Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВОСКРЕСНАЯ ЦЕРКОВЬ. ИСТОРИЯ СЛУДСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ЦЕРКВИ





Д. СЛУДКА

Село на правом берегу р. Летки, центр сельсовета, в 133 км от райцентра, Прилузский р-н. Одно из древнейших коми селений на Летке. Основано в 1621 г. крестьянином Иваном Ларионовичем (фамилия неизвестна), вероятно, ношульцем. В 1625 г. - починок Ивашка Ларионова на Слуде, 1 двор. К 1678 г. недалеко от него возникла новая Летская слободка, где построили деревянную церковь Николая Чудотворца.

В 1710 г. Летская слободка включала в себя погост с церковью, 3 дворами церковнослужителей и 8 жителями (Гущин, Наумов, Москвин) и "у погосту" д. Слудка - 3 двора, 14 жителей (Шулепов, Осипов, Патракеев, Логинов). В 1722 г. селения именовались уже "село Слудка" (2 двора, 3 жителя - Гущин, Федяев) и "деревня Слудская" (9 дворов, 73 жителя - Шулепов, Москвин, Тюшин, Патракеев, Осипов, Логинов, Коснырев, Трофимов, Беляев, Иванов, Дмитриев, Мусанов, Шульников).

В 1805 г. здесь построили каменную Воскресенскую церковь. В 1853 г. в селе Слудском имелось 10 дворов, 34 жителя (17 муж., 17 жен.). В 1912 г. в селе имелась земская школа и медицинский участковый пункт; занятия населения, как отмечали современники, - "вырубка и сплав леса". В 1926 г. в селе Слудка было 84 двора, 334 жителя (148 муж., 186 жен.), в деревне Слудка - 50 дворов, 249 жителей (112 муж., 137 жен.). К этому времени оба поселения уже фактически слились в один населенный пункт. В 1970 г. здесь жили 667 чел.; в 1979 г. - 534 чел.; в 1989 г. - 374 чел. (164 муж., 210 жен.), коми; в 1992 г. - 440 чел.; в начале 1995 г. - 439 чел. в 173 хозяйствах.

Жеребцов И. Л. Населенные пункты Республики Коми:

историко-демографический справочник / И. Л. Жеребцов. – М., 2001. - С 437

 

ВОСКРЕСНАЯ ЦЕРКОВЬ. ИСТОРИЯ СЛУДСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ЦЕРКВИ

Мы попытаемся восстановить такие страницы истории слудской Воскресенской церкви, как строительство, ее архитектурный облик, историю разрушения храма, престольные праздники.



Важнейшими неопубликованными источниками для нас были полевые материалы, собранные в ходе опроса местных жителей села Слудка и ближайших сел и деревень, входивших ранее в Слудскую волость. Надо отметить, что старожилы о церкви вспоминают охотно, с сожалением о ее трагической судьбе.

Мы обратились в Государственный архив Кировской области, где в фонде № 263 Великорецкого духовного правления Вятской консистории хранятся документы об истории слудской церкви.

В литературе данная тема практически не освещена, за исключением упоминания названия храма, однако даже даты основания церкви в историко-культурном атласе РК нет.

Общие закономерности церковной истории на Русском Севере освещены в работах А. В. Камкина.

Основным этапам церковной истории в Республики Коми посвящается статья М. Рогачева "Религия и церковь" в энциклопедии "Республика Коми". Общие сведения о Вятской епархии обнаружены в работе Ю. Гагарина "История религии и атеизма народа коми".

Особенностям архитектурного стиля каменного зодчества в начале Х1Х века посвящена монография Ф. Г. Тентюковой. Небольшой по объему краеведческий материал зафиксирован в статьях Симакова В., Сердитова К., Яборова И., в книге Жеребцова И. "Где ты живешь?" и в статье Мусановой А. "Слудкаса пермякъяс".

Слудка - одно из древнейших коми селений на Летке. Оно было основано в 1621 году крестьянином Иваном Ларионовичем.

На протяжении трех веков Слудка была центром волости, относилась к Орловскому уезду Вятской губернии. Переломным стал 1929 год, когда в ходе административно-территориальных реформ был образован Прилузский район Коми автономной области, включавший в себя тринадцать сельских советов, в том числе и село Слудка.

Одной из страниц истории села является история слудской Воскресенской церкви.

Первая церковь в Слудке была построена еще в 1678 году в местечке Новая Летская Слободка.

Это была деревянная церковь, освященная в честь Николая Чудотворца. До сих пор по селу ходят предания о том, кем являлся Николай Чудотворец. Некоторые говорят, что это был чудесный лекарь, который ходил по деревням и исцелял безнадежных больных. Для этого он просил истопить баню, приготовить веники, а затем он сам их парил, что-то приговаривая. Другие же говорят, что это был лекарь, который лечил больной скот.

Однако уже в начале 18 века встал вопрос о строительстве новой каменной церкви вместо ветхой деревянной, которая и была построена в 1805 году по храмозданной грамоте, данной 15 декабря 1799 года за № 3313, вместо ветхой деревянной Николаевской церкви. Ее освятили в честь Воскресенья Господня. Церковь, по воспоминаниям старожилов, стояла на возвышенности, в центре села. "Багатыр моз сулапю да видзбдю миянбс нечистой силаысь". (Как богатырь стояла и берегла нас от нечистой силы), - вспоминает моя бабушка. Видимая издалека, она зрительно объединяла все окружающее пространство в целостный ансамбль, становилась для многих поколений символом малой родины.

Церковное здание слудской Воскресенской церкви в 30-е годы было варварски разрушено, но, к счастью, сохранилась единственная фотография в школьном архиве села Слудка. Даже в республиканской Дирекции по охране памятников в картотеке не было фотографии нашего храма, но история не допустила того, чтобы образ церкви исчез навсегда.

С начала XIX века каменные церкви получают стилевые особенности архитектуры того времени, русского классицизма, но, естественно, имеют, навет провинциализма. Церковное здание Воскресенской церкви имеет трехчастную композицию. На фотографии мы видим кубический храм, увенчанный одной главой, низкую трапезную с двухскатной крышей и высокую ярусную колокольню из восьмериков, надстроенных друг над другом. Архитектурная выразительность всей композиции обуславливалась противопоставлением кубического храма и стройной ярусной вертикали колокольни.

Хотя церкви давно уже нет, но воспоминания о ее былом величии и красоте хранятся до сих пор. При первом же вопросе о церкви вспоминают: "Ёна нин шань вÖлi (вичкоыд... ДжынняныслÖн шыыскылiс МутничаÖдз, сэтчÖс вичкоэдзыс". ("Очень уж хорошей была церковь... А звон колоколов слышался даже до Мутницы, где находилась следующая церковь"). В церкви совершались все обряды: крестины, отпевания, венчания и т. д. До сих пор живы люди, которые венчались в храме. М. Н. Югова и П. И. Коснырев венчались именно здесь. "Попыс окÖдiс и вежÖдic чунькытшъясÖн", – вспоминает бабушка Марина. Рядом с церковью, по воспоминаниям очевидцев, был погост, где хоронили священнослужителей, а также тех, кто мог купить там землю. Перед церковью была огромная площадь, где проводились ярмарки по церковным праздникам. Сюда съезжались не только коми купцы, но и российские.

Приходская жизнь на территории волости создавала свою особую топографию, заполненную священными знаками, сооружениями, ритуальными пространствами. Главным элементом этого пространства были часовни - малые безалтарные церкви. Они ставились в самых различных местах: в лесу, у озера, на поскотине... Их кресты, заметно поднимаясь над крышами изб, через версты перекликались с крестами приходского храма. К Воскресенской церкви были приписаны "часовни деревянные": 61 Прокопьевская, построенная в 1855 году, Корольковская - в 1869 году, Черемуховская - в 1862 году, Скопинская - в 1906 году.

Церковь в Слудке была центром просвещения крестьян. Именно при храме в 1845 году была открыта первая школа. В Воскресенской церкви по штату было 5 церковных служителей: 2 священника, 1 дьякон, 2 псаломщика. Местные старожилы до сих пор помнят их, а то место, где был огород одного из священников, так и называют "Поп йÖр".

По количеству прихожан храм был далеко не последний в Орловском уезде. Православных русских было 128 человек мужского и 122 женского пола, коми - 2468 м.п. и 2618 ж.п., старообрядцев - 67 м. п. и 72ж. п.. Приход состоял из 26 селений, в которых проживало 5, 5 тыс. прихожан. Церковные документы 1908 года позволяют определить национальный состав жителей Слудки. Коми составляли примерно 92 %.

История церкви - это не только история церковного здания, но, прежде всего и судьбы людей, священнослужителей, которые зачастую из поколения в поколение служили в одном приходе. Память о них очень долго хранится в сердцах людей. В ходе общения с людьми мы узнали, что священники нашей церкви были русскими, приезжими. Отсюда и фамилии - Рутовы, Москвины. О происхождении фамилии Москвин существует местное предание. Говорят, что это фамилия священника, которого еще во времена Петра I выслали в ссылку в Слудку из Москвы. Так появились здесь Москвины. Рутов Аркадий - последний священник нашей церкви. Он - уроженец села Слудка. После смерти был похоронен на общем кладбище, т.к. умер уже в годы Советской власти, кстати, был и очевидцем разрушения храма.

Приход к власти большевиков в октябре семнадцатого года коренным образом изменил положение церкви.

Русская православная церковь находилась в оппозиции к советской власти. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви вызвал резкий протест православных общин, в том числе и в Коми крае, т. к. лишал церковь собственности и прав юридического лица. В1918 – 1920 прокатилась первая волна террора против священнослужителей и церкви. В 1918 были закрыты Ульяновский и Кылтовский монастыри, ряд православных храмов. В 30-е годы, несмотря на то, что руководство Русской православной церкви давно объявило о своей лояльности к Советской власти, по ней был нанесен новый удар.

О глубоком и уважительном отношении прихожан к церкви ярко говорит тот факт, что разрушение храма, сбрасывание колоколов воспринимались основной массой населения отрицательно. Людям же, участвовавшим в таких делах, предсказывалась нелегкая, трагическая судьба, а все эти события со временем обрастали различными легендами и преданиями. Слудскую церковь постигла такая же участь. В 1934 (1938) году церковь была разрушена.

Видимо, разрушение церкви глубоко потрясло жителей села. Несмотря на то, что события были давно, воспоминания старожилов до сих пор очень эмоциональны. Бабушки вспоминают, что для работы в селе не было техники, а тут нашелся огромный трактор - "сталинец". На церковь к кресту залез житель села Слудка Сырчиков Модест (или Никифор), он зацепил тросом крест, и трактор сорвал его. Крест грохнулся на землю. Как говорят старожилы, земля в это время дрогнула, на небе засверкала молния, которая и убила того самого Сырчикова. Здание церкви разрушили. Углы повыдергивали тросом, а там, где не падала прочная стена, толкали трактором. Сельчане не хотели отдавать церковь властям. Староста Слудки с большой суммой денег собранной жителями села, пешком доходил до Москвы, чтобы отстоять ее. Увы! Умоляли хотя бы здание оставить, но ничего не вышло. Власть насильно ломала сознание людей, как говорили тогда - "перековывала".

Долгие годы на месте церкви был пустырь, а потом, где-то в конце 80-х годов администрация Слудки решила построить спортзал. Ну и выбрали место бывшей церкви. Даже сваи начали забивать, не подумав, что вокруг храма был погост (кладбище). Но ... не заладилась стройка, сваи почему-то не забивались (так и торчат до сих пор). Только бабушки знают, почему не идет дело. Кладбище, как последнее пристанище человека на земле, всегда было сакральной, священной территорией, и строить что-либо на старом кладбище - греховно и кощунственно.

В 1996 году в Слудке была вновь зарегистрирована православная община. Только теперь нет церковного здания, поэтому собираются в одном из домов и понимают, что вряд ли когда-нибудь смогут построить такой храм, какой был. Может, если деревянную? И все же время берет свое. Внук последнего священника Николай Владимирович Рутов, местный художник, мечтает о том, что когда-нибудь напишет храмовую икону для новой слудской православной церкви. Дай-то Бог!

Престольные праздники - это праздники, в честь которых освящен храм или часовня. Они выделялись в числе других православных праздников. В такой день соседи, родственники из ближайших деревень приезжали погостить. Начинался праздник с торжественной церковной службы, посвященной тому или иному святому или событию церковного календаря. Далее на первый план выходила народная традиция.

В селе Слудка среди храмовых престольных праздников старожилы называют день Николая Чудотворца ("Микола - угодник"), "Тувсов Микола", т.к. первая церковь, возникшая в селе, была Николаевская. Впоследствии Николаю Чудотворцу был посвящен один из престолов каменного храма. День Николы Чудотворца (весеннего) праздновался 22 мая. Этот день в хозяйственном цикле традиционно связывали с посевом. Начало посева сопровождалось специальными обрядовыми действиями. Накануне этого дня мылись в бане, одевались во все чистое. Ко дню Николы Чудотворца съезжались в Слудку и люди с соседних сел и деревень, входивших в Слудскую волость. И это не случайно. Престольные праздники в народе назывались съезжими, гулевыми. По бытовым чертам они занимали 62 промежуточное положение между календарными и семейными. Они относились к конкретной дате и охватывали всех крестьян, но в то же время были отмечены "гостеванием" в семьях. Ко дню престольного праздника в Слудке стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины - художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям жития святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из "Настольной книги священника" или у тех, кто ее уже имел. В день праздника чуть светает, отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене. Начиналось богослужение. Затем ходили по всей деревне, пели молитвы, освящали всю землю. В этот день не садились завтракать, пока не обойдут все огороды, что должно было обеспечить хороший урожай.

Тувсов Микола считался средним сроком посева, хотя он мог двигаться в зависимости от погодных условий. Никола Вешний связывался в народном календаре с Егорьевым днем (6 мая). Народ примечал: "Если Егорий с водой - Никола с травой". Существовала примета: "МикÖла кÖть тошнас, а вердас нин скÖттÖ". После Николы скот пасся уже на пастбище.

Таким образом, церковный праздник Николы Чудотворца маркировал такое важное для земледельца событие, как начало сельскохозяйственных работ, что отразилось в ритуальной обрядности этого праздника.

К слудской Воскресенской церкви были приписаны часовни: Прокопьевская, Черемуховская, Скопинская и Корольковская. Все они имели свой престольный праздник.

В селе Прокопьевка, например, праздновали "Девяту". Так называли местные жители девятую пятницу после Пасхи, обычно проходящую в июне. В ночь на пятницу съезжались люди из соседних сёл. В часовню приходил священник из слудской Воскресенской церкви. В праздник до обедни проводили богослужения, а потом ходили из дома в дом, из деревни в деревню. Пели песни, водили хороводы.

В селе Черемуховка активно праздновался Митрин день (Дмитриевская родительская суббота). Отмечался он между днем Апостола и евангелиста Луки (31 октября н. ст., 18 октября с.ст.) и днем великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября н. ст., 26 октября ст. с.). Митрин день прежде всего посвящен поминовению умерших родственников, с посещением могил и поминальным застольем. Старожилы вспоминают: "... петухов зарежут и у часовни сварят их, затем в корыто кладут, чтобы священник освятил его..."

Таким образом, в Слудской волости наиболее почитаемы были такие церковно-народные праздники, как Митрин день, День Николы Чудотворца, "Девята". Будучи праздниками христианских святых, они хранили в себе языческую обрядность, тесно связанную с годовым хозяйственным циклом коми крестьянина. Это тем более важно, что Слудская волость находилась на самом юге Коми края, и основой жизни здесь было земледелие. Поэтому церковные праздники были приурочены к освящению земли, началу полевых работ ("Тувсов Микола") и сбору урожая (Второй Спас).

Являясь одним из самых первых каменных храмов Коми края, слудская Воскресенская церковь (1805 -1934 (1938) имеет интересную историю.

Церковь была и духовным центром Слудской волости, и центром просвещения крестьян.

Потрясений 30-х годов церковь не пережила. С приходом новой власти она была варварски разрушена и разобрана в 1934 (1938) году на кирпичи. Местные жители воспринимали это как трагедию. Церкви нет уже 60 лет, однако память о ней еще жива. Изучая церковную историю, мы открываем для себя историю родного села, возвращаемся к собственным истокам.

I. Архивные документы:

1. Сведения о начальных училищах Орловского уезда за 1863-1867 годы. Ф. 263, оп.1, д.1,22 л.

2. Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии за 1908 год. Ф. 263, оп.1, д. 1,24 л.

II. Информанты:

1. Иванова Анастасия Ивановна, 1924 пр., проживает в с. Черемуховка Прилузского р-на.

2. Москвина Елена Ивановна, 1926 г. р., проживает в с. Черемуховка Прилузского р-на.

3. Перминова Анна Ивановна, 1924 г. р., проживает в с. Черемуховка Прилузского р-на.

4. Рутов Николай Владимирович, 1953 г. р., проживает в с. Слудка Прилузского р-на.

5. Югова Анна Андреевна, 1910 г. р., проживает в с. Прокопьевка Прилузского р-на.

6. Галимова Валентина Афанасьевна, 1946 г. р., проживает в с. Слудка Прилузского р-на.

7. Косолапова Елена Ивановна, 1931 г. р., проживает в с. Черемуховка Прилузского р-на.

8. Лобанова Елена Ивановна, 1931 г. р., проживает в с. Прокопьевка Прилузского р-на.

9. Лобанова Надежда Ефимовна, 1923 г. р., проживает в с. Прокопьевка Прилузского р-на.

10. Югова Марина Николаевна, 1907 г. р., проживает в с. Слудка Прилузского р-на.

III. Литература:

1. Гагарин Ю. В. История религии и атеизма народа коми. - М, 1978.

2. Жеребцов И. Л. Где ты живешь? Населенные пункты РК: историко-демографический справочник. - Сыктывкар: ККИ, 1994. - с. 208.

3. Историко-культурный атлас РК/ Науч. ред. Э. А. Савельева. - М.: ДИК. - 1997.

4. Конаков Н. Д. От святок до сочельника. - Сыктывкар: ККИ, 1993.

5. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. - М.ТЕРРА, 1992.

6. Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. - Вологда, 1992.

7. Мифология Коми/ Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина/ Науч. ред. В. В. Напольских. - М.: ДИК, 1999.

8. Мусанов А. Г. Слудкаса пермякъяс // В. И. Лыткин и финно-угорский мир (сб. статей). - Сыктывкар, 1999. 63

9. Рогачев М. Религия и церковь // Республика Коми: Энциклопедия. "П.Сыктывкар: ККИ, 1997.

10. Сердитое К. Слудская волость в год присоединения к Прилузью // Знамя труд. - 1989.

11. Сердитое К. Село родное, родины свет: Слудке 370 лет // Знамя труда. - 1991.

12. Сорокин П. А. Долгий путь. - Сыктывкар: ККИ. - 1991.

13. Тентюкова Ф. А. Из прошлого Коми края. – Сыктывкар. - 1976.

14. Яборов И. Об истории Слудской волости // Знамя труда. - 1989. – 4 мая

 

Югова М. История Слудской воскресной церкви / М. Югова // Тропинка: сб. работ учащихся гимназии искусств при Главе Республики Коми – Сыктывкар, 2000. – С. 74 - 80









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.