|
График №3. Профиль развития ребенка трех лет с ДЦП(структура дефекта) 3 - условная норма
Выводы В данном разделе учебного пособия представлена скрининговая модель обследования психомоторного развития ребенка второго года жизни (шкала Гриффитс). Механизм использования ее и количественно-качественный анализ результатов был описан выше в разделе 2.1. Аналогично составляется график профиля психомоторного развития ребенка второго года жизни. Уровень актуального развития соотносится с условной нормой. График позволяет визуально продемонстрировать структуру дефекта и увидеть относительно сохранные функции. В этом разделе учебного пособия приводится график № 2, иллюстрирующий структуру дефекта двухлетнего ребенка, уровень актуального развития которого отстает от нормативного в среднем на 6-8 месяцев, что говорит не столько о ребенке группы риска, сколько о наличии серьезного отставания. Для более глубокого обследования необходимо более детальное исследование. Нами разработана и апробируется в условиях поликлиники система логического обследования детей третьего года жизни. Используется балльная система оценки 27 параметров, включающих внеречевую и речевую деятельность ребенка. Рекомендуемая схема может быть предложена в качестве протокола в ходе ведения обследования. Обобщенные результаты позволяют составить график-профиль психоречевого развития ребенка трех лет. Визуальная картина структуры дефекта дает возможность спланировать комплексную программу медико-психологической и коррекционной логопедической помощи ребенку. Положительная динамика может выражаться более высоким баллом в этой схеме-протоколе в графе «После» и переноситься в график, что свидетельствует об эффективности коррекционных мероприятий. В случае отсутствия положительной динамики возникает вопрос либо об адекватности мероприятий, либо о профессиональной компетентности специалистов. В ряде случаев возможно привлечение для консультации других специалистов: психоневрологов, неврологов, отоларингологов, сурдологов и других. Учебные вопросы и задания 1. Как понимаете вы выражение «скрининговая методика обследования», с какой целью она применяется? 2. Почему в сводной таблице баллов № 2 в некоторые возрастные периоды указаны диапазоны суммы баллов, например, 160-165, 230-235 и т.п.? 3. Обследуйте ребенка в возрасте 1,5-2 лет по шкале Гриффитс и выведите общую сумму баллов. Сопоставьте полученные данные с условной нормой суммы баллов в соответствии с возрастом. 4. Составьте график профиля психомоторного развития обследованного вами ребенка 1,5-2 лет. 5. Сопоставьте полученные вами графические данные с условной нормой для данного возраста. (Например, условной нормой для ребенка в 1 г. 7 мес. будет пунктирная линия, исходящая из показателя баллов 42. См. график № 2.) 6. Сделайте логопедическое предварительное заключение о речевом и психическом развитии, отталкиваясь от нормы. 7. Составьте план рекомендуемых стимулирующих и коррекционных мероприятий для родителей. 8. Исходя из данных, полученных вами при обследовании испытуемого по шкале Гриффитс, определите какие функции у ребенка развиваются в соответствии с нормой, а какие отстают? (См. свой график.) 9. Нужны ли ребенку, которого вы обследовали, консультации других специалистов? 10. Проанализируйте содержание разделов с 1 по 27 Системы психолого-логопедического обследования. 11. Какие уровни понимания речи выделяются в разделе 8? ч 12. Почему у ребенка, который не понимает обращенную к нему речь, проверяют понимание жестов и мимики? 13. Какие паралингвистические средства может использовать в общении с окружающими ребенок, у которого нет устной речи? 14. Какие патологические симптомы могут отмечаться в артикуляционном аппарате? 15. Дайте определения понятиям, которые используются для обозначения патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (см. раздел 24). 16. Какие нарушения тонуса мышц в лицевой мускулатуре могут встречаться? 17. Что такое гиперкинезы? 18. Какие особенности моторики артикуляционного аппарата обследует логопед? (См. раздел 25.) 19. Какие качества мелодико-интонационной стороны речи обследует логопед? (См. раздел 26.) 20. Обследуйте по предложенной схеме-протоколу ребенка в возрасте 2-3 лет, определяя баллы внутри каждого из 27 разделов. 21. Составьте профиль развития испытуемого ребенка, отразив его на графике (см. образец графика № 3). 22. Соотнесите по графику полученные данные, отраженные в виде ломаной линии, с условной нормой, которая всегда проходит на уровне трех баллов. 23. Проанализируйте полученные данные и сделайте логопедическое заключение о характере отклонений в развитии. 24. Какие рекомендации будут даны родителям ребенка, которого вы обследовали? 25. В какой тип специального учреждения вы порекомендуете обратиться родителям обследованною ребенка (ПНД - психоневрологический диспансер, поликлиника, ПМПк (СНОСКА: Психолого-медико-педагогический консилиум), ПМПК (СНОСКА: Психолого-медико-педагогическая комиссия), специализированные центры и т.д.)? 26. Составьте перспективный план коррекционной логопедической работы. 27. Составьте перспективный план коррекционной психолого-педагогической работы. 28. Можно ли по предложенной в учебном пособии системе, включающей 27 показателей, отслеживать положительную динамику в развитии ребенка? Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет Коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом, проводимая в комплексе с медицинскими мероприятиями, должна быть направлена на развитие всех нарушенных функций. Коррекционно-логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в своевременном и правильном развитии, воспитании и лечении больных детей. Комплексная коррекционно-логопедическая работа предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка. Коррекционно-логопедическая работа строится исходя из структуры дефекта с использованием сохранных функций. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|