Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







График №3. Профиль развития ребенка трех лет с ДЦП





(структура дефекта)

3 - условная норма

Параметры исследования  
1. Общая моторика 15. Пространственные представления
2. Возможности кистей и пальцев рук 16. Развитие познавательной активности
3. Навыки самообслуживания 17. Внимание
4. Контакт 18. Характеристика собственной речи
5. Эмоциональная сфера 19. Словарь
6. Средства общения 20. Грамматический строй
7. Понимание обращенной речи 21. Слоговая структура
8. Уровень понимания речи 22. Фонетический строй
9. Понимание жестов и мимики 23. Фонематический слух
10. Использование мимики и жестов 24. Артикуляционный аппарат: наличие патологической симптоматики
11. Уровень развития деятельности 25. Артикуляционный аппарат: особенности моторики
12. Запас знаний об окружающем 26. Мелодико-интонационная сторона речи. Просодия
13. Зрительное восприятие 27. Разборчивость речи
14. Слуховое восприятие  

Выводы

В данном разделе учебного пособия представлена скрининговая модель обследования психомоторного развития ребенка второго года жизни (шкала Гриффитс). Механизм использования ее и количественно-качественный анализ результатов был описан выше в разделе 2.1. Аналогично составляется график профиля психомоторного развития ребенка второго года жизни. Уровень актуального развития соотносится с условной нормой. График позволяет визуально продемонстрировать структуру дефекта и увидеть относительно сохранные функции.

В этом разделе учебного пособия приводится график № 2, иллюстрирующий структуру дефекта двухлетнего ребенка, уровень актуального развития которого отстает от нормативного в среднем на 6-8 месяцев, что говорит не столько о ребенке группы риска, сколько о наличии серьезного отставания. Для более глубокого обследования необходимо более детальное исследование.

Нами разработана и апробируется в условиях поликлиники система логического обследования детей третьего года жизни. Используется балльная система оценки 27 параметров, включающих внеречевую и речевую деятельность ребенка. Рекомендуемая схема может быть предложена в качестве протокола в ходе ведения обследования. Обобщенные результаты позволяют составить график-профиль психоречевого развития ребенка трех лет. Визуальная картина структуры дефекта дает возможность спланировать комплексную программу медико-психологической и коррекционной логопедической помощи ребенку. Положительная динамика может выражаться более высоким баллом в этой схеме-протоколе в графе «После» и переноситься в график, что свидетельствует об эффективности коррекционных мероприятий.

В случае отсутствия положительной динамики возникает вопрос либо об адекватности мероприятий, либо о профессиональной компетентности специалистов. В ряде случаев возможно привлечение для консультации других специалистов: психоневрологов, неврологов, отоларингологов, сурдологов и других.

Учебные вопросы и задания

1. Как понимаете вы выражение «скрининговая методика обследования», с какой целью она применяется?

2. Почему в сводной таблице баллов № 2 в некоторые возрастные периоды указаны диапазоны суммы баллов, например, 160-165, 230-235 и т.п.?

3. Обследуйте ребенка в возрасте 1,5-2 лет по шкале Гриффитс и выведите общую сумму баллов. Сопоставьте полученные данные с условной нормой суммы баллов в соответствии с возрастом.

4. Составьте график профиля психомоторного развития обследованного вами ребенка 1,5-2 лет.

5. Сопоставьте полученные вами графические данные с условной нормой для данного возраста. (Например, условной нормой для ребенка в 1 г. 7 мес. будет пунктирная линия, исходящая из показателя баллов 42. См. график № 2.)

6. Сделайте логопедическое предварительное заключение о речевом и психическом развитии, отталкиваясь от нормы.

7. Составьте план рекомендуемых стимулирующих и коррекционных мероприятий для родителей.

8. Исходя из данных, полученных вами при обследовании испытуемого по шкале Гриффитс, определите какие функции у ребенка развиваются в соответствии с нормой, а какие отстают? (См. свой график.)

9. Нужны ли ребенку, которого вы обследовали, консультации других специалистов?

10. Проанализируйте содержание разделов с 1 по 27 Системы психолого-логопедического обследования.

11. Какие уровни понимания речи выделяются в разделе 8? ч

12. Почему у ребенка, который не понимает обращенную к нему речь, проверяют понимание жестов и мимики?

13. Какие паралингвистические средства может использовать в общении с окружающими ребенок, у которого нет устной речи?

14. Какие патологические симптомы могут отмечаться в артикуляционном аппарате?

15. Дайте определения понятиям, которые используются для обозначения патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (см. раздел 24).

16. Какие нарушения тонуса мышц в лицевой мускулатуре могут встречаться?

17. Что такое гиперкинезы?

18. Какие особенности моторики артикуляционного аппарата обследует логопед? (См. раздел 25.)

19. Какие качества мелодико-интонационной стороны речи обследует логопед? (См. раздел 26.)

20. Обследуйте по предложенной схеме-протоколу ребенка в возрасте 2-3 лет, определяя баллы внутри каждого из 27 разделов.

21. Составьте профиль развития испытуемого ребенка, отразив его на графике (см. образец графика № 3).

22. Соотнесите по графику полученные данные, отраженные в виде ломаной линии, с условной нормой, которая всегда проходит на уровне трех баллов.

23. Проанализируйте полученные данные и сделайте логопедическое заключение о характере отклонений в развитии.

24. Какие рекомендации будут даны родителям ребенка, которого вы обследовали?

25. В какой тип специального учреждения вы порекомендуете обратиться родителям обследованною ребенка (ПНД - психоневрологический диспансер, поликлиника, ПМПк (СНОСКА: Психолого-медико-педагогический консилиум), ПМПК (СНОСКА: Психолого-медико-педагогическая комиссия), специализированные центры и т.д.)?

26. Составьте перспективный план коррекционной логопедической работы.

27. Составьте перспективный план коррекционной психолого-педагогической работы.

28. Можно ли по предложенной в учебном пособии системе, включающей 27 показателей, отслеживать положительную динамику в развитии ребенка?

Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом, проводимая в комплексе с медицинскими мероприятиями, должна быть направлена на развитие всех нарушенных функций.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в своевременном и правильном развитии, воспитании и лечении больных детей.

Комплексная коррекционно-логопедическая работа предусматривает развитие всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляционного аппарата; то есть создает необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка.

Коррекционно-логопедическая работа строится исходя из структуры дефекта с использованием сохранных функций.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.