Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тенденции изменения системы сопровождения лиц с ОВЗ в России.





Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития».

Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ.

Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентации в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.

В начале 1990-х гг. стали создаваться районные психолого-медико-педагогические центры и психолого-педагогические службы, которые оказывали комплексную помощь детям, родителям, педагогам в решении проблем ребенка, что стало знаменательным этапом для России.

Эти центры объединили психологов, социальных педагогов, логопедов, медицинских и других работников для сопровождения «проблемного» ребенка и его семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение начинает активно развиваться в 1995 - 1998 годах.

В 1998 году на Первой всероссийской конференции специалистов системы сопровождения оно было определено как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса.

Главным результатом первой в России конференции, посвященной проблемам сопровождения развития ребенка, стало принятие Правительством РФ Постановления № 867 (от 31.07.98 г.) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране



Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

Почти 200 лет в нашей стране развитие систем массового и специального образования шло параллельно. В начале XXI в. отмечаются две важные тенденции:

создано единое образовательное пространство;

интеграция стала ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, все более значимой становится проблема психолого-педагогического медико-социального сопровождения ребенка в процессах интеграции в социум и в образовательную среду.

В настоящее время процесс развития системы сопровождения из стихийного становится все более и более планомерным. Примером тому является совершенствование психолого-педагогического сопровождения в Москве и Санкт-Петербурге, которое успешно реализуется на школьном, районном и городском уровнях.

Однако в условиях крайней ограниченности ресурсного обеспечения такое развитие не было бы возможным, если бы не доказанная высокая результативность системы.

В Санкт-Петербурге получены достаточно убедительные данные, подтверждающие, что реальное (а не имитационное) сопровождение снижает конфликтность в образовательном процессе, уменьшает отсев учащихся, возвращает детей в систему образования, помогает решить сложные социальные проблемы.

Ученые Ф. М. Фрумин и В.И. Слободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение.

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

По определению М.Р. Битяновой (1998), сопровождение - это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном - на личности ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития),

2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.

Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер.

Одной из моделей психолого-медико-педагогическое сопровождения (специалисты сопровождения входят в состав ПМПк) является «модель командного взаимодействия, на основе которой реализуется моделирование программ комплексной помощи» (А.Д. Вильшанская, 2008). Модель командного взаимодействия предполагает наличие определенной иерархической структуры, представленной двумя уровнями – административным и содержательным.

Цель административного уровня – определение необходимых специалистов, привлекаемых для решения проблемы и степени участия каждого из них в ее решении.

Цель содержательного уровня – определение путей помощи учащемуся и его семье в решении проблемы, составление и реализация программы комплексной помощи специалистов.

Таким образом, административный уровень, являясь базовым, организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне.

Формы взаимодействия специалистов административного уровня: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк; малые совещания; взаимное консультирование; супервизия.

Формы взаимодействия специалистов содержательного уровня: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика; сопоставительный анализ динамики результатов сопровождения командой, составление индивидуальных комплексных программ коррекционно-развивающих занятий, их реализация, корректировка, выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей;

 

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Система сопровождения не должна работать исключительно с последствиями несовершенной организации обучения и воспитания, с «педагогическим браком». Не достаточным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.

Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько - с самим образованием: его процессами и участниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ характеризуется следующими принципами

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям;

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения);

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных;

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.