|
Школы менеджмента: Одномерные учения об управлении1.Первые научные обобщения Выделяются одномерные и многомерные учения об управлении. Одномерные учения об управлении основное внимание сосредоточили на каком-то одном аспекте менеджмента. Все другое считалось вспомогательным, обеспечивающим это главное направление. Такой подход преобладал с момента зарождения менеджмента (конца 19го века) до середины 1950-х годов. До этого периода управление строилось, главным образом, на принципе «кнута и пряника», основанном лишь на соответствии результатов труда с вознаграждением. Именно такое авторитарное управление, построенное на принуждении, долгое время являлось преобладающим. Первые попытки отойти от указанного достаточно примитивного принципа были предприняты в последней четверти 19го века. Днем рождения менеджмента в настоящее время, возможно с некоторой долей условности, часть исследователей считает 1886 год. Тогда Генри Таун, президент мануфактурной компании, на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков сделал доклад «Инженер как экономист». Основные положения доклада: · Менеджмент – самостоятельная область знаний; · Значимости труда менеджера и инженера эквивалентны; · Менеджер должен опираться на две области знаний: профессиональные знания инженера, а также экономиста, организатора производства. Как ни печально, через 100 с лишним лет после выступления Генри Тауна, представления о менеджменте ряда управленцев в нашей стране не выходят за рамки его доклада. Слишком медленно приходит понимание того, что имеются принципиальные различия в предмете труда и объекте деятельности у инженера и руководителя, в необходимости специальной подготовки, прежде всего в области экономики. В СССР, а теперь в России, типичная карьера – продвижение инженеров, технических специалистов, не получивших образования в области менеджмента. А ведь на Западе управлением занимаются профессиональные управленцы. Учитывая это, ответим подробней на вопрос об отличиях труда инженера от менеджера, впервые поднятый в 1886 году Генри Тауном. Инженерно-технические работники оперируют в основном с техническими устройствами и научно-технической информацией. Менеджер – с людьми и социально-экономической информацией. Конечно, в реальных ситуациях далеко не всегда можно встретить столь строгое разделение обязанностей. Но все же, менеджер, прежде всего, – экономист, социолог, психолог, правовед. И лишь потом – инженер, технолог. Для хорошей работы менеджера совсем не достаточно хорошо работать самому. Необходимо обеспечить хорошую работу сотрудников, оптимизировать действия других. В конце 19го века были предприняты первые попытки привнесения в менеджмент социально-психологической направленности: в частности, в работе Гуго Мюнстерберга (1863-1916) «Психология и индустриальная эффективность», получившей широкую известность. В ней основоположник промышленной психологии намечает следующие подходы к управлению, призванные повысить производительность труда: · Поиск работников, которые по своим интеллектуальным и физическим качествам наилучшим образом подходят для выполняемых работ; · Выбор психологических условий на рабочем месте, способствующих эффективному выполнению трудовых операций; · Определение общих установок, позволяющих улучшить отношение исполнителя к трудовому процессу. Ключевая роль отводилась интуиции менеджера, его умению оперативно и полно разобраться в возникшей ситуации. Это, конечно же, очень важно, полезно. Но если лишь данные принципы положить в основу управления, то это может привести к утверждению: менеджмент – это искусство. Что, собственно, и имело место в тот период. Получалось, что не все по своим параметрам подходят для руководства. Нужны определенные черты характера, навыки. Но исследования показали, что концепция черт характера не срабатывает. Даже ум в ряде случаев не имеет первостепенного значения. Всему можно научить. Впрочем, менеджменту, как никакой другой профессии присущ творческий подход к делу. А это и заставляет относиться к управлению и как к искусству. Но видеть в нем только лишь искусство нельзя! В системе менеджмента есть место многим подходам, но не стоит уповать на какой-то один из них, в ущерб другим. Кроме того, первые научные обобщения совсем не исключали методы принуждения. По-прежнему надзор, контроль над рабочими, опирающиеся на многочисленные штрафы, вычеты и т. п., были в основе управления. Намечавшиеся же в управлении тенденции перехода к рациональной организации труда, получили свое воплощение в новых, рассматриваемых далее, подходах. 2. Школа научного управления 2.1. Школа научного управления: Фрéдерик Уинслоу Тейлор Система управления на рубеже ХIХ – ХХ столетий уже не могла обеспечить эффективность производства, прежде всего, из-за отсутствия необходимых знаний о технической стороне производственного процесса. Вследствие нерационального выполнения трудовых операций, отсутствия оптимальных технологий, заметно возрастали материальные, финансовые, трудовые и иные затраты. На решении указанных задач сосредоточил свое внимание Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) – основатель научного менеджмента в целом. Предложенная им система и получила название «Школы научного управления». Рассмотрим данную систему совместно с некоторыми разработанными на ее базе школами менеджмента. В настоящее время, в связи с ускорением научно-технического прогресса, одной из заметных тенденций современного менеджмента является увеличение влияния материально-технической базы современного производства на эффективность производства. Конечно, современный период развития общества в корне отличается от эпохи массового производства времен Тейлора. Но и сейчас в целом ряде отраслей промышленности серьезное внимание уделяется низшему звену управления, когда за рабочим местом закрепляется минимальное количество операций. В России, в частности, хорошие перспективы рационализации трудовых операций в крупносерийном производстве, строительстве, дорожных работах и т.д. Поэтому усилилось внимание к истокам, к школе научного управления. Данная школа будет рассмотрена несколько детальней, чем последующие, как в силу отмеченного обстоятельства, так и в виду того, что важнейшие положения других школ будут предметом изучения в отдельных разделах курса. Фредерик Тейлор в работах «Сделочная система» (1895), «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного менеджмента» (1911) доказал: менеджмент – это наука. Тейлор не был ученым, профессором. Он был практиком, прошедшим путь от бригадира до главного инженера сталелитейной компании. Но он сделал революцию в области менеджмента. На его могиле в Филадельфии начертана знаменитая фраза: «Отец научного менеджмента». Основа теории Тейлора (тейлоризма) в следующем. Главная цель управления – обеспечить повышение производительности труда рабочих. Используемый при этом подход: менеджеры должны думать, а рабочие - работать, т.е. механистическое понимание трудового процесса. Причем, по мысли Тейлора, сам работник охватить, правильно организовать свой трудовой процесс не может. И помощь в этом ему должны оказывать менеджеры. Отсюда и метод управления – рационализация трудовых операций, регламентация действий рабочего. Тейлор, будучи промышленным инженером, и рассматривал управление с технических позиций, как инженер. Поэтому систему мер, предложенную Тейлором, называют также промышленнойинженерией. Однако Тейлор рассматривал менеджмент не только как серию рекомендаций для исполнителя, а как совместную деятельность управляющих и рабочих, основанную на общности интересов. Другими словами, хотя главенство в определении каждого элемента работы принадлежит менеджеру, невозможен конечный успех, без участия самого исполнителя в этом процессе. Именно в слиянии рациональной технологии производства с человеческими возможностями – современное прочтение теории Тейлора. Но, в общем, роль исполнителя в системе Тейлора невелика. Ведь рационализация труда предполагала выработку многочисленных законов, правил, формул, которые и призваны заменить личное суждение индивидуального работника. Да и разработкой всех планов, инструкций занималось руководство предприятием, пусть и при участии исполнителей. Для осуществления данного метода Тейлор стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику правила подбора, расстановки, стимулирования труда рабочих. Три важнейшие проблемы, разработанные Тейлором, представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Основные положения теории Ф. Тейлора. Проанализируем данные проблемы. Первое и определяющее место среди них занимает техническое нормирование труда. Именно нормирование приводит не только к выявлению возможностей исполнителя, но и позволяет заметно расширить эти возможности. Позже нормирование труда стали называть научной организацией труда – НОТ. Приведем в качестве иллюстрации два примера из практики Тейлора. В каждом из них для оптимизации труда использовался хронометраж производственных операций. Пример1. Выбор оптимальной нагрузки на лопату. Вместо лопаты с диапазоном от 4 до 30 фунтов, Тейлор сконструировал лопату с нагрузкой 21 фунт. Это привело к увеличению дневной нормы загрузки угля с 16 до 59 тонн. Пример2. Оптимизация работы грузчика. Регламентация рабочего дня грузчика позволила ему увеличить дневную норму с 12,5 до 47 тонн. Причем грузчик даже стал больше отдыхать (57% рабочего времени), экономя силы. Роль менеджера Тейлор видел в определении точной последовательности выполнения работы подчиненными, включая не только механизм, но и время достижения результатов. Кроме того, менеджер должен заниматься подбором, расстановкой исполнителей, а также их обучению установленным обязанностям. Характерно высказывание Тейлора: «Менеджер – мудрец, обладающий знанием всего, что пригодно для рабочих». Придавая большое значение вознаграждению, стимулированию труда, Тейлор и для их разрешения использовал рациональные, точные, единообразные оценки. Поощрение должно быть своевременным и конкретным. Последнее означало отношение не столько к занимаемой исполнителем должности, сколько к конкретному человеку. Премии, как и задания, Тейлор считал важнейшим элементом научного управления. А мотивацию – личную заинтересованность рабочего – он считал движущей силой его производительности. Указанные основные положения своей теории Тейлор сформулировал в виде своих четырех «великих основных принципов»: 1) Выработка истинных научных основ производства, т.е. · анализ трудового процесса; · расчленение на отдельные операции; · выбор лучшего (минимального по времени) способа выполнения этой операции; · оплата по результатам труда, · штраф за непродуктивный труд. 2) Научный подбор исполнителей. 3) Их научное обучение и тренировка. 4) Тесное дружеское отношение между администрацией и исполнителями. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|