Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сопротивление буржуазной культуре





От пилюль к политике

Однажды автору этих строк довелось осматривать американскую телевизионную студию — одну из самых крупных в стране. Мое внимание привлекла застекленная кабина в зале видеозаписи эстрадных программ. В этой кабине сидят представители фирм, покупающих время, т. е., иными словами, тех фирм, чей товар рекламируется во время передачи программы и на чьи деньги окупаются расходы по данной передаче. Чем вызвано присутствие контролеров? Оказывается, контроль со стороны фирм осуществляется с той целыо, чтобы во время передач в эфир не проскочило что-либо компрометирующее данную фирму. Если герой пьесы курит сигареты, то он должен курить только сигареты данной фирмы (если это табачная фирма). В то же время контролер не пропустит ни одной сцены, в которой сигарету, скажем, затаптывают каблуком. Если это фирма алкогольных напитков, то ни одип из героев не должен быть опустившимся пьяницей или хоть в какой-то степени страдать от употребления алкогольных напитков. И так далее.

Реклама определяет не только экономическую жизнеспособность органа пропаганды. Она незримо, но весьма весомо влияет и на его политическое лицо. Начинается это влияние с выяснения, как тот или иной орган печати относится к данной фирме, а в конце концов выливается в стремление не допустить, чтобы бизнес изображался в непривлекательном свете. Чем больше облик органа пропаганды устраивает магнатов капитала, тем сильнее приток рекламных объявлений.

«Бюджет газет обычно сводится с пассивом, — отмечал бывший директор французской газеты «Монд» Юбер Бев-Мери. — Решающее значение для их существования имеет публикация объявлений и рекламы, что означает оказание политического нажима на них». Этот нажим осуществляется достаточно тонко, чтобы не создавалось впечатления, будто капиталисты-рекламодатели непосредственно вмешиваются в дела газет. «Рекламодатели не диктуют прямо, что должно идти в редакторские колонки, — подчеркивает английский еженедельник «Нью стейтсмэн».— Но борьба за тиражи, достаточные для того, чтобы обеспечить поступление рекламы, заставляет редакторов массовых газет сосредоточивать внимание на банальностях и сенсации в ущерб содержательности информации»

Конечно, «большому бизнесу» особенно по душе «благонадежные», т. е. архнреакционные, консервативные издания, стоящие на страже существующих устоев. Вот почему органы печати консервативного направления щедро орошаются рекламными вознаграждениями. В то же время хиреют издания, заигрывающие с «левыми» идеями. К ним реклама течет жидким ручейком. Тем самым поощряется угодничество редакций газет перед монополиями. Именно в угоду монополиям политические акции правящего класса окрашиваются в розовый цвет, а деятельность прогрессивных и рабочих организаций изображается в подчеркнуто зловещих, контрастных тонах.

Джудит Тодд, автор книги «Большой обман», подчеркивает, что «влияние рекламодателей сказывается наиболее заметно в негативном смысле — в том, что по некоторым нежелательным темам пресса хранит молчание. Все знают о крупных демонстрациях и о важнейших собраниях, сообщения о которых не удостаиваются чести попасть в газеты. Нельзя также ожидать, чтобы пресса отзывалась критически о своих рекламодателях и их продукции» В результате газета становится «упаковкой» в том смысле, что помещаемые в ней информационные сообщения и статьи подбираются в соответствии с рекламируемыми в них товарами.

Обозреватель органа английских рекламодателей «Уорлд пресс ньюс» Бэкбенчер писал: «Имеется очень много случаев, когда редакционный материал настолько прямо связан с рекламой, — скажем, интервью с боссом, который оплачивает полполосы, занятой его объявлениями, — что он выглядит так, будто был написан представителем фирмы» 2.

«Большой бизнес» все больше использует рекламные ассигнования для жестокого контроля за содержанием газет. С другой стороны, все большее участие органов пропаганды в делах «большого бизнеса», их экономическая зависимость от последнего заставляют говорить и писать то, что нравится прежде всего монополисту-рекламодателю. Разумеется, когда в издательском деле утверждается монополия, поглощающая мелкие и провинциальные газеты, то интересы хозяев прессы и рекламодателей еще более совпадают. «Будучи зависимыми от добрых отношений с местными группировками, такие монополистические газеты имеют тенденцию часто скользить по верхам противоречивых проблем, с тем чтобы не обидеть никого из влиятельных людей в округе...» 1 — отмечает английский историк прессы Ф. Вильяме. Владельцы газетных предприятий, подчеркивает Вильяме, «находятся под значительным давлением выпускать такие газеты, которые нравятся рекламодателям» 2.

Особенно поучителен в этой связи пример с газетой «Дейли геральд». Правые лейбористы пытались сделать ее своим официальным органом. «Дейли геральд» почти зачахла к 1928 г., когда на нее обратил внимание делец Эллиас (позднее — лорд Саутвуд). Ему не давали покоя лавры других предпринимателей, подвизавшихся на газетном поприще, и он решил сам попробовать на нем свои силы. Эллиас заключил с правыми лейбористами сделку, предоставляющую ему свободу любых коммерческих манипуляций с газетой.

Чтобы вывести газету в первые ряды многотиражных изданий, Эллиас попытался привлечь внимание рекламодателей. Но для этого нужно было обеспечить газете тираж минимум 2 млн. экземпляров. Он истратил 2 млн. ф. ст. на подарки новым читателям и их вербовщикам. Он переплюнул других газетных королей в подборе самой грязной сенсации, сексуальных историй и уголовных приключений. Это Эллиасу принадлежит циничное изречение: «Единственный способ внести социализм в официальную газету лейбористской партии — это начертать его па спине купающейся красавицы» 3. В 30-е годы «Дейли геральд» вышла в «люди», ее тираж достиг 2 млн. экземпляров. Она стала бойко торговать товаром-рекламой, ибо получила признание других капиталистов. Эллиас захватил 51% акций газеты. В директорате газеты он посадил пять представителей своей монополии и позволил там заседать только четырем лейбористам.

Тем не менее после войны газета начала испытывать серьезные экономические трудности. Даже символическое заигрывание с лейборизмом не способствовало укреплению позиций газеты в ожесточенной борьбе с другими конкурентами на рынке рекламы. В июне 1957 г. исполком Британского совета тред-юнионов вынужден был отдать свою долю акций (49%) капиталистам — владельцам газеты и отказаться от мест в ее директорате. Мотивировалось это «экономической необходимостью». Взамен владельцы газеты дали «джентльменское слово» обязательно отражать в редакцион-пых материалах взгляды лейбористского руководства. Но и это не помогло бизнесу. Тираж «Дейли геральд» продолжал падать, поступления от рекламы сокращались.

Летом 1960 г. владельцы «Дейли геральд» потребовали «полной свободы редакционной политики». «Джентльменское» соглашение с тред-юнионами было расторгнуто. «Дейли геральд» отказалась даже от видимости «инакомыслия» в политических вопросах.

Несколько месяцев спустя «Дейли геральд» стала объектом купли-продажи: вместе с издательским концерном «Одэмс» она перешла в руки тогдашнего некоронованного короля Флит-стрит Сесиля Кинга, который несколько лет спустя закрыл ее. Так «большой бизнес» наводит полный порядок в своем пропагандистском механизме.

Очень похожая история произошла в Швеции с газетой «Стокгольмс-тиднинген». Она выходила на средства профсоюзов в течение многих лет и была одним из влиятельных политических рупоров страны. Но к середине 60-х годов финансовое положение газеты ухудшилось. К тому же она стала резче выступать с критикой американской политики во Вьетнаме. Это отнюдь не способствовало усилению популярности газеты у рекламодателей. В июне 1966 г. «Стокгольмс-тиднинген» прекратила существование.

Рекламные рычаги активно действуют и в другой «классической» * стране буржуазного журнализма — Соединенных Штатах Америки. Приведем следующее свидетельство органа американских предпринимателей и финансистов еженедельника «Бизнес уик»: «В настоящее время крупнейшие промышленники Америки ежегодно расходуют 2 миллиарда долларов на рекламу в целях оказания воздействия на прессу, общественное мнение. Эти 2 миллиарда не идут в счет тех 12 миллиардов долларов, которые бизнесмены ежегодно затрачивают на коммерческую рекламу. Во многих случаях освещение текущих событий в американской прессе, по радио и телевидению субсидируется за счет средств, отпускаемых компаниями на рекламу. 80 процентов всех газетпых статей подготавливаются в рекламных агентствах и конторах. Рекламные агенты сплошь и рядом искажают поступающие сообщения и передают только такую информацию, которая представляет их клиентов или их компании в благоприятном свете»

 

Сопротивление буржуазной культуре

Знайка

Глядя на советские успехи в космосе, меня в первую очередь интересовало, когда же всё это началось, в какое время, с чего. Меня интересовал путь материализации идеи о покорении космического пространства. Но прочтя книги и просмотрев фильмы, удивило, что люди сами, снизу, смогли организовать кружки, клубы. С. П. Королёв собирал первую ракету в подвале с единомышленниками. В те далёкие времена и материалов такого разнообразия не было, и станков, и вычислительных мощностей. Первые компьютеры появятся через 20 лет. Были только машины математические, по функциональности уступающие настольному калькулятору. И чертили всё от руки. Не то, что сейчас трёхмерные сборки на компе собирать. Тогда эти трёхмерные сборки в голове у конструктора были. И смогли же создать космонавтику!

Теперь смотрю в окружающую реальность. Информации полным-полно. Море книг по самым разным областям деятельности безымянные герои сканировали и выложили в сеть. Материалов гора, станков навороченных и способов обработки, о которых наши предки и мечтать не могли. Я уже не говорю про компьютеры.

Но где кружки? Где будущие строители летательных аппаратов, любители радио, различной обработки дерева и металлов? Куда это всё делось? Наивные родители думают, что это наше государство должно этим заниматься. В 20-е годы люди организовывали это сами снизу, государство лишь направляло, давало крышу над головой. Но сейчас нет ни того, ни другого. Всё, что осталось это дожившее с советских времён. И как юноши или девушки будут выбирать себе будущую профессию, если они не знают к чему у них способности, интересы? Практика позволяет людям разобраться в себе. Она позволяет ощутить себя в будущей профессии. Найти своё призвание. А что бывает, если человек работает не по призванию - об этом написал советский писатель Иван Ефремов:

 

- Это вы правильно, - покорно согласился радист, - с образованием куда легче. Диплом - он цену человеку поднимает, разряд, так сказать.

- Кто тебе так мозги повернул? - снова начал сердиться старый горняк. - Только разряд у тебя в голове. Книг, что ли, таких начитался, было их раньше много. Вывели те писатели так, что без высшего диплома и нечеловек вроде… девку замуж не возьмут без диплома. А для какого лешего ей диплом, ежели она к науке склонности не имеет? Вот и явились теперь такие, с порчеными мозгами. Какая ни на есть работа через силу вами делается, а почему, ты мне ответь!

- Не могу ответить, только верно, есть люди без интересу к своей работе.

- А все потому, что не на месте они: один в науку ударился, как баран в чужой двор, другая - инженер, электрик или химик по диплому, а по душе - самая хозяйка толковая, и мужа бы ей хорошего да ребятишек пяток и по сельскому хозяйству фрукты какие сажать да птицу разводить. Вот оно и получается, что работа не мила, а немилая работа хуже каторги, если ты век свой должен на ней стоять. За дипломом погонятся, а себя вроде как к каторге приговорят, несмышленыши. Писатели, опять же, - где бы добрый совет подать - лупят без разбору: гони диплом, а то и герой не герой, и женщина не женщина, а вроде быдло отсталое. Неправильно это, и ты неправильно рассуждаешь со своим дипломом!

- А как же правильно?

- По-моему, вот как: знание - это не то, что тебе в голову в обязательном порядке набьют, а что ты сам в нее положишь с любовью, не спеша, выбирая, как цветы или камни красивые. Тогда ты и начнешь глядеть кругом и с интересом и поймешь, как она, жизнь-то, широка, да пестра, да пресложна. И житьишко твое станет не куриное, а человечье, потому человек - он силен только дружбой да знанием и без них давно бы уже пропал. Житья бы не стало от дураков, что ничего, кроме своего двора да животишка, не понимают...

Источник: Иван Ефремов. Юрта Ворона

 

Что же такое перевернулось в нашей культуре, что возникло такое отчуждение людей от творчества? Вместо человека производящего - активно преобразующего действительность, средства буржуазной пропаганды создали и создают ежедневно человека потребляющего - пассивного созерцателя действительности. И во всех сферах жизни человека идёт отчуждение.

Нам внушают:

  • Зачем что-то производить, чинить, когда можно отдать деньги и потреблять товар или услугу? И разбираться в сущности не надо. Происходит удивительная вещь. Человек с помощью денег отчуждается от знаний. Он, считает, что легче заплатить кому-то, чтоб тот сделал за него, чем самому делать работу. И не надо вникать в суть проблемы. Обратной стороной является то, что человек как был некомпетентным, так и остался.
  • Зачем самому защищать слабых? Если их обидят - на это есть полиция, им есть куда обратиться. Слабые сами виноваты, что не могут себя защитить. Пусть выживает сильнейший.
  • Зачем самому заниматься политикой? Проще употребить в дело бюллетень, и ждать ещё 5-6 лет, когда снова предоставится такая возможность.
  • Зачем играть на музыкальном инструменте? Проще его "гениально слушать".

На промывание мозгов населению, с целью выращивания сознания, лояльного существующему строю, режим щедро выделяет деньги, которые он собирает в виде налогов с нас же самих. Мы сами себе финансируем промывание мозгов.

Чтоб подавить протестное движение, режим в нашем городе бесплатно распространяет газеты (напр. "Калужская неделя") Целевая аудитория - пенсионеры.

Любая газета, чтобы её напечатать и сверстать, требует денег. В нормальном капиталистическом предприятии цена газеты выше всех издержек: стоимости бумаги, расходов на печать, зарплату редакции и прочего. Газета приносит прибыль. Редакция размещает рекламу на своих страницах, беря за это деньги. Так газета окупается.

Но в нашем городе режим раздаёт свои газеты бесплатно. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Значит, что-то режим берёт себе от пенсионеров - он так покупает их лояльность. Рассмотрим содержание газеты.

Излюбленным приёмом пиара власти (или "Е**ной России") является такая подача материала, при которой текущая работа: плановые ремонты (дороги, дома), обслуживания (теплосети), выдаётся за инновации. Та непрерывная работа без которой городская инфраструктура станет - это всё успехи власти. Плохого про себя в газетах не напечатают.

Далеко не один лист бумаги в газете занимает телепрограмма. А это нужно, чтобы народ на несколько часов прилип к "голубому экрану". И режиму хорошо - в течение этих часов народ выключается из общественной деятельности. И буржуям хорошо. Народ попутно смотрит их рекламу. У Кукаркина читаю, что телевизор отобрал у человека вечернюю беседу. Смотрю вокруг себя на рабочих: действительно за примерами далеко ходить не надо. Родители во время просмотра телепередач порой забывают про своих детей.

Регулярно в газеты помещают религиозные новости. Тут мракобесы окучивают население. Сеют мысль, что в потустороннем мире всем воздастся по заслугам. Надо только верить.

С религиозными мракобесами уживаются на страницах газеты и гороскопы. Гороскоп вселяет в человека мысль, что его будущее уже предопределено, и надо только плыть по течению. Плюс к этому можно добавить кроссворды. Надо же человека чем-то забить в перерывах на работе. Чтоб он ни о чём таком "экстремистском" не подумал. И если подумал - другим не сказал. Видя перерывы между рабочим временем, сам стал свидетелем такого времяпрепровождения. Вместо того, чтоб пообщаться друг с другом рабочие, как и ИТР начинают садиться за компьютер и "гонять в шарики" или "рубиться в героев". А ведь раньше играли друг с другом в шахматы, шашки, нарды, домино и прочее и вели беседы за игрой.

Но ведь у рабочих есть голова на плечах, почему они это сами не осознают?

С развитием научно-технического прогресса, те потребности, которые у людей были 50-100 лет назад, сейчас удовлетворялись бы вполне. Но вместе с ростом производительных сил растут и человеческие потребности. Этим можно объяснить, почему, несмотря на все преимущества НТП, люди вынуждены работать порой на 2 и более работах, или же работать дополнительно на основной. Будь зарплата нормальной, стал бы человек работать на нескольких работах? Но правящий класс внушает ему: "Хочешь больше заработать? Больше работай!". И если рабочий вынужден работать за двоих, то мало того, что он гробит своё здоровье, при таких условиях другой рабочий не может найти работу. Отсюда 2 следствия: снижается продолжительность жизни рабочих и постоянно присутствует армия безработных, благодаря чему капиталисты не повышают заработную плату рабочим. "Не нравится - другого наймём. Вон сколько безработных."

Если раньше эксплуатация проявлялась в наиболее наглядных формах - использовании преимущественно тяжелого физического труда, то теперь с появлением станков, транспортных механизмов и прочего, заменившего тяжёлый физический труд, идёт преимущественно эксплуатация умственного труда. Поэтому рабочий в той же царской России, несмотря на тяжкий физический труд и длинный рабочий день, хоть и уставал физически, но его разум сохранял способность ясно мыслить. Сейчас всё обстоит значительно хуже. После умственного переутомления у человека притупляется способность критически мыслить. Этим в частности пользуются рекламщики, размещая в общественном транспорте на поручнях рекламу пива: "Едешь с работы? Прочь от заботы!"

Дома человек, уставший от работы, включает ТВ, и осуществляет бегство в мир псевдоромантики, развлекательных фильмов, секса, в мир боевиков, триллеров и прочих развлекательных передач. Но почему он это смотрит?

Женщины хотят романтики. Но где ей взять её, если её муж вымотался на работе? Они и уходит в мир "Дома-2". Потребность в сопереживании удовлетворяют "мыльные оперы" (названные так потому что финансировались в 30-е мыловаренными компаниями, и рекламировали мыло для домохозяек). Не потому ли люди стали глухи к чужим бедам? Развлекательный фильм - это обязательно фильм со счастливым концом. Он создаёт иллюзию того, что зло всегда будет наказано. Тем самым идеализируя существующий капиталистический строй.

Потребность в развлечениях удовлетворяют пошлые комедии. Мужчины хотят приключений, острых ощущений. Можно заняться спортом, охотой, рыбалкой. Но после изнурительного труда (а в крупных городах - ещё и стояния в пробках) не у каждого хватает сил, например, поиграть в футбол. Поэтому значительная часть рабочих после работы смотрит футбол, боевик, триллер и "погружается" в мир борьбы, приключений и острых ощущений, без отрыва от дивана.

Автор спросил у работницы завода, почему она смотрит телешоу, сериалы и прочую "развлекуху". Ответ был такой: "В жизни и так много плохого и она однообразно серая. Надо же как-то и отдыхать, развлекаться". Вот такое бегство от действительности.

Американский публицист Г. Оверстрит писал в своей книге "Зрелый ум":

 

Кинобизнесмены поняли, что самый верный способ привлечь зрителей... — это дать им услаждающие их жизнь иллюзии. Кино стало крупным деловым предприятием, при помощи которого множество неудовлетворенных жизнью мужчин, женщин и подростков могли грезить об осуществлении своих надежд. Кинофильм не ставит своей задачей научить этих разочарованных людей двигаться вперед и предпринимать активные действия для решения стоящих перед ними проблем. Он задался целью дать им мечту, которая сама по себе была бы настолько увлекательна по сравнению с реальностью, что они снова и снова возвращались бы в кинотеатр, чтобы помечтать еще несколько часов. Эти прибыльные штампы стали настолько прочными, что даже серьезные романы и драмы, пройдя через мельницу кино, превращались в нечто совсем на них не похожее: они появлялись на экране в измененном виде, который должен был отвечать мечтам неудовлетворенного и незрелого ума.

 

Средства массовой информации тоже прекрасно знают вкусы людей и усиленно на этом зарабатывают. Чем больше людей посмотрит передачу, фильм, тем большему числу людей можно впарить рекламу. Но это только одна из причин, по которой подобный продукт широко распространен в СМИ. Раз это пользуется спросом, зачем придумывать что-то новое? На этом и так можно деньги заработать. Другая причина в том, что система буржуазного образования готовит из человека не всесторонне развитую личность, а узкого специалиста, заточенного для решения какой-то конкретной задачи. Даже не столько из злого умысла - подготовка и содержание узких специалистов просто обходятся дешевле. Для того, чтоб человеку узнать, что такое хорошо, а что такое плохо, ему нужно сравнивать. Также и в вопросах культуры. Чтоб отличать культуру от суррогата, человек должен быть образован в области культуры.

 

Различные открытия и достижения научно-технической революции XX в. были использованы империализмом для подкрепления своего экономического, военного и политического потенциала. Стремительное развитие средств массовой коммуникации позволило ему в значительной степени подчинить своим узким интересам формирование вкусов, морали, духовных запросов многомиллионных масс. В массовой культуре с особенной силой проявилась враждебность буржуазного общества искусству, на которую указывал еще Карл Маркс. Для господствующих классов буржуазного общества она явилась мощным средством воздействия на общественное сознание, деформацию которого систематически осуществляют дельцы от массовой культуры. Она стала способом интеллектуального принижения и развращения народа, парализации его социальной активности. И если буржуазная философия XX в. в целом занимает оборонительные позиции, то эстетика и практика буржуазной массовой культуры с её всеядностью, беспринципностью и конформизмом, с ее деструктивной и антиинтеллектуальной функцией, прикрываемой безобидным развлекательством, ведет себя в наше время идеологически особенно активно.

 

И видя весь этот беспредел, это насилие над сознанием народа, понимаешь с какой мощной, враждебной к человеку государственной машиной ты сталкиваешься. Наши товарищи думают порой, что вот народ проснётся сам. У меня своё мнение на этот счёт. Народ сам по себе будет просыпаться бесконечно долго, ввиду того, что у наших правителей одно из самых мощных пропагандистских орудий, которое было сделано ещё в советское время, служило трудовому народу и теперь повёрнуто против него. Плюс перенятый опыт западной пропаганды.

Тот же Кукаркин в своей книге "По ту сторону расцвета" привёл цитату из книги Джудит Тодд "Большой Обман" (1962):

Было бы вульгарным упрощенчеством представлять себе дело таким образом, будто средства массовой пропаганды не пользуются сколько-нибудь значительным влиянием. Нет, их влияние чувствуется повсюду, а используемые ими приемы внушаются экспертами, хотя результаты вмешательства последних и не всегда можно предугадать. Средства массовой пропаганды в состоянии также опираться на тот несомненный демографический фактор, что с каждым днем подрастает молодое поколение, чья "приверженность к некоторым маркам товаров еще не определилась", как выражаются рекламодатели, потирая руки в приятном ожидании. Людям старшего и среднего возраста пришлось изведать и безработицу, и гражданскую войну в Испании, и вторую мировую войну, но те, кому сегодня нет еще тридцати пяти, не испытали всего этого. Постепенное снижение возраста людей, охватываемых влиянием средств массовой пропаганды, вплоть до подростков и детей, едва достигших школьного возраста, приводит к тому, что эти средства завоевывают все менее искушенную аудиторию...

Осуждая дух стяжательства, насаждаемый средствами массовой пропаганды, мы этим самым вовсе не выступаем против желания людей добиться материального благосостояния: стиральные машины и моющие средства сами по себе могут рассматриваться лишь как благодеяние для человечества. Но их одних еще недостаточно...

Другое противоречие, которое, кстати сказать, следует всячески приветствовать, заключается в том, что печать, радио, телевидение и кино способствуют расширению кругозора людей. Особенно это относится к телевидению, но применимо и к новым явлениям в кинематографии и даже к такому явлению, как расширение информации в массовой прессе о событиях, происходящих в других странах. И хотя трактовка такого рода проблем носит пристрастный и однобокий характер, люди все же знакомятся с ними, тогда как раньше они даже не подозревали о их существовании. Об этих проблемах говорят за станком и в конторах, в столовых и ресторанах, что создает небывалые возможности устранить все искажения этих проблем и извлечь из них уроки... Однако законы диалектики оказывают и здесь свое действие: то обстоятельство, что противоречия, присущие массовым средствам пропаганды, облегчают борьбу с ними, само по себе еще недостаточно. В результате того, что эти средства столь могущественны и что их прямое использование для пропаганды взглядов, в корне расходящихся со взглядами, проповедуемыми ими самими, не допускается, само существование этих средств возлагает огромную ответственность на всех тех, кто не склонен разделять проповедуемого ими безмятежного удовлетворения существующим общественным строем.

Организованная и активная оппозиция средствам массовой пропаганды — вот что страшит их заправил. Все, что в состоянии вызволить "плененную аудиторию", вплоть до того, чтобы побудить ее подняться и уйти прочь от телевизора, — это дело нешуточное, все равно, выключает ли эта аудитория телевизор в полном смысле этого слова, и все оценки, Ти-эй-эм теряют свое значение, или же она эмансипируется мысленно. Вмешательство такого рода, которое выступает против индивидуального подхода, заменяя его подходом общественным, может принимать различные формы — от содействия росту тиража независимых газет вроде "Дейли уоркер" до поддержки новых форм культурной работы в профсоюзах; от втягивания молодежи в движение за мир и против колониализма до открытия независимых кинотеатров на кооперативных началах; от организации самодеятельных драматических кружков и оркестров до роста посещаемости местных профсоюзных собраний; от поддержки попыток вынудить Би-би-си и коммерческое телевидение считаться с требованиями общественности до запуска острых стрел в толстокожих королей прессы и монополистов эфира в виде писем в редакцию и телефонных звонков на Портленд-плейс и Принсис-гейт, от поддержки Ассоциации потребителей и журнала "Уич?" до посещения отдельных лиц на дому и проведения подлинно задушевных бесед — задушевных потому, что они преследуют цель убеждать, взывая к разуму и достоинству человека.

Единственное средство ликвидировать все недостатки и пороки средств массовой пропаганды заключается в политическом преобразовании существующего общественного строя. Действуя в этом направлении — в организованном или индивидуальном порядке, мы можем использовать противоречия, заложенные в прессе, радио, телевидении и кино. Однако эти противоречия лишь оказывают нам некоторую помощь, ибо мы не должны пассивно ожидать, что полуправда и полуложь или, если на то пошло, чистая правда и чистая ложь заглушат друг друга. Мы не должны надеяться лишь на то, что многие нелепые представления, которые вдалбливаются в наши головы, будут играть нам на руку и своей полной абсурдностью проделают за нас всю необходимую работу. Ведь все это вдалбливается нам специалистами своего дела и зачастую носит нарочито нелепый характер. Вот почему нам самим необходимо стать специалистами по борьбе с этим злом, вырабатывая в себе умение разбираться в подлинном характере современного общественного строя и приучаясь прививать это понимание другим.

Важно также критически осмыслить характер самих средств массовой пропаганды. Пользуясь любой возможностью высказать теперешним владельцам прессы, кино, радио, телевидения и рекламы, что мы о них думаем, мы не должны, однако, упускать из виду будущее. Мы не имеем права забывать о тех огромных возможностях, которые заложены в прессе и радио, в кино и телевидении как источниках удовольствия и общественной пользы, но отнюдь не коммерческой выгоды. Мы обязаны использовать все пути для претворения в жизнь этих возможностей уже теперь, хотя бы и в ограниченных пределах.

Но прежде всего мы должны осознать, почему владельцы средств массовой пропаганды сознательно ставят преграды использованию таких возможностей и каким образом и в каких целях они используют эти средства для обработки наших умов.

Цитируется по книге: А.В. Кукаркин. По ту сторону расцвета

 

Прочитав эти строки, автор вспомнил советский фильм о ВОВ, и играющего на баяне Г. К. Жукова. В те времена человек сам играл на музыкальном инструменте. Творил культуру. Если бы сейчас человек сам творил культуру, то влияние на него буржуазного режима значительно ослабло бы. Если раньше завод собирался на какой-то праздник, кто-нибудь в отдел, цех притаскивал музыкальный инструмент и начинал играть, то сейчас посиделки больше напоминают поминки, где играет что-нибудь "популярное" и "заезженное" из динамика радио. И откуда сейчас взяться композиторам, если так мало людей играет на музыкальных инструментах?

От своих знакомых я узнал, что в Калуге была фабрика музыкальных инструментов, входила в ПО "Аккорд". Делала аккордеоны, пианино. До нашего времени не дожила. Что же с ней стало?

Один из моих знакомых из ООО, мелкого бизнеса поведал мне историю в беседе с компаньоном:

- А помнишь ***ныч, как мы с тобой с Аккордеонки (народное название фабрики) красное дерево, брусья тащили, когда она стала?

- Да, как же не помнить. Я его ещё пилить замучался.

- А что ты с ним сделал.

- А я из него сделал крышку от погреба.

Вот так променяли стяжатели культуру на крышку от погреба...

Подлинная культура в нашем российском государстве отчуждена от народа, брошена на самотёк. Да и правящему классу хорошо - народ сам отупеет и им будет проще управлять. Поэтому одной из важнейших задач нас, коммунистов должна стать борьба на культурном фронте. Необходимо вести битву против потребл*дства. А против него оружие одно - производство. Производство как материальных ценностей, так и культурных. И приобщение народу к подлинному искусству. Нужно лишить режим культурной гегемонии, чтоб массы проснулись и лишили его уже гегемонии политической, а потом и власти. Для этого надо открывать клубы самодеятельности, независимые от режима или же захватывать существующие, если есть такая возможность. Для производства и изобретения как материальных ценностей: авиамоделирования, обработки дерева, металлов, радиолюбителей, программистов; так и духовных ценностей: писателей, поэтов, художников, композиторов, артистов. Прочие примеры читатель может привести самостоятельно.

Производство объединяет. С его помощью будет преодолена разобщенность людей. Но искусство не должно быть ради искусства. Не должно быть никаких "катакомб" для своих, избранных и прочего. После того, как производство культурных ценностей будет налажено, надо идти в народ и передавать эти ценности ему, лишая режим монополии на производство и передачу культуры. В искусстве основополагающим должен быть принцип реализма. То что есть, то и показываю.

Режим через свои СМИ помимо отсеивания информации, неугодной ему, ту информацию которая к нему поступает, обрабатывает соответствующим образом. В одном случае раздувает из мухи слона. В другом случае сжимает слона до размера мухи. Если целую картину нарезать на мозаику, одни куски мозаики уменьшить, другие увеличить - целую картину не соберёшь. Также и режим не заинтересован в формировании у народа целостной картины мира. Настоящее искусство должно показывать не только то, что есть, но и сохранять при этом пропорции, ничего не сжимая и ничего не раздувая. Вот тогда народ действительно проснётся. При этом у него в сознании сформируется целостная, настоящая картина мира. И помочь формированию целостной картины - в этом задача нас, коммунистов.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.