Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Народничество: политическая доктрина и практика.





Революционно демократическая идеология в России 19 век. Теория общинного социализма.

В середине XIX века в России происходят изменения в социальной структуре общества, связанные с появлением нового слоя - разночинства.

Разночинцы (буквальное значение - выходцы из разных сословий и чинов) представляли собой значительную социальную группу, состоящую из межсословного смешения людей, занимающихся преимущественно умственным трудом: учителей, врачей, мелких чиновников.
Не будучи связанными экономическими, политическими и социальными интересами с определённым сословием или классом, разночинцы выступили с претензией на патерналистскую роль по отношению к "униженным и угнетённым". Они положили начало русской интеллигенции, отличительной чертой которой на протяжении полутора веков была попытка выступить в качестве идейного вдохновителя и руководителя в борьбе трудящихся за свои права.
По своим политическим симпатиям разночинцы были социалистами, в идейной и политической борьбе придерживались радикальных средств, поэтому их деятельность называли политическим радикализмом. Чётко выраженных философских симпатий у них не было, ибо философия рассматривалась в качестве средства для достижения политических целей.
Это течение в русской философии представлено именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва, М.А.Бакунина.

 

ОБЩИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ — одна из теорий социализма, возникшая в России в середине XIX в. Прежде всего она связана с именем А. И. Герцена, который в своих сочинениях 40—50-х гг. обратил внимание российского общества на общинные порядки крестьянского мира. Герцен считал, что они станут прологом к установлению социалистического строя в России. Убеждённость Герцена в своей правоте исходила из особенностей крестьянской общины. С XVI—XVII вв. для неё были характерны регулярные переделы земли («по справедливости»), круговая порука за уплату налогов, коллективное решение местных вопросов. Многовековой опыт общинного сожительства крестьян выработал целый комплекс мер для поддержки разорившихся хозяйств. Исходя из всего этого, Герцен счёл возможным плавное перерождение крестьянской общины в социалистическое общество. Идеи общинного социализма были под- хвачены революционерами-разночынцами во главе с Н. Г. Чернышевским. Он вслед за Герценом доказывал, что крестьянская община является лучшей, наиболее совершенной формой общественного общежития.



 

Распространение марксизма в России. Образование РСДРП.

Кризис народничества и развитие рабочего движения обусловили обращение части интеллигенции к марксизму. Первая русская марксистская организация создается в Женеве в 1883г. небольшой группой революционных народников, бывших членов "Черного передела": Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич, В.Н.Игнатовым, Л.Г.Дейч. Руководителем группы, принявшей название "Освобождение труда" был талантливый теоретик и пропагандист марксизма Г.В.Плеханов. В своих первых работах "Социализм и политическая борьба" и "Наши разногласия" Плеханов подверг критике взгляды народников, утверждавших, что капитализм в России - случайное явление, упадок, регресс. Плеханов указывает, что неправильно сетовать по этому поводу. Задача революционеров заключается в том, чтобы использовать развитие капитализма в интересах революции - опереться в борьбе с самодержавием на новую революционную силу, порождаемую капитализмом, пролетариат. Пролетариат, связанный с крупным фабрично-заводским производством, более восприимчив к идеям социализма и более способен к организации, чем распыленное крестьянство. ведущее мелкое хозяйство. Взгляды народников на крестьянскую общину, как оплот социализма, Плеханов отверг. Он указал, что община переживает процесс внутреннего расслоения, выделения бедноты и богатого крестьянства /кулачества/.

В своей практической деятельности группа "Освобождение труда" сосредоточилась на пропаганде марксизма. Она перевела на русский язык, издала и нелегально распространила в России ряд произведений Маркса и Энгельса.

В 80-е - начале 90-х гг. возникают марксистские кружки и в самой России: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре. В одном из этих кружков начинает свою революционную деятельность В.И.Ульянов /Ленин/. В 1895 г. Ленин входит в руководство созданной в Петербурге нелегальной организации, принявшей название "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". "Союз" был построен на принципах централизма ! и строгой дисциплины, его работа была нацелена на установление тесной связи с рабочими. Основой являлись рабочие кружки на заводах и фабриках. В 1896 г. под руководством "Союза " прошла общая стачка текстильщиков столицы. Было издано более десятка листовок. По образцу петербургского стали создаваться союзы в Москве, Туле, Иваново-Вознесенске, Ярославле и др. городах.

Следующим шагом в распространении марксизма в России стало создание рабочей партии. В 1898 г. в Минске состоялся первый съезд представителей ряда социал-демократических организаций России, в основном "Союзов борьбы". Съезд принял решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии /РСДРП/ и избрал Центральный Комитет из трех человек. От имени съезда был выпущен манифест, который провозгласил: "Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма".

В конце 19 - начале 20 в. на арену политической жизни выходит новое поколение революционных народников. В 1901 г. образуется Партия социалистов-революционеров /эсеров/, сочетавшая принципы народнической идеологии с призывами к революционным насильственным мерам по их воплощению. Одним из признанных лидеров партии был Виктор Чернов. Он являлся автором идеи социализации земли, ставшей важнейшим требованием программы эсеров. Социализация означала ликвидацию помещичьего землевладения, переход земли в общенародное достояние, уничтожение частной собственности на землю и ее уравнительное распределение среди крестьян. Осуществление этой программы связывалось с уничтожением самодержавия.

 

 

Народничество: политическая доктрина и практика.

Классическое народничество, возникшее в 60-е годы XIX века, достигло кульминации в 70-егоды. Первой политической организацией, официально назвавшей себя партией была как известно, «Народная воля» (1879 год). Ранее партиями назывались из подражания Западу придворные группировки или кружки гвардейских офицеров. Массовое хождение разночинной интеллигенции в «народ»принимало самые различные формы (устная пропаганда, переселение в деревню, индивидуальный террор) и характеризовалось высокой организованностью. Жесточайшая конспирация, строгая дисциплина отличали народнические организации«Земля и воля» (1876 год), «Черный передел» (1878 год),«Народная воля» (1879 год).

К историческим заслугам классического народничества относится поиск почвенного, самобытного пути развития России, стремление сделать народ субъектом исторического творчества. Народники, как известно, стремились решить задачу вовлечения народа («почвы») в активную деятельность различными средствами: «хождением в народ», созданием крестьянских поселений, пропагандой своих идей, немедленным бунтом и т. д. Народники сумели создать политические организации, способные противостоять царским спецслужбам(«Земля и воля», и особенно, «Народная воля», которая, благодаря высокой дисциплине, конспирации, осуществляла свою деятельность в течение трех лет).

Однако доктрина народничества была ошибочна прежде всего потому, что она абсолютизировала архаичные формы экономической и духовной жизни русского народа. Его главные идеологи — Н. Чернышевский и А. Герцен — считали основной ячейкой будущего справедливого социалистического устройства крестьянскую общину. Террор занимал значительное место в деятельности народников на всех этапах движения. Главными причинами усиления активности террористов стали ,во-первых, неудачные попытки «пробуждения общества», во-вторых, — репрессивная, жесткая политика самодержавия. В 90-е годы идеи народников были восприняты новыми партиями, называвшими себя социалистами-революционерами. Крупнейшие из них — «Союзсоциалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров», «Рабочая партия политического свобождения России».

«Народничество,- писал В.И. Ленин, — есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России». Народничество соединяло в себе идеи утопического социализма требованием крестьянства, заинтересованного в уничтожении помещичьих владений. Выступало как против крепостничества, так и против буржуазного развития общества. С момента зарождения в народничестве наметились два течения — революционное или беральное. Революционеры главной цель видели в организации крестьянской революции и в течение 60-80-х гг. различными путями стремились к ней. Либеральные народники, действовавшие легально, искали мирные формы перехода к социализму. Либеральное народничество не играло существенной роли до 80-х гг. ,когда стало господствующем направлением. В народническом движении участвовали представители многих национальностей России. Народническая идеология своеобразно преломлялась в условиях Украины, Кавказа, Прибалтики, Польши и других районов. Народничество не было чисто русским явлением. Подобная форма идеологии была характерна и для других стран, поздно вставших на путь капиталистического развития.









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.