Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы рыночной экономики





1.Рынок: сущность, роль, функции и структура

1. Спрос товара и его кривая

3.Предложениетовара и его кривая

4.Равновесное состояние рынка

5.Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Теория совершенной конкуренции.

6.Несовершенная конкуренция и ее виды

 

1.Рынок: сущность, роль, функции и структура

В становлении рыночного хозяйства можно выделить ряд ступеней: обмен, товарное обращение, рынок.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.

Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия.

Товарное обращение – это товарный обмен, опосредованный деньгами (Т-Д-Т).

Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (редким) явлением.

И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6–7 тыс. лет назад.

Вывод: рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п.

По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.



С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что

рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся:

информационная;

регулирующая;

посредническая;

стимулирующая;

ценообразующая;

контролирующая.

Информационная функция рынка очень важна, так как она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, средней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.

Значение стимулирующей функции в том, что через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением и как следствие этого – равновесная цена.

Суть контролирующей функции состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.;

способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются главным образом социальной сферы:

рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);

рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Выводы

 

Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т. е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.

Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс. Западу для этого потребовалось более 500 лет.

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

По степени ограничения конкуренции называют рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

По характеру продаж – оптовый, розничный и рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – фирмы, АО и т. д.

По месту создания продукта – внутренний и внешний.

Основные виды рынков подразделяются на различные рыночные сегменты.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегментацию рынка проводят, беря за основу классификации разные факторы. К ним относятся:

Географические, учитывающие различия регионов (Север, Урал, Сибирь и т. д.); плотность населения (город, пригород, деревня); климатические условия (континентальные, морские и т. д.). Естественно, что спрос на один и тот же товар (скажем, зимнюю одежду) в каждом из этих регионов будет отличаться от других.

Демографические, учитывающие пол, возраст, размер семьи, уровень образования, сферу деятельности и пр.

Психографические, учитывающие стиль жизни и социальный состав населения.

 

Спрос на товар и его характеристика

Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот.

Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Эту зависимость можно изображать на графике (рис. 7.1) в виде кривой спроса d, где P (price) – цена, Q (quantity) – количество, величина спроса, d (demand) – спрос.

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной – количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене.

Рис. 7.1.Кривая спроса

Кривая d1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса».

Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d1 к d2. Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d1 к d3.

Выводы

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

• потребительские вкусы;

• число покупателей;

• доход покупателей;

• цены на сопряженные товары;

• ожидания.

Рассмотрим их влияние на спрос.

Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.

Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.

3.Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.

По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:

«нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);

товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);

предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);

товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).

 

4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.

Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.

Вывод. Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).

В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.

Вывод. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».

Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 %. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10 %.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 %. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12 %.

Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.

Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.

Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1 % снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости).

Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).

Спрос имеет единичную эластичность, когда 1 %-ное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.

Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кед рассматривается как положительная величина.

Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:

Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары – отрицательную, так как рост доходов снижает на них спрос.

 

 

7.2 Предложение товара и его кривая

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке.

Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот.

Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S (supply) – предложение, P (price) – цена, Q (quantity) – количество (рис. 7.3).

Рис. 7.3.Кривая предложения

В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх.

Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара.

Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой.

Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.

Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».

 

Выводы

1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под воздействием неценовых факторов.

Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.

Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т. е. переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.

Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в пункте 1.

Налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево.

Цены на другие товары. Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (Ке):

Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения.

По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.

В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

Познакомившись с особенностями спроса и предложения, мы убедились, что спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены.

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и предложения», когда объем спроса совпадает с объемом предложения, т. е. рынок находится в равновесии (рис. 7.4). Пересечение линий спроса и предложения называют крестом Маршалла.

Рис. 7.4. Равновесие спроса и предложения

Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой (на рис. 7.4 равновесная цена = 20 единицам). В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет желания к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован.

Так, если цена будет выше равновесной (25 единиц), то произойдет превышение предложения над спросом и как результат – затоваривание (рис. 7.5, а). Обратная ситуация приведет к дефициту (рис. 7.5, б).

Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.

Следует различать частичное и общее равновесие рынка.

Рис. 7.5. Неравновесная рыночная ситуация

 

Частичное равновесие – это ситуация, когда ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями.

Общее равновесие – это ситуация, когда целая система взаимосвязанных цен в определенный момент оказывается в равновесии.

Анализ устойчивого рыночного равновесия исследуется с помощью «паутинообразной модели», поскольку рисунок напоминает сетку паутины.

ТЕМА Конкуренция и ее роль в рыночной экономике

 

Конкуренция (состязаться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаропроизводителей за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

Отметим положительные и отрицательные черты конкуренции.

Положительные черты: 1) повышение качества продукции; 2) увеличение объема и ассортимента продукции; 3) снижение издержек производства; 4) развитие инициативы и предприимчивости; 5) стремление к повышению профессионального и образовательного уровня.

Отрицательные черты: 1) расслоение товаро - производителей и их дифференциация; 2) рост безработицы; 3) рост социальной напряженности; 4) неуверенность в завтрашнем дне.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) масштабам развития, б) характеру; в) методом соперничества; г) по условиям продаж.

1. По масштабам развития конкуренция может быть:

индивидуальной – один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия продажи товаров и услуг;

местной – ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории;

отраслевой – в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода;

межотраслевой – соперничество представителей разных отраслей;

национальной – состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны;

международной – борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.

 

2. По характеру развития конкуренция подразделяется:

на свободную; 2) регулируемую.

 

3. По методам ведения рыночное соперничество делится:

на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);

неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания).

По условиям продаж конкуренция бывает совершенная, монополистическая, олигополия и чистая монополия. Их еще называют типами рыночной структуры.

 

Теория совершенной конкуренции.

 

Теперь подробнее рассмотрим характер рыночного противоборства.

Совершенная конкуренция (этот рынок еще называют рынком свободной конкуренции или полипольным рынком) означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Продаваемый продукт однороден у всех производителей и покупатель может выбрать любого продавца товара. Все участники рынка – продавцы, покупатели, одинаково информированы о ситуации на рынке. В третьих, предприятие никак не участвует в контроле над рыночными ценами.

Свободная конкуренция соответствует начальному периоду капитализма. Свободное соперничество в современных условиях – редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров.

Но возникает вопрос: Если никто из участников рынка не устанавливает цену, то как они образуются?

Цена Р

 

5 S

 

4

 

 

Величина продукции Q

 

Рис. Линия предложения S на рынке совершенной конкуренции.

 

Построим особым образом линию предложения: не в виде прямой, а виде лестницы. Сначала идут предприниматели с самыми низкими издержками. Линия предложения выглядит в виде лестницы: высота ступеньки – минимальный уровень средних издержек, ширина – объем производства. Все четыре предпринимателя Q продукции, рыночная цена при этом Р1, т. е. она равна издержкам предельного ?, чья продукция еще нужна рынку – продукция пятого, чьи издержки еще выше, не нужна – покупатели не могут возместить его издержки, и этот предприниматель исключается из рынка.

Высота и ширина ступеньки определяются пересечением АС и МС.

У первого, второго и третьего предпринимателей есть экономическая прибыль – заштрихованные площади. У четвертого экономической прибыли нет, есть только нормальная прибыль, которая называется предпринимательским доходом.

Отсюда можно сделать вывод, что существуют определенные правила конкурентного поведения.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (равенство спроса и предложения) как норматив разумно обоснованного хозяйствования.

Второе правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене, но продает по равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход.

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. При возможности применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким ценам («бросовым»). Пример роман Куприна «Яма».

Характерно, что в рыночном противоборстве принимают участие не только индивидуальные продавцы товаров. На самом деле на рыночной арене часто разыгрывается война «всех против всех». Такая национальная конкуренция имеет следующие свойства. Прежде всего, в ней участвует «критическая масса» участников рынка. Здесь речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которое может через массовый спрос и массовое предложение воздействовать на уровень рыночной цены. В странах с большой численностью населения 10-15 млн. мелких товаровладельцев.

Национальная конкуренция отличается еще и тем, что всеобщая конкурентная борьба ведется в трех направлениях. Первое направление среди продавцов. Второе среди покупателей. И главное направление между армией продавцов и покупателей, стоящих в противоположных направлениях в отношении цены.

Национальная конкуренция является внутренним двигателем рыночного регулирования, которое закономерно воздействует на три явления. Во-первых, она влияет на цену, предлагаемые продавцами и покупателями; во-вторых, устраняет неравное соотношение спроса и предложения в масштабах национального рынка, в-третьих, приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

 

 

Несовершенная конкуренция и ее виды.

3.1 Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую не идентичную продукцию.

В отличии от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складывается «неценовое предпочтение».

В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара. Например, зубная паста Колгейт отличается от других составом и качеством и некоторые готовы платить большую цену за Колгейт. На рынке монополистической конкуренции продукция может отличаться также по условиям послепродажного обслуживания, поблизости к покупателю, по интенсивности рекламы. Фирмы вступают в своеобразное соперничество не столько через цену, сколько посредством повышения качества обслуживания.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товаров не устраняет монополистической власти фирм над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой входа в отрасль.

Основные условия монополистической конкуренции:

Достаточно большое количество продавцов;

Продаваемый продукт дифференцированный, т. е. каждый вид продукта отличается от близкого ему по характеру товара внешним видом, составляющими компонентами и т. д.;

Контроль над ценами ограничен;

Существует множество товаров заменителей;

Условия вступления в рынок сравнительно легкие.

 

3.2. Чистая монополия

С учетом степени охвата экономики выделятся такой вид монополистической организации как чистая монополия. Чистая монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар не имеющих близких заменителей.

В условиях чистой монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль – абсолютная монополия.

Стремление монополиста к увеличению прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке.«Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Основные черты чистой монополии:

Единственный продавец;

Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от товара);

Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

 

Существует три вида чистой монополии: естественная, закрытая и открытая монополии.

Естественная монополия. К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффект экономии ресурсов в результате укрупнения производства, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

 

При закрытой монополии создаются искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов, представленные юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защитой».

Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора.

Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать товар, услугу или фирму.

Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительное право автора.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое, как и совершенная конкуренция. Она представляет собой скорее экономическую абстракцию.

При открытой монополии фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции т. к. их продукция является новой.

Существует еще понятие монопсонии – монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется один покупатель и множество продавцов.

В результате противоречий монополии естественно стремятся к экономическому превосходству. Происходит объединение предприятий, которое происходит в результате различного рода слияний. Чаще всего происходит поглощение одного предприятия другим. Формируются различные формы объединений.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о доле каждого, продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – Объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию: здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданные структуры.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (промышленность, торговля, транспорт, банки), в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Независимо от формы монополии существует так называемый закон монополистического ценообразования.

Закон монополистического ценообразования. Господство монополий приводит к тому, что они сами устанавливают рыночную цену. При этом своеобразно используются законы, выражающие зависимость цены от предложения и спроса.

Наконец, фирма одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством «увеличения цен». Это характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые устанавливают зачастую цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Чтобы расправиться со своими конкурентами монополистические объединения прибегают к различным методам:

Хозяйственный байкот. Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм.

Демпинг – продажа по сниженным ценам.

Ограничение продажи товаров фирмам (поставка нефти нефтеперерабатывающим заводам).

Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки крупным производителям.

Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения».

В экономическую историю вошло событие в центре которой была фирма «Стандарт Ойл» и ее глава Рокфеллер. Он возглавлял нефтяную компанию и сумел предугадать, что роль нефтепродуктов будет возрастать и можно поставить рынок этих продуктов под свой контроль и получить гигантские прибыли.

В течении 12 лет он всячески подавлял конкурентов и захватил 90 % мощностей США по добычи нефти. Его фирма также владела всеми трубопроводами страны. Затем он закрыл половину своих предприятий и одновременно поднял цены на им же созданном дефиците, что вызвало большие возмущения в стране и вследствии этого парламент США принял антимонопольный закон вошедший в историю под именем его разработчика так как «закон Шермана». Вследствии чего суд постановил разделить фирму на несколько независимых компаний.









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.