у студентов типу мотивации, что является своего рода «нормой» по данному заданию для группы студентов. Подсчитывается сумма баллов по тестам по каждому типу мотивации (см. итоговый протокол опыта ниже). Протокол опыта _____________________________________________________ Тип мотивации Использование Оценивание Итого Достижение успеха Избегание неудачи | ______________ ]________________________ Завершение работы. Студентам дается домашнее задание — пронаблюдать за известными им спортсменами с тем, чтобы визуально попытаться определить тип их доминирующей мотивации, затем провести тестирование по шкалам «использование» и «оценивание» и сопоставить с результатом наблюдений. Задание 2. Оценка стремления спортсмена к эффективному взаимодействию с тренером Вводные замечания. Один из способов организации эффективного взаимодействия тренера со спортсменом состоит в том, чтобы постоянно поддерживать у спортсменов достаточно высокую учебную мотивацию к освоению новых упражнений и физических нагрузок в тренировке. Под «эффективностью взаимодействия» спортсмена со своим тренером подразумевается, во-первых, достаточная взаимная удовлетворенность взаимоотношениями спортсмена и тренера в процессе учебно-тренировочных занятий; во-вторых, позитивное влияние сложившихся между ними взаимоотношений на рост спортивных достижений спортсмена и обогащение педагогического опыта тренера. Для лучшей ориентировки в мотивации делового взаимодействия в учебно-тренировочном процессе спортсмену предлагается метод тайного голосования путем выбора критерия для его оценки, изложенного в бюллетене для голосования в форме суждения.
178 Раздел 3. Психология воспитания, обуч ения и тренировки в спорте Инструкция: «Внимательно прочтите каждое из приведенных суждений в бюллетене. Выберите только одно суждение, которое наиболее точно отражает ваше стремление к взаимодействию с тренером и зачеркните его. Бросьте бюллетень в урну. Тайна голосования гарантирована». Критерии оценки взаимодействия между тренером и спортсменом в учебно-тренировочном процессе1 A. Стремлюсь к всестороннему общению с тренером, полностью вы Б. Охотно поддерживаю контакты с тренером, выполняю его указания, но не проявляю при этом особой инициативы. B. Выполняю задания тренера, не отвергаю его советы, но заинтере Г. К общению с тренером отношусь негативно, указания выполняю формально, иногда проявляю раздражительность, ищу доводы к тому, чтобы не выполнять указаний тренера. Д. Стремлюсь избегать контактов с тренером, не желаю выполнять его указания, пытаюсь делать по-своему, иногда открыто конфликтую с тренером. Порядок работы. Заготавливается столько бюллетеней (произвольной формы), сколько учеников у тренера в группе. Спортсмену выдается бюллетень, он внимательно читает напечатанные в бюллетене критерии оценки его стремления к деловому общению со своим тренером и отмечает (вычеркивает) номер того критерия в бюллетене, содержание которого соответствует его представлениям о сложившемся к настоящему моменту взаимодействии со своим тренером. Опрос проводит либо психолог, либо представитель администрации спортивной школы. Если данное задание проводится в виде игры самим тренером, он может поручить организовать и провести процедуру голосования одному из наиболее авторитетных спортсменов. Обработка и анализ данных. Буквы, которыми обозначены суждения в бюллетенях, соответствуют оценке взаимодействия спортсмена с тренером в баллах: А(5), Б(4), В(3), Г(2), Д(1). Критерии взаимодействия между тренером и спортсменом составлены В. Л. Марищу-ком и Л. К. Серовой. В итоге данного опыта у тренера имеются следующие варианты использования его результатов: 1. Если тренер не уверен в итогах голосования в его пользу, он может вскрыть урну сам и подсчитать количество голосов по каждому зачеркнутому суждению (букве). 2. Если тренер уверен в итогах голосования в его пользу, он может поручить вскрыть урну и заполнить протокол результатов голосования какому-либо из спортсменов, ибо тогда тайна голосования будет известна всей группе. 3. Тренер может поручить вскрыть урну и заполнить протокол опыта психологу, проводившему эту игру и спросить у спортсменов, насколько они хотели бы узнать о результатах голосования. Завершение работы. В случае преобладания в протоколе опыта ответов В, Г, Д тренеру полезно обсудить полученные в группе результаты тайного голосования со спортивным психологом и прислушаться к его рекомендациям по улучшению психологической атмосферы и сплоченности в команде. Задание 3. Определение характерной для спортсменов потребности в одобрении Вводные замечания» Цель данного задания — ознакомление молодых спортивных специалистов-тренеров с простым методом диагностики мотивации спортсменов, ориентированных в своей спортивной деятельности на одобрение со стороны тренера. В опыте используется шкала мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Порядок работы. Опыт может быть групповым или индивидуальным. Испытуемые получают бланки со шкалой одобрения и действуют в соответствии с инструкцией. Инструкция. «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, зачеркните "Да"; если же оно неверно, зачеркните "Нет"». 180 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов 181 Ключ для обработки, анализ результатов опроса Ответы «да» на вопросы 1,2,3,4,5,8,11,14,15,16,20; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19. Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. После суммирования полученных баллов итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше потребность в одобрении спортсмена со стороны тренера и лиц, наблюдающих за ним во время спортивной деятельности, тем выше готовность испытуемого к одобрению других. Подобная методика полезна тренеру для изучения потребности в одобрении у его спортсменов. Итоги тестирования тренеру полезно обсудить со спортсменами, процедура группового обсуждения способствует удовлетворению потребности спортсменов в одобрении со стороны их тренера. Задание 4. Диагностика силы мотивационной установки к достижению успеха1 Вводные замечания. Данное задание (тест Т. Элерса) предназначено для измерения силы мотивации к достижению успеха, что характерно для большинства спортсменов, готовящихся к соревнованиям. Однако данный тест построен на неспецифическом для спорта вербальном материале, что делает егр нейтральным по отношению как к виду спорта, так и к квалификации спортсмена. Инструкция: «Вам необходимо на каждое из 41 суждений ответить "да"(+) или "нет"(-) и зафиксировать свой ответ в протоколе опыта». Опросник Т. Элерса 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 1 Лебедев А. В. Личность и ее свойства: Учеб. пос. - СПб.: СПбГУНИПТ, 2001. -С. 165-167. 182 Раздел 3. Пс ихология воспитания, обучения и тренировки в спорте __ 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все «ставлю на карту». 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. 11. Усердие — это основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. _______________ Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спор тсмене^ 183 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других. 38. Многое, за что берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти на крайние меры. Ключ к опроснику Т. Элерса За ответы «да» на следующие вопросы: 2,3,4,5,7,8,9,10,14,15,16, 17,19, 21, 22, 25, 26,27, 28, 29, 30, 32, 37,41 - по одному баллу. За ответы «нет» на вопросы: 6,13,18,20,24,31,36,38,39 — по одному баллу. Ответы на вопросы: 1,11,12,23,33,34,35,40 — пустые, т. е. не учитываются. (Протокол опыта произвольной формы.) Анализ и интерпретация данных. Подсчитайте общую сумму набранных испытуемым баллов. Если результат оказался в пределах от 1 до 10 баллов, то это показывает на низкую мотивацию к успехам в деятельности; 11-16 баллов свидетельствуют о среднем уровне проявления мотивации; 17-20 баллов отражают умеренно высокий уровень мотивации. Результат свыше 21 балла указывает на весьма высокий уровень мотивации к успеху. Установлено также, что люди, умеренно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, стремится к малому или, наоборот, слишком большому уровню риска. Чем выше мотивация человека к достижению успеха в избранной деятельности, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех. При сильной мотивации к успеху надежда на успех проявляется обычно скромнее, чем при слабой мотивации к до- * стижению успеха. Людям, мотивированным на успех и имеющим боль- 184 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте шие надежды на это, свойственно избегать высокого риска. Те, кто наиболее устремлены к успеху и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет склонность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. Когда же у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защитная тенденция), то это препятствует реализации мотива успеха в достижении цели. Завершение задания. Результаты индивидуального тестирования по опроснику Т. Элерса обсуждаются в группе. Студенты (испытуемые) высказывают свои суждения по вопросам: 1) Что такое мотивация достижения успеха и в чем она проявляется у спортсменов в соревнованиях? 2) Что такое мотивация избегания неудачи и в чем она проявляется у спортсменов в соревнованиях? 3) В каких соотношениях могут находиться мотивация к достижению успеха и склонность к риску у спортсменов в зависимости от их индивидуальных особенностей? Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|