Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исследование системы управления.





Зачет.

Разработка программы исследования.

В условиях динамичности современного производства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое невозможно обеспечить без исследования путей и возможности этого развития, без выбора альтернативных направлений.

Необходимость в исследовании системы управлении продиктовано достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться современным организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.

Тема: Система управления как объект исследования.

1. Понятие системы

2. Классификация систем

3. Место системы управления в организации

4. Понятие и состав системы управления

5. Требования к системе управления

6. Механизм функционирования системы управления.

Понятие системы .

Система – это комплекс взаимодействующих компонентов.

Система – это не просто совокупность единиц, а совокупность отношений между этими единицами.

Система – это определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями.

Система – это набор объектов, имеющих данные свойства и набор связей между объектами и их свойствами.

Анохин П.К. определял систему – это только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата.

Таким образом, система – множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой, а также между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.



Элемент – это неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе. Причем неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учета в пределах модели данной системы его внутреннего строения.

Сам элемент характеризуется только его внешними проявлениями в виде его связи и взаимосвязей с остальными элементами.

Каждый элемент характеризуется конкретными свойствами , которые определяют в данной системе его однозначно.

Совокупность всех свойств элемента представляет собой состояние элемента. Причем состояние элемента может изменяться в зависимости от разных факторов.

Последовательное изменение состояния элемента представляют собой движение элемента.

Связь – это совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Причем зависимость свойств элементов может иметь как односторонний так и двухсторонний характер.

Двухсторонняя зависимость одного элемента от другого называется взаимосвязью.

Взаимодействие – совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.

Каждая система определяет определенной структурой.

Структура системы – это совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.

Причем структура является статической моделью системы и характеризует только строение системы, не учитывая множество свойств, т.е. состояния ее элементов.

Состояние системы – это совокупность состояния ее элемента и связей между ними.

Движение системы – это процесс последовательного изменения ее состояния. Причем движение может быть вынужденным (движение под воздействием внешней среды) и собственное (без воздействия внешних факторов).

Внешняя среда - набор существующих в пространстве и во времени объектов или же систем, которые оказывают воздействие на систему.

Система, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов, отличается от простого набора тем:

1. Система целенаправленна на достижение определенных целей (в наборе элементов, каждый их них может иметь свою собственную цель, причем сумма целей элементов не будет тождественна цели системы).

2. Система имеет структуру, которая определяется сетью связей и взаимосвязей между элементами. Простойной набор элементов не имеет ни структуры, ни связей.

3. Система, в отличии от набора способна к самоорганизации за счет синергетического эффекта ее свойств.

4. Система имеет свойства, которыми не обладает ни один из ее элементов, взятых по отдельности.

5. Система обладает взаимосвязанными свойствами целостности и обособленности, причем набор элементов обладает лишь свойствам обособленности.

Классификация систем.

В зависимости от степени сложности управления:

1. Технические системы

2. Биологические

3. Социальные (самая сложная)

По критерию создания:

1. Искусственные

2. Естественные

По открытости:

1. Открытые – зависимость от внешних факроров, открытый характер связей с внешней средой.

2. Закрытые – характеризуются внутренними свойствами и создаются для удовлетворения потребностей персонала и учредителей.

1. Дедорминированные – по заранее определенным правилам и результатам,

2. Стохастические – трудно предсказуемое входное воздействие внешней и внутренней среды и выходными результатами.

1. Жесткие - большая устойчивость к внешним воздействиям, и слабо реагируют на небольшие внешние воздействия. Как правило, это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации.

2. Мягкие - высокая чувствительность к внешним воздействиям, обладают слабой устойчивостью.

Основные системные признаки:

1. Целостность – т.е. принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств, составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого (т.е. компоненты объединенные в системы приобретают некоторые новые свойства и утрачивают некоторые старые).

2. Додерминированность – зависимость каждого элемента системы от его места и функции внутри целого, а также наличие связи между элементами.

3. Обусловленность поведения системы не столько поведением ее элементов, сколько свойствами ее структуры.

4. Структурность – это возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. совокупности связей и отношений системы или внутренней упорядоченности взаимосвязи элементов. При этом каждая система стремиться сохранить свою структуру.

5. Взаимосвязь системы и среды, т.е. система формирует и управляет своими свойствами в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным, ведущим субъектом взаимодействия.

6. Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы.

7. Четко выраженное управление

8. Множество элементов

9. Единство главной цели для всех элементов

10. Относительная самостоятельность всех элементов системы.

Место системы управления в организации.

Система любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую определенное назначение и соответственно целевую функцию. Организация в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных подсистем, это

1)управляемая подсистема, т.е. объект управления

2) управляющая подсистема, т.е. субъект управления.

Которые взаимодействуют между собой и внешней средой с помощью материально – технических и информационных средств и участвуют в процессе функционирования достижения установленных целей.

Управляемая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс сознания продукции и услуг для достижения определенных целей. В рамках производственного предприятия будет выступать производственная подсистема.

Управляющая подсистема организации представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объект управления и внешнюю среду для достижения целей системы.

Элементы системы организации.

Выделяют 8 основных элементов системы организации.

 

 

Элемент Производственная управляемая система Управленческая подсистема
Функции Производственные Функции управления
структура Производственная Организационная структура управления
персонал производственный Управленческий
Средства труда Основные производственные Технические средства
Предмет труда Сырье, материалы, комплектующие Информация
Методы организации Методы организации производственного процесса Методы управления
Технология Технология производства – совокупность взаимосвязанных производственных процессов Технология управления – совокупность взаимосвязанных управленческих процессов
Результат продукция Управленческие решения и финансы
     

 

Для эффективной работы организации необходимо высокое соответствие всех элементов производственной подсистемы элементам управляющей и на оборот.

А именно:

1) Соответствие состояния всех элементов управляющей подсистемы целям и направлением развития объекта управления – производственной подсистемы.

2) Соответствие состояния всех элементов управляющей подсистемы требуемым состояниям элементам объекта управления.

3) Соответствие надежности и точности работы, существующего аппарата управления сложности производственных процессов.

4) Соответствие оперативности работы аппарата управления циклам ритма материального процесса производства.

5) Соответствие номенклатуры принимаемых решений требованиям процесса производства.

6) Соответствие иерархического построения управленческой подсистемы составу производства.

7) Соответствие состава и уровня квалификации руководителя требованиям управляемого объекта.

Понятие системы управления как объекта исследования и ее состав.

Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая наряду с другими аспектами ее функционирования может выступать в качестве объекта исследования.

Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации в целях получения максимального конечного результата при определенных ограничениях, т.е. наличия ресурсов.

Для характеристики и определения систем управления выделяют 5 типов системных представлений:

1. Микроскопическое представление системы – основано на понимании ее как множество наблюдаемых и неделимых величин, т.е. элементов. При этом структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связей.

2. Функциональное представление системы – совокупность действий или (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

3. Макроскопическое представление – характеризует систему как единое целое, находящееся в системном окружении, т.е. среде. Реальная система не может существовать вне системного окружения.

4. Иерархическое представление – основано на понятии подсистема и соответственно рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

5. Процессуальное представление – характеризует состояние системы во времени.

Таким образом, система управления, как объект исследования обладает следующими признаками:

1. Она состоит из множества элементов, расположенных иерархически.

2. Элементы системы взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей.

3. Система - это единое и неразрывное целое, обладающее фиксированными связями с внешней средой.

Система управления представляет собой совокупность всех элементов подсистем и коммуникаций между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления и заданное функционирование организации.

Система управления – это сложное образование процессов и явлений, совершенствование которого может идти с различной степенью детализации.

 

Состав системы управления.

Система управления

Подсистемы

Методология управления Процесс управления Структура управления Техника управления

Элементы системы управления

Цели задачи Коммуникации функцион.структуры компьюреры и орг.техника

Законы, принципы схему процесса схема орг.отнош. офисн.мебель

Методы и функции разработка и реализация решений орган.стр-ры сети связей

технологии информационное обеспечение уровень кв-ции и проф-ма система док-оборота.

Управленческая деятельность Механизм управления

Требования к системам управления.

 

1. Детерминированность элементов системы. - проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента, сказывается на других элементах системы.

2. Инерционность , т.е. ее способность под воздействиям внутренних возмущений оставаться некоторое время в неизменном качественном состоянии. Степень инерционности должна быть на определенном оптимальным уровнем и сопряжена с оптимальным уровнем динамичности. В целях обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения, т.е. система в данном случае должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения.

В системе управления должен быть также элемент, фиксирующий факт упорядочивания состояния системы в соответствие с изменившимися условиями.

3. Наличие в системе управляющего параметра, т.е. такого параметра, посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами.

4. Наличие в системе контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом управляющего воздействия.

5. Наличие в системе каналов обратной связи, что обеспечивается четкой регламентаций деятельности аппарата управления по приему и передачи информации при подготовке управленческих решений.

6. Система управления должна отвечать современным рыночным условиям, т.е. она должна обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий.

7. Система управления должна быть адекватной сложной технологии производства, требующая совершенно новых форм контроля, организации, разделения труда.

8. Должна учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров, она должна учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров.

9. Они должна учитывать изменение структуры издержек производства, а также принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

Таким образом, развитие и совершенствование предприятие базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследований системы управления.

Механизм функционирования системы управления.

Взаимодействие в системе организации осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств основывается на прямых и обратных связях. Применительно к системам организаций, связь можно определить как процесс обмена информации и материально-техническими средствами, обеспечивающей целостность и регулирующей функционирование систем по достижению установленных целей. При этом, связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

Синергетическая связь – обеспечивает при совместном функционировании отдельных элементов системы увеличение общего эффекта до величины больше чем сумма эффектов этих же элементов действующих отдельно.

Рекурсивная связь – позволяет определить, какое явление происходящие в системе причина, а какое следствие.

По направленности действия связи могут быть прямыми и обратными.

При прямой связи входное воздействие одного элемента осуществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы.

Обратная связь осуществляется на основе воздействия выходной величины системы или элемента на вход этой же системы или элемента.

Также в системе реализуются различные функциональные связи, которые по пространственному признаку подразделяются на горизонтальные, вертикальные, диагональные связи.

Горизонтальные функциональные связи возникают в процессе выполнения функций управления между должностными лицами и подразделениями субъектов управления одного иерархического уровня.

Вертикальные связи – это связи между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящихся в отношении субординации одной линейной подсистемы.

Диагональные связи – это связи между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящихся в разных линейных подсистемах, т.е. где отсутствуют отношения субординации и соподчиненности.

В механизме управления происходят исключительно сложные процессы влияния многообразных субъективных и объективных факторов на функционирования элементов системы управления , при этом прослеживается последовательная цепочка воздействий.

Цели системы управления организации стратегия и обязательства мероприятия по достижению целей и выполнению обязательств условия, влияющие на элементы системы эффективно функционирующие элементы системы рациональные решения продукция и услуги удовлетворяющих требованиям потребителей.

 

Исследования и их роль в научной и практической деятельности.

В общем случае исследования можно понимать как научный труд и научное изучение рассматриваемого предмета какого-либо объекта или явления в целях определения его закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний, т.е. в сущности, исследование - это один из основных видов познания.

Исслеование – это вид деятельности человека, включающий в себя:

1) Распознание проблем и ситуаций

2) Определение причин их происхождения

3) Выявление свойств, содержания, закономерностей функционирования и развития.

4) Установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний

5) Нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений и знаний о данной проблеме в практике ее развития.

Любое исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты. К таким характеристикам относят:

1) Потребность в исследовании, т.е. острота и необходимость исследования проблем и задач

2) Его цель, объект и предмет

3) Методология, вид исследования и ресурсы.

4) Результаты исследования.

Таким образом, при проведении исследования важно четко определить цель, объект и предмет исследования.

Большое значение также имеет и сам процесс исследования, представляющий собой совокупность последовательно выполняемых операций и любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий, это сроки выполнения и затраты на их проведение.

Виды исследований:

Как целенаправленный процесс познания объектов, изучение их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии, они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и т.д.

1. По направленности на результат:

1) Фундаментальные исследования

2) Прикладные исследования

2. С точки зрения решаемых задач:

1) Оперативные

2) Перспективные

3. По продолжительности проведения:

1) Экспресс исследования

2) Краткосрочные

3) Долгосрочные

4. По полноте изучения и числа исследуемых объектов:

1) Тематическое и общее

2) Частное и общее

3) Локальное и глобальное

5. По подходу к исследуемому объекту:

1) локальные

2) системные

6. По отношение к периоду функционирования объекта:

1) ретроспективная, т.е исследование в прошлом

2) реальное

3) прогнозное

7. С точки зрения методологии проведения:

1) контрольное исследование

2) диагностическое

3) сравнительное

4) классификационное

И т.д.

8.Характер исследования:

1) поиское

2) научно-исследовательское

3) опытно-промышленное

9. Отношение к методу исследования:

1) теоретические

2)эмпирические

10. Форма ожидаемого результата:

1) количественные

2) качественные

11. Вид используемой информации:

1) экспертно-оценочные

2) логические

3) математические

4) статистические

И т.д.

11. С точки зрения обязанностей:

1) Инициативные

2) Директивные

 

Характеристика исследования системы управления.

Исследование системы управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно меняющимися внешними и внутренними условиями.

Исследование системы управления это научное изучение (как научный труд) профессиональными исследователями или менеджерами исследователями, соответствующего предмета системы управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) в целях определения законов и закономерностей управления, совершенствование и развитие познаваемых систем, получение и применение новых знаний, теории и практики управления.

В процессе исследования системы управления может устанавливаться:

1) Роль и место данного предприятия в соответствующем сегменте рынка

2) Состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия

3) Производственная структура управления

4) Система управления и ее организационная структура

5) Особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и т.д.

6) Инновационная деятельность предприятия

7) Социально-психологический климат на предприятии и т.д.

Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно определить обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.

Метод, который используется для диагностики внутренних проблем организации , называется управленческое обследование. Данный метод основан на изучении, комплексном исследовании различных функциональных зон организации.

Анализ внешней среды, который служит инструментом, при помощи которого контролирует внешние по отношению к организации факторы в целях предвидения потенциальных угроз и открывающихся новых возможностей.

Исследования как составная часть менеджмента выдвигает следующие задачи:

1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей системой.

2. Повышение производительности труда управленческих работников и работников производственных подразделений.

3. Улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов, как в управляющей так и в управляемой системе.

4. Снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества.

В целом, исследования проводятся в целях построения определенной эталонной модели системы управления, к которой должна стремиться каждая организация.

Функциональная роль исследования в развитие систем управления.

Само понятие функциональная роль представляет собой меру результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении системы управления, зависящего от их научного и практического целевого использования.

Особенно важную функциональную роль ИСУ в автоматизации управленческих процессов, при этом одно из направлений развития современной системы управления - это создание интегрированных систем, обеспечивающих комплексную автоматизацию работ по управлению. Для повышения эффективности системы управления следует определить предварительно ту конкретную функциональную роль, которая может в итоге повлиять как на внутреннюю, так и на внешнюю среду, и в зависимости от этого выбирается состав целей и направленность всего исследования системы.

Роль и значение исследования систем управления. (ДОКЛАД)

В условиях динамичности современного производства управление должно находится в постоянном развитие, что невозможно обеспечить без исследования путей и возможности этого развития, без выбора альтернативных направлений.

Проведение исследований и анализ любой конкретной системы управления как объекта необходимо прежде всего для обеспечения конкурентоспособности предприятия, для повышения эффективности функционирования как отдельных подразделений так и организации в целом. Исследование необходимо как с практической так и с научной точки зрения. С практической точки зрения – исследования проводятся конкретными людьми, которые должны быть вооружены конкретными знаниями и с этой точки зрения к исследователям предъявляется ряд требований: исследователи должны иметь опыт работы в области управления конкретными производственными системами, так исследователи должны обладать знаниями современных методов и техники управления. Также они должны обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа. Исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию.

С практической точки зрения, результаты исследований внедряются в соответствующую организацию, что проводит к повышению эффективности ее функционирования.

С научной точки зрения, исследования предполагают разработку и четкое формулирование методологии проведения исследования , с тем, чтобы сформировать фундаментальные теоретические предположения.

Концептуальные основы исследования систем управления.

1. Понятие концепции ИСУ

Концепция выступает в качестве объекта и предмета изучения в ходе исследования с одной стороны, а с другой она может выступать как результат исследования. Концепция - это комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемого явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности и т.д.

Концепция исследования представляет собой систему взглядов, идей и принципов исследования, общий его замысел, т.е. комплекс методологических положений, определяющих подход к исследовательской работе и организации ее проведения, способствующих разрешению проблем.

Целью исследования может быть:

- создание новой концепции

- разработка концепции разрешения комплекса проблем

- разработка новой теории.

Структурно концепция может содержать следующие разделы:

1. Характеристика объекта концепции

2. Цели и задачи концепции

3. Основные принципы концепции

4. Основные направления деятельности

5. Механизм реализации концепции

2.Гипотезы в системе ИСУ.

Гипотеза – это научное предположение о характере, структуре, свойствах, а также внутренних и внешних связях изучаемого объекта.

Гипотеза – это также научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение) новых явлений и событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Также гипотезу можно определить как ориентировочное объяснение причинно- следственных связей исследуемого объекта.

Можно сказать, что гипотеза – это форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям, что позволяет использовать гипотезу в качестве необходимого инструмента системы управления.

Гипотезы отличаются от обыденных догадок, тем что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и должны соответствовать определенным критериям научности.

В общем виде, гипотезу можно рассматривать как: часть научной теории т.е. часть фундаментального исследования; как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки, т.е. гипотеза выступает как часть прикладной науки.

Роль гипотез в ИСУ.

Гипотезы упорядочивают и систематизируют весь процесс системы управления, определяют его внутреннюю логику, т.к. все последующие процедуры исследования направлены на проверку истинности гипотез , т.е. на их подтверждение или опровержение. Следовательно, гипотеза – это ключ к последующему анализу данных.

Гипотезы поясняют и конкретизируют ранее сформулированные цели и задачи, следовательно гипотезы конкретизируют конечные результаты исследования.

Каждая гипотеза, принимаемая на основе опыта, интуиции и имеющейся предварительной информации может быть выражением изначальной ориентированности исследований на достижение определенных целей, что соответственно позволяет концентрировать усилия на наиболее перспективном и результативной направлении исследования, и в определенной мере снижать расход ресурсов.

Виды гипотез:

По иехрахическойзначимости:

- генеральная гипотеза (связана с главным вопросом исследовании, с его целевой установки)

- вспомогательная (связаны с поставленными задачами исследования)

По широте использования:

- универсальные

- частные

По степени обоснованности:

- первичные

- вторичные

По степени абстракции понятий:

- гипотезы основания т.е. исходные

- гипотезы следствия т.е. выводные.

Причем гипотезы основания могут формулироваться в общих абстрактных понятиях, они выступают как исходные предположения и не подлежат непосредственной верофикации.

Гипотезы следствия обязательно должны формулироваться в простых терминах и подлежат непосредственной верофикации, следовательно, гипотезы основания должны быть доказаны только посредством проверки гипотез следствий.

Рабочая гипотеза – это предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследования и служащее первично-условным объяснениям исследуемого явления.

В дальнейшем по мере их уточнение рабочих гипотез приходят к принятию конкретных гипотез. В рамках системы исследования системы управления гипотезы могут применяться по отношениям к следующим аспектам:

- целевым результатам эффективности системы управления.

- свойствам системы управления и их ограничениям

- отношениям системы управления с внешенй средой

- взаимоотношения во внутренней среде.

- отношения управляющей подсистемы с производственной системой

- по отношению факторов, причин и их влиянию на результаты функционирвоания ситемы управления.

- вариантам совершенствования системы управления.

 

…осуществляется выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе возможных результатов. На этом этапе осуществляется сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, формулирование исходных гипотез.

Экспериментальная стадия – работы предусмотренные методикой исследования уточнения гипотез.

Д/з. 2 тема Исследования. Концептуальные основы.

Практическая и научная роль исследований - Я

Роль гипотез в системе ИСУ (примеры) Аня

 

Программа исследований системы управления.

Структура и содержание программы.

1. Теоретико-методологический

2. Методический или процедурный

3. Организационно-технический

Теоретико- методологический раздел включает в себя следующее:

- выявление, характеристика и описание проблемной ситуации, формулирование проблемы исследования

- определение предмета и объекта исследования

- определение целей и задач исследования

- логический анализ основных понятий (интерпритация и операционализация исходных понятий)

- эмпирическая интерпритация, т.е. поиск и отбор эмпирических индикаторов, а также построение вселенной индикаторов для измеряемого признака.

- формулирование рабочих гипотез исследования.

Методический (процедурный раздел):

- разработка стратегического плана исследования

- обоснование выборки

- обоснование и выбор методов сбора информации

- разработка методического инструментария

Организационно-технический раздел предполагает оптимальное планирвоание ходо исследование, экономное расходование средств:

- составляется рабочий план-график исследования, в рамках которого упорядочиваются основные процедуры исследования с указанием конкретных сроков.

- составляются финансовые сметы исследования

- распределяются функциональные обязанности между участниками исследования.

Сущность и роль .

Программа исследования представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения.

Программа - это основной обязательный документ исследования, в котором в упорядоченном виде излагаются основные теоретико-методологические, методические и технические предпосылки будущего исследования.

Разработка программы - это обязательное условие исследования и залог его будущего.

По существу, программа является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе, и характеризуется форма конкретизации целей исследования.

Программы исследования СУ разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации, определение проблем ее развития, выделение решающих проблем, которые продвигают развитие к цели кротчайшим путем.

Если исследования проводится без программы, то это может привести к следующим последствиям:

1. Исследователь действует методом проб и ошибок при сборе необходимой информации, него нет четкого ориентира для сбора данных, т.е. ему до конца не ясно, какой материал он должен собрать, в каком объеме и на какие вопросы он должен ответить по итогам проведенного исследованияСбор информации ведется не системно, безупорядоченно, так как не были сформулированы: проблема, цель и конкретные задачи исследования.

2. Отсутствуют ориентиры для анализа, анализ сводится к простому описанию полученных результатов исследования.

3. Без программы исследователь не может грамотно составить инструментарий исследования.

Основные функции программы исследования:

1. Нормативная функция, т.е. программа является основным документом, утверждающим взаимные обязательства исследователя и заказчика по поводу конечных результатов исследования, их содержания и форм.

2. Методологическая или научно- познавательная, багодаря этой функции программа обеспечивает логичность и последовательность всех действий исследователя, определяющие исходные принципы и направления исследования, осуществляет переход от теоретических предположений к эмпирическим фактам, а от них к научным обобщениям, выводам и рекомендациям. Благодаря данной функции программа обеспечивает связь между концептуальным аппаратом исследования и инструментарием.









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.