Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Себестоимость как экономическая категория: виды и составляющие себестоимости продукции.





1.1 Экономическая сущность себестоимости продукции, её виды

В условиях рынка себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующего субъекта.

От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширения производства.

Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

С одной стороны, себестоимость характеризует проблему простого и расширенного воспроизводства. Все затраты, имеющиеся в процессе производства продукции, должны быть возмещены, иначе предприятие окажется не в состоянии продолжать свою деятельность, и окажется на степени банкротства.

Цена продукции является центральной распределительной категорией экономики, которая изначально формируется на основе величины себестоимости. Себестоимость продукции, таким образом, служит основой экономических связей между экономическими агентами.

С другой стороны, предприятие - это часть, элемент больших систем (экономики региона, отрасли, страны в целом). Каждый элемент в системе должен соответствовать требованиям системы, а не противоречить её. Связь предприятия с остальной системой (другими хозяйствующими субъектами) осуществляется как раз через категорию цены.

Поэтому цена продукции предприятия, если она имеет происхождение только из себестоимости, может не отражать тех требований, которые предъявляются со стороны внешней среды. Завышенная цена также обуславливает ликвидацию предприятия из-за отсутствия спроса на его продукцию.

Разрешить этот вопрос между собственными интересами и требованиями внешней среды предприятие может только на основе минимизации себестоимости. Чем меньше будут издержки производства, тем больше вероятность правильно и без существенных потерь вписаться в экономику региона и страны в целом, реализовывать миссию фирмы и добиваться необходимого объема и нормы прибыли.

Итак, себестоимость продукции является основой всех хозяйственных связей, а ее снижение является ключевым фактором рыночного успеха предприятия, тем более в условиях упорядоченных, цивилизованных рыночных отношений, которые формируются в нашей стране.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.

Как экономическая категория, себестоимости присущ ряд функций:

· себестоимость выступает денежной формой учета затрат. Учет и анализ себестоимости позволяют выбирать наиболее рациональные способы производства;

· себестоимость является важным фактором при определении оптимальных размеров предприятия;

· она является основой ценообразования, закладывается в цену при ее формировании. Снижение себестоимости позволяет снижать цену и делать продукцию более конкурентоспособной, либо позволяет с каждой единицы продукции получить больше прибыли;

· в рамках управления предприятием себестоимость имеет место при экономическом обосновании управленческих решений. [7]

По предприятию, объединению, отрасли исчисляется себестоимость всей продукции и себестоимость единицы продукции. Себестоимость единицы продукции позволяет установить, во что обходится государству и каждому отдельному предприятию производство того или иного вида продукции, и тем самым определить эффективность выпуска данного вида продукции на отдельных предприятиях и в районах. Себестоимость всей продукции предприятия (участка, цеха) определяется в смете затрат на производство, себестоимость же единицы продукции исчисляется в калькуляции себестоимости.

С управленческой позиции можно также выделить в качестве самостоятельных видов:

· расчетная себестоимость применяется при составлении технико-экономических обоснований инновационных мероприятий во внедрению в производство достижений научно-технического прогресса.

· плановую себестоимость, рассчитываемую на стадии планирования. В ее состав входят затраты, необходимые для предприятия на имеющемся технико-технологическом и организационном уровне. Этот вид определяется с помощью нормативного метода (затраты рассчитываются, исходя из норм расхода сырья, материалов, энергии, труда и т.д.);

· отчетная себестоимость определяется по истечению планового периода по фактическим затратам. Сравнение отчетной себестоимости с плановой служит контрольным целям и позволяет выявить ухудшение либо улучшение работы предприятия, степень реализации намеченных плановых заданий.

В расчетах плановой себестоимости учитываются возможности совершенствования организации производства и повышения его технического уровня, снижения норм использования ресурсов. На каждом предприятии разрабатываются организационно-технические мероприятия по совершенствованию производства с расчетом их экономической эффективности обусловленных несовершенством применяемой технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата на производство и реализацию продукции различают участковую, производственную и полную себестоимость. Участковая (цеховая) себестоимость содержит затраты по участку или цеху на производство продукции или выполнение определенной работы. Складывается она из следующих элементов затрат: сырья, вспомогательных материалов, электроэнергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование, амортизации основных фондов.

Производственная (шахтная, фабричная) себестоимость выражает затраты предприятия на производство продукции. Состоит она из следующих элементов затрат: сырья, вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование, амортизации основных фондов, прочих денежных расходов. В полную (коммерческую) себестоимость кроме производственной себестоимости включаются внепроизводственные расходы на сбыт готовой продукции (расходы по доставке продукции в пункты отправления, отчисления на содержание сбытовых организаций и др.). [10]

Таким образом, содержание функций и видов себестоимости продукции предприятия играет определяющую роль в формировании других важнейших экономических показателей эффективности производства.

 

1.2 Затраты, включаемые в себестоимость, и их классификации

Классификация затрат выявляет действительно существующие категории затрат.

Классификация не является формальной и необходима для управления затратами на предприятии.

Затраты можно классифицировать по ряду признаков:
по экономическим элементам; по калькуляционным статьям, по
участию в производственном процессе, в зависимости от объемов производства, деление расходов на основные и накладные, по удельному весу затрат в себестоимости продукции.

Классификация по экономическим элементам.
Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает объединение отдельных затрат по признаку их однородности безотносительно к тому, на что и где они были израсходованы. При формировании затрат по обычным видам деятельности используют следующие элементы затрат:
1. Материальные затраты за вычетом возвратных отходов, в т.ч. стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями и использованных при производстве продукции; кроме того к материальным затратам относят стоимость топлива, энергии, сырья, вспомогательных материалов, запчастей и др. материальных ценностей, израсходованных при производстве продукции.
2. Затраты на оплату труда. Включают затраты по оплате труда штатного и внештатного персонала, в том числе на основную и дополнительную заработную плату, премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты
3. Отчисления на социальные нужды (ЕСН)
4. Амортизация. Включает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности
5. Прочие затраты. Включают затраты, не вошедшие в предыдущие 4 группы: аренда, командировочные, представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров и т.д.
Группировка по экономическим элементам используется при составлении сметы затрат на производство по предприятию, цехам, другим объектам управления затратами, при планировании снижения себестоимости, нормировании оборотных средств, составлении бизнес-планов и т.д.
Данная группировка количественно отражает, сколько и каких затрат будет фактически произведено независимо от места их возникновения и производственного назначения. [2, 304 С.]

Классификация по статьям калькуляции представляет собой деление затрат по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции.
Затраты по отдельным статьям калькуляции определяются на основе нормативного расчета прямых затрат на изготовление продукции и распределения косвенных расходов на себестоимость отдельных видов продукции пропорционально какой-либо базе.

Калькулирование себестоимости продукции - исчисление величины затрат, приходящихся на едини­цу продукции, а ведомость, в которой рассчитываются затра­ты на единицу продукции, называется калькуляцией.

Учет производственных затрат и исчисление себестоимос­ти — важнейший участок в системе управления, оказываю­щий прямое влияние на непрерывное повышение техническо­го уровня производства и его эффективность. [1]

Основными задачами учета затрат на производство явля­ются:

• своевременное, полное и достоверное отражение фактичес­ких затрат, связанных с производством продукции;

• выявление непроизводительных расходов и потерь, допус­каемых на отдельных участках производства;

• контроль за рациональным использованием сырья, матери­алов, топлива, заработной платы и других затрат, т.е. соблюдение прогрессивных норм расходования ресурсов и смет расходов по управлению и обслуживанию производства;

• проверка выполнения планов по себестоимости и выявле­ние резервов для дальнейшего сокращения затрат;

• выявление результатов производственной деятельности, как в целом организации, так и ее подразделений.

Рациональная организация учета производственных затрат предполагает наличие четкой и обоснованной их классификации.

Данная группировка позволяет выделить затраты, связанные с производством отдельных видов продукции. Перечень статей калькуляции различается по отраслям производства и носит рекомендательный характер (это не касается государственных предприятий).

Типовая классификация статей по калькуляции выглядит следующим образом:

1) сырье и основные материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

4) вспомогательные материалы;

5) топливо и энергия на технологические цели;

6) основная заработная плата производственных рабочих;

7) дополнительная зарплата производственных рабочих – это зарплата за непроработанное время (отпуска, время выполнения государственных обязанностей). Она устанавливается в процентах.

8) отчисления на социальные нужды;

9) расходы на подготовку и освоение производство (в соответствии с нормативными документами).

10) общепроизводственные расходы в зависимости от размера и вида деятельности предприятия можно разделить на:

- цеховые расходы;

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

11) общехозяйственные расходы;

12) потеря от брака;

13) прочие производственные расходы;

14)внепроизводственные или коммерческие расходы. [9]

В зависимости от объемов производства затраты подразделяются на переменные и на условно-постоянные. К переменным можно отнести сырье, материалы, основную заработную плату. К условно-постоянным относят амортизационные отчисления, заработную плату административно-управленческого персонала, затраты на отопление, освещение зданий и цехов и т.д. Затраты называют условно-постоянными, потому что они постоянны в течение определенного периода (постоянны относительно релевантного периода).
Прямые расходы – расходы, непосредственно связанные с производством продукции. Их относят на отдельные виды изделий по установленным нормам или заказам (материалы, топливо, энергия, заработная плата).
Косвенные — связаны с работой цеха или предприятия в целом. Их относят на себестоимость продукции пропорционально какому-либо показателю. Базой (показатель, пропорционально которому распределяют расходы) — заработной платой основных производственных рабочих, прямые затраты (расходы).
К косвенным расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы и т.д.

Деление расходов на основные и накладные. Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления продукции (расходы на сырье, материалы, топливо, энергию на технологические нужды, заработная плата производственных рабочих). Накладные расходы – расходы, связанные с организацией, управлением, обслуживанием производства. К ним относят общепроизводственные, общехозяйственные и внепроизводственные расходы.

По удельному весу затрат в себестоимости продукции различают материалоемкую, топливоемкую, энергоемкую, фондоемкую и трудоемкую продукцию.

Основной задачей классификации затрат является формирование себестоимости продукции. При помощи классификации затраты группируются по видам и прямо или косвенно относятся на себестоимость продукции. Себестоимость продукции, состоящую из различ- ных видов затрат можно проанализировать и выявить за счет каких затрат она увеличилась или уменьшилась и затем повлиять на ее размер в будущем. Себестоимость продукции, а, следовательно, и затраты, входящие в нее, имеют огромное влияние на прибыль предприятия, его рентабельность, на величину цен выпускаемой продукции и другие экономические показатели. Естественно, что снижение себестоимости и затрат является основным направлением совершенствования деятельности любого предприятия, что непосредственно влияет на его конкурентоспособность, финансовую устойчивость и успешную работу в будущем. [3]

 

 

1.3 Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.

Основной целью проведения анализа себестоимости продукции, работ и услуг является определение нерациональных, низкоэффективных затрат, а также разработка направлений, способствующих их снижению и исключению.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

– объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

– исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

– содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

– выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются: данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, ведомости № 12, 15, журналы-ордера № 10, 10/1 и в необходимых случаях первичные документы), плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг), статистическая отчетность (форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»), отчет о себестоимости товарной продукции, отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством, данные об отходах производства и потерях от брака, отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.

В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.

Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития организации, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал и год.

Задачами текущего анализа являются:

– анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции,

– выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции,

– объективная оценка работы отдельных подразделений и организации в целом.

Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.

Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости.

Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.

Задачи оперативного анализа:

– определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня,

– своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений.

Оперативный анализ максимально приближен к производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ.

Анализ себестоимости проводится в следующих основных направлениях:

1. анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям;

2. анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции;

3. факторный анализ отклонений по статьям калькуляции.

1. Анализ затрат по экономическим элементам

Данный вид анализа осуществляется следующим образом:

1. определяется общая величина затрат по плану и факту (смета затрат).

2. Определяется абсолютное отклонение по смете затрат (факт «минус» план).

3. Сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода. Анализ показателя в динамике за ряд лет (тренд).

4. Определяется абсолютное отклонение по каждому элементу и удельный вес каждого элемента в смете затрат.

По изменению удельного веса расходов на заработную плату определяют изменение трудоемкости продукции.

Увеличение удельного веса заработной платы является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот.

По изменению удельноговеса материальных затрат определяется изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда, и наоборот.

По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства.

В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Уменьшение доли зарплаты при одновременном росте амортизационных отчислений свидетельствует о повышении технического уровня производства, росте производительности труда.

Снижение удельного веса зарплаты может свидетельствовать об увеличении доли покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов. А это в свою очередь свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.

Анализ себестоимости товарной продукции по статьям затрат один из важнейших вопросов аналитической работы, поскольку позволяет установить – по каким статьям затрат экономия, а по каким – перерасход.

Целью данного анализа является оценка выполнения плана по статьям затрат.

Анализ осуществляется аналогичным образом, как и по элементам затрат – оценивается абсолютное отклонение фактических значений статей затрат от плановых, находится плановый и фактический удельный вес каждой статьи затрат. Себестоимость товарной продукции по статьям затрат за отчетный период сравнивается с себестоимостью товарной продукции по статьям затрат за аналогичный период прошлого года, проводится трендовый анализ.

В процессе проведения комплексного экономического анализа формируются базы данных о затратахна производство конкретных видов изделий, оказание услуг и т.д. для оценки возможных тенденций в их изменении, разработке оптимальных решений по управлению производственными затратами, а также для повышения эффективности их расходования.

Комплексный экономический анализ затрат на производство необходим:

· для разработки эффективной стратегии развития предприятия и реализации эффективного менеджмента.

· для оценки привлекательности предприятия с точки зрения внешнего инвестора и определение ее позиции в национальных и мировых рейтингах.

· для выявления резервов и неиспользованных возможностей, обоснования направлений адаптации ее внутреннего потенциала к изменениям условий внешней среды.

2. Анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции.

Показатель себестоимости единицы продукции используется при планировании и анализе в том случае, если организация выпускает ограниченную номенклатуру продукции, либо в случаях, когда процессы производства (операции) повторяются.

Но большинство организаций выпускают продукцию разнообразной номенклатуры, которая постоянно меняется. В этих условиях используется показатель затрат на рубль произведенной продукции.

Затраты на один рубль товарной продукции () определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:

 

где – объем выпуска продукции в натуральном выражении;

– себестоимость;

– цена;

Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия и фактически является инструментом контроля за динамикой себестоимости. При помощи данного показателя можно проводить межхозяйственные сравнения.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска, а также цен на продукцию, себестоимость объема выпуска – от объема, структуры выпуска и себестоимости одного вида изделия.

Следовательно, затраты на один рубль товарной продукции снижаются при уменьшении себестоимости объема выпуска и наоборот.

Снижение оптовых цен влечет за собой увеличение затрат на один рубль товарной продукции и наоборот.

Данный показатель является наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, который выражает ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его широкую сопоставимость и динамичность. Для расчета этого показателя необходимо соблюдение условий:

а) в плане по себестоимости выпуска продукции и в плане выпуска продукции по оптовым ценам должен быть принят один и тот же объем производства по составу, качеству и ассортименту;

б) метод определения выпущенной продукции по себестоимости и в оптовых ценах должен быть единым.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают влияние три основных фактора:

– изменение структуры выпускаемой продукции (ассортимент);

– изменение цен на выпускаемую продукцию;

– изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции.

Таким образом, затраты на рубль произведенной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что очень универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства, и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. [8, 154С.]

3. Факторный анализ себестоимости продукции.

Для факторного анализа себестоимости изделия А будем использовать трехфакторную модель:

,

где – условно-постоянные расходы на производство изделия А, тыс. руб.;

– условно-переменные расходы на производство изделия А, тыс. руб.

– объем выпуска изделий А, шт.

– себестоимость одного изделия А.

Оценку влияния факторов на себестоимость изделия А проведем методом цепных подстановок.

1.Общее изменение себестоимости изделия А:

2.Все показатели плановые:

3.Влияние на себестоимость изделия А постоянных расходов.

4.Оценка влияния фактора «постоянные расходы»:

 

5.Влияние на себестоимость изделия А переменных расходов.

 

6.Оценка влияния фактора «переменные расходы»:

7.Влияние на себестоимость изделия А объема выпуска:

8. Оценка влияния фактора «объем выпуска изделия А»:

9.Совокупное влияние факторов:

 

В качестве обобщения вышесказанного, можно отметить, что анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установит резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.


 

Глава 2 Анализ формирования себестоимости продукции на примере предприятия ОАО «Кемеровохлеб»

2.1 Краткая характеристика предприятия

ОАО "Кемеровохлеб" - основной поставщик хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий для жителей областного центра Кузбасса и ближайших районов, а также других городов Сибири и Дальнего Востока. Марку "Кемеровохлеб" знают и любят не только в Кемеровской области, но и в Новосибирске, Барнауле, Томске, Красноярске и других городах.

Зарождение хлебопекарной промышленности в Кемерово относится к годам первой пятилетки. Рост промышленности города, приток в город сельского населения потребовали увеличения объёма выпуска хлеба.

Мелкие пекарни не обеспечивали потребности в хлебе. В 1930 году Щегловский Горсовет принял решение о строительстве мехпекарни мощностью 20 тонн и хлебозавода мощностью 50 тонн хлеба в сутки.

В послевоенный период расширение производственной базы хлебокомбината продолжалось: в 1946 году были открыты новые пекарни в поселках шахт "Северная" и "Ягуновская"; Для увеличения производства булочных и кондитерских изделий в 1961 году было построено новое здание хлебозавода №2. В конце 1961 года в поселке Кедровского разреза появился свой хлебозавод. В 1977 году реконструируется хлебозавод №1.

С 27 ноября 2002 года ОАО "Кемеровохлеб" входит в состав Управляющей компании "Крона 21 век", президентом которой является Сафьянов В.А. В состав этой компании также входят ОАО "Хлебокомбинат" г. Междуреченск, ОАО "Прокопьевский хлебокомбинат", ОАО "Юргахлеб", ОАО "Беловохлеб", ОАО "Осинниковский хлебокомбинат", ОАО "ОМЗ Кузбассхлеб".

Сегодня ОАО "Кемеровохлеб" является основным поставщиком хлебобулочных и кондитерских изделий для жителей областного центра Кузбасса. Предприятие включает в себя четыре хлебозавода: №1,2,3,4, рынок "Ирень" в п. Кедровка и полимерное производство "ДизайнПак". И уже более 17 лет руководит этим предприятием В.А. Сафьянов. ОАО «Кемеровохлеб» – крупнейший производитель хлеба, хлебобулочной, кондитерской, макаронной продукции в Западной Сибири

Специфика основной деятельности АО, развитие рыночных отношений и как следствие - появление конкурентов, потребовало от акционерного общества освоения новых видов предпринимательской деятельности - развитие торговой деятельности. Основное преимущество в организации собственной торговли - удержание рынков сбыта.

Огромное внимание уделяется техническому перевооружению и реконструкции производства. Введены в эксплуатацию новейшая тестоделительная и закаточная машина, отсадочная машина для производства кондитерских изделий, смонтированы две линии по производству макаронных изделий. [5]

 

 

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Цель анализа – предварительная оценка финансового состояния предприятия по итогам работы за 2014 г.

Ограничения и допущения, принятые в ходе анализа:

· степень детализации и глубина исследований определена на уровне оперативной оценки;

· в качестве исходной информации использовались данные бухгалтерского учета.

· Используются стандартные приемы финансового анализа: горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, а также сравнение с нормативными значениями

 

 

2.2.1 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Первым этапом в оценке финансового положения предприятия является анализ ликвидности и платежеспособности, то есть способность предприятия своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным обязательствам.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированных по степени срочности их погашения.

Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в деньги делятся на 4 группы:

А1 -Наиболее ликвидные активы;

А2 -Быстрореализуемые активы;

А3 -Медленно реализуемые активы;

А4 -Труднореализуемые активы.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1-Наиболее срочные обязательства;

П2- Краткосрочные пассивы;

П3 -Долгосрочные пассивы;

П4-Постоянные пассивы.

Для проведения анализа ликвидности баланса составляется таблица, в которой отражены группы активов и пассивов на начало и конец отчетного периода. При сопоставлении итогов этих групп определяются абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода.

Если одно или несколько неравенств имеют противоположный знак, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

- текущая ликвидность

ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2)

- перспективная ликвидность

ПЛ = А3 – П3

Таблица 1

Анализ ликвидности баланса, тыс. руб.

Актив     Пассив       Платежный излишек или недостаток активов Условия абсолютной ликвидности
              7=2-5 8=3-6    
А1     П1       -2911 -2867 А1 ≥ П 1  
А2     П2   - -     А2 ≥ П 2  
А3 -   П3       -2676 -2261 А3 ≥ П 3  
А4     П4       -20675 -34577 А4 ≤ П 4    
Баланс     Баланс              

 

Из данной таблицы следует, что на 2013 и 2014 гг. предприятие не удовлетворяло условиям А1 ≥ П 1 и А3 ≥ П3, т.к. обладает низким уровнем денежных средств и в данных периодах совсем не имеет запасов.

Фактические отношения на начало анализируемого периода:

(202) А1≤ П1 (3113)

(26262) А2 ≥ П2 (-)

(-) А3 ≤ П3 (2676)

(114362) А4 ≤ П4 (135037)

Текущая ликвидность = 23 351 тыс. руб.

Перспективная ликвидность = -2676 тыс. руб.

Первое неравенство говорит о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность, но через 3-6 мес. ситуация исправится, и будет иметь место платежный излишек. (второе неравенство). В относительно отдаленном будущем ликвидность снова будет неудовлетворительной, но в меньшей степени, чем в текущий момент. Перспективная ликвидность характеризуется как недостаточная, и отражает платежный недостаток.

Фактические отношения на конец анализируемого периода:

(72) А1≤ П1 (2939)

(39705) А2 ≥ П2 (-)

(0) А3 ≤ П3 (2261)

(111874) А4 ≤ П4 (146451)

Текущая ликвидность = 36 838 тыс. руб.

Перспективная ликвидность = - 2261 тыс. руб.

По состоянию на 31.12.2014г. ситуация не изменилась, в ближайшем будущем предприятие не сможет иметь достаточную платежеспособность для погашения обязательств, но спустя период времени, который приблизительно равен кварталу, будет иметься платежный излишек и достаточная платежеспособность.

Для более детального анализа следует обратиться к относительным показателям делов







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.