Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психология Античного периода (от Аристотеля до Декарта).





Аристотель (384—322 до н.э.) внес значительный вклад в развитие психологической науки. Им разработан курс общей психологии «О душе». При этом Аристотель изучил и обобщил все предыдущие взгляды на понятие души. Главная идея, выдви­нутая Аристотелем, состоит в том, что душу от тела отделить нельзя. Душа — не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, кому пред­ставляется, что душа не может существовать без тела и не явля­ется телом»,- говорил Аристотель своим ученикам в Ликее .

В учении Аристотеля также отражены следующие вопро­сы:

- введено понятие о способностях и их иерархия как функ­ция души;

- установлено различение между чувственным восприятием и мышлением; открыта особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (память, воображение или фантазия);

-установлена связь между представлениями, т.е. выявлены ассоциации;

- поставлена проблема характера «Человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки», тем самим установлена зависимость психического развития человека от его деятельности;

- определена мотивация (психологическая жизнь зависит в данный момент не только от прошлого, но и от потребного будущего;

- выдвинуты принципы, ставшие впоследствии основополагающими: развития, причинности и системности.

Таким образом, Аристотель обобщил все предыдущие взгляды на душу. Несмотря на ограниченность взглядов (с точки зрения современной науки) проблемология психологии как будущей науки обозначилась. Это такие проблемы, как природа души; ее функции; ее отношение к организму и макрокосму. Но главное — по взглядам Аристотеля — телесное и духовное он разуют целостность, следовательно, душа не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.



Гераклит устанавливает Закон развития (Логос). По его взглядам весь мир — космос (вечно живой огонь), а душа его искорка (микрокосм). Логос — закон, по которому все течет, все изменяется. Для Гераклита микрокосм идентичен макрокосму. Следовательно, постигать себя (свою душу) — значит углубляться в Логос. Таким образом, ход вещей зависит не от произвола богов, а от Закона (Логоса). Отсюда вывод о том, что душа подчиняется закону.

Демокрит. В его понимании боги — сферические скопле­ния огненных атомов. Подобно богам человек также состоит из различного сорта атомов. Самые подвижные из них — ато­мы огня. Именно они образуют душу. Единым и для души, и для космоса он признал не сам по себе закон (Логос), а закон, в соответствии с которым нет беспричинных явлений (все они — неотвратимый результат соударения атомов). Случайными события только кажутся, но причину их мы не знаем.

Гиппократ. Медик Гиппократ искал причины здоровья и болезни. Определяющей причиной он считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Пропорция была названа темпераментом. А классификация типов темперамента приняла следующий вид: сангвинистический — больше крови, холерический — желтой желчи, ме­ланхолический черной желчи, флегматический — слизи.

Таким образом, душевные качества людей ставились в зависимость от телесных. Отсюда вывод Гиппократа о том, что источник и причины индивидуальных различий людей находятся не во вне, а внутри организма.

Анаксагор является автором идеи организации (принцип системности). Суть идеи состоит в следующем: природа состоит из множества мельчайших частиц. Есть начало, благодаря которому из движения частиц возникают целостные вещи. Такое начало — «нус» (разум). Но не разум определяет преимущества человека, а его телесная организация определяет разумность.

Таким образом, идеи представленных здесь древнегречес­ких мыслителей, сформулированные сегодня в виде принци­пов развития, причинности и системности (организации), ста­ли на все времена основой объяснения душевных явлений. Применительно же к первому этапу развития психологическо­го знания (психология как наука о душе), надо сделать глав­ный вывод: душа рассматривалась как природное явление.

По-другому складывался взгляд на душу у софистов, Со­крата и Платона. Они рассматривали душу как проявление сферы культуры. Софисты — учителя словесности — свойства души стави­ли в зависимость от логико-лингвистических хитросплетений в процессе общения. Так, впервые ставится вопрос о духовной культуре и ее влиянии на душу.

Сократ заложил основы психологического мышления, ре­зультатом которого является ясное, отчетливое знание; дока­зал неразрывность общения и мышления, тем самым проде­монстрировав связь культуры и души.

Платон (родоначальник философского идеализма) не связывает душу с телесным. По его мнению: «Всякое знание есть воспоминание. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения».

Платон дифференцирует понятие души на различные части и функции, а столетия спустя эти идеи возродились в учении 3. Фрейда.

Итак, в античную эпоху:

- заложен фундамент будущей психологической науки;

- сложилось 3 направления в воззрениях на душу:

1. происходящую не от всей природы, а только от живой (организм) — по взглядам Аристотеля;

2. происходящую от законов движения и развития материального мира (природа) — по взглядам Гераклита, Демокрита, Гиппократа;

3. происходящую от человеческой культуры (общения) - по взглядам софистов, Сократа и Платона.

Все эти положения образуют ядро объяснительных схем современной психологии. Содержательная сторона рассмотренных проблем стала отправным пунктом последующей эмпирической работы. Если во взглядах мыслителей Древнего Востока преобладала религиозная позиция, то во взгляде уче­ных Древней Греции — философская позиция.

3. Психология эпохи средневековья.

Это время характеризуется, с одной стороны, приостанов­кой естественнонаучных исследований, с другой стороны, до­минированием религиозных взглядов. В странах Европы после распада Римской империи наступает религиозный застой. С разрушением древнегреческой цивилизации большая часть учений была утрачена.

Ф. Аквинский (томизм – католическая философия), опираясь и извращая учение Аристотеля, так определяет работу души:

Сначала душа совершает акт познания — ей является образ
объекта (ощущение или понятие). Затем она осознает, что ею произведен сам этот акт. Она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не
акт, а самое себя как уникальную сущность.

Таким образом, перед нами замкнутое сознание, из которо­го нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

А в странах Востока в VIII-ХП вв. происходит сближение с эмпирией (практикой), с позитивным знанием о природе.

Очагом развития науки стал арабский Халифат, где разви­вались физико-математические и медицинские науки. Следо­вательно, знание психологии стало развиваться в рамках ме­дицины. Яркими представителями этого времени стали Авиценна и Аверроэс.

Авиценна (Ибн Сина) стал один из первых исследователей в области возрастных особенностей человека. Он изучал связь между физическим развитием организма и его душевными осо­бенностями в различные возрастные периоды. При этом был установлен механизм воздействия на организм (физиологию) психического. Так, было замечено, что слова приводят к изме­нению пульса. С этим же связаны и аффекты (чувства).

Через это Авиценна определил роль воспитания в формировании человека:

Воздействие на ребенка окружающих людей ---- Чувства ребенка (аффекты) ----- Изменяют течение физиологических процессов ---- Формируется натура человека

Ибн Рушд (Аверроэс) — философ и врач — отрицал бессмертие индивидуальной души, разделял душу и разум. Душа понималась как функция организма (чувственность), а разум - божественен и входит в индивидуальную душу извне. После смерти человека разум отделяется и продолжает существовать как часть универсального разума, присущего всему человеческому роду.

Итак, изложенные взгляды на душу в различные историче­ские периоды, знакомят нас с тем, как складывалась область знаний, получившая в последующем название «Психология». Первый этап развития психологического знания можно рас­сматривать как фундамент будущей науки. Отличительной особенностью данного этапа является умозрительность взгля­дов, отсутствие практических подтверждений. Ценность сло­жившихся взглядов на душу состоит в том, что были сформу­лированы основополагающие принципы будущей науки.

Вопрос 2: «Психология как наука о сознании» (XII—XIX вв.) - 2 этап.

В связи с развитием естественных наук возникают предпосылки для анализа сознания, под которым понимается способность думать, чувствовать, желать. Основной метод изучения в этот период самонаблюдение и описание фактов.

Период XII-XIX в.в. характеризуется как эпоха механики (царица всех наук того времени). В геометро-механическую (Галилея) и динамическую (Ньютона) картину природы было вписано и физическое тело человека с его психическими свой­ствами.

1-е достижение — открытие Гарвеем кровообращения. Сердце представлялось как помпа, перемещающая жидкость (для чего не требуется участие души).

2-е достижение — открытие рефлекса Декартом. Поведе­ние человека имеет рефлекторную природу и объясняется без обращения к душе.

Начиная с Декарта, происходит поворот в предмете психо­логии от души к сознанию. Его выражение: «Я мыслю, значит я существую» опреде­лило способ изучения психологических явлений — интро­спекцию, т.е. «внутреннее зрение». Декартовская концепция сознания стала называться интроспективной.

3-е достижение — связано с именем Лейбница. Он открыл бессознательное в психике: «В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Осознание восприятий становится возможным, когда к простой перцепции (восприятие) присоединяется осо­бый механический акт — апперцепция (внимание и память).

4-е достижение — связано с именем Гоббса. Он ввел по­нятие ассоциации - следствие разума (рационального). А нужен опыт, следовательно, возникает эмпирическая психоло­гия (экспериментальная психология).

Итак, душа начинает пониматься как сознание. Открываются новые явления: бессознательное, перцепция, мышление, память. Источником знаний становится самонаблюдение (интро­спекция).

XIX век знаменует переход от механики к физиологии. В 70-х гг. XIX в. начинают созревать предпосылки для возник­новения психологии как самостоятельной науки. Было уста­новлено, что в психическом мире действуют собственные за­коны и причины. Этим была создана почва для отделения психологии как от физиологии, так и от философии. Основой выделения психологии в самостоятельную науку стало приме­нение опыта. Именно поэтому рождение психологии как са­мостоятельной науки связывается с организацией в 1879 г. лейпцигской лаборатории под руководством Вундта. Попытки поставить эксперимент в области имеющихся знаний обусловили возникновение экспериментальной психологии. Предметом экспериментальной психологии стали элементарные психические процессы — ощущения и простейшие физиологические восприятия. Основой экспериментальной психологии была физиология органов чувств (Мюллер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц). Но, начав эксперименты и теоретически, исследования на основе стихийно-материалистических взглядов, представители физиологической психологии стали испытывать влияние идеалистических философских теорий. Проникновение механизма в психологию укрепляло позиции сторонников интроспективного метода.

Интроспективная психология — психологическая теория, считающая сознание совокупностью феноменов, сознаваемых только посредством интроспекции (самонаблюдения за своими переживаниями и психическими процессами).

В рамках исследований, предметом которых оставалось сознание, можно выделить 5 разновидностей идеалистической психологии сознания, основанных на интроспективном методе исследования.

1. Теория элементов сознания (Вундт, Титченер). Основное-
значение психологии они видели в разложении сознания на
элементы, выделении связей между ними и определении законов этих связей. В качестве элементов выделялись ощущения и простые чувствования (образы и аффекты).

Все остальные явления психики — результат слияния эле­ментов.

2. Теория актов сознания (Брентано). Данная теория возни­кает на базе идей Ф. Аквинского. Предмет психологии, по Брентано, не содержание сознания или «непосредственного» опыта, а особая психическая активность, состоящая из умст­венных действий или актов, которые являются основными ди­намическими характеристиками психики. К ним относятся:
«воспринимание» окружающего, «оценивание» чего-либо и т.п.

Важное положение его теории - интенциональность (на­правленность) актов на реальные предметы и психические образования.

Теории элементов и актов сознания относятся к структурной психологии

 

(название связано с поиском структуры сознания). Слабые ее стороны состоят в том, что ощущения и восприятия изучались в отрыве от мышления.

3. Теория потока сознания (Джемс). Предмет психологии — поток сознания, непрерывный, постоянно меняющийся, образующий непосредственный опыт каждого человека. Отдельные ощущения — лишь продукт потока, а не его часть. Поток — чувствования. хотения, размышления. Следовательно, задача психологии — описать и истолковать эти динамические состо­яния, их причины, условия и непосредственные результаты. Отсюда следует попытка понять связь психики с живым организмом, взаимодействием со средой. Он пришел к мысли, Напоминающей идею о рефлекторной природе психики, однако объективным принципом психологических исследований это не стало. Он инициатор психологического исследования проблемы самосознания личности и «Я».

4. Понимающая (описательная) психология (Дильтей).

Тео­рия Джемса обнаружила противоречия между: стремлением целостного понимания психической жизни человека и уста­новками физиологической психологии, вычленявшую психи­ческие элементы.

Возникают как бы 2 направления:

а) психология описательная (понимающая), которая должна интроспективно описать целостные психические явления — сознание и личность человека;

б) психология объяснительная (экспериментальная), где предмет — изучение сенсорных процессов, ассоциаций и эле­ментов сознания в их причинной связи.

Предмет описательной психологии: непосредственно пе­реживаемая человеком изначальная структурная целостность и полнота его душевной жизни. Основной метод познания — «понимание» — интуитивное самопостижение субъектом сво­его духовного мира. Следовательно, задача психологии — изучать понимаемую в переживании внутреннюю реальность.

Итак, тезис о существовании двух видов психологии в рам­ках понимающего направления способствовал отрыву после дующих исследований сенсорных процессов (элементарных психических функций) от изучения высших психических функций. Кроме того, была поставлена проблема зависимости личности от исторического развития, однако ее решение не было осуществлено.

5. Гештальт-психология (от нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура).

Это одно из направлений идеалистической психологин возникшее в 1912 г. в Германии. Школу гештальтпсихолои ни возглавил М. Вертгеймер (1880—1944), а затем В. Келер (1887—1967) и К. Коффка(1886—1941).

Гештальт-психология в качестве основного объяснительного принципа выдвигает целостное объяснение элементов психической жизни, несводимое к сумме его составляющих. Этому предшествовало учение Эренфельса о целостности как особом качестве восприятия. Но гештальт до него рассматривался как вторичное явление.

Гештальт-психология прямо противоположно трактует отношения между ощущениями и целостными образами восприятия:

- целостные образы восприятия — психическая реальность;

- ощущения — продукт научного анализа (вторичны).

Закономерности образования гештальтов таковы:

- они возникают вследствие стремления психического поля сознания индивидов образовывать «хорошее», т.е. простые, уравнове­шенные, симметричные и замкнутые фигуры. Следовательно, гештальт-психология на передний план выдвигает целостный характер восприятия. Однако целостный характер восприятия объясняется не целостностью предметов, а самодвижением психических структур человека к уравновешенному состоя­нию. Роль практического опыта по сути игнорируется, по­скольку давалось своеобразное объяснение, истолкование без учета двигательной активности человека и т.д.

Сделав исходным объектом восприятие, гештальт-психология перенесла его закономерности и сделала их дейст­вительными для всей психики вообще.

Психика человека (и живых существ) изображалась как целостное «феноменаль­ное поле», обладающее определенным строением, основные компоненты которого:

а) «фигуры», т. е. части поля, которые как бы выделяются, выставляются вперед;

б) «фон» — тот задний план, на котором воспроизводятся фигуры.

Структура поля гибка и подвижна: фигура может стать фо­ном, и наоборот. По такому же принципу гештальта существу­ет каждая «фигура»: одни части выделяются в ней как цент­ральные, другие — периферические — образуют фон.

Как восприятие, так и все другие области психики, подчиня­ются закону центрации: центральные части общего поля (фигу­ры) воспроизводятся как яркие, отчетливые. Изменение центра поля (фигуры) ведет к радикальному преобразованию. Перецентрация составляет основу движения восприятия, мышления и т.д.

Сам момент перецентрации переживается человеком как внезапное усмотрение новых свойств объектов.

Доказательство своеобразного и изначально целостного ха­рактера восприятия, несводимого к ассоциации ощущений, ста­ло новым шагом в развитии идей о сознании. Вместе с тем, данное направление содержит в себе небесспорные положения:

1. Целостный характер восприятия объясняется не целост­ностью объектов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию.

2. В соответствии с их теорией в феноменальном психиче­ском поле действуют те же закономерности, что и в любых физических системах, в электромагнитных полях (напряже­ние, сила, определенным образом направленные и изображае­мые в виде векторов).

В результате напряжения системы из неуравновешенного состояния стремятся перейти в уравновешенное. Эти идеи нашли свое воплощение в идее перестройки восприятия проблемной ситуации: выделение в ней новых отношений происходит под давлением напряженных неуравновешенных структур, ведущих к образованию новых гештальтов. Человек, таким образом, оказывается пассивным носителем феноменальных полей, обеспечивающих всю динамику психической жизни. Следовательно, гештальт-психология сущность мышления видит во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации. Здесь гештальт-психология обнаружила один из центральных механизмов мышления — выявление новых сторон предметов путем мысленного их включения и новые связи и отношения. Однако игнорируется роль практической и мыслительной деятельности индивида в подготовке подобной перестройки восприятия проблемной ситуации.

Рассматривая с идеалистических позиций отношение психики к мозгу, они объявили феноменальные поля изоморфными электромагнитными полями в мозгу, к которым они свели всю физиологическую деятельность мозга.

Если сопоставить все представленные здесь теории сознания, общим для них явилось то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание. А вся деятельность — к деятельности сознания. И, несмотря на то, что в психологических исследованиях становится возможным эксперимент, все же основным методом остается интроспекция (заглядывание внутрь самого себя), что лишает исследование объективности. Исключительно поэтому во втором десятилетии XX в. предметом психологии стало не со знание, а поведение как результат действия сознания.

Вопрос 3: «Психология как наука о поведении» (XX вв.) – 3 этап.

Задача психологии – изучение зримого, наглядного в поведении человека, его поступков и реакций. Мотивы, вызывающие поступки, не учитываются.

В XX в. возникает ряд психологических направлений, в рамках которых изучается не сознание, а поведение. Среди этих направлений можно выделить следующие:

1. Функционализм. Предмет психологии — не анализ со­держания сознания, а выявление роли в приспособительском поведении тех или иных психических процессов.

Функциональная психология представляет собой попытку совместить принцип психологии сознания с дарвинской эволюционной теорией и выдвигаемым принципом приспособле­нии к среде.

Центральное положение — приспособительная функция сознания, психических феноменов, их участие в регуляции поведения.

Восприятие, мышление, внимание рассматриваются не как статические психические образования, а как активные специ­фические операции организма, подготавливающие адаптацию. Психические функции объявлены основной функцией жизнедеятельности, не менее естественные, чем физиологические, обеспечивающие выживание организма. Таким образом, путем объективного метода изучения поведения возможно изу­чение психики. Однако психологи не ставили вопрос об об­ратном влиянии поведения на психику, следовательно, им чужда идея приспосабливания (в отличие от приспособления).

2. Гормическая психология (Мак Дауголл — английский психолог в США). Горме — стремление к определенной цели. В ранних работах Дауголл определяет психологию как науку, задача которой заключается в исследовании и объяснении поведения человека с целью успешного его регулирования и приспосабливания к меняющимся условиям обстановки. По­ведение мотивируется и ориентируется умственной или психической структурой, следовательно, психолог должен изучать строение и функции психической структуры. Выделяет два аспекта в психической структуре:

1.Побудительно-мотивационный.

2.Познавательно-исполнительный.

Теперь у него инстинкт — врожденная связь склонности с определенной способностью. Принцип развития психической структуры он видит в усложнении этой связи.

3. Объективная психология. Основатель данного направле­ния — А.Пьерон — французский психолог в первом десятиле­тии XX в. Исходное положение его взглядов состоят в том, что живые существа имеют 2 свойства:

1)испытывать внешние воздействия;

2) способность действовать, осуществлять контакт с миром
Соответственно, должно быть единство, т.е. психика и действие должны быть неотделимы друг от друга.

Центральное положение: психика служит для регуляции поведения. Предмет психологии — поведение. Под поведением он понимал единство регуляций, психической и исполнительной двигательной стороны во взаимодействии с окружающим миром

Объективная психология отвергает интроспекцию и объявляет объективный метод, т.е. исследование различных действий человека, что вскрывает даже неосознаваемые человеком стороны его психики.

4. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение). Основатель — американский психолог Дж. Уотсон. Он писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти». Уотсон исключил из психологии сознание, хотя его наличие не отрицалось. А вот поведение стало центром вни­мания. Бихевиористы считают, что человек — реактивная сис­тема, его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему стремится человек и чего он избегает.

5. Психоанализ (3. Фрейд). Суть теории сводится к следу­ющим основным положениям: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в обшир­ной сфере психической жизни — неосознаваемых сексуаль­ных и агрессивных побуждениях (инстинктов). Инстинкты -
психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Это, по взглядам 3. Фрейда, конечная причина любой активности. Бессознательное напряжение вызывает ту или иную форму поведения для того, чтобы уменьшить на­пряжение. Инстинкты, мотивы, влечения конкурируют друг с
другом за главенство в регуляции поведения.

Само же поведение, скорее, детерминировано, чем произ­вольно. Это распространяется на все, что мы делаем, чувствуем.

Итак, психоаналитическое направление подчеркивает значение бессознательных психических процессов в поведении человека.

В развитие науки о поведении определенный вклад внесли И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов и другие россий­ские психологи.

Но и в психологии поведения очень быстро наметился кри­зис, поскольку за поведением (которое исследовалось объек­тивно) все же стояли психические факты и явления (мысли, чувства, желания), которые не подвергались анализу. Изучать же поведение без чувств, мыслей и т.п. невозможно. Встал вопрос о более широком рассмотрении психических феноме­нов. Так возник новый этап в развитии психологических взглядов — этап изучения психики.

Вопрос 4: «Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики» - 4 этап.

Взгляды на предмет психологии в ХГХ—XX вв. стали пре­терпевать изменения под влиянием диалектического материа­лизма. Так, если психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием с позиций идеализма, то уже бихевиористы — с позиций вульгарного материализма. Новый путь в психологию открылся на новых методологических правилах диамата. Начался новый этап в развитии психологии, науки, где объектом выступает не поведение, сознание или душа, а психика. Появился ряд теоретических концепций, в основе ко­торых содержится социальная обусловленность психики. От­метим некоторые направления в этом ряду.

Французская социологическая школа. В ее рамках развива­ется вопрос о социальной обусловленности человеческой пси­хики. Так, социолог Дюркгейм видит социальность психики человека во включении в индивидуальное сознание коллек­тивных представлений. Он отрицает социальность индивиду­альных представлений. Леви-Брюль частично выявляет каче­ственное различие мышления личностей, находящихся на разных стадиях общественного развития. Морис Гальбвакс также устанавливает социальную обусловленность явлений человеческой психики и поведения. Но в основном его кон­цепция применима к памяти.

Психология Пьера Жане. Предметом психологии выступает исследование человека в его связях со вселенной и особенно в его связях с другими личностями. Конкретизируя тип связей, которые должна изучать психология, он говорит «Психология является ничем иным, как наукой о человеческих действиях». Действия — не в духе поведенчества, а как форм;) отношения человека к миру, насыщенное психологическим содержанием. В свою очередь, и психические явления невозможно отделить от поведения, действия, движения. Поскольку психика — неотъемлемая часть деятельности, поведения, следовательно, анализ поведения — способ изучения характе­ристик и свойств психики, а не предмет психологии, как эк» было у бихевиористов. Новый шаг во взглядах П. Жане состоял в определении социальной обусловленности памяти и психики личности.

Генетическая психология Ж. Пиаже. Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896—1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия ре акции он выдвинул понятие операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию структуры) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящий к Сеченову). Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте — на материале развития мышления и речи у ребенка.

Вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом — стремлением к удовольствию, и не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих. Позже он признал исходным моментом и развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т. е. элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в на­правлении социокультурного объяснения личности.

Американский психиатр К. Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр X. Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Ос­новоположник гуманистической психологии Э. Фромм ут­верждал, что человек обладает особыми потребностями, кото­рые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влия­тельные психологи, как К. Роджерс, Э. Маслоу и Г. Олпорт.

Выводы по лекции:

1.Психология как самостоятельная наука — относительно молодая, возникла в XX в.

2.Причинами выделения психологии в самостоятельную
науку стали:

- Переход от интроспекции к опыту;

- Выделение собственного предмета исследования;

- Естественнонаучная база.

3. Историческое развитие представлений о предмете пси­хологии шло от души к психике. Основными этапами развития взглядов на предмет психологии стали:

- Наука о душе;

- Наука о сознании;

- Наука о поведении;

- Наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.

4. Разные объяснительные принципы с различных общеме­тодологических позиций предопределяют существование раз­ных психологических направлений, имеющих свой предмет исследования.

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.