|
Введение в отрасль конституционного праваПлан: 1. О термине «конституционное право». 2. Краткий очерк истории возникновения конституционного права в системе отраслей права Вопрос 1. О термине конституционное право.
Термин «конституционное право» происходит от названия особого политико-правового документа- конституции (лат. - constitutio - устройство, установление). Конституция - это наиболее важный и значимый правовой акт в национальном праве, та основа правовой системы, которая предопределяет формирование и развитие государства, права и гражданского общества. Понятие конституционного права в современной юридической литературе обычно используется в трех взаимосвязан ных значениях: 1. В основном значении конституционное право - это одна из многочисленных отраслей права, занимающая в демократических странах ведущее место в национальной правовой системе. В этом значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства. Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в конституции, а также в других важнейших государствообразующих нормативно-правовых актах. Формально-юридическое исполнение конституционно-правовых норм - исходный уровень создания конституционного права как отрасли. Вторичный уровень - фактическая реализации конституционно-правовых положений. Объединенные предметом регулирования нормы права данной отрасли должны в процессе реализации сформировать систему фактических конституционно-правовых отношений. Наличие конституционного права как отрасли обуславливает существование соответствующей науки конституционного права и одноименной учебной дисциплины. 2. Наука конституционного права - одна из ведущих отраслей правоведения и государствоведения. Это совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли права. Выводы и достижения науки конституционного права, внедряемые в практику, напрямую связаны с прогрессивным развитием общества и государства, ибо имеют принципиальное стратегическое значение. По многим аспектам наука конституционного права представляет собой фундаментальную основу для других юридических и политических наук, изучающих разнообразные отрасли права, институты государствоведения и политологии. 3. Учебная дисциплина (учебный курс) конституционное право - система знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемая в образовательных целях. Учебная дисциплина базируется на нормативном и фактическом развитии отрасли конституционного права и на достижениях науки данной отрасли. Ее содержание в значительной мере обусловлено также спецификой конкретной страны и конкретным периодом развития конституционного права как отрасли и науки. Как и для любой другой учебной дисциплины, для нее характерен более узкий объем знаний по сравнению с общим потенциалом науки, изучающей одноименную отрасль. Если главная цель для науки - это систематизация существующих и формирование новых знаний, интерпретация научных идей, концепций, учений, а также разработка возможных способов их воплощения в реальную жизнь, то для учебной дисциплины - это усвоение и распространение уже созданных знаний, причем в том объеме, который возможно обеспечить в рамках учебного процесса.
Вопрос 2. Краткий очерк истории возникновения конституционного права в системе отраслей права. Конституционное право возникло как результат эволюции отрасли государственного права и является высшей формой ее проявления на современном этапе. Возникновение отрасли государственного права было обусловлено появлением государства и права, как таковых. В этом смысле история государственного (конституционного) права неразрывно связана с историей человеческой цивилизации и, в частности, с возникновением первых центров государственности. К таким центрам относились Древний Египет (в районах долины рек Нила), Древний Шумер (в районе рек Тигр и Евфрат), Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция и Древний Рим. По мере развития человеческого общества стали появляться новые центры в Европе, Азии, Африки и на других континентах. Периодизация истории конституционного права - один из сложных и спорных вопросов, поскольку отсутствуют какие-либо общепризнанные критерии. Вместе с тем, очевидно, что отправная точка такой периодизации - формирование, расширение и совершенствование источников и институтов государственного (конституционного) права на переломных этапах в развитии государства, права и общества. С учетом этого критерия можно выделить следующие четыре основные периода в развитии государственного (конституционного) права: 1. государственное право в древности; 2. государственное право в средние века; 3. конституционное (государственное) право в новое время; 4. современное (новейшее) конституционное (государственное) право.
Государственное право в древности. Возникновение первых государств, как свидетельствуют исторические источники, относится к V - ГУ тысячелетиям до нашей эры. Акты первых правителей государств были направлены на регулирование государственной организации власти, и, затрагивая отдельные вопросы отношений с личностью, не разделяли, как правило, частные и публичные вопросы. Уже в III-II тыс. до нашей эры известны попытки кодификации норм права. В качестве примера можно привести Месопотамию, где имеются сведения о такой деятельности еще в XXIV в. до н.э., обнаружены законы Шульги (2093-2046 до н.э.), который создал типичное древневосточное деспотическое государство, ввел жесткий порядок регламентации в храмовых и государственных хозяйствах. В последние тысячелетия до нашей эры были созданы крупнейшие памятники законотворчества: папирусы Древнего Египта, клинописные законы Хаммурапи - царя Вавилона, законы Ману и веды Индии, Ветхий завет Священного Писания (особенно, «Исход», «Второзаконие» и «Книга судей израилевых»), памятники древнекитайской политико-правовой культуры. В первом тысячелетии до нашей эры значительную роль в формировании отраслей права сыграли такие государства как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту (на Ближнем и Среднем Востоке), Древний Китай и Древняя Индия (в Азии). В древнейшей истории нормы различных отраслей права - государственного, гражданского, уголовного, семейного, административного и др. - тесно переплетались в одних и тех же законах. Кроме того, с постепенным усилением религии как публичного института, наблюдалась тесная взаимосвязь правовых предписаний с религиозными нормами. Так, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.) включали разделы, регулирующие основные принципы правосудия; охрану собственности царя, храмов и царских людей; нормы, касающиеся служебного имущества; операции с недвижимостью, торговые и коммерческие отношения; телесные повреждения; операции с движимым имуществом и личный наем. Другим ярким примером является содержание «Исхода» из Ветхого завета. Законы, содержащиеся в главах 21-23 «Исхода» определяют взаимоотношения властей с человеком во всех сферах человеческого общежития и не отделяют публичное и частное право. Нормы поведения обращены как к подданным, так и к их правителям. «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси»,- так говорится подданным в одном из публичных правил. «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу» - этим положением уже защищаются не публичные, а частные интересы подданных. «Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого», - данное государственно-правовое предписание обращено к правителю, а не подданным. Значительную роль в становлении государственного (конституционного) права сыграли Древняя Греция и Древний Рим. В VIII веке до нашей эры возникли древнегреческие го-рода-государства (полисы), которые заложили традиции древнегреческой демократии и участия населения в государственных делах. В Древней Греции, а затем в Древнем Риме сформировались и действовали первые институты гражданства и покровительства иностранцам. В формировании греческой демократии важную роль сыграли законы (конституция) Солона (VI век до н.э.), которыми были учреждены высший орган власти - афинское народное собрание, совет четырехсот - орган племенной демократии, и гелиэя - суд присяжных заседателей. Государственная реформа Солона представляла собой образец политического компромисса того времени и внедряла элементы разделения властей - непременный атрибут современной демократии. Дальнейшая демократизация древнегреческого государства связана с именем Перикла (Y век до н.э.). Развитие науки и философии в «Золотой век» Перикла совпало с волной революций в греческих полисах, вызвавших к жизни прямую демократию. В период его политического влияния замещение государственных должностей стало доступно всем гражданам, независимо от их имущественного положения. При Перикле был создан демократический политический строй, обобщенный столетие спустя в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля. Вершиной нормотворческой деятельности древних обществ явилось римское право, охватывавшее обширные области имущественных и общественных отношений (частное и публичное право) и ставшее фундаментом для формирования правовых норм в последующие эпохи. Первая римская кодификация права восходила к середине V столетия до н.э. и получила название «Законов ХП таблиц». В течение многих веков они считались основным источником права - публичного и частного. В Законах ХII таблиц были собраны воедино нормы государственного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и др. отраслей права. Временем высшего расцвета римской классической юриспруденции оказались последний век республики и первые два-три века империи. В этот период получили признание принципы «равенства сторон», «справедливости», «доброй совести». Авторитету Законов ХП таблиц была противопоставлена идея «общенародного права», под которым понималась совокупность установлений, общих для многих народов. В этот период сформировалась целостная теория публичного римского права. По известному определению римского юриста Ульпиана (Ш век н.э.) публичное римское право - это все те нормы, которые «относятся к положению римского государства» как целого. Под частным правом понималось такое право, которое касалось «пользы отдельных лиц». Отсюда, к примеру, храмы и дороги были отнесены к объектам регулирования публичного права, в то время как отношения собственности, семейные, наследственные и другие подобные отношения - областью частного права. Такое деление было признано в средние века в тех странах, где было заимствовано римское право, и укоренилось в дальнейшем в буржуазном праве. Таким образом, первоначально государственное право развивалось в тесном переплетении с другими отраслями права. Лишь отдельным государствам в древние века (например, греческие государства-полисы, Римская республика и Римская империя) удавалось обозначить положения публичного права в более или менее стройную систему актов и соответственно в какой-то мере сформировать зачатки самостоятельной отрасли государственного права. Тем не менее, и в этих государствах наблюдалось тесное слияние светских и религиозных правил, что получило свое дальнейшее развитие в период средневековья и выразилось в доминировании церкви над государством, в преимуществах церковной власти перед светской. Государственное право в средние века. Более интенсивное отделение государственного права от других отраслей, происходит в средние века, особенно в период позднего средневековья (XVI-XVII в.в.). Феодальная раздробленность, порождающая бесконечные войны, заставила правителей заниматься интенсивным законотворчеством по организации государственной власти, определении ее суверенитета и отношений монарха с подданными для усиления их власти, объединения и укрепления государств. В этот период центр цивилизации постепенно смещается с Востока на Европейский континент, где большое влияние на развитие государственного и других отраслей права оказало христианство, а также рецепция римского права (начиная с ХП века). Значительную роль в закреплении новых отношений между государством, церковью и подчиненными сыграло принятие Великой Хартии вольностей 1215 года, впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, а также создание английского общего права и английского парламента в XIII веке. В эпоху средневековья происходит формирование местного самоуправления как самостоятельного публично-правового института. Именно в этот период в крупных европейских государствах начинается процесс повсеместного создания городских и сельских систем местного самоуправления и местного управления. Образование собственной системы управления, не зависимой от центральной, королевской власти явилось естественной реакцией городского населения - купцов, ремесленников, городских обывателей - на усиление власти монарха в период формирования централизованных государств. Вместе с тем в сельской местности этот процесс шел значительно медленней по причине сохранявшегося в большинстве государств Европы крепостного права и индивидуалистической психологии крестьян как мелких собственников. Конституционное (государственное) право в новое время. Становление основных идей конституционного права, связано с периодом преодоления средневековой раздробленности и укрепления государства, благодаря которому создаются предпосылки для последующего крушения феодального абсолютизма (XVI-XVIII вв.). Это время рождает выдающихся просветителей и мыслителей, разработавших первые фундаментальные учения о государственности и конституционализме, послужившие идейной основой будущего формирования конституционного (государственного) права как целостной отрасли права. К числу просветителей того времени относятся Николо Макиавелли, Томас Мор, Жан Боден, Томмазо Кампенелла, Гуго Гро-ций, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескье, Жан Жак Русс, Томас Джефферсон, Джеймс Медисон и другие. Наиболее значимые из выдвинутых ими идей касались народного и государственного суверенитета, разделения властей, естественных и неотчуждаемых прав человека, равенства и свободы граждан, парламентаризма, ответственного правительства. Прогрессивные идеи были воплощены в ходе демократических антиабсолютистских революций, освободительной войны в Северной Америке, в период Французской революции 1789-1793 годов и стали реальностью в первых источниках конституционного права. К ним относятся: Петиция о праве 1628 года и Билль о правах от 1689 года в Англии; Декларация независимости США 1776 года, автором которой был будущий третий президент США Томас Джефферсон; Конституция США 1787 года и американский Билль о правах 1789 года; знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года; Конституция Франции 1791 и 1793 годов; польская Конституция 1791 года и другие. Сам факт принятия таких документов демонстрировал принципиально новый, более высокий уровень государственно-правового регулирования публичной власти и отношений между государством и личностью, установления ограничений в монополии государственной власти со стороны одного должностного лица или органа. Результат победы либерально-демократических реформ выражается в признании правовыми системами большинства передовых государств теории естественного права, свободы как высшей ценности, государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Началом интенсивного употребления понятия «конституционное право» считается XVIII век, причем этот термин появляется раньше, чем формируется собственно отрасль права. К примеру, французские конституционалисты считают, что выражение «конституционное право» появилось во Франции как минимум за пятнадцать лет до Революции 1789 года. В тот период на европейском и североамериканском континентах «конституционное право» использовалось в трех значениях. Сначала им обозначалось субъективное право, то есть возможность индивида или коллектива, предоставленная конституцией. Отсюда, право индивида отказаться платить налог, не установленный законом, рассматривалось как часть конституционного права. Затем «конституционное право» стало обозначать группу правовых норм, закрепленных в конституции конкретной страны. Во Франции, например, можно было встретить королевское решение, в котором констатировалось «посягательство на конституционное право провинции». Иначе говоря, до Французской революции 1789 года провинциальное право слагало в совокупности конституцию государства. Выражение «конституционное право» использовалось также для обозначения науки и дисциплины, объектом исследования которых являлись принципы и правила конституционализма и публичных отношений, урегулированных конституцией. Перед началом революции во Франции можно было встретить профессоров конституционного права, преподающих эту новую отрасль права, которая одновременно называлась «политическое право». Дальнейшее развитие конституционного (государственного) права в новое время, то есть в ХIX -начале XX в. отличалось интенсивным процессом конституционного и текущего законотворчества, кодифицировавшего правовые нормы, регулирующие публичные отношения. Вслед за США, Францией и Польшей конституции были приняты в Норвегии (1814 год), Бельгии (1831 год), Аргентине (1853 год), Люксембурге (1868 года), Швейцарии (1874 год). В XIX веке в системах публичной власти наиболее передовых государств окончательно формируется институт местного самоуправления. Как заметил английский исследователь Д.Е. Эшфорд, концепция местного самоуправления этого периода явилась продуктом либерально-демократического государства XIX века. Именно новое время можно считать периодом формирования конституционного права как ведущей отрасли права в правовой системе конкретных государств. В этот период государственное право, с одной стороны, отделяется от других отраслей права, а с другой стороны, преобразовывается в ведущую отрасль, именуемую теперь во многих государствах, как «конституционное право».
Современное (новейшее) конституционное (государст венное) право. Современное конституционное (государственное) право усилило тенденции, обозначенные новым временем. После Второй мировой войны произошел всплеск конституционного законотворчества, обусловленный, по меньшей мере, следующими факторами: победа над фашизмом и создание демократических режимов в бывших диктаторских и тоталитарных государствах; освободительные движения в колониальных странах; необходимость обновления старых конституций в странах, вступивших первыми на путь конституционного развития; эволюция государственного и общественного строя в социалистических странах и странах социалистической ориентации и переход на новый тип демократической государственности. Большинство стран учредили свои конституции именно после Второй мировой войны. В этот период были приняты или существенно изменены конституции в странах Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия и др.), Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада и др.), Азии и Африки (Япония, Турция, Южная Корея, Филиппины, Индия, ЮАР и др.). Отказ от социалистического режима государственности в странах Восточной Европы и в государствах - бывших республик СССР, осуществление ими конституционно-правовых реформ, в той или иной степени основанных на принципах демократии, политическом плюрализме и либеральной экономике, привели к принятию этими государствами новых конституций в 1990-х годах. В результате интенсивного конституционного развития и осуществления конституционно-правовых реформ произошли существенные сдвиги в расширении сфер конституционного регулирования, а также в межгосударственной конвергенции основных идей и принципов конституционного права многих стран мира. Несмотря на значительный прогресс в современный период, вместе с тем нельзя пока говорить о том, что конституционное право как ведущая отрасль публичного права сформировалась повсеместно. Так, весьма осторожно следует употреблять термин «конституционное право» в отношении основной отрасли публичного права в мусульманских странах. Во многих государствах Ближнего Востока долго не принимались конституции. Таковы были государственные традиции в Саудовской Аравии, где не существовало конституции до 1992 года. В Султанате Оман лишь в 1996 году был принят основной закон. До сих пор нет конституции в Ливии и Бутане. Однако даже с принятием конституций в этих странах государственное право мусульманской правовой системы не стало в полной мере конституционным. Основные законы государств закрепляют автократический режим государственной власти, не признаются классическое разделение властей и ряд других важных принципов конституционализма. В частности, отсутствуют такие существенные принципы современного конституционного строя как равноправие граждан независимо от их пола, а также светский характер государства. Конституция не обладает высшей юридической силой и не имеет верховенства в правовой системе. Основным источником и высшей формой права в мусульманских странах служат по-прежнему священные книги: Коран и Сунна (собрание преданий о высказываниях и действиях Мухаммеда). Важным фактором, оказавшим влияние на развитие и упрочение конституционного права как отрасли внутригосударственного права, явилось закрепление основных принципов конституционализма в ведущих актах международного права. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года, акты Европейского Союза, Совета Европы, СБСЕ, Содружества Независимых государств и др. В результате их принятия наиболее важные положения конституционного права приобрели двойную защиту: внутри государства и на международном (межгосударственном) уровне. Таким образом, вторая половина XX века и начало нового столетия обеспечили доминирование идей конституционализма в большинстве стран и вывели их регулирование на международный и межгосударственный уровень. Современное конституционное право как отрасль права приобрело черты зрелости и фундаментальности.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|