Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стремление к образованию, его непрерывность следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста педагога.





3. Творчество в педагогической деятельности

Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670). Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций:

1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов; педагогического профессионального и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов:

· возникновение замысла,

· его проработка и

· преобразование в идею - гипотезу,

· поиск способа воплощения замысла и идеи.

 

Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Уровни педагогического творчества. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.

 

 

Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Признаки творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Условия педагогического творчества. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

· временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);

· сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

· отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

· атмосфера публичного выступления;

· необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

4. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

Профессиональный рост и личностное развитие педагога. Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления.

Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.

В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного от ношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в том случае отмечается единство личностного развития и професионального роста личности.

Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.

В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков.

О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет. Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон). Это как раз тот случай, когда состоялась не личность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.

Мотивы личностного развития педагога. Установлено, что большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога или склонность к педагоги ческой деятельности. При этом определяющими факторами, оказавшими влияние на выбор профессии, являются первая учительница или один-два учителя, преподававших учебный предмет в средних и старших классах, личный опыт педагогической работы.

 

Мотивы выбора педагогической профес сии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как потребность, то для будущих учителей такой потребностью может быть «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание получить похвалу, повышенную стипендию и т.п.

Мотивы разделяются на ведущие (долговременные) и ситуативные. Кроме того, различают внешние и внутренние мотивы.

Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. В одних ситуациях цель деятельности и мотив совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. В этом случае к цели педагогической деятельности педагог может относиться безразлично и даже негативно. В ситуациях первого типа педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае - с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.

 

Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педагогической деятельности. К ним относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.

Творческая индивидуальность педагога. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.

Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития.

С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.

Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная куль тура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.

Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе- индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

Условия развития творческой индивидуальности педагога. Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие:

· обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности;

· переживание конфликтов;

· способность к рефлексии;

· организация самопознания профессионально-личностных качеств;

· использование совместных форм деятельности;

· широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;

· предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.

 

Как видно, важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор» саморазвития должен обладать следующими свойства ми: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать учебную и профессиональную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с группой, однокурсниками; извлекать новые знания, необходимые для решения собственных задач, в общении с преподавателями, учителями школ.

Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующий совершенствования и корректировки, и разработку долгосрочной про граммы саморазвития.

 

Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.

Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный пред мет. Педагогический идеал ~ это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.

Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством. Преодоление противоречий между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовывать, искать иные способы решения педагогических за дач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых противоречий заключается источник педагогического творчества.

Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» Д истервег А. Избр. пед. соч. - М.,1956. - С. 74).

 

 

Способность «творить себя» в соответствии с социально- нравственными идеалами,

в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по само совершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый со стоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.

Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и неучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

· культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения,

· устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач,

· умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

· рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний,

· совершенное владение устной и письменной речью;

· гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация,

· умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов, программ, педагогических технологий;

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах, в мастер-классах, в изучении нового репертуара, в слушании нового репертуара, посещение уроков опытных коллег, участие в курсах повышения квалификации от Министерства и т.д. (изучение Психологии, Нейрофизиологии, коммуникативных техник и др.)

 

Оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие д ействия:

· целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития

· планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;

· самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;

· коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работу над собой.

Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).

На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически, непринужденно.

 

*Дополнение (краткое):

14 Личность учителя (преподавателя). Профессиональная подготовленность и профессиональная компетентность

Известный русский математик и методист М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рож­дает хороших учеников».

Только учитель в пол­ном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее миро­воззрения, нравственно-эстетической культуры, творческих способностей и задатков. Именно на этой основе зиждятся его авторитет, профессиональное достоинство и гордость за свое действительно высокое призвание, за свою исключительно сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, сделать не может.

Для выполнения своих сложных педагогических обязаннос­тей учитель должен обладать профессиональной пригоднос­тью. Выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надоб­ность».

Профессиональная пригодность есть не что иное, как не­обходимый комплекс способностей, физических, нервно-пси­хических и нравственных качеств, которые требуются для ов­ладения определенными рабочими функциями для успешной деятельности в той или иной сфере производства, культуры и духовной жизни.

Определение пригодности к педагогической деятельности связано с физическим и психическим здоровьем, хорошими ре­чевыми данными, уравновешенностью нервной системы, спо­собностью человека выдерживать^оздействие сильных раздра­жителей, проявлять выдержку и т.д.

К числу личностных качеств, характеризующих пригод­ность к педагогической деятельности, также относятся: склон­ность к работе с детьми, коммуникабельность, наблюдатель­ность, тактичность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе.

2. Какой является структура педагогической деятельности учителя и связанная с ней система практических умений и навыков? Для приобретения и совершенствования необхо­димого профессионализма нужно детально знать структуру пе­дагогической деятельности и владеть связанной с ней системой практических умений и навыков. В работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и А.И. Щербакова выделены следующие виды деятельности учителя:

1. диагностическая;

2. ориентационно-прогностическая;

3. конструктивно-проектировочная;

4. организаторская;

5. информационно-объяснительная;

6. коммуникативно-стимулирующая;

7. аналитико-оценочная;

8. исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность и практическое осуществление каж­дого из названных видов деятельности.

*Диагностическая деятельность (от греч. diagnosis — рас­познавание, определение). Она связана с изучением учащихся, установлением уровня их воспитанности и особенностей позна­вательной деятельности и поведения. Хотя и несколько по дру­гому поводу, К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет вос­питывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание цели­ком можно отнести и к диагностической деятельности учителя. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, условий жизни и направленности семейного воспи­тания. Для этого учителю следует внимательно наблюдать и анализировать поведение своих учеников, изучать особенности их познавательной деятельности, их реакцию на внешние воз­действия и т.д.

*Ориентационно-прогностическая деятельность (от греч. pro — вперед, gnosis — знание) выражается в умении учителя на основе знания особенностей и уровня воспитанности уча­щихся определять цели, задачи и направление предстоящей учебно-воспитательной работы, т.е. то, чего конкретно нужно добиться, что нужно улучшить в их обучении и поведении.

*Конструктивно-проектировочная деятельность. Сущ­ность ее состоит в том, что учитель, определив цели и задачи предстоящей учебно-воспитательной работы, моделирует и де­тализирует содержание, формы и методы ее осуществления. Скажем, если поставлена цель улучшения качества знаний учащихся, то, исходя из недостатков в их учении, можно, на­пример, усилить контроль за учебной работой, одновременно обратить внимание на использование активного воспроизведе­ния изучаемого материала при выполнении домашних заданий.

*Организаторская деятельность направлена на вовлече­ние учащихся в намеченную учебно-воспитательную работу, придание ей увлекательных форм, распределение обязаннос­тей между учащимися и побуждение их к проявлению актив­ности.

*Информационно-объяснительная деятельность. Ее боль­шое значение обусловливается тем, что и обучение, и воспита­ние фактически основаны на информационных процессах. Педа­гог в этом случае выступает для учащихся не только как органи­затор обучения и воспитания, но и как источник знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Для этого ему необходимо хорошо владеть своей наукой, а также методами учебно-воспитательной работы, уметь логично, до­ступно и эмоционально излагать изучаемый материал.

*Коммуникативно-стимулирующая деятельность связа­на с тем большим влиянием, которое оказывает на учащихся умение учителя общаться, воздействовать на них своей лич­ностью, поддерживать с ними гуманно-доброжелательные от­ношения, вселять в них уверенность в успехе, проявлять забо­ту, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью. К.Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Без личного непосредственного вли­яния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, про­никающее в характер, невозможно».

*Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее за­ключается в постоянном анализе (на основе обратной связи) проводимой учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных сторон и недочетов, в сравнении достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечалось осуществить, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения и воспитания.

*Исследовательско-творческая деятельность. Она состо­ит в том, что применение педагогической теории само по себе требует от учителя известного творчества. Дело в том, что тео­ретические и методические идеи в педагогике отражают типич­ные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и не­повторимы. Например, общее теоретическое положение, ка­сающееся уважения учащихся и требовательности к ним, в реальном учебно-воспитательном процессе имеет множество ме­тодических модификаций. В одном случае, например, учаще­муся следует оказать помощь в работе, в другом — совместно с ним обсудить недочеты в его поведении, в третьем — под­черкнуть положительные поступки, в четвертом — прибегнуть к внушению и т.д. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй... Многие учителя, накапливая педагогический опыт, стре­мятся к его обобщению, готовят методические рефераты, до­клады, а также научно-методические работы.

3. Какие уровни выделяются в профессиональном росте учителя? В профессиональном росте учителя выделяют четы­ре основных уровня:

1. -педагогическую умелость,

2. -педагогическое мастерство,

3. - педагогическое творчество и

4. - новаторство.

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который характеризуется обстоятельным знанием своего учебного предмета, хорошим владением психолого-педагогической теорией и системой учеб­но-воспитательных умений и навыков, а также обладанием до­вольно развитыми профессионально-личностными свойствами и качествами, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание уча­щихся. Педагогическая умелость — это основа профессиона­лизма учителя, с которой он оканчивает педагогическое учеб­ное заведение и которая характерна для деятельности боль­шинства работников школ.

Педагогическое мастерство является следующим уров­нем профессионального роста учителя. Эта качественная ха­рактеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совер­шенства педагогическая умелость, которая проявляется в осо­бой отшлифованности методов и приемов применения психо­лого-педагогической теории на практике, благодаря чему обес­печивается высокая эффективность обучения и воспитания учащихся.

А.С. Макаренко считал, что педагогическому мастерству можно и нужно учиться. Такая учеба, по его мнению, состоит «прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Воспитатель дол­жен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Педагогическое творчество учителя выражается во вне­сении в учебно-воспитательную деятельность тех или иных ме­тодических усовершенствований и отдельных инноваций, в ра­ционализации методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки и коренной перестройки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессионализма учителя является пе­дагогическое новаторство (от лат. novator — обновитель). Оно включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и мето­дов в процессе обучения и воспитания, благодаря чему обеспе­чивается высокое качество последних. Новаторство в педаго­гической работе есть по существу настоящее открытие чего-то ранее неизвестного и использование чего означает коренное усовершенствование учебно-воспитательного процесса.

Образцы педагогического новаторства проявили, например,

- В.Ф. Шаталов, добившийся высокого качества обучения путем применения методики изложения материала укрупненными блоками и системы опорных конспектов;
- И.П. Волков, который разработал методику творческих заданий для развития способ­ностей учащихся в процессе организации их разнообразной де­ятельности во внеурочное время,
- Е.И. Ильин, обративший вни­мание на усиление нравственного аспекта при изучении лите­ратуры, и др.

* В музыкальной педагогике новаторами были:

- И.С.БАХ (создатель интонационного языка Музыки и Системного детского репертуара; развивающий, комплексный Метод!)

- К.Черни (рациональный подход к Технике, комплексный классический, развивающий метод)

- Ф. Шопен (создатель репертуара, Новые элементы в постановке руки; комплексный художественный метод)

- Ф.Лист (создатель репертуара, Развивающий комплексный метод)

- Паганини Н. (создатель новой технической школы игры на скрипке!)

- Барток Б. (создатель нового репертуара на национальной основе, новые принципы: - всеобщее муз. Обучение и образование)

- Золтан Кодай создатель детского репертуара, -----//----- (друг Бартока, распространитель и реализатор его идей)

- Карл ОРФ – (создатель новой школы для обучения, развития и образования в 20-ом веке, комплексный, развивающий, универсальный метод группового обучения и развития)

- Д.Б.Кабалевский – для общеобразовательных школ Программу обучения и развития,

- Сузуки (Япония) скрипач – метод коллективного обучения игры на Скрипке с 3-х лет.

- Мартинсен (создатель новых Принципов в развитии, обучении, в исполнительстве, комплексный, развивающий метод)

- Нейгауз Г.Г. (создатель Московской школы –«Художественные принципы» в обучении исполнительскому искусству, комплексный метод) - и т.д.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.