Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ товарных запасов и их оборачиваемости





В торговле

План

1. Значение, задачи, показатели и информационное обеспечение анализа товарных запасов

2. Анализ товарных запасов

3. Анализ оборачиваемости товарных запасов

1. Значение, задачи, показатели и информационное обеспечение анализа товарных запасов

 

Товарные запасы - это масса товаров, находящихся в каналах обращения. Существование части совокупного общественного про­дукта в форме товарного запаса объективно ведет к снижению тем­пов роста общественного воспроизводства, к частичной потере по­требительских свойств, увеличению издержек обращения. Тем не ме­нее, товарные запасы необходимы, так как обеспечивают непрерыв­ность и надежность процесса воспроизводства, удовлетворяют спрос населения на товары.

В условиях перехода к рыночной экономике и формирования конкурентной среды социально-экономическая роль запасов воз­растает. Товарные запасы создаются как на макро-, так и на мик­роуровнях.

На макроэкономическом уровне товарные запасы, являясь ча­стью товарных ресурсов на потребительском рынке, обеспечивают взаимодействие спроса и предложения, выступают своеобразным ба­рометром экономики страны. По продовольственным товарам запасы учитываются при построении балансов продовольственных ресурсов. Балансы продовольственных ресурсов - это система показателей, ха­рактеризующих источники формирования ресурсов основных видов продовольствия и каналы их использования. Балансы составляют статистические органы за календарный год в натуральном выражении по мясу, молоку, яйцам, зерну, продуктам переработки зерна, картофелю, овощам и бахчевым культурам, фруктам, маслу растительному, сахару. Запасы по видам продукции (в натуральном и переработанном виде) учитывают в сельскохозяйственных предприятиях, в оптовой, розничной торговле и на перерабатывающих предприятиях, а также в домашних хозяйствах населения.

Их прирост или уменьшение в сфере производства и обращения влияют на размер ресурсов и уровень потребления основных продуктов питания в регионе. Следовательно, эти запасы рассматриваются как составная часть продовольственного ресурсного потенциала и гарантируют на определенное время экономическую безопасность региона. Помимо продовольствия статистика изучает и запасы важнейших групп непродовольственных товаров.

На микроуровне товарный запас обеспечивает оборот торговли и выполнение основных ее функций. Для конкретной торговой орга­низации товарные запасы - важнейшая составная часть оборотного капитала, отражающая реальные финансовые возможности накопле­ния товаров. Денежные средства, вложенные в товары, высвобожда­ются только при их продаже и расчете с покупателями. Без продажи товара нет оборота капитала. Товары, не пользующиеся потребитель­ским спросом, не представляют выгодное вложение капитала. При­
быль, получаемая от продажи товаров, направляется на приобретение новых товаров для пополнения товарных запасов. Вкладывая боль­шие денежные средства в товары, торговая организация подвергает себя значительному риску. Оправдать этот риск, а также покрыть за­траты может только прибыльный оборот капитала. Эффективность использования оборотного капитала зависит от объема и структуры запасов товаров, их размещения и оборачиваемости. Поэтому каждое предприятие торговли заинтересовано в нахождении рационального
уровня запасов, в систематическом контроле их размера, состава, размещения, то делает актуальными из товарных запасов.

Товарные запасы на микроуровне по регулярности обновления подразделяются на запасы регулярного и нерегулярного обновления. Товарные запасы регулярного обновления или текущего хранения расходуются повседневно и регулярно пополняются, предназначены для текущей реализации. К запасам нерегулярного (периодического обновления) относят запасы сезонного хранения, связанные либо с сезонностью производства, либо с сезонностью спроса на товары, и запасы товаров досрочного завоза в отдаленные и труднодоступные районы.

Глубокому изучению подвергаются только запасы текущего хранения. Методика расчета запасов текущего хранения заключается в том, что совокупные запасы в розничной торговле уменьшаются на величину запасов сезонного хранения и досрочного завоза и увеличиваются на товарные запасы в пути, пересчитанные в розничные цены.

Цель анализа товарных запасов состоит в установлении основных тенденций накопления и расходования товаров, изучении обеспеченности потребностей оборота торговли и спроса населения на отдельные товары, оценке эффективности использования запасов.

Для достижения обозначенной цели следует решить в процессе анализа ряд задач. Перечислим основные из них:

· установление величины запасов в сумме и в днях оборота на определенную дату в целом по розничной торговле, товарным группам и структурным подразделениям;

· выявление фактических запасов нормативным установленных организаций;

· оценка динамики товарных запасов;

· изучение оборачиваемости товаров в целом по розничной торговле, товарным группам и структурным подразделениям;

· поиск резервов повышения эффективности использования товарных запасов;

· разработка мероприятий, направленных на формирование оптимального товарного запаса и нормализацию их оборачиваемости.

Направления и последовательность анализа товарных запасов представлены на рис. 1

Основными методами и приемами при аналитическом изучении товарных запасов являются: структурно-динамический анализ, балансовый метод, метод цепных подстановок, индексный метод, прием процентных чисел, интегральный метод и др.

При проведении анализа следует учесть ряд методических особенностей:

· неразрывная связь товарных запасов с оборотом розничной торговли приводит к необходимости использовать в анализе не только абсолютные показатели запасов, но и относительные - обеспеченность оборота торговли товарными запасами в днях и уровень товарных запасов в процентах к обороту торговли;

· в условиях разбалансированности экономики и сохраняющейся инфляции предпочтительнее использовать норматив товарных запасов, выраженный в днях, или как отношение средних товарных запасов в процентах к обороту розничной торговли.

В процессе анализа следует использовать следующую систему показателей:

1. Товарные запасы в сумме (З) в целом по розничной торговле, товарным группам и структурным подразделениям. В процессе анализа используют товарные запасы в сумме на определенную дату или средние товарные запасы (З).

 

Товарные запасы  

 

Анализ объема и уровня обеспеченности;   соответствия нормативам;   динамики;   состава и структуры;   товарооборачиваемости;   влияния факторов

 


 

Эффективность использования товарных запасов  

 

 


 

 

Резервы повышения эффективности использования и оптимизации товарных запасов  

 


рис. 1 Схема основных направлений анализа товарных запасов.

 

Средние товарные запасы рассчитывают двумя методами:

· Если имеются сведения о товарных запасах на две даты – на начало и конец месяца, квартала, то средние товарные запасы исчисляются по средней арифметической простой:

 

.

 

· Если товарные запасы даны на все отчетные даты квартала или года, то исчисление средних товарных запасов следует вести по формуле средней хронологической, которая применительно к запасам товаров имеет вид:

 

;

где n – число периодов

 

2. Товарные запасы в днях (обеспеченность оборота торговли товарами – Здн) – показывают число дней торговли, на которые хватит имеющихся товарных запасов, и вычисляется путем деления товарных запасов в сумме (З) на однодневный плановый оборот торговли (m пл):

Здн = .

 

3. Уровень товарных запасов в процентах к обороту торговли (Уз) – выражает ресурсную нагрузку оборота и показывает, какой размер товарных запасов необходим для каждых 100 руб. оборота торговли. Рассчитывается как отношение средних за период запасов (З) к обороту торговли за этот же период (О):

 

 

Уз= .

Данный показатель имеет большое практическое значение, т. к. позволяет легко перейти к вычислению товарных запасов в днях без привлечения плановых данных об обороте торговли. Оборот торговли года принимается равным обороту торговли 360 дней и не требует данных о размере оборота торговли - показателя, подверженном инфляции:

Здн = .

 

4. Рентабельность товарных запасов (Rз) – характеризует эффективность использования товарных запасов и рассчитывается как отношение суммы прибыли от реализации (П) к средней величине товарных запасов (З):

 

Rз = .

 

5. Товарооборачиваемость является важнейшим показателем, характеризующим эффективность использования средств организации, вложенных в товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается в днях оборота (время обращения) и в числе оборотов за определенный период (скорость оборота).

Время обращения (В) характеризует среднюю продолжительность нахождения товаров в форме запаса и вычисляется путем деления среднего за период товарного запаса (З) на однодневный фактический оборот торговли (т ф):

 

В = .

 

Скорость оборота (С) показывает, сколько раз за исследуемый период обновился товарный запас или сколько оборотов совершил данный товар за период, вычисляют делением оборота торговли за отчетный период (О) на средний товарный запас этого же периода (З):

 

С = .

 

Для анализа товарных запасов необходимо использовать следующую информационную базу:

· Нормативные и плановые данные (учетная политика и бизнес-план торговой организации, нормативы товарных запасов и др.);

· Статистическую отчетность по обороту розничной торговли и товарным запасам форма №3 торг «Отчет о продаже и запасах товаров»;

· Данные бухгалтерского учета и отчетности;

· Оперативную информацию.

 

2. Анализ товарных запасов

 

Анализ товарных запасов следует начинать с изучения того, как запасы товаров обеспечивают потребности оборота розничной торговли. Проверяют соответствие фактических запасов установленному нормативу в днях или в сопоставимом выражении (как процентное отношение суммы запасов к обороту розничной торговли) и выявляют причины отклонений. Это позволяет выявить наличие излишних или дефицитных товарных запасов, что, в свою очередь, сделать заключение о необходимости закупки товаров в случае недостающих запасов по сравнению с нормативом или ее отсутствия в случае наличия избыточных запасов.

На следующем этапе анализа товарных запасов оценивается их динамика. Цель – определить абсолютное изменение товарных запасов в сумме, днях и уровню, а также темп роста товарных запасов в сопоставлении с темпами роста оборота розничной торговли, тенденции их изменения; найти оптимальное соотношение запасов и оборота торговли. Оценить размер запасов товаров можно, только если сопоставить их с оборотом торговли. Тенденция роста стабилизации снижения запасов может быть охарактеризована положительно или отрицательно в зависимости от причин, их вызвавших, и результатов, последовавших в результате такого изменения.

Основной критерий оценки состояния и тенденций развития товарных запасов – рост эффективности их использования, т.е. обеспечение потребностей оборота торговли при минимальном отвлечении средств при условии удовлетворения спроса населения на товары. Следовательно, особенность данного этапа анализа является его всесторонность, т.е. показатели динамики запасов обязательно сопоставляются с динамическими характеристиками оборота розничной торговли.

В условиях насыщенного потребительского рынка рост оборота торговли должен сопровождаться увеличениями товарных запасов, но при условии, что темпы роста оборота торговли опережают темпы роста. Именно такое соотношение обеспечивает объективную возможность повышения эффективности использования оборотных активов.

В мировой практике их оптимальное соотношение достигается, когда темп роста товарных запасов (Тз) равен корню квадратному из темпа роста оборота торговли (Тоб):

 

Тз= .

 

В случае значительного превышения темпов роста запасов по сравнению с темпами роста оборота происходит накопление излишней товарной массы и затоваривание каналов реализации. Если же наблюдается противоположная ситуация, то велика вероятность дефицита товаров, перебоев в торговле. Кроме того, убытки могут заключаться в ухудшении репутации торговой организации, потери части покупательского спроса.

Тенденция изменения запасов раскрывается более полно с помощью коэффициента опережения (отставания), который вычисляется делением базисных темпов роста запасов на базисные темпы роста оборота и умножением на 100:

 

Коп= .

 

Динамика запасов в процентах к обороту торговли характеризует изменение эффективности использования товарной массы, показывает, с какими запасами осуществлялись 100 руб. оборота торговли в отчетном году по сравнению с базисным.

На изменение запасов существенное влияние оказывает товарный состав запасов, поэтому важным направлением анализа выступает изучение товарных запасов по группам отчетной номенклатуры.

Цель анализа – характеристика товарного состава запасов, обеспеченности оборота розничной торговли запасами отдельных групп товаров, выявление излишних или недостаточных запасов.

При оценке товарной структуры запасов необходимо сопоставить изменения удельных весов запасов и оборота торговли коллективных товарных групп в итоговых показателях. Анализ рекомендуется проводить в динамике. При этом следует иметь ввиду, что повышение доли товарных групп в обороте торговли должно сопровождаться примерно таким же повышением доли товарной группы в запасах и наоборот. Несоответствие долей товарных групп в обороте торговли и в товарном запасе приводит к тому, что по одним товарам имеется излишек, а по другим – дефицит.

Особое внимание следует уделить структурным изменениям в запасах товаров с точки зрения роста объемов продаж и ускорения товарооборачиваемости. Также тщательно изучают динамику неходовых и залежалых товаров, т. е. тех товаров, где незначителен уровень реализации, утративших товарные свойства, устаревших технически и вышедших из моды.

В условиях рыночной экономики важным направлением анализа выступает изучение эффективности средств, вложенных в товарные запасы. Одним из показателей эффективности является рентабельность товарных запасов, или рентабельность средств в товарных запасах. В процессе анализа устанавливается динамика данного показателя, изучаются причины его изменения.

Для более глубокого изучения эффективности средств, вложенных в товарные запасы, следует выполнить анализ товарооборачиваемости.

 

3. Анализ оборачиваемости товарных запасов

 

Товарооборачиваемость является важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, и может выражаться в днях оборота или в числе оборотов за оп­ределенный период.

В отечественной практике для оценки управления товарными запасами ис­пользуются оба показателя оборачиваемости товаров, но предпочтение отдается среднему времени обращения запасов. Чем меньше времени товар остается в форме запаса, тем эффективнее используются финансовые ресурсы и быстрее возмещают­ся затраты на его производство и обращение.

В странах с рыночной экономикой отдают предпочтение показателю «скорость оборота товаров», смысл которого в том, чтобы показать, сколько раз обернулся капитал, вложенный в запас, за определенный период времени иль, во сколько рублей чистой выручки превратился один рубль товарного запаса.

Показатель скорости оборачиваемости товарных запасов входит важной со­ставной частью в анализ всех сторон деятельности организации и используется в различных системах управления экономикой.

Рост числа оборотов, совершенных запасами за анализируемый период, уменьшает потребность в оборотном капитале (в оборотных средствах), что по­зволяет обеспечивать заданный объем оборота при относительно меньшем уровне запаса.

В данных организациях, как правило, меньше уровень издержек обращения, более высокая рентабельность, создаются условия для проведения дополнительных маркетинговых исследований: изучения спроса покупателей, снижения цен и уве­личения затрат на рекламу, осуществления других мер для повышения качества торгового обслуживания. В результате усиливается конкурентоспособность на рынке.

Цель анализа – выявление резервов ускорения оборачиваемости товаров.

В процессе анализа следует оценить динамику оборачиваемости товаров, изменение оборачиваемости по сравнению с планом, влияние факторов, определить эффект от изменения оборачиваемости товаров и разработать мероприятия по ускорения оборачиваемости.

Далее следует определить экономический эффект от ускорения товарооборачиваемости, а именно сумму средств, высвобожденных из оборота, в связи с сокращением периода оборота товаров ( З) и прирост объема оборота розничной торговли в связи с повышением скорости оборота в разах ( ОРТ).

 

З = ()

 

ОРТ = ()

 

Товарооборачиваемость формируют рад факторов, влияние которых следует установить. К ним относятся:

- изменение средних товарных запасов и среднегодового объема реализации;

- изменение структуры оборота и времени обращения отдельных товарных групп;

- изменение структуры товарных запасов и скорости оборота товарных групп.

Следующий этап анализа – определение влияния товарооборачиваемости на рентабельность средств в товарных запасах (рентабельность товарных запасов) и сумму прибыли.

 

«Анализ издержек обращения в торговле».

План

Введение.

1. Задачи, информационное обеспечение и показатели анализа издержек обращения.

2. Анализ издержек обращения по общему объему.

3. Оценка влияния факторов на издержки обращения.

4. Анализ издержек обращения по статьям:

4.1. Анализ расходов на оплату труда

4.2. Анализ транспортных расходов

4.3. Анализ прочих расходов

5. Особенности анализа издержек обращения в оптовой торговле

Введение.

Анализ издержек обращения является одной из основных функций предпринимателя. Подобный анализ обслуживает систему управления предприятием в изменяющихся рыночных условиях. Проводить постоянный анализ издержек обращения – значит, располагать полной информацией для управления организацией.

Размер издержек обращения оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности организаций торговли. Изучение издержек обращения позволяет дать более полную правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, текущих и стратегических целей предпринимателя.

Настоящая лекция будет способствовать успешному усвоению темы по дисциплине «Управленческий анализ в отраслях»

 

1. Задачи, информационное обеспечение и показатели анализа издержек обращения.

Издержки обращения - это затраты по доведению товаров от сферы производства до сферы потребления, выраженные в денежной форме (расходы на транспортировку, упаковку, хранение и реализацию товаров).

В условиях рыночной экономики организации торговли должны быть заинтересованы в изыскании и использовании имеющихся резервов снижения издержек обращения, так как чем ниже уровень издержек обращения, тем выше прибыль.

Аналитик может проводить полный анализ издержек обращения, изучая затраты ежеквартально. Резервы увеличения прибыли можно выявить не только на стадии оценки фактических издержек, но и уже в процессе использования имеющихся ресурсов путем недопущения случаев их неэффективного использования. Поэтому цельанализа издержек обращения заключается в выявлении возможностей повышения эффективности работы торговых организаций за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли – продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.

Цель определяет задачи анализа, к которым следует отнести:

1) Изучение выполнения плана и динамики издержек обращения

2) Определение структуры расходов.

3) Оценка влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых и в предшествующих периодов.

4) Определение величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям.

5) Выявление резервов снижения расходов и разработка мероприятий по их использованию.

6) Определение путей оптимизации расходов.

Для глубокого анализа издержек обращения большое значение имеют подбор и подготовка информации. Основными источниками информации являются:

1. Бизнес-план и учетная политика организации.

2. Бухгалтерская отчетность и данные системного бухгалтерского учета

3. Статистические сведения.

4. Материалы аудиторских и налоговых проверок, инвентаризации.

5. Результаты личных наблюдений.

6. Индексы цен на товары, тарифы и ставки за услуги.

Перед началом анализа издержке обращения следует проверить достоверность и реальность используемой информации, в частности, установить обоснованность и полноту отнесения расходов на издержки обращения, правильность исчисления издержек обращения на остаток и на проданные товары, обеспечить сопоставимость данных.

Анализ издержек обращения предполагает использование системы показателей, характеризующих размер затрат и эффективность их использования (табл.1)

Таблица 1

Показатели издержек обращения

Показатель Условное обозначение Порядок расчета Экономический смысл показателя
А      
Сумма издержек обращения åИО - Абсолютный показатель издержек обращения, характеризующий всю сумму расходов за определенный период времени для достижения объема оборота торговли.
Уровень издержек обращения (издержкоемкость) У   åИО/ОРТ*100, где åИО – сумма издержек обращения; ОРТ – оборот розничной торговли Относительный показатель издержек обращения, характеризующий размер издержек обращения, приходящихся на 100 рублей оборота торговли
Затратоотдача З ОРТ/åИО Относительный показатель издержек обращения, характеризующий размер оборота приходящегося на 1 рубль затрат, отражает эффективность использования ресурсов

 

2. Анализ издержек обращения по общему объему.

 

Анализ издержек торговой организации по общему объему следует начинать с сопоставления фактических данных с плановыми и с данными прошлых периодов.

В процессе анализа изучаются следующие показатели:

§ ∆ИО – абсолютное отклонение (экономия или перерасход издержек обращения) определяется как разница между фактической (åИО1) и базисной суммой издержек обращения (åИО0(пл.)), показывает изменение расходов на товародвижение:

∆ИО = åИО1- åИО0(пл.).

«+» - абсолютный перерасход издержек обращения;

«-» - абсолютная экономия издержек обращения.

Однако данный показатель не позволяет объективно оценить выполнение плана и динамику расходов, так как вычисляется без увязки с оборотом торговли. С увеличением объема оборота торговли растет сумма издержек обращения, а уменьшение оборота, как правило, приводит к снижению издержек обращения, то есть абсолютной их экономии.

Поэтому в процессе анализа следует обязательно оценить уровень издержек обращения и дать оценку соблюдения сметы издержек обращения в целом по предприятию торговли.

§ ∆У - размер снижения (повышения) уровня издержек обращения, показывает, на сколько процентов к обороту фактический уровень расходов 1) выше или ниже базисного 0(пл.)):

∆У = У1- У0(пл.)

§ ОЭ(П) - относительная экономия (перерасход) издержек обращения:

ОЭ(П) = ∆У*ОРТ1/100.

«+» - относительный перерасход издержек обращения;

«-» - относительная экономия издержек обращения.

§ Т - темп изменения (повышения или снижения) уровня издержек обращения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному периоду (плановому или фактическому уровню за прошлый период) если последний принять за 100:

Т = ∆У/ У0(пл.)*100.

§ ∆ЗО - изменение затратоотдачи в отчетном периоде (ЗО1) по сравнению с базисным (ЗО0(пл.)):

∆ЗО = åЗО1- åЗО0(пл.)

Если затратоотдача растет, то достигается относительная экономия издержек обращения и повышается эффективность использования ресурсов.

На затратоотдачу большое влияние оказывает рост цен. При повышении розничных цен растет оборот, а следовательно, и затратоотдача. Поэтому для объективной оценки затратоотдачи следует определить влияние повышения цен, как разницу между ее величиной при фактическом обороте в действующих и сопоставимых ценах.

∆ЗОp = åЗО1- åЗО1’ = åОРТ1/åИО1 - åОРТ1’ /åИО1.

Положительной оценке при анализе заслуживает снижение уровня издержек обращения, относительная экономия расходов и рост затратоотдачи исходя из оборота в сопоставимых ценах.

Анализ издержек обращения за год дополняется изучением их динамики по кварталам и месяцам, что позволяет полнее выявить и мобилизировать резервы сокращения торговых расходов.

3. Оценка влияния факторов на издержки обращения.

С переходом к рыночным отношениям издержки обращения торговых организаций систематически растут, что вызвано влиянием различных факторов. Факторы с определенной условностью можно подразделить на независимые от деятельности торговых организаций и зависимые от результатов и качества работы. К независимым факторам относятся изменение розничных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, топливо и электроэнергию и т.п. Зависимые факторы включают изменение объема оборота розничной торговли, его структуры, товарооборачиваемости, повышение или снижение уровня производительности труда торговых работников, звенности товародвижения, внедрение прогрессивных форм торговли, повышение эффективности использования материально – технической базы торговли и др.

Такая группировка факторов помогает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения по статьям и по общему объему, установить пути и возможности относительного сокращения расходов.

Характер и степень влияния факторов определяются по принятой методике.

Объем оборота розничной торговли

 

Рост объема оборота розничной торговли приводит к увеличению абсолютной суммы издержек обращения, но снижает их уровень, и наоборот. Это вызвано различной степенью зависимости издержек от объема оборота и делением их на условно- переменные и условно-постоянные. Статьи издержек обращения, которые зависят от изменения оборота принято называть условно – переменными, а остающиеся неизменными – условно – постоянными.

К условно-постоянным статьям издержек обращения в торговле относятся:

§ расходы на аренду и содержание зданий;

§ расходы на амортизацию основных фондов;

§ расходы на текущий ремонт;

§ расходы на оплату труда работников аппарата управления, оплачиваемых по должностным окладам;

§ ряд элементов затрат по статье «Прочие расходы».

К условно-переменным относятся:

§ транспортные расходы;

§ расходы на топливо, электроэнергию для производственных нужд;

§ расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товара;

§ расходы на рекламу;

§ расходы на тару;

§ ряд элементов затрат по статье «Прочие расходы», например расходы на инкассацию выручки.

Влияние объема оборота на сумму и уровень издержек обращения можно определить следующим образом:

1. Величина условно-постоянных издержек обращения не зависит от изменения объема оборота, поэтому следует пересчитать базисный уровень условно-постоянных издержек на оборот отчетного года:

У’УСЛ-ПОСТ = åИОУСЛ-ПОСТ 0 /ОРТ1*100.

2. Размер влияния изменения объема оборота на уровень расходов определяется разницей между пересчитанным и базисным уровнем условно-постоянных ИО:

∆У = У’УСЛ-ПОСТ - УУСЛ-ПОСТ 0.

3. Условно – переменные издержки обращения зависят от изменения объема оборота, поэтому уровень условно – переменных издержек обращения остается прежним, а сумму пересчитывают на фактический оборот. Пересчитанную плановую сумму условно-переменных расходов определяют умножением фактической розничной реализации товаров на плановый их уровень и делением полученного итога на 100:

åИО’УСЛ-ПЕРЕМ. = ОРТ1 * УУСЛ-ПЕРЕМ.0/100.

Влияние изменения объема оборота на сумму издержек обращения определяется разницей между пересчитанной и базисной суммой условно-переменных издержек обращения:

∆ИО = åИО’УСЛ-ПЕРЕМ. - åИО УСЛ-ПЕРЕМ.0.

Структура оборота розничной торговли.

Издержкоемкость реализации отдельных товарных групп, изменение структуры оборота оказывают существенное влияние на изменение уровня издержек обращения по организации. Расчет влияния данного фактора осложняется тем, что в организациях торговли отсутствует потоварный учет издержек. Поэтому необходим выборочный учет издержек обращения по товарным группам по специальной методике.

Установлено, что реализация на одну и туже сумму продовольственных товаров требует в 1,6 - 2 раза больше расходов, чем непродовольственных. В связи с этим увеличение в обороте продовольственных товаров на 1 % ведет к повышению общего уровня издержек обращения на 0,03 – 0,04% к обороту. В этом случае становится возможным рассчитать влияние изменения структуры оборота на издержки обращения с использованием метода процентных чисел.

Влияние структуры оборота и потоварных уровней расходов на сумму и уровень издержек обращения можно определить следующим образом:

1) Рассчитываются скорректированные процентные числа:

Sh1* У0,

где Sh1 -удельный вес товарной группы в общем объеме оборота за отчетный период;

У0 –уровень издержек обращения по товарным группам в базисном периоде.

2) Определяется скорректированный уровень ИО в целом по организации путем деления суммы процентных чисел на 100:

У’ = Sh1* У0/100.

3) Рассчитывается размер влияния структуры оборота на изменение уровня издержек обращения:

∆УSh = У’ - У0.

4) Рассчитывается размер влияния издержкоемкости товарных групп:

∆Уиздержкоемкости = У1- У’.

Изменение цен на потребительские товары.

 

Данный фактор оказывает влияние на изменение уровня издержек обращения через изменение объема продаж: на те статьи, сумма которых не зависит от изменения розничных цен. С увеличением цен уровень данных издержек снижается, а с уменьшением - увеличивается.

Чтобы рассчитать размер влияния цен на уровень издержек обращения необходимо из фактического уровня, независимых от изменения цен издержек вычесть их скорректированный уровень.

Влияние изменения цен на потребительские товары на сумму и уровень издержек обращения можно определить следующим образом:

1) Определяется сумма издержек обращения, независимых от изменения цен. Как правило, это будут постоянные издержки.

2) Пересчитывается фактический оборот в сопоставимые цены, исходя из индекса цен:

ОРТ ’ = ОРТ1Р.

3) Определяется уровень издержек обращения, независимых от изменения цен, к обороту в действующих и сопоставимых ценах:

а) У = åИО1 / ОРТ *100;

б) У’ = åИО1 / ОРТ’ *100.

4) Рассчитывается размер влияния изменения цен на уровень издержек обращения:

∆Ур = У1 - У’

5) Рассчитывается размер влияния изменения цен на сумму издержек обращения:

∆ИОр = ∆Ур *ОРТ1/100.

Изменение тарифов и ставок за услуги.

 

При повышении (снижении) тарифов, ставок за услуги обслуживающих отраслей (связи, транспорта, коммунальных услуг) пересчет издержек обращения производится по каждому виду расходов в отдельности индексным методом. Особое внимание следует уделить комплексной статье (расходы на аренду и содержание зданий и сооружений).

Целесообразно применить 2 варианта расчета:

1- на основе среднего индекса изменения услуг

2- на основе изменения услуг по видам расходов

Для определения размера влияния тарифов и ставок на издержки обращения, следует фактические расходы по данным статьям сравнить с пересчитанными на тарифные ставки базисного периода (скорректированными) и полученную разницу отнести к фактическому обороту.

 

Каналы продвижения товаров (звенность товародвижения)

 

Чем больше звеньев (посредников) пройдет товар, тем больше расходов несет организация. Расчет влияния данного фактора наиболее целесообразно производить для торговой системы, осуществляющей и оптовую и розничную реализацию товаров при условии, что учет издержек ведется раздельно.

 

Последовательность расчетов:

1) Определяют коэффициенты оптово - складской звенности, как процентное отношение оптово-складского оборота к розничному и их изменение:

Кзв. =ОСО/ОРТ*100%;

∆ Кзв. = Кзв1 –Кзв0,

где Кзв. – коэффициент оптово – складской звенности;

ОСО – оптово – складской оборот;

ОРТ – оборот розничной торговли;

∆ Кзв. – изменение звенности товародвижения (+/- усложнение / снижение звенности).

2) Рассчитывается сумма излишнего завоза товаров в оптовое звено (если звенность усложнилась) или недостающего завоза товаров (если звенность снизилась)

åзавоза тов. = ∆ Кзв. * ОРТ1 /100.

3) Определяется сумма расходов в связи с изменением завоза товаров. Для этого необходимо знать по оптовому звену уровень переменных расходов и умножить его на сумму недостающего (излишнего) завоза товаров:

åрасходов = У Ио перем. в опте 1* åзавоза тов. /100.

4) Выявляется размер влияния звенности товародвижения на изменение уровня издержек обращения в целом по торговой организации:

åрасходов / ОРТ1 *100.

После изучения влияния факторов на издержки обращения производят обобщение результатов анализа и определяют реальную экономию или перерасход изде







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.