|
Трудовая мотивация. Трудовая мотивация создает импульс к сознательной деятельности сотрудников, и на повышение достижений. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методы деловой оценки 1.Метод анкетирования Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант. 2.Описательный метод оценки Производящий оценку должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения аттестуемого. Этот метод не предусматривает четкой фиксации результатов и потому часто используется как дополнение к другим методам. 3.Метод классификации Этот метод основан на ранжировании аттестуемых работников по определенному критерию от лучшего к худшему с присвоением им определенного порядкового номера. 4.Метод сравнения по парам В этом методе сравнивается в группе аттестуемых, находящихся в одной должности, каждый с каждым, после чего подсчитывается количество раз, когда аттестуемый оказывался лучшим в своей паре. На основе полученных результатов строится общий рейтинг по группе. 5.Рейтинг или метод сравнения Он основан на оценке соответствия работника занимаемой должности. Это метод шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) происходит изучение деятельности с учетом времени, затрачиваемого сотрудником на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. Учитывается также, насколько экономно сотрудником используются материальные средства. Затем происходит оценка перечисленных в списке качеств аттестуемого сотрудника по 7-бальной шкале: 7 - очень высокая степень, 1 - очень низкая степень. 6.Метод заданного распределения При данном методе лицу, проводящему оценку, переписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. 7.Тестирование Для оценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы: - квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника; - психологические, дающие возможность оценить личностные качества работника; Процесс оценки результативности Это процесс наблюдения и принятия решения о дальнейшей судьбе работника, это процесс, обеспечивающий обратную связь, это процесс измерительный и в такой же степени эмоциональный. Кроме того, это субъективный процесс. Легко описать, как должен работать человек, гораздо труднее оценить, как действительно он работает. Оценка результативности - это систематическое описание сильных и слабых сторон в деятельности отдельного человека или группы. Оценочный период - это период времени, в течение которого исследуются результативность работника, чтобы составить формализованный отчет. Управление результативностью это общий процесс наблюдения за результативностью работника в течение определенного периода времени и ее оценки. Какова общая организационная цель применения системы оценки результативности. Оценка преследует две основные цели: 1) помочь работникам повысить свою результативность путем полного использования своих потенциальных возможностей и 2) обеспечить информацией и работников и менеджеров для принятия решений, относящихся к работе. Можно выделить и более специфические цели оценки: 1. Оценка обеспечивает законное и формальное обоснование для принятия решений о продвижении работника, об увольнении плохих работников, о необходимости обучения, о сокращении необходимой рабочей силы. Короче говоря, оценка служит основой для создания формальной организационной системы вознаграждений и наказаний. 2. Оценка служит в качестве критерия при проверке валидности тестов. 3. Оценка обеспечивает обратную связь для работников и дает основу для личностного и профессионального развития. 4. Оценка помогает установить цели для программ обучения. 5. Оценка помогает выявлять организационные проблемы. Оценка является скорее началом многих процессов, чем конечным продуктом. Критерии оценки личностно деловых и профессионально квалификационных качеств, результатов и сложности труда, личного трудового вклада. Организации периодически оценивают своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития. Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно, с помощью профессиональных консультантов). Система оценки должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы. Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все - как руководители, так и сотрудники. Процесс оценки персонала в каждой компании организован по-своему. Системы оценки различаются степенью формализации, детализацией, используемыми ресурсами. Организация процесса оценки зависит от стадии развития компании, системы менеджмента, корпоративной культуры, стиля управления. Ключевым моментом и методологической основой для подготовки всех видов оценки персонала организации является выработка критериев оценки персонала. Говоря о критериях оценки персонала, под ними обычно понимают "такие характеристики работы и рабочего поведения, которые, по мнению квалифицированных наблюдателей, составляют необходимые "стандарты совершенства", которые необходимо достигнуть, чтобы как организация, так и индивид могли реализовать свои цели". Профессиональная диагностика деловых и личностных качеств руководящих кадров Любая процедура подбора управленца фактически сводится к поиску у него потенциальных профессионально-значимых характеристик, касающихся его стиля управления, стиля мышления, особенностей эмоционально-волевой сферы и т. п. И в повседневной работе люди оценивают руководителя в конце концов по его качествам, обеспечивающим профессиональный успех. В процессе определения профессионально- значимых качеств руководителя необходимо решить две основные задачи: • построить ранжировочный ряд профессионально-деловых и личностных качеств руководителя, обеспечивающих его успешное управление организацией; • разработать инструментарий достоверной диагностики значимых качеств руководителя. Общая идея решения задач состоит в следующем. С помощью методов экспертного опроса необходимо определить набор значимых относительно успешной управленческой деятельности профессионально-деловых и личностных качеств руководителя и создать диагностические средства их достоверной оценки на основе современных психологических технологий.
АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ — процедура определения соответствия квалификации, результативности деятельности, уровня знаний и навыков работника, его деловых и иных общественно значимых качеств занимаемой должности. Аттестации кадров подлежит основной (штатный) состав работников во всех отраслях деятельности. Она проводится периодически — один раз в три — пять лет — и является основным средством определения степени соответствия работников занимаемым должностям, а для ряда категорий кадров (например, научно-педагогических работников и др.) — обязательным условием присвоения им званий, категорий, разрядов и пр. Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и других работников. Курс партии на ускорение социально-экономического развития страны требует повышения трудовой и общественной активности каждого работника, его творческого вклада в общие результаты хозяйствования. Проведение аттестации включает несколько этапов: 1) подготовительный; 2) подготовки пакета необходимых документов по аттестуемым работникам; 3) проведение самой аттестации; 4) использование результатов аттестации. На подготовительном этапе принимается решение о проведении аттестации, определяются сроки ее проведения, составляются списки работников, подлежащих аттестации, определяется количественный состав аттестационных комиссий. Всем этим документам придается юридическая сила: издается приказ по предприятию (организации) об аттестации работников с указанием сроков проведения, состава аттестационных комиссий и графика их работы. В приложении к приказу приводится положение об аттестации. От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до года и др. Объекты и показатели аттестационной оценки Основными объектами оценки при аттестации персонала могут быть: 1. Результаты труда за определенный период времени. 2. Те или иные стороны деятельности или отношение к своим обязанностям. 3. Черты личности, связанные с выполнением рабочих или служебных функций. 4. Потенциальные способности к соответствующей работе. Нужно иметь в виду, что вследствие различия функций эти моменты имеют неодинаковое значение и формы проявления для различных категорий персонала. В соответствии с этим объективно должны различаться основные факторы и показатели самой оценки. Под факторами оценки здесь понимается набор характеристик оцениваемого, позволяющий получить адекватное представление о нем, а под показателями — степень выраженности этих характеристик. Кроме того, необходимо выделить такое ключевое понятие, как критерий оценки. Это своего рода порог, за которым состояние фактора оценки будет удовлетворять или не удовлетворять неким требованиям. Факторы оценки делятся на основные и дополнительные. К основным относятся те, без которых невозможно составить представление о субъекте и расшифровать содержание его оценки. Дополнительные факторы помогают глубже раскрыть и уточнить это содержание. Они бывают как самостоятельными, т.е. «заполняющими пробелы» между основными, так и вспомогательными, уточняющими последние. Установление факторов оценки не означает, что всем им в обязательном порядке должны соответствовать качества работника, так как они являются ориентирами для нее. В то же время отсутствие четкости и конкретности в критериях и факторах оценки приводит к тому, что на практике разные руководители при оценке одних и тех же качеств подчиненных подходят с разных, а иногда и с противоположных позиций. В результате работники теряют ориентировку, из-за чего снижается эффективность их деятельности. Рассмотрим основные факторы оценки, применимые к большинству работников. К ним можно отнести: профессиональные (знания, опыт, навыки); моральные (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность); волевые (энергичность, упорство, работоспособность); деловые и организаторские (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, собранность, исполнительность, дисциплинированность, лидерские задатки, оперативность, творческий подход к делу) потенциальные способности, т.е. качества, которые не раскрыты, но, вероятно, раскроются в будущем (в данный момент.определяются на основе тестирования). При этом люди аттестуются только с точки зрения содержания работы. Личность человека как таковая оценке не подлежит, иными словами, нельзя делать выводы, хорошим он является в целом или плохим. График проведения аттестации доводится до работников не менее чем за один месяц до начала аттестации, а материалы в комиссию должны представляться не менее чем за две недели до аттестации. Это чаще всего аттестационный лист и отзыв-характеристика. Аттестационный лист содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности, на предприятии, в должности и т.д. Данная информация готовится работниками кадровой службы. Отзыв-характеристика отражает обобщенные результаты оценки деятельности работника, анкетного опроса о поведении работника в коллективе, оценка работника руководителем. Регулярное проведение экспертной оценки поведения аттестуемых возлагается на специалистов кадровой (социологической) службы. Ответственность за учет и оценку деятельности работника несет руководитель подразделения. Отзыв-характеристика обсуждается на собрании коллектива. Работник должен быть ознакомлен с ней не менее чем за неделю до аттестации под роспись. Отзыв-характеристика передается в кадровую службу или непосредственно в аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия рассматривает представленные ей документы, заслушивает сообщение о работнике, о достигнутых успехах и недостатках, результатах текущих оценок и на основании этого, с учетом обсуждения в отсутствие аттестуемого открытым голосованием дает одну из следующих итоговых оценок: а) соответствует занимаемой должности б) соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций аттестационной комиссии с повторной аттестацией через год; в) не соответствует занимаемой должности.
Методы обучения в предприятиях общественного питания: наставничество, инструктаж, ротация, самообучение, тренинги, коучинг, консультирование. Виды обучения: подготовка новых работников, обучение вторым смежным профессиям, переподготовка, повышение квалификации. Наставничество, или опека — соглашение, по которому один участник становится наставником или опекуном другого Добровольное наставничество Иногда один или несколько опытных участнико наставляют новичка, добровольно помогая ему. В некоторых случаях это может быть вызвано трудностями, которые испытывает новичок в общении с другими участниками, в техническом освоении или в соблюдении правил. В других случаях опекаемый сам обращается за помощью, чувствуя, что он может получить пользу от наставничества или обучения у более опытных участников. Наставничество по договорённости с опекаемым. Административные меры к участнику, над которым установлено подобное наставничество, могут применяться любым администратором, который ставит наставника в известность о факте блокировки; после разговора с опекаемым наставник имеет право принять решение о снятии чужой блокировки досрочно. В случае злоупотребления снятием блокировки с опекаемого процедура наставничества может быть прекращена по консенсусу после обсуждения на форуме администраторов.
Первичный инструктаж - проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии должности; временными работниками, командированными, или учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах. Вводный инструктаж - проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности со всеми вновь прибывшими работниками. Повторный инструктаж -проводится один раз в шесть месяцев с теме же работниками или группами. Целевой инструктаж – проводится в течении разовых работ, при организации специальных мероприятий, технических катастроф, ознакомлением с предприятием. Оформляется как таблица или ведомость. Внеплановый инструктаж – проводит специалист по охране труда, оформляется в журнале целевого инструктажа. Или опасными условиями труда – более 30 дней. Ротация кадров — (горизонтальные) перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации. Са́мообуче́ние (англ. self-instruction) — направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм: -тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные; -тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; -тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; -тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Виды тренингов Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг. - Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др. - Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. -Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. -Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Методы тренинга Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия. Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. Этапы -постановка цели, -проверка реальности, -выстраивание путей достижения, -достижение (он ещё именуется этапом воли). Виды коучинга По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. - Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы. -Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников. -Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения). Виды обучения — классификация учебных процессов по какому-либо основанию. С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют: - подготовку новых рабочих; - переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; - повышение квалификации. ПОДГОТОВКА КАДРОВ РАБОЧИХ Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессинально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение (но при этом нельзя забывать пословицу "Скупой платит дважды", имея в виду необходимость затрат на последующее повышение квалификации и переподготовку), так и интересы рабочего - получить полноценную профессиональную подготовку (хотя некоторых могут устраивать быстрые сроки подготовки и получения заработка). Далее, необходимо учитывать, что подготовка кадров - это лицензируемая деятельность, и предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований стандарта на качество обучения. Здесь должны быть учтены: * структура необходимой профессиональной подготовки по ее сложности и срокам, по требованиям к теоретической и практической компоненте обучения; * наличие на предприятии соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического персонала, опыта в подготовке кадров; * финансовые возможности предприятия для подготовки кадров на хоздоговорной основе на стороне. Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 - 6 мес. в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда. При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно. При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий. ПЕРЕПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение Рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности) переподготовка означает освоение рабочими новой профессии. Управление- процессом переподготовки работников предполагает: - определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее; - выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение; - проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения. Численность работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от: - численности высвобождаемых работников; - контингента высвобождаемых работников; - возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства); - доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на переподготовку. Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять. При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения (на оплату педагогов, учебные расходы, на материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников в процессе "их переподготовки. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок. Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для производственной деятельности.
Программы развития карьеры. Формирование стратегии карьеры.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|