|
Тема: Философия Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831)
Краткий конспект лекций по философии
для студентов заочной формы обучения: специальности
Доцент Зубко М.В.
Тема: Философия И.Канта (1724-1804 )
Периоды
| Основные проблемы
| Основные идеи
| Основные понятия
| Докритический
Основная работа «Всеобщая естественная история и теория неба»
| · Философские проблемы естествознания
| Разработана первая научная теория происхождения солнечной системы.
Суть ее: наша солнечная система возникла в процессе эволюции из газообразной туманности.
Ее значимость:
· для науки – была принята в качестве одной из основных теорий возникновения солнечной системы до середины 20 века (до возникновения теории Большого взрыва)
· для философии – впервые объяснила возникновение солнечной системы, не прибегая к помощи Бога
|
| Критический
Основные работы - 3 критики:
«Критика чистого разума», «Критика практического разума»,
«Критика способности суждения»
| 1. Примирить притязания наукина обладание объективным знанием и утверждения философии, что опыт не может быть основанием такого знания в силу его субъективности
2. Примирить заявления науки о том, что все в мире подчиняется законам необходимости и заявления религии о нравственной свободе человека
3. Поэтому главное внимание Кант сосредотачивает на природе, способностях и пределах человеческого познания
| 1. Учение об априорных формах познания.
· априорные формы созерцания – пространство и время
· априорные формы рассудка - категории (причинность, необходимость, субстанция, количество, отношение и т.п.)
2. Опыт без априорных форм познания представлял бы собой только хаос ощущений, который человек получает из внешнего мира. Именно априорные формы познания приводят хаос ощущений в порядок.
3. Кант преодолел разрыв между эмпиризмом и рационализмом. Он показал, что как «мысль без чувств пуста», так и «чувство без мысли слепо». И лишь союз чувств и разума может дать знание вещей. Нельзя узнать о мире что-то, просто думая, или просто чувствуя, или вначале одно, потом другое. Чувственное и рациональное познание должны быть взаимопроникающими и одновременными.
4. Мир, который познает разум, уже приведен в порядок самим разумом. То есть порядок, который мы наблюдаем в мире, присущ не самому миру, а установлен в нашем разуме – в этом суть «коперниковского переворота», совершенного Кантом в философии
5. Разум, наука, позволяют человеку познать вещи только такими, какими они представляются ему (феноменальный мир, мир явлений - единственный мир, известный человеку), а не такими, каковы они на самом деле («вещи в себе»). То есть, по Канту, сущность вещей непознаваема. Вещь в себе трансцендентна. Поэтому его называют агностиком.
6. Метафизическое знание невозможно, так как разум не может воспринять то, что находится за его пределами. Любые метафизические утверждения – беспочвенны, и их так же легко опровергнуть, как и подтвердить. По этой причине разум, наука не может решить вопрос о ценности религиозных истин (существование бога, бессмертие души и т.п.). Знать, существует ли бог не дано никому. В бога можно только верить. Этим Кант устранил противоречие между религией и наукой
7. Кант сознательно «сдвинул границы разума, чтобы дать место вере»: это было необходимо, чтобы изложить его нравственную теорию
| Априори – (лат. a priori – из предшествующего)– знание, изначально присущее сознанию, или предварительное знание о фактах, полученное до изучения их на опыте. Противоположное апостериорному
Апостериори (лат. a posteriori – из последующего) - знание, полученное из опыта, на основании опыта
Метафизика (гр. «Meta ta physika» - после физики) – в данном случае, философское учение о наиболее общих основаниях бытия, непосредственно не выводимое из опыта.
Трансцендентный (лат. transcendens – выходящий за пределы) – лежащий за пределами опыта, недоступный познанию
Трансцендентальный (лат. transcendens – выходящий за пределы) – в философии Канта - изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта
| Теперь Вы должны знать: 1. Учение Канта об априорных формах познания
2. Учение Канта о границах человеческого разума
3. Суть «коперниковского переворота», совершенного Кантом в философии
4. Сущность «нравственного» доказательства бытия Бога
5. Категорический императив Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»
Понятия: априорный, трансцендентный, агностицизм
Краткий конспект лекций по философии для студентов заочной формы обучения: специальности: ВШТ, ФЭУТ
Доцент Зубко М.В.
Тема: Философия Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831)
Основные проблемы
| Основные идеи
| 1. Гегель стремился устранить ту разорванность бытия, которую допустила философия, начиная с Платона.
2. И создать такую философскую концепцию действительности, которая бы объединила человека и природу, дух и материю, божественное и человеческое, вечное и временное.
3. Основные части его философии изложены в его основных работах:
«Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики».
| 1. Гегель создал самую исчерпывающую, всеохватывающую философскую систему в истории западного мышления (начиная с античности). Это оказалась и последняя серьезная метафизическая система в философии, созданная в духе рационалистическом духе.
2. До Гегеля философия занималась тем, что есть, всегда было и будет, что существует вне времени (то есть стремилась найти непреходящее, устойчивое, неизменное). Изменчивое предметом философии впервые сделал Гегель. Он рассматривает мир в его истории (становление, развитие, отмирание старого), то есть он ввел исторический метод познания.
3. В основе его философии лежало его понимание диалектики (это считается самым ценным в философии Гегеля). Ее основные положения:
· все вещи раскрываются в непрерывном процессе развития,
· каждое состояние бытия неизбежно влечет за собой свою противоположность,
· взаимодействие этих противоположностей порождает третью стадию развития, в которой эти противоположности объединяются в высший и более полный синтез,
· этот синтез становится исходной точной для следующего диалектического процесса противоположения и объединения.
4. Именно так, как диалектическое целое, Гегель рассматривает мир. Он отождествляет отражение (разум) и то, что отражается (объективную реальность). Первооснова всего сущего - «Мировой Разум», «Абсолютная Идея» (поэтому его называют объективным идеалистом), которая в своем развитии проходит три стадии:
· 1-я - развитие Абсолютного духа в собственном лоне, «идея в себе» (эта часть его учения называется логикой),
· 2-я - его воплощение в природе, инобытие Абсолютной Идеи (эта часть его учения называется философией природы),
· 3-я - его воплощение в человеческой истории, самопознание Абсолютной Идеи (эта часть его учения называется философией духа),
То есть Бог не находится по ту сторону творения, он и есть сам процесс творения. Человек – не результат истории, а ее творец.
5. Познание – это диалектический процесс. Каждая стадия философии, каждая из исторических форм мысли – лишь необходимые ступеньки в развитии человеческого познания на пути самораскрытия Абсолютной Истины. Каждая из них содержит в себе и элемент истинного знания (ценного для своей поры) и элемент несовершенного, неполного знания. Поднявшись на вершину своего развития, человек овладевает Абсолютной истинной и осознает свое единство с Божественным духом.
Таким образом, Гегель верил в безграничные познавательные возможности человеческого разума, в его способность постичь абсолютную истину
|
Теперь Вы должны знать: 1. Суть исторического метода познания
2. Сущность Гегелевской диалектики
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|