|
История мировой зарубежной литературы
Термин и понятие «античная литература», ее исторические, хронологические и локальные границы. Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры.
Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Термин «античный» образован от латинского прилагательного antiquus («древний»). Он вошел в употребление в средние века и применялся для обозначения всего того, что относилось к быту и культуре предшествующего периода. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали античной греко-римскую культуру как самую раннюю из известных им культур. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя с тех пор были открыты и более древние культуры. Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII вв. до н. э. до V в. н. э. включительно. Древние греки населяли в это время весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Сицилию и южную часть Апеннинского полуострова. Римляне жили первоначально в Латии – области, находившейся на территории Апеннинского полуострова (Вергилий «Энеида» – нац. римский эпос; история возникновения Рима), однако в результате войн римская держава постепенно разрослась, и к концу I века до н. э. она занимала не только Апеннинский полуостров, но и значительную часть территории Европы, включая Грецию, часть Передней Азии, Северную Африку, Египет. Греческая культура старше римской; римская начала развиваться в то время, когда греческая уже вступила в период относительного упадка. [ Первые произведения греческой литературы появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого; последние произведения греческой и римской литератур – в период разложения рабовладельческого строя]. Для понимания античной литературы и отличия ее от европейских не следует забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие античной литературы – в этом первая ее особенность. Рабство, которое было одной из причин взлета античной культуры, стало одной из главных причин ее упадка: оно завело античный мир в экономический и социальный тупик. Второй ее особенностью, в отличие от других известных нам литератур, является органическая связь античной литературы с мифологией (особенно это касается греческой литературы). Сюжеты и образы для произведений литературы и изобразительного искусства чéрпались в основном из мифов – произведений устного народного творчества, в которых отражались наивные фантастические представления людей об окружающем мире – о его происхождении, о природе, об устройстве общества. Поэтому для изучения античной литературы особое значение приобретает знакомство с греческой мифологией. (Николай Альбертов. Кун. Мифы Древней Греции. 1922). Греческие мифы содержат рассказы о богах, созданных по образу и подобию людей, и героях; на них греки перенесли все черты их собственной земной жизни. На римской почве боги и герои получили новые имена, слившись с италийскими или римскими божествами. (Таблица богов и героев, их функции и атрибутика + римские соответствия). Зевс – Юпитер – бог неба и света. Гера – Юнона – богиня луны и покровительница женщин. Значение античной литературы состоит, в первую очередь, в том огромном влиянии, которое она оказала на развитие литератур других европейских народов; изучение этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой. В V в. рабство, разросшееся до колоссальных размеров, подорвало изнутри огромную римскую империю, так что она не могла противостоять завоеванию варваров (германских племен). Римская империя пала. На смену рабовладельческому строю пришел феодальный, на смену античной идеологии – средневековая. Языческая религия уступила место христианству. Христианская церковь повела непримиримую борьбу с враждебной ей языческой идеологией; под контролем церкви в течение нескольких веков находилась вся духовная жизнь Европы. В эту пору погибла основная часть текстов античной литературы: одни авторы испытывали гонения, другие просто не вызывали интереса и не переписывались, а между тем папирус (= писчий материал, в древности распространенный в Египте, а позднее – на всем пространстве античного мира. Для изготовления папируса использовалось одноименное водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее семейству осоковые), на котором были записаны литературные тексты, – материал в условиях европейского климата недолговечный, и тексты, не переписанные в средние века на пергамен (= материал для письма из недубленой сыромятной кожи животных), обречены были на исчезновение. Отбор произведений для переписки и сохранения, для школьных хрестоматий и т. п., не всегда соответствовал объективной ценности произведений. Тщательно переписывались и сохранялись произведения, в которых были заложены мысли, импонирующие христианскому вероучению (например, произведения Платона, Сенеки и т. п.). Античная книга представляла собой папирусный свиток, который при чтении разворачивался. Объем такой книги мог составлять до 40 страниц в привычном для нас типографском исполнении. Каждая из гомеровских поэм была записана на 24 свитках (книгах). Только с III в. н. э. папирусный свиток начинает вытесняться книгой привычного для нас вида, изготовленной из пергамена. В XIV-XV вв. в Европе начался расцвет торговли и промышленности, возникает борьба за ограничение власти церкви под лозунгом возрождения античности с ее жизнеутверждающей и человечной идеологией. В античной культуре стали видеть воплощение всех идеалов – общественных и эстетических. Античная литература оказалась близка эпохе Ренессанса, потому что она воплощала свободу человеческой мысли и человеческих чувств. Культурные деятели этой эпохи стали отыскивать и издавать произведения античной литературы, бережно переписанные и сохраненные просвещенными монахами в эпоху средних веков. «Возрождение» возникло в XIV в. в Италии, а в XV в. распространилось по всем странам Европы. Писатели создавали произведения на латинском языке, использовали античные темы; литературным произведениям старались придать максимальное сходство с античными, в которых видели эталоны прекрасного. В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности, которой никогда уже не удавалось достигнуть. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим классическую эпоху своей литературы. В центре внимания западноевропейских писателей оказалась римская литература, так как язык ее – латинский – являлся официальным языком католической церкви и был понятен всем образованным людям того времени. Непосредственно за эпохой Возрождения в литературе наступила эпоха классицизма (XVII-XVIII вв.). Само название «классицизм» говорит о том, что это направление тоже ориентировалось на античность, на классическую древность. Но если гуманистов эпохи возрождения в античной литературе привлекал дух человечности и свободолюбия, то классицистов больше интересовала форма; они стремились найти в античной литературе вечные и неизменные эстетические нормы. Это привело к искажению античных литературоведческих теорий (прежде всего «Поэтики» Аристотеля). Классицизм ориентировался в основном на римскую литературу. Увлечение античной литературой не прекращалось и в XIX в., и в XX в.
В античности зародились и оформились следующие науки: 1. Теория литературы, включившая в себя созданное на материале произведений греческих авторов учение о литературных жанрах и разработку вопроса о соотношении литературы и изображаемой в ней жизни. Из этой теории пришли к нам понятия эпоса, лирики, драмы, комедии, трагедии и т. п. 2. Историография, возникшая в Греции в V в. до н. э., как литературный жанр достигшая расцвета в Риме в I в. до н. э. и сохранившая за собой как научное, так и художественное значение. 3. Ораторское искусство. Красноречие в Греции высоко ценилось уже в гомеровские времена. Гомер ставит искусство красноречия почти наравне с воинской доблестью. В послегомеровскую эпоху это искусство процветает во всех областях Греции, но особенно высокого развития достигает в Афинах, где в V-IV вв. до н. э. оно ложится в основу образования; ораторская речь становится здесь литературным жанром; создается теория красноречия. 4. Философские учения. Они появляются, начиная с VI в. до н. э. в связи с распространением естественнонаучных знаний. Философское мышление в Греции зарождается впервые при решении проблемы первоосновы, единой причины существующего многообразия вещей. Этим вопросом занимаются обе формирующиеся уже в VI в. до н. э. философские школы – материалистическая (представленная милетскими философами Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, а также Гераклитом из Эфеса) и идеалистическая (представленная Пифагором с Самоса и др.). Оба направления достигли наивысшего развития в V-IV вв. до н. э. в учениях Демокрита и Платона. 5. Филология, начавшая развиваться в Александрийскую эпоху как наука, призванная исправлять искажения рукописной традиции, толковать и объяснять тексты и давать эстетическую оценку литературному произведению. 6. Грамматика, возникшая в III в. до н.э. как наука о частях речи, падежах, временах глагола и т.д. Первыми начали размышлять над языком и анализировать его софисты, которые в стремлении изощрить свои речи работали над звуками и сочетаниями слов, над построением предложения. За софистами последовали филологи, которых в античности называли грамматиками. Но за систематическую работу в этом направлении взялись стоики. Около 240 г. до н. э. Хрисипп ввел грамматическую терминологию, которая в латинском переводе применяется до сегодняшнего дня, а в 120 г. до н. э. Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, которая через посредство римлян легла в основу грамматик всех европейских народов. Все стихотворные размеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции и поныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, хотя в греческих и латинских стихах они звучали несколько по-иному, так как чередовались не ударные и безударные, а долгие и краткие слоги.
Греческая литература
Первоначально история Греции была известна нам, начиная с IX-VIII вв. до н. э., т. е. со времени формирования гомеровских поэм. Но с 70-х годов XIX в. эти представления изменились в связи с археологическими раскопками. Первые раскопки такого рода были осуществлены Генрихом Шлиманом в Малой Азии и на Балканском полуострове. Раскопки Гиссарлыкского холма на Малоазийском побережье Эгейского моря показали, что холм был заселен уже за 3 тыс. лет до н. э. Шлиманом было раскопано в этом месте семь возникших друг на друге городов. В одном из городов Шлиман нашел золотой клад и решил, что это сокровища царя Приама, т.е. властителя Трои. Впоследствии оказалось, что Шлиман ошибся: город Приама лежал выше того, который он принял за Трою. Но подлинную Трою, хотя и сильно попортив ее, он все же откопал, сам того не ведая. Найденный же им клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама (III тыс. до н. э.). Таким образом, греческая культура – возникла не внезапно, как считали совсем до этого. Она явилась результатом длительного развития, взаимодействия между культурами стран Востока и культурой греческих племен, населявших государства Эгейского бассейна (юг Балканского полуострова, остров Крит и другие острова Эгейского моря, часть его азиатского побережья) во II тыс. до н. э. В конце II тыс. до н. э. эти микенские государства были разгромлены переселившимися сюда с севера Балканского полуострова родственными им древнегреческими племенами, еще находившимися на стадии родового строя. Но если культура греков и догреческого населения Эгейского бассейна известна нам, начиная с III тыс. до н. э., то первые дошедшие до нас литературные памятники относятся к VIII-VII вв. до н. э. и написаны на греческом языке.
à Периодизация древнегреческой литературы:
1) до VIII в. до н. э. – фольклорный или долитературный период; 2) VIII-VI вв. до н. э. – архаический период, соответствующий распаду родового общества и формированию рабовладельческого; около 800-500 гг. до н.э. 3) V и IV вв. до н. э. (до 338 г. условно) – классический период, время культурного, политического и экономического расцвета Афин à аттический; 500-323 гг. до н.э. 4) конец IV в. до н. э. – I в. до н. э. (условно до 31 г. до н. э.) – эллинистический период, время македонского владычества; около 323-30 гг. до н.э. 5) конец I в. до н. э. – V в. н. э. – поздний или «римский» период. В это время Греция находилась во власти Рима.
è Древнеримская литература: – долитературный период (римский фольклор) – середина VIII в. до н.э. – до середины III в. до н.э. – Литература эпохи Республики: а) ранняя римская литература – с середины III в. до н.э. до середины II в. до н.э. б) Римская литература периода гражданских войн и гибели республики – с середины II в. до н.э. до 40 г. I в. до н.э. – лит-ра эпохи становления империи и принципата – от 40-х г. до I в. до н.э. до 14 г. н.э. – лит-ра эпохи империи – a) серебряный век – I в. и начало II в. н.э. б) поздняя римская лит-ра – II-V в. н.э. (по уч. Г.Г. Анпетковой-Шаровой. Античная литература. Л., 1980)
1) Долитературный период Греческая литература, как и литература всякого народа, возникла и сформировалась на базе устного народного творчества. Устное народное творчество развивается на базе первобытно-общинных отношений, когда личность еще не выделяется из коллектива, оно отражает чувства, представления, жизненный опыт коллектива, а не отдельной личности. Это характерно для всех жанров греческого фольклора: и для мифа, и для сказки, и для басни, и для песенного народного творчества. В греческом фольклоре особое место занимает мифология, сыгравшая самую большую роль в формировании греческой литературы. Мифология – это совокупность народных преданий о богах и героях, мифов, которые, в отличие от сказок, рассматриваются не как вымысел, а как рассказы о действительно происходивших когда-то событиях. (Алексей Федор. Лосев. Диалектика мифа) Мифологией же называют и науку, изучающую мифы. Обряд и миф – важнейшие аспекты религии. Мифология являлась священной историей для греческого народа и для большинства писателей и поэтов вплоть до александрийской эпохи, когда боги и герои превращаются для авторов поэтических произведений в литературные фикции. Сведения о греческих богах и героях мы черпаем из произведений античной литературы, прежде всего из поэм Гомера и Гесиода, из трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Первоначально мифы были хаотичны и противоречивы, ибо каждое племя и каждый культурный центр создавали свои версии сказаний о богах и героях. Уже Гесиод и его продолжатели пытались упорядочить мифы. Дальнейшие попытки систематизации мифов относятся к VI в. до н. э. К сожалению, сочинения логографов (= название первых греческих историков; потом уже судебный оратор) – авторов первых исторических сочинений (VI в. до н.э.), фиксировавших и излагавших мифы как подлинную историю, до нас не дошли. Т.е. обращаясь к мифологическому наследию, л. стремились подать историю отдельных племен и местностей на основе существующих сказаний, считая, что мифы отражают реальные события. Не сохранились и мифографические сочинения александрийских ученых, возглавляемых Каллимахом, положившим начало систематическому изучению мифов. Зато дошла «Библиотека», приписываемая Аполлодору (II в. н. э.), которая в своем изложении мифов опирается на произведения как классических поэтов, так и логографов, и александрийских филологов. Если не считать гесиодовской «Теогонии», то «Библиотека» Аполлодора – единственное дошедшее до нас от античности систематическое изложение греческой мифологии. Литература Греции опирается на мифологию, отражающую уже достаточно развитую ступень греческой религии, соответствующую позднему периоду родового общества, и представляющую собой антропоморфный политеизм (т. е. религию многих богов, наделенных человеческим обликом и человеческими чертами характера). У греков было огромное множество богов, полубогов, демонов и всякого рода сверхъестественных существ, они имели возможность создавать культы новых богов и героев, т. е. живших когда-то людей божественного происхождения (они, как и боги, были у греков предметом культа à культ богов и культ героев). Список этих существ не только пополнялся непрерывно (часто в связи с проникновением в Грецию иноземных культов и мифов), но и уже имеющиеся боги меняли свой облик, свои имена, атрибуты и функции в зависимости как от эпохи, так и от местности. В различных частях Греции особенно почитались те или иные боги и герои, и традиционные общегреческие божества наделялись дополнительными функциями и местными эпитетами. Греки считали Гомера систематизатором, а то и творцом своих представлений о богах. Геродот говорит, что Гомер и Гесиод (= первый известный по имени древнегреческий поэт) составили для эллинов родословную богов, снабдили их имена эпитетами, установили их функции и т. п. Во главе этой родословной был поставлен Зевс (= Ζεύς, дий, dievs). В связи с многочисленными переселениями др. греков (завершившимися к XI в до н.э.). Зевс сталкивался с местными божествами и вытеснял их, перенимая их функции, с другими вообще слился, получив их имена в качестве эпитетов, с третьими он «ужился» таким образом, что прежние божества стали его братьями, сестрами и детьми. С некоторыми божествами он вступил в брак. Т.е. до объединения местных божеств под эгидой Зевса в разных областях Греции почитались разные боги à этим объясняется наличие одних и тех же функций у некоторых олимпийских богов. Но ни у Гомера, ни у Гесиода боги не являются творцами мира, они сами родились. Они существуют, но было время, когда они не существовали.
Боги Мифов очень много à классификация: космогонические мифы (о создании мира), эсхатологические (о конце света), мифы о героях (Прометей), мифы об умирании и воскресении богов, этиологические (причинные; объясняющие происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни), солярные (= от лат. solaris солнечный) (гл. персонажем является солнце), астральные (о происхождении звезд, планет, созвездий) и др. Древнегреческая мифология имеет и свои периоды развития – хтонический и олимпийский. Затем идут герои.
Космогонические мифы рассказывают о возникновении мира. Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу родились первые существа: Уран (небо) и Гея (земля = греч. хтонос à хтонические), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые киклопы (циклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тáртар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – малопривлекательные особы, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной, по одной из версий, родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы. После того как Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались. Рее жаль было своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы. Коза Амалфея кормила Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии превратил ее в звезду Капеллу в созвездии Возничего. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия. После этого началась «титаномахия» – война за власть между богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и киклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Киклопы выковали Зевсу громы и молнии, Аиду – шлем-невидимку, Посейдону – трезубец. Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное стоглавое чудовище. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда он упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений. Зевс по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерями Мойрами, прядущими нить человеческой жизни. Греческие боги обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, находившейся на севере Греции. По имени Олимпа двенадцать греческих богов называются олимпийскими (Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Деметра, Артемида, Афродита, Арéс, Гефест, Гермес, Гестия, Диóнис). Однако Посейдон с гораздо большим основанием, чем Дионис, претендует на включение его в число двенадцати богов, хотя он владыка вод и обитает в морской глубине, а не на Олимпе. Диониса же, как сына Зевса и смертной женщины, попавшего на Олимп после своего обожествления, следовало бы исключить из этого числа. Аид хотя и царь мертвых, но он родной брат Зевса и принадлежит вместе с ним к третьему поколению богов. Значит, Аид тоже имеет основание быть в числе двенадцати Олимпийцев.
Зевс: атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса – эгидодержавный). Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса». Первое время правления Зевса, по понятиям греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века» – времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю. После «серебряного века» наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе пропитание. Зевс решил уничтожить род людской и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превратились в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой. (Овидий. Метаморфозы) Хотя Зевс был женат на своей сестре Гере, матерями его многочисленных детей стали и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Все это объясняется тем, что, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере. - - - - - - - - - - - - и др. боги
Антропоморфность (человекоподобие) олимпийских богов явилась тем фактором, который способствовал гибели античной религии. Зачатки ее (= критического отношения к богам) мы находим уже у Гомера. Если автор «Теогонии» принимает мифологию всерьез, то автор «Илиады» относится к ней несколько юмористически (поведение богов). [И если у благочестивого Пиндара мы наблюдаем стремление возвысить богов над смертными, освободив их от человеческих слабостей, то у Ксенофана эти слабости вызывают гнев и откровенную насмешку]. Глубокой иронией в отношении богов проникнута поэма «Батрахомиомахия» (= война лягушек и мышей) – гениальная пародия древности на гомеровский эпос (авторство неверно приписывалось Гомеру). Пигрес Карийский. Еврипид подчеркивал в своих трагедиях пороки гомеровских богов, высказывал сомнение в существовании подобных богов и заметно ослабил их авторитет в традиционной религии, что впоследствии было характерно для эллинистической эпохи. Наконец Лукиан (= греч. писатель) доводит человечность богов до абсурда, доказывает, что именно эта человечность была самым уязвимым местом некогда всемогущих властителей мира.
Герои У греков люди, совершившие гражданские подвиги, будучи полководцами или правителями народа, – это люди, избранные богами и даже родственные богам. В воображении народа такие люди оказывались детьми богов, вступивших в брак со смертными. Многие знатные греческие и римские семьи возводили свой род к божественным прародителям, которые назывались героями. (Юлий Цезарь = вел свое начало от легендарного Юла, сына Энея и внука Венеры и Анхиза). Герои и их потомки считались посредниками между народом и его богами. В долитературный период повествования о подвигах, страданиях, странствованиях героев составляли устную традицию истории греческого народа. В соответствии со своим божественным происхождением герои обладали силой, мужеством, красотой, мудростью. Но в отличие от богов герои были смертными, за исключением немногих возвысившихся до уровня божеств (Геракл, Кáстор и Полидевк (Поллукс) – дети Леды. Поразившись красотой Леды, Зевс на реке Еврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею, она снесла два яйца, и плодом их союза были Полидевк и Елена. Либо же она снесла тройное яйцо, из яйца родились Кастор, Полидевк и Елена, – и др.). В древнейшие времена считалось, что загробная жизнь героев ничем не отличается от загробной жизни простых смертных. Только немногие любимцы богов переселяются на острова блаженных. Позже стали верить, что все герои наслаждаются благами «золотого века» под покровительством Кроноса и что дух их незримо присутствует на земле, защищая людей, отвращая от них бедствия. Эти представления вызвали к жизни культ героев. Появились жертвенники и даже храмы героев; объектом культа стали их гробницы. Историю героев, т. е. мифическую историю человечества, можно начинать со времени создания людей. Родоначальником их явился сын Япета (титан, один из противников Зевса, отец Атланта), титан Прометей (= думающий вперед), сделавший людей из глины. Эти первые люди были грубы и дики, у них не было огня, без которого невозможны ремесла, приготовление пищи. Зевс не хотел дать людям огонь, так как предвидел, к чему приведет их просвещение и господство над природой. Прометей же, любя свои создания, не хотел оставить их в полной зависимости от богов. Похитив искру от молнии Зевса, Прометей передал огонь людям и за это был прикован по приказу Зевса к Кавказской скале, на которой пробыл несколько веков, причем ежедневно орел выклевывал его печень, выраставшую ночью заново. Геракл, с согласия Зевса, убил орла и освободил Прометея. Хотя греки чтили Прометея как создателя людей и их помощника, Гесиод, первым донесший до нас миф о Прометее, оправдывает действия Зевса, потому что он уверен в постепенной нравственной деградации людей. Между тем по мере распространения просвещения, люди все больше становились заносчивыми, все меньше почитали богов. Тогда Зевс решил послать им испытания, которые заставили бы их вспомнить о богах. По повелению Зевса Гефест (= Вулкан; бог огня, покровитель кузнечного ремесла) создал из глины женскую статую необычайной красоты и оживил ее. Каждый из богов дал этой женщине какой-нибудь дар, увеличивающий ее привлекательность. Афродита наделила ее обаянием, Афина – мастерством рукоделия, Гермес – лукавством и вкрадчивой речью. Пандорой («всеми одаренной») назвали боги женщину и отправили ее на землю к Эпиметею (думающий после), брату Прометея. Как ни предостерегал Прометей брата, Эпиметей, прельстившись красотой Пандоры, женился на ней. В качестве приданого Пандора принесла в дом Эпиметея большой закрытый сосуд, подаренный ей богами, но ей запрещено было в него заглядывать. Однажды, терзаемая любопытством, Пандора открыла сосуд, и оттуда вылетели все болезни и бедствия, которые терпит человечество. Испуганная Пандора захлопнула крышку сосуда: в нем осталась только надежда, которая могла бы служить людям утешением в бедствиях. Люди, тем временем, продолжали деградировать. Они все больше отворачивалось от богов, становились все более самонадеянными и нечестивыми. Тогда Зевс послал на землю потоп, после которого остались в живых лишь сын Прометея Девкалион и его жена Пирра, дочь Эпиметея. Родоначальником нового человечества стал сын Девкалиона и Пирры Эллин (по его имени греки называли себя эллинами, а свою страну – Элладой). Его сыновья Эол и Дор сделались прародителями греческих племен – эолян (населявших остров Лесбос и примыкающее к нему побережье Малой Азии) и дорян (острова Крит, Родос и юго-восточная часть Пелопоннеса). Внуки Эллина (от третьего сына, Ксуфа) Ион и Ахей стали прародителями ионян и ахейцев, населявших восточную часть материковой Греции, Аттику, центральную часть Пелопоннеса, юго-западную часть побережья Малой Азии и часть островов Эгейского моря. à общегреческие предания. Кроме общегреческих преданий существовали местные, складывавшиеся в определенных областях и городах Греции, как Арголида (миф о Данае и его дочерях; Данай покинул свои владения и вернулся в Арголиду со своими 50 дочерями, которых он хотел избавить от брачных притязаний 50 сыновей своего брата Египта. Данай вручил своим дочерям по ножу, приказав им в первую брачную ночь убить своих мужей, что они и сделали. Ослушалась отца только одна из Данаид, Гиперместра, полюбившая своего мужа Линкея. В их роду родился Персей – Зевс пролился в виде золотого дождя на Данаю. Он прославился многими подвигами: обезглавил Медузу, одну из Горгон, обращавших всех, смотревших на них, в камень; освободил прикованную к утесу на растерзание морскому чудовищу Андромеду, дочь Кефея и Кассиопеи, и сделал ее своей супругой. Уже вернувшись на родину, в Аргос, он нечаянно, при метании диска, убил своего деда Акрисия, подтвердив таким образом пророчество. Из потомков Персея особенно известен Амфитрион, женившийся на Алкмене. От брака Алкмены с Зевсом родился Геракл); Коринф (о Сисифе и его внуке Беллерофóнте; Сизиф – бессовестно обманывал богов, однажды даже задержал бога Танатоса, заковал его и люди несколько лет не умирали; затем его все-таки отправили в Аид, но он снова обманным путем выбрался на землю – и оказался единственным из умерших вернувшихся на землю. à был жестоко наказан Зевсом. Беллерофонт с помощью крылатого коня Пегаса убил чудовище Химеру и совершил другие подвиги, но, возгордившись своими успехами, дерзнул взлететь на Пегасе на небо, к богам, за что был низвергнут Зевсом на землю); Беóтия (= гл. город Фивы; страна коров – похищение Европы; миф об Эдипе –Софокл «Царь-Эдип»). Он был основан Кадмом, сыном финикийско Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|