|
Историческая оценка значимости данного периода для истории России
Г
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря. Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э. К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны историкам из древнейшей русской летописи «Повести временных лет» преподобного Нестора (XI в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др. Северными соседями восточных славян были финны, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией. Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862г.). Многие историки XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее: — рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX в. существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен — будущее вече); — варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и завершили процессы, ведшие к образованию государства; — крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян сложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева; — в формировании Древне т.ского государства важную роль сыграли внешн факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению; — варяги, дав Руси правящую династию, довольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением; — что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Высказываются на этот счет и другие мнения. В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912—945) успешно воевал с уличами, Святослав (964—972) — с вятичами. В правление князя Владимира (980—1015) были подчинены волыняне и хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой. Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осуществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты, (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества. Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги хазаров и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970гг., русско-византийские договоры 911 и 944гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.). Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем из Византии было принято христианство (см. билет № 3), создана система оборонительных крепостей на южных рубежах Руси, окончательно сложилась так называемая лествичная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупнейшие русские города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано его старшему сыну. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более важные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, как правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.
1425-1453гЭпоха образования централизованного государства.
з адание: 2 пол. 15 века – начало 16 века.
Данный период в истории Древней Руси – 3-ий, заключительный период образования централизованного государства.
В данный период правили князья:
§ Василий II Тёмный (1425-1462)
§ Иван III (1452-1505)
§ Василий III (1505 -1533)
§ Общая характеристика эпохи
Третий период образования централизованного государства – один из наиболее значимых в истории России. Именно в данный период Россия освободилась от ига Золотой Орды, окончательно прекратилась раздробленность, все русские земли объединились в единое государство — Россию со столицей Москвой.
Наиболее яркие события (явления, процессы) данного периода
§ Освобождение от ига Золотой Орды в 1480 году, после знаменитого стояния на реке Угре.
§ Продолжение борьбы за власть, последняя феодальная война в 1425-1453 между сыновьями и внуками Дмитрия Донского.
§ Окончательное присоединение оставшихся территорий уездных княжеств к Москве (Ярославль, 1468; Ростов, 1474; Новгород, 1478; Тверь, 1485; Вятские земли, 1489; Чернигов, Гомель, Брянск, 1503;Псков, 1510; Смоленск, 1514; Рязань, 1521)
§ Совершенствование законодательной системы — Судебник Ивана III 1497 года.
§ Самостоятельность русской православной Церкви, избрание митрополита Иона в 1448 году не византийским патриархом, а собором русских архиереев.
§ Борьба между иосифлянами и нестяжателями.
§ Дальнейшее развитие культуры, строительство соборов, в том числе и Успенского собора в Москве.
§ Начало формирования официальной идеологии «Москва — третий Рим» (1510-1511, автор — Филофей).
§ Положено начало российской дипломатии: в 1497 году в Стамбуле начал работу первый русский посол — Плещеев М.
§ Именно в этот период совершил своё знаменитое «хождение за три моря» Афанасий Никитин, в 1469-1472 гг.
§ Удачная внешняя политика: в результате войн с Литвой были присоединены западные и северные территории Литвы.
§ Исторические события (явления, процессы)
1. Дальнейшее совершенствование законодательной системы.
Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах)
| Процесс образование централизованного государства требовал совершенствования законодательной системы. «Русская Правда» Ярослава Мудрого и «Правда Ярославичей» не отвечала запросам времени. Поэтому в 1497 году был принят Иваном III Судебник. Считается, что его подготовило несколько человек: князь Патрикеев И.Ю, дьяки Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын
Цель Судебника — распространение центральной власти на всю территорию страны.
Основные положения Судебника:
§ Главным судьёй считался Великий князь, его дети. Но и бояре, наместники, окольничьи тоже могли судить на местах, учитывая мнение «лучших людей».
§ Был расширен сословный принцип наказаний, в число субъектов включены холопы.
§ Установлена единая система судебных органов, регламентировались судебные пошлины;
§ Был расширен перечень особо опасных преступления и определены наказания за них (крамола, святотатство и др.)
§ Судебник продолжал защищать собственность феодалов.
§ Был установлен единый день перехода крестьян от одного помещика к другому — в Юрьев день, 26 ноября
(за неделю до и после этого дня), то есть это свидетельствовало о начале юридического оформления зависимости крестьян.
§ Было введено пожилое — плата за крестьянский выход от помещика, за аренду его земли.
§ Впервые было введено понятие «поместье» как вида условного землевладения, получаемого за государственную службу.
Таким образом, Судебник 1497 года был первым общим судебником, регулирующим нормы права в централизованном государстве.
| Термины: судебник
Юрьев день
пожилое
феодалы
|
2. Независимость Русской церкви от константинопольского патриарха, начало формирования официальной идеологии
«Москва — третий Рим» (1510-1511, автор — Филофей).
Великий князь продолжал опираться в своей деятельности на Церковь, поддерживать изменения, происходящие в ней.
В третий период образования централизованного государства изменился статус Церкви. Она страда автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха.
В 1448 году, во время правления Василия II Тёмного впервые был самостоятельно русскими архиереями с согласия князя избран митрополитом Иона.
Духовенство поддерживало князя. Так митрополит Иона поддержал Василия II во время феодальной войны в 1425-1453 гг.
Князья в свою очередь стояли на стороне церковного землевладения, встав на сторону иосифлян (во главе- Иосиф Волоцкий), выступающих за это землевладение, против нестяжателей (во главе которых был Нил Сорский), проповедовавших аскетизм, личный труд монахов, выступавших против монастырского и церковного землевладения.Спор иосифлян и нестяжателей длился с середины 15 до начала 16 века.
Начала формирования официальной идеологии «Москва — третий Рим» (1510-1511, автор — Филофей).Согласно теории, центром православия является Россия — «третий Рим».Два Рима пали, а четвёртому не бывать.
Таким образом, в данный период Церковь играла значительную роль в деле образования централизованного государства, укрепления княжеской власти. Формирование официальной идеологии, автокефальность Церкви значительно повысили её авторитет в стране. Князья опирались в своей деятельности на духовенство, а духовенство поддерживало князей.
| Термины:официальная идеология
нестяжатели
иосифляне
автокефальность церкви, то есть её независимость.
| Причинно-следственные связи
Причинные связи данных событий.
Оба данных события имели целью укрепление государства, усиления централизованной власти князя Московского.
1.Составление Судебника 1497 года было подготовлено всем ходом предыдущего развития России — образования централизованного государства. Необходимо было законодательство, отражающее интересы централизованного государства и укрепляющее власть Московского князя как единого правителя России.
2.Самостоятельность Русской церкви тоже была необходима для усиления власти князя, для укрепления единого государства, для усиления роли церкви в процессе становления централизованного государства.
Следственные связи событий.
Следствием событий стало:
1.Судебник 1497 году способствовал укреплению единого государства и централизации власти князя.
2.Церковь принимала активное участие в поддержке авторитета князя России, усиления его власти, её централизации.
Личности
| Деятельность.
| Аристотель Фиораванти(ок. 1415 – 1486)
| Итальянский архитектор и инженер, работал в России с 1475 года.Им построен Успенский собор в Москве в 1479 г.В качестве военного инженера и начальника артиллерии участвовал в походах на Казань, Тверь и Новгород Ивана III.
| Афанасий Никитин(?-1475)
| Купец из Твери, русский путешественник, писатель. Совершил в 1469-1472 гг. путешествие в Индию. В течение трёх лет изучал быт, общественный строй, государственное управление, религию Индии. Наблюдения описал в книге «Хожение за три моря».
| Максим Грек91475-1556)
| Публицист, писатель, переводчик. Приглашён Василием III из Афонского монастыря для перевода церковных книг. Критиковал быт русского духовенства. Выступал против эксплуатации крестьян духовенством, против системы кормлений, за что был сослан. По его мнению, идеал государства — сословно-представительная монархия. Как публицист, написал много проповедей, философских и богослужебных рассуждений.
| Дионисий(ок. 1440-псоле 1502)
| Русский живописец, расписывал Успенский собор в Москве.
| Иона(?-1461)
| Первый русский митрополит, избранный в 1448 г. не византийским патриархом, а собором русских архиереев. Это знаменовало прекращение зависимости Русской церкви от константинопольского патриарха. Канонизирован.
| Иосиф Волоцкий(1439-1515)
| Основатель и игумен Иосифо-Волоцкого монастыря, глава иосифлян, писатель.В 1503 году вступил в борьбу с нестяжателями. Стоял у истоков иосифлянства (конец 15- начало 16 века). Выступал за незыблемость монастырского землевладения, незыблемость религиозных догматов. Канонизирован.
| Нил Сорский(1433- 1508)
| Основатель и глава нестяжательства. Выдвигал идеи нравственного совершенствования и аскетизма. Был против церковного землевладения, считал, что монахи должны заниматься личным хозяйством.
| Филофей
| Русский писатель и публицист первой половины 16 века. Монах псковского Елизарова монастыря, автор идеи «Москва— третий Рим», многих посланий князю Василию III.
| Михаил Плещеев
| Первый русский посол в Османской империи в 1497-1498гг, боярин, воевода. Сумел уладить торговые отношения с Турцией.
| Галицкий князь Юрий Дмитриевич и его сын Дмитрий Шемяка
| Участвовали в феодальной войне против Василия I в 1425- 1453 гг.
| Софья Палеолог(ок. 1455 – 1503)
| Вторая жена Ивана III, племянница последнего византийского императора.Мать Василия III, бабушка Ивана Грозного.
| Князь Патрикеев И.Ю., дьяки Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын
| Вероятные составители Судебника Ивана III 1497 года.
|
Историческая оценка значимости данного периода для истории России
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|