Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обращения к социальным связям при трудоустройстве.





Каждый человек когда-то в жизни сталкивается с проблемой поиска работы. Для некоторых это довольно обычное дело, а для других – наоборот, стрессовое и не очень приятное занятие. Сегодня достаточно не просто найти работу. Процесс поиска работы является важной составляющей функционирования этого рынка. Поиск работы является весьма актуальным вопросом.

Проблема поиска работы является следствием неполноты информации и неопределенности, которые существуют на рынке труда.

Проблема поиска и использования информации – одна из самых актуальных в современной науке. В основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и оперативного освоения информации и ее эффективного использования в общественной деятельности.

Информация является редким ресурсом, приобретение которого требует времени, усилий и денег. Это приводит к уточнению процесса подбора работы с учетом затрат на получении информации. В результате была разработана так называемая «поисковая» модель, согласно которой, сделки, совершаемые по поводу нестандартизированных товаров, качество и цена которых может сильно варьировать в данный период, требует от участников более тщательного поиска партнера. Именно к таким товарам относится рабочая сила.

Если человек вышел на рынок труда в поисках работы, очевидно, что существует некоторое количество вакансий по его специальности. Если он согласится на первую же попавшуюся работу, он может пропустить более выгодные предложения. Процесс же ознакомления с другими вакансиями повлечет за собой затраты (зарплата, время, расходы).



Таким образом, с экономической точки зрения индивид, меняющий работу, осуществляет поиск в соответствии с рациональными принципами максимизации полезности. А модель поиска строится на марженалистских принципов.

Многие государства создают и поддерживают структуры, способствующие посредничеству на рынке труда — государственные службы занятости. С середины прошлого столетия во многих странах также активно развиваются негосударственные рекрутинговые агентства.

При поиске работы используют различные информационные ресурсы. Существуют различные институты, облегчающие задачу. Такими институтами являются каналы поиска работы. Так какие же каналы используют при трудоустройстве? Наиболее распространенными являются шесть каналов поиска работы:

 

1.
государственные службы занятости,

2.
негосударственные агентства,

3.
друзья,

4.
родственники,

5.
обращение на предприятие,

6.
СМИ.


Среди каналов, как поиска работы, так и непосредственно трудоустройства выделяют формальные и неформальные, в зависимости от того, при помощи каких посредников соискатель находит работу на рынке труда. Под формальными каналами понимаются те, которые реализуются с помощью формальных посредников на рынке труда, к которым относят ГСЗ и негосударственные агентства. Каналы "помощь родственников", "помощь друзей и знакомых", а также "непосредственное обращение к работодателю, в фирму" рассматриваются как неформальные.

В настоящее время в рамках, как в западных, так и в отечественных исследованиях существует традиция считать поиск работы через СМИ также формальным каналом, исходя из того, что в этом случае присутствует институциональный информационный посредник — специализированное средство массовой информации, публикующее на своих печатных и/или виртуальных web-страницах объявления о вакансиях и поиске работы.

Выделенные шесть каналов поиска работы обладают различными характеристиками и возможностями для поиска.

Государственная служба занятости. До 1992 г. такого института трудового посредничества на российском рынке труда не было. В советской экономике существовали бюро по трудоустройству, но круг их задач и возможностей был существенно уже.

Негосударственные агентства по трудоустройству. Рынок услуг по подбору персонала и по трудоустройству начал формироваться в России в начале 1990-х годов. Он бурно развивался с единичных фирм до целой развитой отрасли. В настоящее время рекрутинговые агентства есть практически в каждом областном центре. Использование негосударственных агентств для поиска работы иногда связано с денежными издержками, но не во всех случаях. Использование негосударственных агентств связано также с временными издержками, которые в последнее время существенно снижаются за счет использования интернет-технологий. Негосударственные агентства в большей степени ориентированы на профессии, наиболее востребованные на рынке труда, профессии среднего уровня, специалистов, или рабочие профессии массового спроса.

Обращение к друзьям относится к традиционным каналам поиска работы и опирается на существующие неформальные социальные сети и связи. По сравнению с другими каналами обращение к друзьям предполагает незначительные затраты времени и средств и с этой стороны выглядит общедоступным и эффективным. Эффективность этого канала заключается также в том, что он может не просто предоставлять информацию о вакансии (рекомендация), но и подразумевать наличие обязательств (протекция), определенную степень гарантированности трудоустройства.

Эффективность социальных сетей при поиске работы зависит от экономической ситуации, от того, какое служебное и профессиональное положение занимают друзья, насколько прочно их экономическое положение. Поэтому можно ожидать, что ухудшение экономической ситуации снижает ценность этого канала поиска, так как менее благоприятная экономическая ситуация существенно сужает возможности дружеского трудоустройства.

Обращение к родственникам как канал поиска работы по своим характеристикам близко к обращению к друзьям. Для этого канала поиска также характерны небольшие затраты времени и отсутствие денежных издержек. Единственное различие заключается в характере используемых социальных сетей. Родственников, как правило, меньше, чем знакомых, поэтому этот канал обеспечивает доступ к меньшему количеству потенциальных рабочих мест.

Непосредственное обращение на предприятие как канал поиска, связано с существенными затратами времени, но не требует значительных затрат средств. Использование этого канала оставляет открытым вопрос об источниках информации о возможных работодателях. Это могут быть и СМИ. Тогда эти два канала поиска являются взаимодополняющими и реализуются в рамках одной смешанной стратегии поиска. Это могут быть и профессиональные связи, накопление информации за время предшествующей трудовой деятельности, и предварительная информация, полученная от друзей и родственников, но не обеспечивающая никакой предварительной протекции. Использование этого канала зависит от экономической ситуации, для того чтобы обращения на предприятия были эффективны, необходимо, чтобы последние успешно функционировали и предъявляли спрос на работников.

Использование услуг СМИ. За 1990-е годы сформировался рынок СМИ, специализирующихся на трудовом посредничестве, а на рубеже 1998–1999 гг. он стал активно дополняться использованием возможностей интернета. Этот рынок не равномерно представлен по регионам и типам поселений. С точки зрения ищущего работу, СМИ как канал поиска требуют определенных затрат времени и денег, но эти затраты, как правило, не слишком значительны. При этом в СМИ, как правило, больше представлены вакансии среднего уровня, больше вакансий специалистов и меньше вакансий рабочих, вакансии массовых профессий среднего и нижнего уровня должностной иерархии.

Возрастает значимость роли Интернета при поиске работы. Итак, при поиске работы интернет может сыграть ведущую роль. В нашей стране существует множество специализированных сайтов, где располагается информация о вакансиях в городах, регионах, округах. На них можно найти информацию федеральной службы по труду и занятости.

Таким образом, индивидуумы, выбирая каналы поиска, поступают рационально, то есть они выбирают те способы поиска работы, которые, с учетом ограниченных возможностей, должны быть для них наиболее эффективными. Между каналами есть взаимодополняемость и взаимозамещаемость. Но основания для взаимозамещения и взаимодополнения каналов связаны не только и не столько с их времяинтенсивностью и затратоинтенсивностью, сколько с их комплексной эффективностью для разных групп работников.

^ Каналы (способ доступа к получению информации)

Стратегии (это определение целей, комплекс принимаемых решений, обдуманный план ведения дел.)

Процесс поиска работы предполагает построение (выбор) стратегии поиска — устойчивого рационального способа действий для достижения цели. Стратегия поиска — это не только выбор определенного канала поиска работы. Построение стратегии поиска включает в себя определение многих параметров процесса поиска. К таким параметрам можно отнести следующие:

 

·
выбор вида стратегии — чистая или смешанная;

·
выбор количества используемых каналов;

·
выбор типа канала / каналов — формальные и / или неформальные каналы поиска;

·
выбор конкретных каналов поиска работы;

·
определение частоты обращения к выбранным каналам поиска;

·
определение продолжительности процесса поиска в целом и в рамках выбранной стратегии (т.е. изменение набора используемых каналов поиска через определенные периоды поиска)


В отличие от каналов, которые не являются абсолютными альтернативами, а, следовательно, их выбор не является взаимно независимым, стратегии поиска работы представляют собой независимые альтернативы поиска работы (в один момент времени может использоваться только одна стратегия поиска работы).

В поведении по поиску работы можно выделить всего четыре стратегии, которые используют безработные. Какие это стратегии? Они различаются сразу по двум основаниям: во-первых, по природе и характеру активности человека (самостоятельно или, полагаясь на помощь посредников), а во-вторых, по источнику средств, с помощью которых ведётся поиск работы (официальные или неофициальные средства).

По занятым, ищущим работу, общая картина разнообразия стратегий поиска схожая, но есть и различия. Наиболее распространенные стратегии — обращение к друзьям, обращение на предприятие, обращение к друзьям и родственникам. Причем абсолютным лидером является обращение к друзьям (21%). Это нетолько доминирующий канал поиска, но и доминирующая стратегия поиска. Для работающих в отличие от безработных менее привлекательными являются формальные каналы поиска — ГСЗ, негосударственные агентства.

Рациональность выбора стратегий поиска подтверждается при анализе эффективности этих стратегий. Наиболее распространенными являются наиболее эффективные стратегии. Доминирование социальных сетей среди способов поиска работы отражает их большую эффективность. Таким образом, экономическая детерминированность выбора способов поиска определяется не столько важностью ресурсных ограничений, сколько ожидаемой отдачей от того или иного способа поиска работы. Очевидно преимущество социальных сетей и их эффективность по сравнению с формальными посредниками.

Социальные связи являются объективированной формой капитала, который может быть использован субъектами в процессе поиска рабочих мест. В связи с этим социальные сети могут рассматриваться в качестве важного фактора, повышения конкурентоспособности субъектов на рынке труда.

Грановеттер подвергает сомнению само предположение, согласно которому получение информации о вакансии или о работнике является результатом «поиска» или чтения «сигналов». Его основная идея состоит в том, что информация о работе и работнике передается по сетям персональных контактов и глубоко погружена в социально-структурные процессы.

Марк Грановеттер выделил два типа социальных связей индивидов: сильные связи — постоянные контакты, существующие между членами семьи и близкими друзьями, и слабые связи — менее регулярные контакты, охватывающие круг знакомых. В группах, основанных на сильных связях, поддерживаются интенсивные и тесные контакты всех участников друг с другом, что придает им характер относительно закрытых систем. Система контактов между субъектами внутри группы образует социальную сеть. Социальная группа, в которой поддерживаются интенсивные связи между участниками, является относительно замкнутой. Замкнутость подобной группы заключается в том, что связи между участниками группы интенсивны и всеобщи, тогда как контакты участников группы с индивидами за пределами группы менее тесные, а каждый из этих контактов поддерживается не всеми, а отдельными ее представителями.

В свою очередь, слабые связи представляют собой систему нерегулярных контактов, распространяющихся за пределы круга близких друзей и семьи индивида, на представителей других тесно связанных групп, к которым он не принадлежит. Межгрупповые контакты разных групп, с которыми связан данный индивид, не поддерживаются, а вероятность существования общих знакомых невелика. Таким образом, конкретный человек может установить контакты с членами большого количества взаимно непересекающихся групп, не принадлежа к каждой из них. Данный тип контактов будет являться слабой связью.

На рынке труда как сильные, так и слабые связи могут быть использованы для получения сведений о рабочих местах и повышения эффективности процесса поиска работы. Однако возможности сильных связей уступают в сравнении с возможностями слабых связей. Как правило, состав участников групп, основанных на сильных связях, стабилен и ограничен на протяжении длительного времени. Поэтому участники такой группы располагают одинаковой информацией о рабочих местах, а новые сведения становятся доступными для всех ее участников. Индивид, располагающий ограниченными контактами за пределами своей группы близких друзей и членов семьи, вынужденно ограничен в объеме и оперативности получения информации о рабочих местах, имеющейся в распоряжении других групп, с которыми он не связан. Следовательно, индивид, не располагающий развитой сетью слабых связей, имеет ограниченный и медленно обновляемый объем информации о вакансиях, что снижает его конкурентоспособность на рынке труда. Те индивиды, которые поддерживают связи с представителями разнообразных групп, имеют доступ к информации о вакансиях и рабочих местах, имеющейся у разных групп. В связи с этим объем информации, получаемой индивидом, и возможности ее использования многократно увеличиваются. Информация, получаемая через слабые связи в других группах, является более разнообразной по сравнению с информацией, которая имеется в распоряжении собственной группы близких друзей и членов семьи индивида.

Таким образом, согласно теории социальных сетей, предполагается наличие следующих эффектов, производных от использования социальных сетей на рынке труда.

 

1.
Наличие сети сильных и слабых социальных связей увеличивают шансы индивида на успешный поиск работы. Чем большим объемом связей располагает индивид, тем, при прочих равных условиях, больше вероятность того, что он успешно завершит поиск желаемой работы.

2.
Индивиды, не располагающие системой слабых связей и использующие только сильные связи, имеют меньше возможностей конкурировать за рабочие места с теми, кто располагает сетью слабых связей и активно их использует.

3.
При одинаковом объеме и интенсивности использования сильных и слабых связей использование последних обеспечивает индивиду более широкие возможности получения работы по сравнению с возможностями, предоставляемыми сильными связями.


Эмпирические исследования показали важность применения социальных сетей как стратегии поведения на американском рынке труда.

Социальные связи в форме сильных и слабых социальных связей предоставляют индивидам неодинаковые возможности в конкуренции за рабочие места. Сильные социальные связи, более доступные и чаще используемые представителями малообеспеченных слоев населения и социальных меньшинств, имеют ограниченные возможности в качестве средства получения работы. Система слабых социальных контактов способна предоставить более широкие возможности в конкурентной борьбе за рабочие места.

Различные социологические исследования показывают важность, прежде всего неформальных связей при поиске работы и зависимость успешности трудоустройства от позиции человека в сети социальных связей.

Так, например С. Кларк, исследуя изменения, происходившие в конце прошлого века на Российском рынке труда, отмечает, что неформальные социальные сети имели огромное значение на различных этапах трудоустройства. Тем, кто вынужден в связи с потерей работы искать новое рабочее место, родственники и знакомые помогают получить информацию о наличии вакансий. Тем, кто имеет возможность выбирать место работы между несколькими доступными, персональные связи помогают получить информацию обо всех предлагаемых рабочих местах, для того чтобы выбрать из них наиболее подходящие в смысле должности или зарплаты. Случайное замечание знакомого может вызвать решение поменять работу, даже если раньше этого не планировалось делать.

О том, что неформальные социальные сети играют не последнюю роль и на рынке труда свидетельствуют исследования. Успешность на рынке труда зависит, прежде всего, от качества социальных связей, а не только от их наличия или их количества. Социальные сети у различных социальных групп отличаются по своему составу. Соответственно и рабочие места, найденные с помощью родственников и знакомых, у этих групп различны. Эффективность социального капитала индивида зависит от того, на сколько обширна сеть, к которой принадлежит этот индивид, какими ресурсами благодаря ей располагает и в какой мере их использует.

Конкурентоспособность индивида на рынке труда складывается, прежде всего, из двух составляющих – человеческого и социального капитала, комбинация которых и определяет позицию индивида на рынке труда.

Обращение к социальным сетям как каналу трудоустройства может быть обусловлено разными сочетаниями человеческого и социального капиталов. В обоих случаях индивид должен располагать некоторым объемом социального капитала, чтобы в принципе иметь возможность использовать личные связи при поиске работы.

Анализируя возможность использования личных связей в процессе трудоустройства, в частности реализации сетевой стратегии поиска работы в чистом ее виде, можно сказать следующее. Более высокая профессиональная квалификация влечет за собой и более высокий объем социального капитала, в качественном и количественном отношении. Аналогично, аутсайдеров рынка труда можно рассматривать как испытывающих дефицит социального и человеческого капитала (в смысле шансов успешного трудоустройства).

Мотивация привлечения сетевых ресурсов в процессе трудоустройства могут быть различными. Присутствие социальных сетей в большей или меньшей степени характерно для всех рынков труда (прежде всего в качестве информационного посредника).

Таким образом, более эффективными оказываются стратегии поиска, которые опираются на неформальные социальные сети, в первую очередь, помощь друзей.

Росстат. Наиболее распространенным каналом поиска работы на российском рынке труда на данный момент являются социальные сети. Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что в 2009 году 57% безработных использовали свои личные связи в поисках работы. (Приложение 1).

Если проследить динамику использования этого канала можно заметить, что с каждым годом увеличивается число ищущих работу и использующих именно этот канал. И своего пика использования он достигает в 2003-2004 годах. Однако затем использование этого канала уменьшается, но не значительно, и продолжает оставаться самым востребованным.

Обращение к данному каналу трудоустройства обусловлено, прежде всего, возможностью получения дополнительной информации о вакансиях, а также возможностью получения рекомендации или же протекции. В последнем случае агент социальной сети обладает ресурсом влияния на работодателя, что гарантирует соискателю трудоустройство. Представленные на рынке руда посреднические структуры представляют собой совокупность возможностей для реализации индивидуального поведения, связанного с поиском работы. Выбор индивида при этом носит неальтернативный характер, т.е. процесс трудоустройства может заключаться в использовании нескольких способов поиска работы.

Росстат. По федеральным округам. (Таблица)

Стратегия использования только формальных посредников. К этой стратегии менее склонны прибегать представители кавказских национальностей, те, кто проживают в крупных городах (областных центрах). Государственная служба занятости - Среди национальных групп он больше распространен у малых российских народов, и меньше — у кавказских национальностей. Негосударственные рекрутинговые агентства - меньше используется в сельской местности, что очевидно, так как там рынок услуг по трудовому посредничеству практически отсутствует.

К стратегии неформального индивидуального поиска (предприятия и СМИ). При этом отрицательное воздействие оказывают: состояние в браке, небольшой период незанятости, наличие приработков, кавказская национальность, а также региональный уровень безработицы. На предприятия реже обращаются работники, относящиеся к этнической группе малых российских народов. СМИ - Меньше к нему также прибегают этнические группы украинцев и белорусов, малых российских народов.

Стратегию использования одновременно разных каналов неформального поиска, – как социальных сетей, так и индивидуального поиска, - Менее привлекательна эта стратегия для малых российских народов. Обращение к друзьям - В меньшей степени использование друзей для поиска работы характерно для малых российских народов. Более тесные родственные связи характерны для традиционных, тейповых взаимоотношений, восточных и кавказских национальностей, и в меньшей степени присущи европейским народам.

"Комплексная" стратегия, когда используются и формальные, и неформальные каналы всех типов - к данному типу стратегий чаще прибегают при увеличении регионального уровня безработицы (при прочих равных). Его меньше используют пожилые, семейные, безработные кавказских национальностей.

Данные собственного исследования. (Таблица)

Выводы:

Итак, изучение данных государственной статистики и анализ исследований показали гибкость, и универсальность социальных сетей как канала трудоустройства. Результаты свидетельствуют о разнообразии вариантов обращения к социальным связям при трудоустройстве. Сегодня для российского рынка труда характерно широкое распространение социальных сетей как канала трудоустройства.

Концептуальный подход М. Грановеттера по разделению связей внутри сети на сильные и слабые доказывает «силы слабых связей», которые дают преимущества социальным сетям в достижении своих целей, за счёт возможности подключения большего числа сетевых узлов для доступа к необходимым ресурсам, их взаимозаменяемости и автономности. Таким образом, М. Грановеттером предложена модель, объясняющая механизм эффективности сетевых структур, где интенсивность взаимных контактов может быть невелика, и преобладают слабые и односторонние связи.

Социальные сети в нашей реальной действительности нужны для эффективного поиска работы. Такие понятия, как "блат", "рука", "наш человек", существуют и в обиходе, и в повседневной жизни. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" – помогало жить, и жить хорошо. Многие находят работу именно используя знакомства и общаясь с людьми. Распространенная поговорка "не важно, что ты знаешь, важно, кого ты знаешь" применима и у нас сейчас, но пословицу можно дополнить: "не важно, что ты знаешь, важно, кого ты знаешь и кем ты ему приходишься". Использование своих социальных связей при поиске работы не считается зазорным ни в России, ни в Западной Европе, ни в Соединенных Штатах. Более того, шансы быстро и удачно трудоустроиться с помощью знакомых значительно выше.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.