Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Введение в отрасль конституционного права





План:

1. О термине «конституционное право».

2. Краткий очерк истории возникновения конституционного права в системе отраслей права

Вопрос 1. О термине конституционное право.

 

Термин «конституционное право» происходит от названия особого политико-правового документа- конституции (лат. - constitutio - устройство, установление). Конституция - это наи­более важный и значимый правовой акт в национальном пра­ве, та основа правовой системы, которая предопределяет фор­мирование и развитие государства, права и гражданского об­щества.

Понятие конституционного права в современной юриди­ческой литературе обычно используется в трех взаимосвязан­ ных значениях:

1. В основном значении конституционное право - это одна из многочисленных отраслей права, занимающая в демократиче­ских странах ведущее место в национальной правовой систе­ме. В этом значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регули­рующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в обществен­ной и государственной жизни, а также принципы взаимоот­ношений личности и государства. Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в конституции, а также в дру­гих важнейших государствообразующих нормативно-правовых актах. Формально-юридическое исполнение конституционно-правовых норм - исходный уровень создания конституцион­ного права как отрасли. Вторичный уровень - фактическая реализации конституционно-правовых положений. Объеди­ненные предметом регулирования нормы права данной отрас­ли должны в процессе реализации сформировать систему фак­тических конституционно-правовых отношений. Наличие конституционного права как отрасли обуславли­вает существование соответствующей науки конституционно­го права и одноименной учебной дисциплины.

2. Наука конституционного права - одна из ведущих отрас­лей правоведения и государствоведения. Это совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституци­онного права как отрасли права. Выводы и достижения нау­ки конституционного права, внедряемые в практику, напря­мую связаны с прогрессивным развитием общества и госу­дарства, ибо имеют принципиальное стратегическое значе­ние. По многим аспектам наука конституционного права представляет собой фундаментальную основу для других юридических и политических наук, изучающих разнообраз­ные отрасли права, институты государствоведения и полито­логии.

3. Учебная дисциплина (учебный курс) конституционное пра­во - система знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемая в образовательных целях. Учебная дисциплина базируется на нормативном и факти­ческом развитии отрасли конституционного права и на дости­жениях науки данной отрасли. Ее содержание в значительной мере обусловлено также спецификой конкретной страны и конкретным периодом развития конституционного права как отрасли и науки. Как и для любой другой учебной дисциплины, для нее ха­рактерен более узкий объем знаний по сравнению с общим потенциалом науки, изучающей одноименную отрасль. Если главная цель для науки - это систематизация существующих и формирование новых знаний, интерпретация научных идей, концепций, учений, а также разработка возможных способов их воплощения в реальную жизнь, то для учебной дисципли­ны - это усвоение и распространение уже созданных знаний, причем в том объеме, который возможно обеспечить в рамках учебного процесса.

 

Вопрос 2. Краткий очерк истории возникновения конституционного права в системе отраслей права.

Конституционное право возникло как результат эволюции отрасли государственного права и является высшей формой ее проявления на современном этапе.

Возникновение отрасли государственного права было обу­словлено появлением государства и права, как таковых. В этом смысле история государственного (конституционного) права неразрывно связана с историей человеческой цивилиза­ции и, в частности, с возникновением первых центров госу­дарственности. К таким центрам относились Древний Египет (в районах долины рек Нила), Древний Шумер (в районе рек Тигр и Евфрат), Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция и Древний Рим. По мере развития человече­ского общества стали появляться новые центры в Европе, Азии, Африки и на других континентах.

Периодизация истории конституционного права - один из сложных и спорных вопросов, поскольку отсутствуют какие-либо общепризнанные критерии. Вместе с тем, очевидно, что отправная точка такой периодизации - формирование, расши­рение и совершенствование источников и институтов государ­ственного (конституционного) права на переломных этапах в развитии государства, права и общества. С учетом этого кри­терия можно выделить следующие четыре основные периода в развитии государственного (конституционного) права:

1. государственное право в древности;

2. государственное право в средние века;

3. конституционное (государственное) право в новое вре­мя;

4. современное (новейшее) конституционное (государст­венное) право.

 

Государственное право в древности. Возникновение первых государств, как свидетельствуют исторические источники, относится к V - ГУ тысячелетиям до нашей эры. Акты первых правителей государств были направ­лены на регулирование государственной организации власти, и, затрагивая отдельные вопросы отношений с личностью, не разделяли, как правило, частные и публичные вопросы.

Уже в III-II тыс. до нашей эры известны попытки кодифи­кации норм права. В качестве примера можно привести Месо­потамию, где имеются сведения о такой деятельности еще в XXIV в. до н.э., обнаружены законы Шульги (2093-2046 до н.э.), который создал типичное древневосточное деспотиче­ское государство, ввел жесткий порядок регламентации в хра­мовых и государственных хозяйствах.

В последние тысячелетия до нашей эры были созданы крупнейшие памятники законотворчества: папирусы Древне­го Египта, клинописные законы Хаммурапи - царя Вавилона, законы Ману и веды Индии, Ветхий завет Священного Писа­ния (особенно, «Исход», «Второзаконие» и «Книга судей израилевых»), памятники древнекитайской политико-правовой культуры. В первом тысячелетии до нашей эры значитель­ную роль в формировании отраслей права сыграли такие го­сударства как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту (на Ближ­нем и Среднем Востоке), Древний Китай и Древняя Индия (в Азии).

В древнейшей истории нормы различных отраслей права - государственного, гражданского, уголовного, семейного, ад­министративного и др. - тесно переплетались в одних и тех же законах. Кроме того, с постепенным усилением религии как публичного института, наблюдалась тесная взаимосвязь пра­вовых предписаний с религиозными нормами. Так, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 го­ды до н.э.) включали разделы, регулирующие основные прин­ципы правосудия; охрану собственности царя, храмов и цар­ских людей; нормы, касающиеся служебного имущества; опе­рации с недвижимостью, торговые и коммерческие отношения; телесные повреждения; операции с движимым имущест­вом и личный наем.

Другим ярким примером является содержание «Исхода» из Ветхого завета. Законы, содержащиеся в главах 21-23 «Исхода» определяют взаимоотношения властей с человеком во всех сферах человеческого общежития и не отделяют пуб­личное и частное право. Нормы поведения обращены как к подданным, так и к их правителям. «Судей не злословь и на­чальника в народе твоем не поноси»,- так говорится под­данным в одном из публичных правил. «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу» - этим положением уже за­щищаются не публичные, а частные интересы подданных. «Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от не­правды и не умерщвляй невинного и правого», - данное го­сударственно-правовое предписание обращено к правителю, а не подданным.

Значительную роль в становлении государственного (кон­ституционного) права сыграли Древняя Греция и Древний Рим. В VIII веке до нашей эры возникли древнегреческие го-рода-государства (полисы), которые заложили традиции древ­негреческой демократии и участия населения в государствен­ных делах. В Древней Греции, а затем в Древнем Риме сфор­мировались и действовали первые институты гражданства и покровительства иностранцам.

В формировании греческой демократии важную роль сыг­рали законы (конституция) Солона (VI век до н.э.), которыми были учреждены высший орган власти - афинское народное собрание, совет четырехсот - орган племенной демократии, и гелиэя - суд присяжных заседателей. Государственная рефор­ма Солона представляла собой образец политического ком­промисса того времени и внедряла элементы разделения вла­стей - непременный атрибут современной демократии.

Дальнейшая демократизация древнегреческого государства связана с именем Перикла (Y век до н.э.). Развитие науки и философии в «Золотой век» Перикла совпало с волной рево­люций в греческих полисах, вызвавших к жизни прямую де­мократию. В период его политического влияния замещение государственных должностей стало доступно всем гражданам, независимо от их имущественного положения. При Перикле был создан демократический политический строй, обобщен­ный столетие спустя в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля.

Вершиной нормотворческой деятельности древних об­ществ явилось римское право, охватывавшее обширные об­ласти имущественных и общественных отношений (частное и публичное право) и ставшее фундаментом для формирования правовых норм в последующие эпохи.

Первая римская кодификация права восходила к середине V столетия до н.э. и получила название «Законов ХП таблиц». В течение многих веков они считались основным источником права - публичного и частного. В Законах ХII таблиц были собраны воедино нормы госу­дарственного, гражданского, уголовного, уголовно-процес­суального и др. отраслей права.

Временем высшего расцвета римской классической юрис­пруденции оказались последний век республики и первые два-три века империи. В этот период получили признание прин­ципы «равенства сторон», «справедливости», «доброй совес­ти». Авторитету Законов ХП таблиц была противопоставлена идея «общенародного права», под которым понималась сово­купность установлений, общих для многих народов. В этот период сформировалась целостная теория публичного римско­го права. По известному определению римского юриста Ульпиана (Ш век н.э.) публичное римское право - это все те нор­мы, которые «относятся к положению римского государства» как целого. Под частным правом понималось такое право, ко­торое касалось «пользы отдельных лиц». Отсюда, к примеру, храмы и дороги были отнесены к объектам регулирования публичного права, в то время как отношения собственности, семейные, наследственные и другие подобные отношения - областью частного права. Такое деление было признано в средние века в тех странах, где было заимствовано римское право, и укоренилось в дальнейшем в буржуазном праве.

Таким образом, первоначально государственное право развивалось в тесном переплетении с другими отраслями права. Лишь отдельным государствам в древние века (на­пример, греческие государства-полисы, Римская республика и Римская империя) удавалось обозначить положения пуб­личного права в более или менее стройную систему актов и соответственно в какой-то мере сформировать зачатки само­стоятельной отрасли государственного права. Тем не менее, и в этих государствах наблюдалось тесное слияние светских и религиозных правил, что получило свое дальнейшее разви­тие в период средневековья и выразилось в доминировании церкви над государством, в преимуществах церковной вла­сти перед светской.

Государственное право в средние века. Более интенсивное отделение государственного права от других отраслей, происходит в средние века, особенно в пери­од позднего средневековья (XVI-XVII в.в.). Феодальная раз­дробленность, порождающая бесконечные войны, заставила правителей заниматься интенсивным законотворчеством по организации государственной власти, определении ее сувере­нитета и отношений монарха с подданными для усиления их власти, объединения и укрепления государств. В этот период центр цивилизации постепенно смещается с Востока на Евро­пейский континент, где большое влияние на развитие государ­ственного и других отраслей права оказало христианство, а также рецепция римского права (начиная с ХП века).

Значительную роль в закреплении новых отношений меж­ду государством, церковью и подчиненными сыграло приня­тие Великой Хартии вольностей 1215 года, впервые провоз­гласившей за частью общества (баронами и рыцарями) опре­деленные права и свободы, а также создание английского об­щего права и английского парламента в XIII веке.

В эпоху средневековья происходит формирование местно­го самоуправления как самостоятельного публично-правового института. Именно в этот период в крупных европейских го­сударствах начинается процесс повсеместного создания го­родских и сельских систем местного самоуправления и мест­ного управления. Образование собственной системы управле­ния, не зависимой от центральной, королевской власти яви­лось естественной реакцией городского населения - купцов, ремесленников, городских обывателей - на усиление власти монарха в период формирования централизованных госу­дарств. Вместе с тем в сельской местности этот процесс шел значительно медленней по причине сохранявшегося в боль­шинстве государств Европы крепостного права и индивидуа­листической психологии крестьян как мелких собственников.

Конституционное (государственное) право в новое время. Становление основных идей конституционного права, свя­зано с периодом преодоления средневековой раздробленности и укрепления государства, благодаря которому создаются пред­посылки для последующего крушения феодального абсолютиз­ма (XVI-XVIII вв.). Это время рождает выдающихся просвети­телей и мыслителей, разработавших первые фундаментальные учения о государственности и конституционализме, послужив­шие идейной основой будущего формирования конституцион­ного (государственного) права как целостной отрасли права. К числу просветителей того времени относятся Николо Макиа­велли, Томас Мор, Жан Боден, Томмазо Кампенелла, Гуго Гро-ций, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескье, Жан Жак Русс, Томас Джефферсон, Джеймс Медисон и другие. Наиболее значимые из выдвинутых ими идей касались народного и государственного суверенитета, разделения властей, естественных и неотчуждаемых прав человека, равенства и свободы граждан, парламентаризма, ответственного правительства.

Прогрессивные идеи были воплощены в ходе демократиче­ских антиабсолютистских революций, освободительной войны в Северной Америке, в период Французской революции 1789-1793 годов и стали реальностью в первых источниках консти­туционного права. К ним относятся: Петиция о праве 1628 го­да и Билль о правах от 1689 года в Англии; Декларация неза­висимости США 1776 года, автором которой был будущий третий президент США Томас Джефферсон; Конституция США 1787 года и американский Билль о правах 1789 года; знаменитая французская Декларация прав человека и гражда­нина 1789 года; Конституция Франции 1791 и 1793 годов; польская Конституция 1791 года и другие.

Сам факт принятия таких документов демонстрировал принципиально новый, более высокий уровень государствен­но-правового регулирования публичной власти и отношений между государством и личностью, установления ограничений в монополии государственной власти со стороны одного должностного лица или органа. Результат победы либерально-демократических реформ выражается в признании правовыми системами большинства передовых государств теории естест­венного права, свободы как высшей ценности, государствен­ной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Началом интенсивного употребления понятия «конститу­ционное право» считается XVIII век, причем этот термин по­является раньше, чем формируется собственно отрасль права. К примеру, французские конституционалисты считают, что выражение «конституционное право» появилось во Франции как минимум за пятнадцать лет до Революции 1789 года.

В тот период на европейском и североамериканском кон­тинентах «конституционное право» использовалось в трех значениях. Сначала им обозначалось субъективное право, то есть возможность индивида или коллектива, предоставленная конституцией. Отсюда, право индивида отказаться платить налог, не установленный законом, рассматривалось как часть конституционного права.

Затем «конституционное право» стало обозначать группу правовых норм, закрепленных в конституции конкретной страны. Во Франции, например, можно было встретить коро­левское решение, в котором констатировалось «посягательст­во на конституционное право провинции». Иначе говоря, до Французской революции 1789 года провинциальное право слагало в совокупности конституцию государства.

Выражение «конституционное право» использовалось так­же для обозначения науки и дисциплины, объектом исследо­вания которых являлись принципы и правила конституциона­лизма и публичных отношений, урегулированных конститу­цией. Перед началом революции во Франции можно было встретить профессоров конституционного права, преподаю­щих эту новую отрасль права, которая одновременно называ­лась «политическое право».

Дальнейшее развитие конституционного (государственно­го) права в новое время, то есть в ХIX -начале XX в. отлича­лось интенсивным процессом конституционного и текущего законотворчества, кодифицировавшего правовые нормы, ре­гулирующие публичные отношения. Вслед за США, Франци­ей и Польшей конституции были приняты в Норвегии (1814 год), Бельгии (1831 год), Аргентине (1853 год), Люксембурге (1868 года), Швейцарии (1874 год).

В XIX веке в системах публичной власти наиболее передо­вых государств окончательно формируется институт местного самоуправления. Как заметил английский исследователь Д.Е. Эшфорд, концепция местного самоуправления этого пе­риода явилась продуктом либерально-демократического госу­дарства XIX века.

Именно новое время можно считать периодом формирова­ния конституционного права как ведущей отрасли права в правовой системе конкретных государств. В этот период госу­дарственное право, с одной стороны, отделяется от других от­раслей права, а с другой стороны, преобразовывается в веду­щую отрасль, именуемую теперь во многих государствах, как «конституционное право».

 

Современное (новейшее) конституционное (государст­ венное) право. Современное конституционное (государственное) право усилило тенденции, обозначенные новым временем. После Второй мировой войны произошел всплеск конституционного законотворчества, обусловленный, по меньшей мере, следую­щими факторами: победа над фашизмом и создание демократических ре­жимов в бывших диктаторских и тоталитарных государствах; освободительные движения в колониальных странах; необходимость обновления старых конституций в странах, вступивших первыми на путь конституционного развития; эволюция государственного и общественного строя в со­циалистических странах и странах социалистической ориентации и переход на новый тип демократической государственности.

Большинство стран учредили свои конституции именно по­сле Второй мировой войны. В этот период были приняты или существенно изменены конституции в странах Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия и др.), Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Рес­публика, Сальвадор, Канада и др.), Азии и Африки (Япония, Турция, Южная Корея, Филиппины, Индия, ЮАР и др.).

Отказ от социалистического режима государственности в странах Восточной Европы и в государствах - бывших рес­публик СССР, осуществление ими конституционно-правовых реформ, в той или иной степени основанных на принципах демократии, политическом плюрализме и либеральной эконо­мике, привели к принятию этими государствами новых кон­ституций в 1990-х годах.

В результате интенсивного конституционного развития и осуществления конституционно-правовых реформ произошли существенные сдвиги в расширении сфер конституционного регулирования, а также в межгосударственной конвергенции основных идей и принципов конституционного права многих стран мира.

Несмотря на значительный прогресс в современный пери­од, вместе с тем нельзя пока говорить о том, что конституци­онное право как ведущая отрасль публичного права сформи­ровалась повсеместно. Так, весьма осторожно следует употреблять термин «кон­ституционное право» в отношении основной отрасли публич­ного права в мусульманских странах. Во многих государствах Ближнего Востока долго не принимались конституции. Тако­вы были государственные традиции в Саудовской Аравии, где не существовало конституции до 1992 года. В Султанате Оман лишь в 1996 году был принят основной закон. До сих пор нет конституции в Ливии и Бутане. Однако даже с принятием кон­ституций в этих странах государственное право мусульман­ской правовой системы не стало в полной мере конституцион­ным. Основные законы государств закрепляют автократиче­ский режим государственной власти, не признаются классиче­ское разделение властей и ряд других важных принципов кон­ституционализма. В частности, отсутствуют такие существен­ные принципы современного конституционного строя как равноправие граждан независимо от их пола, а также светский характер государства. Конституция не обладает высшей юри­дической силой и не имеет верховенства в правовой системе. Основным источником и высшей формой права в мусульман­ских странах служат по-прежнему священные книги: Коран и Сунна (собрание преданий о высказываниях и действиях Му­хаммеда).

Важным фактором, оказавшим влияние на развитие и уп­рочение конституционного права как отрасли внутригосудар­ственного права, явилось закрепление основных принципов конституционализма в ведущих актах международного права. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав чело­века ООН 1948 года, акты Европейского Союза, Совета Евро­пы, СБСЕ, Содружества Независимых государств и др. В ре­зультате их принятия наиболее важные положения конститу­ционного права приобрели двойную защиту: внутри государ­ства и на международном (межгосударственном) уровне.

Таким образом, вторая половина XX века и начало нового столетия обеспечили доминирование идей конституционализ­ма в большинстве стран и вывели их регулирование на меж­дународный и межгосударственный уровень. Современное конституционное право как отрасль права приобрело черты зрелости и фундаментальности.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.