|
Литературный процесс США после 2 мировой войны (лекционный материал)На процессы, происходившие в обществе США во 2 пол ХХ в, в отличие от Западной Европы вторая мировая война оказала не столь сильное воздействие, оставаясь далекой и полуреальной для американцев. Кроме того, война подтолкнула экономику США, в то время как, европейские страны были вновь вынуждены восстанавливаться после военных действий. США уверенно начали претендовать на мировое господство В то же время, вторая мировая война обозначила смену поколений в литературе США. До 1945 года умерли Томас Вулф, Ф.С. Фицджеральд, а Фолкнер, Хемингуэй, Стейнбек остановились в творческом развитии. Их послевоенные произведения талантливы, мастерски написаны, но их творческая манера уже сложилась в более раннее время и не изменялась на этом этапе. Т.Д. Венедиктова отмечает, что «созданные ими миры тяготеют к классической завершенности, подчас и самовоспроизведению. Общей для всех троих в 50-е годы явилась тяга к осмыслению вечных проблем бытия, активное использование элементов условности, символического иносказания» («Притча» Фолкнера, «Старик и море» Хемингуэя, «К востоку от рая» Стейнбека). Ярким явлением в общественной жизни США 40-60-х годов являлась «бит-культура», которая противопоставляла себя конформистской культуре «молчаливого большинства. Слово «бит» (beat), выбранное в качестве названия движения, оказалось способным к передаче целого комплекса переносных и ассоциативных значений. Это слово для носителей бит-культуры обращало внимание на 3 основных момента: высвобождение из-под власти омертвевшего языка и переход на ритмо-музыкальный уровень бытия и речи; прорыв к мистически-эмоциональному откровению; диалог с поэзией Уитмена. В английском языке это слово имеет следующие значения: beat 1) бить; 2) отбивать, ударять; 3) превосходить, побеждать. Как существительное beat – 1) удар; 2) музыкальный такт. У истоков бит-движения стояли молодые интеллектуалы Колумбийского университета, образовавшие в нью-йоркском квартале Гринвич-виллидж общину свободомыслящих литераторов и художников. Они считали своей целью возрождение интеллектуально-духовных центров при университетах, которые существовали в разные эпохи в разных странах. Лидерами этого движения были Аллен Гинсберг и Джек Керуак. В 1955 году из локального движение битников преобразовалось в общенациональное, были установлены связи с другими университетами США. Битники культивировали свою обособленность от окружающего мира, выработав «новый», подчеркнуто знаковый стиль жизни, предполагавший соответствие внешнего облика человека и его жизненной философии. Основным мотивом становится мысль об освобождении личности от любых правил и ханжеской морали, причем в качестве средств освобождения они выдвигали свободную любовь и употребление наркотиков. Несмотря на скандальный образ жизни, битники создали ряд произведений, оказавших серьезное влияние на литературный процесс США. Наиболее значимыми стали поэмы Аллена Гинсберга «Вопль» (1955), «Америка» (1955-56). Основной пафос его произведений – протест против вьетнамской войны, политики холодной войны, лицемерия, расовых предрассудков. Язык поэм был сочтен непристойным, что привело к судебному разбирательству. Гинсберг ввел в обиход две мифологемы бит-поэзии: «безумие» и «нагота». Самой скандальной книгой бит-поколения стал роман Уильяма Берроуза «Голый завтрак» (1959). Другой автор, относимый к бит-культуре – Джек Керуак создал культовый роман «На дороге» (1957) в котором использован классический мотивстранствия по дороге жизни. Традиционен также выбор персонажей – это два попутчика: Дин Мориарти и Сэм Парадайз, которые несколько раз пересекают Америку в поисках себя и заново открывают свою страну. Керуак говорил, что он по сути не был битником, а всего лишь сумасшедшим алкоголиком и мистиком, обретшим свой голос страданиях души и труде. Роман Керуака насыщен аллюзиями на романы Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и Джона Стейнбека «Гроздья гнева». «Новый журнализм» или «нон-фикшн» - другое направление в литературе США 2 пол. ХХ века, развивавшееся в 60-70-х гг ХХ века. К нему относились такие автор, как Норман Мейлер, Том Вулф, Уильям Стайрон, Трумэн Капоте. Представители данного направления считали, что задача печатного слова – немедленного реагировать на явления окружающей действительности и вовлекать читателя в культурное сотворчество. Обязательным условием являлось отношение к произведению, как к социальному зонду, проникающему в существующее явление. Произведения этого направления обладали следующими чертами: роман приобретает жанровые признаки хроники или актуального репортажа, представляющего читателю самую свежую информацию. Если произведения не были репортажами в строгом смысле слова, то придерживались формы рассказа об эпохе, не допускающего вымысла. Центральное место занимает невымышленный образ – поэтически осмысленный факт. Основная тенденция «нон-фикшн» – возвращение интереса к жизни, правде, глубине социально анализа от исследования подсознания или ухода в вымышленные миры. В эстетике направления ощущается влияние натурализма. Его представители стремятся передать ужас жизни, создавая впечатление полного отсутствия авторского сознания. Это своеобразная полемика с постмодернистами, играющими с читателем, и неороманистами, объявившими о том, что роман исчерпал себя. Новый журнализм искал выход в жанре репортажа, обновлении тематики романа и формировании романа нового типа – «небеллетристического романа». Примером таких романов могут служить «Песнь палача» Нормана Мейлера (рассказ о казненном убийце Гэри Гилморе), Наркотический тест с прохладительным электризующим напитком» Тома Вулфа. Одним из выдающихся авторов этого направления считается Том Вулф. Его перу принадлежат такие романы как документальный роман «Наркотический тест с прохладительным электризующим напитком» (1968), роман-репортаж «В наше время» (1980), социально-психологические романы «Костры амбиций» (1987) и «Подключение» (2001). Ключевой темой каждого романа Вулфа является регистрация жизни мегаполиса, мыслей и чувств своего поколения. Герой Вулфа – это время, «сейчас» американской действительности. Том Вулф говорил, что будущее романа «это реализм, показывающий личность в тесной, нерасторжимой связи с обществом». Он является создателем стиля нового журнализма, старательно фиксировал идиоматические выражения, знаковых слов эпохи, моды Примером романа «нон-фикшн» может также служить «Обыкновенное убийство» Трумэна Капоте, написанный в 1966. Также Капоте получил известность как автор экранизированной повести «Завтрак у Тиффани», в которой ощущаются традиции Ф.С. Фицджеральда. В романе рассказывается история убийства семьи из четырех человек двумя молодыми людьми – Ричардом Хикоком и Перри Смитом. Автор создает обманчивое впечатление отсутствия рассказчика, который обычно служит посредником между автором и читателем, оформляя произведение как подборку отрывков из газетных статей. Однако стремление к документализму и «невымышленности» не исключает наличия автора, который проявляет себя в построении композиции, свободном изложении фактов, обличительной интонации, характерной для «нового журнализма». Итак, новаторство направления «нон-фикшн» выразилось в: 1) отношении к литературе как к равноправному с журналистикой средству информации и коммуникации; 2) обновлении тематики и языка прозы, связанное с влиянием жанра репортажа; 3) возникновении новой жанровой разновидности: роман-репортаж. «Черный юмор» - следующее направление в литературе США, развивавшееся во 2 пол. ХХ века. Впервые этот термин встречается у Андре Бретона, который в 1940 году выпустил книгу «Антология черного юмора». Впоследствии термин приобрел не только литературоведческий, но и общекультурный характер. Бретон считал, что юмор помогает человеку выжить в трудных жизненных условиях, пограничных ситуациях. В этих случаях на помощь приходит подсознание, воображение создает причудливые жуткие картины и ситуации, которые разрешаются смехом. Черты «черного юмора» в произведении: 1) устоявшиеся идеи, понятия, проблемы переворачиваются с ног на голову, жестокости, нелепости, зло воспринимаются как повод для смеха; 2) повествование похоже на нелепую мозаику из эпизодов, фрагментов целого; 3) особый язык произведения, насыщенный парадоксальными высказываниями, позволяющими открыть новые парадоксальные истины; 4) язвительность интонации повествователя. В американской литературе к этому направлению относится творчество Курта Воннегута и Джозефа Хеллера.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|