|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.? 1. Педагогические задачи и средства АФК. 2. Средства АФК.
Постановка педагогических задач, степень их конкретизации и четкость формулирования определяют направленность и содержание педагогических воздействий, адекватный подбор методов и методических приемов во всех формах направленного использования средств физической культуры. В адаптивном физическом воспитании как наиболее организованном виде АФК более системно представлены все виды педагогических задач.
К общим задачам относятся следующие: -укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды; -обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков; -развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; -формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; -воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; - воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности. К специфическим задачам адаптивной физической культуры относятся · коррекционные, · компенсаторные · профилактические, однако их решение распространяется и на общие задачи. Если физическое воспитание здоровых школьников имеет общеподготовительную направленность, то адаптивное физическое воспитание, как и другие виды АФК, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Физическую культуру детей с нарушениями развития нужно рассматривать как коррекционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигательных нарушений. Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позволило их сгруппировать в следующие виды: 1. Коррекция техники основных движений — ходьбы, бега, плавания, прыжков, лазанья, перелезания, метания, мелкой моторики, симметричных и асимметричных движений, упражнений с предметами и др. 2. Коррекция и развитие координационных способностей — согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и т.п. 3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции. 5. Профилактика и коррекция соматических нарушений — осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм. 6. Коррекция и развитие сенсорных систем: -дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; -развитие зрительной и слуховой памяти; -развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; -дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п. 7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности — зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.
Деление это носит условный характер, в практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач, и несколько упражнений могут быть нацелены на решение одной задачи. 2. Средства адаптивной физической культуры Ксредствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Физические упражнения: 1)укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц; 2)улучшают крово - и лимфообращение, обмен веществ; 3)благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС),повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям; 4)улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем; 5)улучшают функции сенсорных систем. Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т.п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т.е. влияют одновременно на организм и личность. Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями самих упражнений (их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т.п) во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся (возрастом, полом, состоянием здоровья, состоянием двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью) в-третьих, внешними условиями — психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный комфорт занимающихся. Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах АФК, все упражнения делятся на группы по определенным признакам.
Единой классификации не существует, так как одно и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные классификационные группы. Наиболее распространенными являются следующие классификации: 1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные; 2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т.п.;
3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы и т.п.;
4) по координационной направленности: упражнения на ориентиров ку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;
5) по биомеханической структуре движений: · циклические (ходьба, бег, плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля и др.), · ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), · смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);
6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напряженности физиологических функций: · упражнения низкой интенсивности (ЧСС - до 100 уд./мин), · умеренной (ЧСС до 120 уд./мин), · тонизирующей (до 140 уд./мин), · тренирующей (до 160 уд./мин и больше); 7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов: упражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствующих программе Паралимпийских игр. 8) по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций паретичных мышц, опорности, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.; 9) по исходному положению: упражнения, выполняемые в положении лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.; 10) по степени самостоятельности выполнения упражнений: · активное самостоятельное, · с поддержкой, помощью, страховкой, · тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, · с помощью протезов, туторов, ортезов и технических устройств, · в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме ортопедической укладки, · пассивных упражнений и др. 11) по интеграции междисциплинарных связей: · художественно-музы кальные, · хореографические танцевальные упражнения, · упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), · рисование, · упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, · тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности. В таблице показано только одно циклическое упражнение — ходьба как средство коррекции физических и психических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии: коррекции равновесия, быстроты реакции и переключения, дифференцировки усилий, расстояния, ритма и темпа движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, осанки, подвижности в суставах, развития внимания, воображения, сопряженной речи, словарного запаса и др. Аналогичными возможностями обладают все физические упражнения — бег, метание, прыжки, плавание, подвижные и спортивные игры и т.п.
От адекватности подбора физических упражнений, рациональной организации условий и способов педагогических воздействий зависит успешность решения всего комплекса задач АФК. К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний. Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды, разгрузка позвоночника, свобода движений в безопорной среде укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улучшают сон, аппетит, настроение ребенка. К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для инвалидов они имеют первостепенное значение: Так, для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям, камней и т.п.; для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и оборудование красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов, озвученную атрибутику — мячи, мишени, метрономы, свистки и др. Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тщательно готовится и полируется поверхность пола. Для лиц, передвигающихся в колясках, должен быть обеспечен свободный проезд к душевым, раздевалкам, туалетам. Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность спортивного инвентаря и оборудования, надежность страховки, помощь в случае необходимости и безопасность. Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополнительных используются средства медицинской и психологической реабилитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростимуляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.), бани (парные и сауны), средства психологического воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. Однако их применение для разных лиц имеет множество индивидуальных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролироваться.
Контрольные вопросы и задания 1.Какие две группы задач решаются в адаптивной физической культуре? 2.Перечислите наиболее важные общие задачи адаптивной физической культуры. 3.Какие виды коррекционно-развивающих задач вам известны? 4.Что относится к средствам адаптивной физической культуры? 5.Какое влияние оказывают упражнения на организм лиц с отклонениями в состоянии здоровья? 6.Приведите примеры классификации физических упражнений по 3—4 классификационным признакам. 7. Приведите примеры использования ходьбы для коррекции психических и физических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии. 8.Какие факторы относятся к естественно-средовым? 9.Раскройте значение гигиенических факторов в адаптивной физической культуре.
Развитие психических и физических способностей в упражнениях с ходьбой
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|