Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профилактика травматизма у детей в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации





 

 

I. Из истории вопроса

Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится ставшая остро социальной во всех странах мира проблема детского травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Они же во многих случаях приводят к инвалидности. В США, например, ежегодно госпитализируется около 300 тыс. детей, получивших травму головы, и примерно 20 тыс. из них всю жизнь страдают от ее последствий.

В Западной Европе и США профилактикой травматизма у детей начали заниматься с 30-х гг. нашего столетия. Все попытки снизить процент детского травматизма не имели успеха. Отсутствовала система в работе. Только в 1951 г. в Нью-Йорке в "День здоровья" была принята программа, предусматривающая воспитание медицинских кадров, изучение природы несчастных случаев у детей, а также воспитание родителей. А позже, в 1954 г., организована комиссия по борьбе с детским травматизмом.

В России, еще на заре Советской власти, когда создались крайне тяжелые условия жизни в стране, в феврале 1919 г. декретом Совета народных комиссаров был учрежден Совет защиты детей, призванный уберечь подрастающее поколение от голода, разрухи и болезней. В 1936 г. при Харьковском горисполкоме впервые создается комиссия по борьбе с детским травматизмом, а в 1947 г. в Москве состоялось Первое Всероссийское совещание ортопедов-травматологов, где обсуждалась проблема детского травматизма. При Ленинградском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера был организован методический центр.



В 1960 г. в Москве создается научно-методический центр ортопедии и травматологии при Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, по данным которого в 1970 г. детский травматизм составлял уже 20% от травматизма всего населения Москвы.

С 1972 г. при Министерстве здравоохранения СССР действует Всесоюзная межведомственная комиссия по борьбе с детским травматизмом, а с 1983 г. - Всесоюзный научно-организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма при Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова.

При Центре организован общественный совет, в состав которого помимо представителей общественных организаций входят работники народного образования и здравоохранения, министерств и ведомств, телевидения, печати и других организаций. На заседаниях совета обсуждается деятельность различных организаций, заслушиваются результаты их работы, вносятся предложения в адрес отдельных учреждений и организаций. Цель - активизировать профилактическую работу заинтересованных ведомств по снижению всех видов детского травматизма.

За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов народного образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность.

Повысилась эффективность стационарной и поликлинической помощи детям, получившим травмы. При детских больницах организованы травматологические пункты с кабинетами долечивания, что значительно улучшает качество оказания помощи детям и снижает число детей, нуждающихся в госпитализации.

Научно-исследовательские и институты травматологии и ортопедии оказывают организационно-методическую и практическую помощь при лечении детей, получивших различные травмы.

Тем не менее уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.

В настоящее время бытовые нетранспортные травмы составляют от 80 до 90% всех случаев. На травматизм дошкольников падает 1/4 часть всего детского травматизма, хотя дети этого возраста в основном все находятся под присмотром взрослых.

 

II. Классификация травм, их причины и последствия

Травмы детей можно классифицировать:

по возрастному принципу

грудного возраста - 3,5%

от 1 до 3 лет - 9,5%

от 3 до 7 лет - 22%

от 7 до 15 лет - 65%

по характеру повреждений

сотрясения мозга - 35%

переломы - 46%

прочие - 19%.

Из таблицы видно, что 22% детей, получивших повреждения, составляют дети в возрасте от 3 до 7 лет.

Только в Москве ежегодно лечебные учреждения регистрируют примерно 136 тыс. травм. Конечно, не все дети получают серьезные травмы. По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% детей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7% детей, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% детей отмечаются эпилептические припадки.

В каждой семье, где ребенок перенес травму, нарушен нормальный ритм жизни. Все подчинены положению пострадавшего. Родители вынуждены оставлять рабочие места, ухаживая за ребенком, что наносит немалый экономический ущерб государству. Кроме того, один день пребывания ребенка с травмой в стационаре стоит около 8 руб., а лечение в целом - свыше 100 руб. А кто подсчитает моральный ущерб?

Тяжелыми по своим последствиям и массовости являются случаи воднотранспортного травматизма, которые нередко кончаются гибелью или оставляют детей инвалидами на всю жизнь.

Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.

Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.

Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.

Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

На первый взгляд кажется, что травма ребенка - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых.

Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.

По видам:

падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);

падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);

ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);

ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);

ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);

обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);

укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);

отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);

повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);

ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом);

занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации:

в процессе подвижных игр ("Салочки", "Прятки", "Жмурки", бег наперегонки, спрыгивания и т.д.);

в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);

при катании на качелях, каруселях;

при катании на велосипеде, самокате;

при купании в водоемах;

во время игр на проезжей части.

Основными причинами возникновения повреждений у детей в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.

 

III. Создание безопасных условий в дошкольном учреждении

Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС, Всесоюзный съезд работников народного образования поставили перед органами народного образования, дошкольными учреждениями задачу качественного улучшения всесторонней воспитательной работы с детьми, усиления внимания к вопросам охраны жизни и здоровья детей.

В настоящее время 17,3 млн. детей охвачены общественным дошкольным воспитанием. В этой связи резко возрастает необходимость в проведении в дошкольных учреждениях профилактической работы по предупреждению детского травматизма.

Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды.

Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми.

Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения.

Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.

Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.

Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.

На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.

Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения.

Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями.

Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей.

 

IV. Требования к работникам дошкольного учреждения

Работники дошкольного учреждения должны поставить перед собой задачу - сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в стенах своего учреждения, но и дома, на улице, на отдыхе в лесу, парке и т.п.

Администрация дошкольного учреждения должна создать травмобезопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.

Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.

Обслуживающему персоналу запрещается:

привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;

оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т.д.).

Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.

Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале (Приложение 4) и ежеквартально сдавать сведения заведующему отделением детской поликлиники или инспектору районного управления (отдела) народного образования, курирующему данный вопрос.

Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.

Рекомендуется ежемесячно сверять свои данные с материалами травмопункта или хирургического кабинета детской поликлиники, амбулатории, фельдшерского пункта.

 

V. Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т.д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику (Приложение 3).

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т.д.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

 

VI. Оборудование и материалы

Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.

Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.

Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.

Примерные темы к иллюстрациям приводятся в приложении 5 (не приводится).

 

VII. Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасные ситуации, влекущие за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи. Главными из них являются:

расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;

воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;

формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;

обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;

чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма - деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т.д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.

Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное - убедительным и запоминающимся.

Работу с семьей воспитателям следует вести совместно с родительским активом. Хорошо, если в состав родительского комитета войдут родители врачи, сотрудники ГАИ, педагоги и другие специалисты.

В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.

Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.

При поступлении ребенка в школу заботу о нем в значительной мере берет на себя школа. Однако это не снимает ответственности с родителей, так как дети очень восприимчивы к личному примеру окружающих их людей, а родителей - в особенности.

 

VIII. Оформление уголка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом - падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью - падения с деревьев при сборе фруктов; орехов; переохлаждения. Зимой - падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Когда дети из-за невнимательности, шалости или непослушания получают травмы непосредственно в детском саду, такие случаи следует отразить в "Молнии" и поместить на какое-то время на стенде или в методическом кабинете.

 

IX. Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей

Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.

В целях повышения эффективности профилактической работы в детском саду заведующий руководствуется соответствующими инструкциями и программно-методическими документами (Приложение 1 и 2) и осуществляет контроль за ее проведением в тесном контакте с медицинским персоналом.

Целенаправленный контроль заведующий сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения - с него должен начинаться рабочий день. Цель ежедневного обхода - проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню. Такой контроль повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество своей работы.

Ответственность за техническое состояние здания дошкольного учреждения несет заведующий хозяйством. Осмотры технического состояния здания должны проводиться систематически, а результаты - оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем заведующего дошкольным учреждением.

В каждом дошкольном учреждении приказом заведующего создается комиссия по детскому травматизму, в состав которой входят заведующий детским учреждением, врач (медицинская сестра), член родительского комитета и председатель профсоюзного комитета. На каждый несчастный случай или травму, полученную ребенком, должен быть составлен акт за подписью заведующего с перечислением причин и обстоятельств, при которых была получена травма. В ходе расследования причин травмы воспитатель, в чьей группе воспитывался пострадавший ребенок, дает объяснительную записку. Результаты расследования и меры, принятые администрацией, доводятся до сведения трудового коллектива на производственном собрании детского учреждения. При этом обязательно необходимо указать профилактические мероприятия с целью предупреждения аналогичных травм.

Для того чтобы работа по профилактике травматизма в дошкольном учреждении была более эффективной, заведующий должен поддерживать тесные контакты с детской поликлиникой, органами санитарного просвещения, местным отделением Госавтоинспекции. Шире привлекать к работе с родителями лекторов из общества "Знание".

О каждом несчастном случае, происшедшем в детском саду, заведующий обязан немедленно сообщить в управление (отдел) народного образования.

Заведующий дошкольным учреждением вместе с воспитателями несет персональную ответственность за создание травмобезопасных условий, предупреждение травматизма, а также за каждый несчастный случай, происшедший в детском саду.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Волков М., Морозова Е., Рудякова Т. Преградить путь травмам.

Григорович Л. Детский травматизм и его профилактика/Начальная школа. 1987. N 7.

Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста//Медицинская сестра. 1988. N 8.

Григорович Л. Санитарное просвещение по профилактике детского травматизма//Гигиена и санитария. 1988. N 7.

Григорович Л. Это надо знать родителям//Дошкольное воспитание. 1987. N 7.

Дамье Н. Оберегайте детей от несчастных случаев. М., 1965.

Дурнов Л. Опухоли у детей. М., 1987.

Ковалев А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.

Кистяковская М. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970.

Студеникин М. Книга о здоровье детей. М., 1986.

 

Приложение 3

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Гальченко В. Приключения пожарного. М., 1974.

Житков Б. Помощь идет. М., 1981.

Житков Б. Первая тревога. М., 1981.

Маршак С. Пожар. М., 1969.

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое. М., 1986.

Маршак С. Кошкин дом. М., 1986.

Михалков С. Дядя Степа. М., 1969.

Островский Б. С огнем не шутят. Киев, 1979.

Толстой Л. Пожарные собаки. М., 1969.

Толстой Л. Косточка. М., 1986.

Фирсов Т. Куда спешат красные машины. М., 1974.

 

Приложение 4

 

ЖУРНАЛ регистрации несчастных случаев и травм у детей в дошкольном учреждении N ______ роно(руно) г. (примерная запись)

----+--------+---------+--------+-----T-----+--------+-----------+-----------------

¦ N ¦Фамилия,¦Домашний ¦Дата, ¦N ¦Диаг-¦Обстоя- ¦ Первая ¦Профилактические¦

¦п/п¦ имя ¦ адрес, ¦когда ¦груп-¦ноз ¦тельст- ¦ помощь ¦ мероприятия в ¦

¦ ¦ребенка ¦ телефон ¦произош-¦пы ¦ ¦ва, при ¦ (меры) ¦ детском саду ¦

¦ ¦ ¦ ¦ла ¦ ¦ ¦которых ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦травма ¦ ¦ ¦получена¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦травма ¦ ¦ ¦

+---+--------+---------+--------+-----+-----+--------+-----------+----------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦

+---+--------+---------+--------+-----+-----+--------+-----------+----------------+

¦1 ¦Попова ¦Ангар- ¦09.01.89¦1-я ¦Пере-¦На ¦Обеспечена ¦Случай обсужден ¦

¦ ¦Аня ¦ская, 49,¦ ¦под- ¦лом ¦участке ¦неподвиж- ¦на производст- ¦

¦ ¦ ¦кв. 6 ¦ ¦гот. ¦клю- ¦детского¦ность, бо- ¦венном совещании¦

¦ ¦ ¦434-12-04¦ ¦ ¦чицы ¦сада ¦леутоляющий¦сотрудников. На ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦упала с ¦укол, выз- ¦родительском ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качелей ¦вана машина¦собрании ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"скорой ¦прочитана лекция¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощи". ¦"Детские травмы ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ребенок ¦при падении с ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помещен в ¦качелей" ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦больницу ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2 ¦Васин ¦Уральская¦15.03.89¦Стар-¦Со- ¦Упал с ¦Доставлен в¦Случай обсужден ¦

¦ ¦Олег ¦15/3, ¦ ¦шая ¦тря- ¦лестницы¦больницу ¦на собрании ¦

¦ ¦ ¦кв. 441 ¦ ¦ ¦сение¦при ¦машиной ¦сотрудников и ¦

¦ ¦ ¦197-15-91¦ ¦ ¦мозга¦выходе ¦"скорой ¦родителей. Вос- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на ¦помощи" ¦питателю старшей¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогулку¦ ¦группы объявлен ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строгий выговор ¦

----+--------+---------+--------+-----+-----+--------+-----------+-----------------

 

Всего травм за квартал: ________

Подпись медицинского работника _________

Дата ____________

 









Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.