|
Раздел 4. Общество и человек в зеркале философии.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема 11. Философское учение о человеке. Тема 12. Общество как самоорганизующаяся система. Тема 13. Право, мораль, нравственность. Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры. Тема 15 Технический и общественный прогресс. Тема1. Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека.
Лекция 1. Практическое, познавательное и ценностное отно-шение человека к миру. Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предмет философии как науки. Генезис функций и социальная направленность философии. Структура философского знания. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические формы философствования. Материализм и идеализм. Рационализм и иррационализм. Классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности.
Рис. 1. Схема уровней мировоззрения
Рис. 2. Схема функций философии Рис. 3. Схема взаимодействия философии с другими науками Рис. 4. Схема структуры философского знания Аксиология – философское учение о ценностях и их природе. Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий источники, средства и условия научного познания, учение об истине и путях ее достижения. Идеализм – воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум. Иррационализм – совокупность течений, выдвигающих в качестве оснований своих концепций иррациональные аспекты духовной жизни человека (волю, чувство, интуицию, мистическое озарение и т. д.) История философии – наука о развитии философских знаний, раздел философии, исследующий историю человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы. Логика – учение о законах мышления. Материализм – воззрение, согласно которому основой и субстан-цией всей действительности (материальной и духовной) является материя. Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе. Миф – первая форма мировоззрения: универсальная, синкретическая форма сознания, древние сказания разных народов о героях, фантастических существах, о первоначалах и основаниях мира. Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной. Рациональность – термин, отождествлявшийся в классической философии по существу с общими понятиями разума, рассудка, совпадая со сферой понятийного дискурсивного мышления. В неклассических моделях (индуктивистская, дедуктивистская, эволюционистская, сетчатая) рациональность понималась как совокупность норм, правил, методов, характеризующих научное исследование. Религия – вторая форма мировоззрения и соответствующее ему поведение, определяемое верой в Бога. Социальная философия – философское учение об обществе, раздел философии, изучающий формы и категории общественного бытия. Философия – исторически изменяющаяся, предельная и многоуров-невая теоретически-рефлексивная форма общественного сознания, изучающая наиболее общие проблемы взаимосвязи человека и мира, законы развития природы, общества и человека, особенности его познавательной, творчески-преобразовательной деятельности. Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Философия науки – раздел философского знания, занимающийся исследованием структуры научного знания, средств и методов научного познания. Опирается, с одной стороны, на различные концепции теории познания, с другой стороны, – на частные науки, откуда черпает материал для методологических обобщений. Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения. Эпистемология – учение о знании, раздел философии, изучающий структуры и формы знания. Вопросы для самоконтроля
1. Какие три формы мировоззрения Вы знаете? 2. Что входит в структуру философского знания? 3. Назовите основные функции философского знания. 4. Каков предмет философии? 5. Каково место философии в системе наук?
Литература 1. Библер, В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исход-ному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18. 2. Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дуб-ровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11. – С. 3. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философ-ских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20. 4. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с. 5. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардаш-вили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с. 6. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Кисель. – М.: Наука, 1991. – 405 с. 7. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16. Тестовые задания
1.Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости.
2.В развитии философии нет: а) преемственности; б) научных достижений; в) ценностной составляющей; г) устаревших идей.
3.Ответы на философские вопросы ищут: а) в религиозных верованиях; б) в мифологических представлениях; в) в научных исследованиях; г) в доводах и умозаключениях разума. Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития. Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники. Основная идея и черта средневековой философии – теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм). Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности. Н. Кузанский и Дж. Бруно. Таблица 1. Основные этапы развития европейской философии
Окончание таблицы 1
Таблица 2. Основные этапы развития Античной философии
Таблица 3. Основные черты западной и восточной Средневековой философии
Лекция 3. Философия XVII – XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм. Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса. Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля. Таблица 4. Основные этапы развития философии нового времени.
Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и иррационалисти-ческого. Русская философия на рубеже XIX – XX вв.: западники, славянофи-лы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции рус-ской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемствен-ность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.
Таблица 5. Основные школы и направления философии ХIХ в.
Рис. 5. Схема основных этапов развития русской философии Термины
Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира. Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности на основании «великого синтеза» религии, науки и философии. Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние. Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Дедукция – выведение частного из общего. Движение мысли от общего положения к особенному. Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от частного к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному. Интуитивизм – направление в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Космос – упорядоченное единство мира. Марксизм – учение, опирающееся на диалектический и истори-ческий материализм в осмыслении природы, общества, человека. Неокантианство – философское направление, выдвигавшее в качестве основных постулатов следующие: философия должна заниматься критикой познания, познание должно быть ограничено сферой опыта, познание ограничено рядом априорных норм. Неогегельянство – философское течение, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе диалектического метода и учения о духе Гегеля. Пантеизм – учение, обожествляющее мир. Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. Патристика – философия и теология апостольских и апологети-ческих отцов церкви. Позитивизм – направление философской мысли, опирающееся на следующие положения: подлинное знания должны опираться на эмпирические факты, такое знание дает только наука, поэтому и философия должна опираться на данные науки. Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и действия людей. Религиозная философия – философское течение, опирающееся в своих построениях на понятия, сформировавшиеся в рамках христианства и постулирующих присутствие в мире божественного начала. Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства в качестве единственного источника знания. Соборность – выражение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного. София – мудрость, явленная в сотворчестве Бога, мира и человека. Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира. Схоластика – школьное направление в западнохристианской философии, в рамках которой развивающаяся наука опиралась на христианские догматы, активно используя теорию двойственной истины. Теология – учение о сущности Бога. Универсалии – общие понятия. Спор велся о том, обладают ли общие понятия реальным бытием (реализм) или существуют лишь идеально, как возможное рациональное понятийное познание (номинализм). Философия жизни – философское направление, обращающееся к понятию жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувствен-ный опыт источником знания. Вопросы для самоконтроля
1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается? 2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания? 3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного? 4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?
Литература 1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003. 2. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2. 3. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90. 4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001. 5. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632. 6. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999. 7. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1. 8. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1. 9. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980. 10.Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001. 11.Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175. 12.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979. 13.Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986. 14.Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988. 15.Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4. 16.Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3. 17.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993. 18.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. 19.Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1. 20.Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995. 21.Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»). 22.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997. 23.Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984. 24.Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979. 25.Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. 26.Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. 27.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003. 28.Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981. 29.Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976. 30.Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1. 31.Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.
Тестовые задания
1. По Платону, прекрасное – это: а) совершенство линий и форм; б) нравственное величие души; в) разумное построение произведений искусства; г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
2. Основной догмат христианского вероучения гласит, а) нет Бога выше Аллаха; б) Бог есть единое; в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях; г) Бог есть все и все есть Бог.
3. Пико делла Мирандола писал: а) человек рожден для счастья; б) человек сам творец своего счастья; в) Бог дарит человеку его счастье; г) счастье есть дым, и человек к нему стремится напрасно.
4. Согласно Дж. Локку, основой всякого познания является: а) ощущение; б) мысль; в) интуиция; г) опыт.
5. Вольтер считал, что религия возникла тогда, когда встретились: а) человек и бог; б) бог и дьявол; в) ученый и невежда; г) мошенник и глупец
6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: а) вещь в себе; б) феномен; в) ноумен; г) интеллектуальный синтез.
7. Предлагая классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы: а) точные и гуманитарные; б) теоретические и прикладные; в) философские и естественные; г) позитивные и негативные.
8. В области научного познания, по Ницше, истина – это: а) цель научного познания; б) объективное отражение действительности; в) актуальное мнение; г) полезное заблуждение.
9. Славянофилы полагали, что Россия: а) отстает в своем развитии от Европы, но скоро ее нагонит; б) обречена на неминуемую гибель из-за дураков и плохих дорог; в) имеет свой уникальный путь, свою роль в истории мира; г) имеет право на мировое господство и ее время скоро придет. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|