Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы обучения эпохи Возрождения и современная художественная школа (метод обрубовки; метод завесы).





Культура Возрождения связана, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазии. Человек вновь становится главной темой искусства. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Поскольку бесценные образцы методической мысли, в основном, были утеряны в пылу борьбы с языческим искусством, заново разрабатывалась теория ИЗО. Художники Возрождения были убеждены в могуществе науки, было восстановлено высокое уважение к рисунку. Были заново открыты законы перспективы, оптики и данные об анатомическом строении человека. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. Мальчика 10-12 лет отдавали к мастеру, и он с первых дней начинал знакомить его с мастерством (ремесло – обучение искусству – работа). К 18 годам учитель мог поручить исполнение отдельных частей работы (например, Леонардо да Винчи, учась у Вероккио, написал ангела на работе «Крещение Христа» учителя). После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника, но мог и перейти к другому мастеру. У наиболее крупных художников воспитанники изучали: - ювелирное дело, - литературу, - математику, - скульптуру, живопись и архитектуру. Основа обучения – рисунок. Система обучения рисунку тесно связана с композицией, поскольку он являлся подготовительной стадией к живописной работе. Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». Основа рисунка, считал Ченнини, - рисование с натуры. Чинини расценивал рисование на цветной бумаге как переходную ступень от рисунка к живописи, придавал значение копированию, но не механическому, а целенаправленному. Леон Батиста Альберти «Три книги о живописи». Этот труд раскрывает основы рисунка, которые являются по основным своим положениям актуальными и в настоящее время. Альберти рассматривает рисование как научную дисциплину, обладающую такими же жесткими законами, как математика. Особая ценность труда Альберти состоит в том, что он раскрыл ряд методологических установок и положений в преподавании ИЗО. - Эффективность обучения искусству лежит на путях научного обоснования восприятия действительности - Рисование – упражнение ума: «Рисуют головой, а не руками». Обучение строилось на основе изучения натуры с точки зрения перспективы и анатомии. Порядок изложения материала следующий: 1) точка и прямая, 2) плоскость и углы, 3) объем. Альберти заложил теоретические основы обучения рисованию, дал методическую последовательность (от простого к сложному).Основа его методики – личный показ. К методическим установкам относится: - делать крупные изображения, т.к. в маленьких легко скрыть любую ошибку, - обобщение формы и тона легче сделать через прищуренные глаза. Таким образом, Альберти осознавал необходимость обогащения искусства опытом науки. Однако он придавал слишком большое значение завесе, что вело к механическому копированию натуры. Леонардо да Винчи «Книга о живописи». Труд составлен его учениками, по завещанным мастером отдельным заметкам своему ученику и биографу Франческо Мельци. Леонардо не выдвинул новых методов и принципов, однако углубил эти знания. Основа методики – рисование с натуры с помощью анализа формы. Леонардо отрицал метод завесы для строго соблюдения перспективных сокращений (использовались стационарные и портативные завесы). Против метода «завесы» Леонардо выступил в своем трактате «Способ точно срисовать истинность». При изображении, считал Леонардо, необходимо опираться на восприятие, законы перспективы, анатомии вплоть до расположения внутренних органов. О способе обучения: «Обучайся сначала науке, потом обратись к практике». Обучение должно проходить в веселой игровой форме (игра с соломинкой: рисуется отрезок на стене, затем учащимся раздают соломинки; тот, кто путем отламывания максимально приблизится к натуральной величине нарисованного на стене отрезка, тот и получает награду). Последовательность рисования фигуры человека: 1) установка фигуры на плоскость – поиск оси равновесия, 2) установление пропорциональных отношений, 3) закрепление основ изображения – рисование по памяти. Альбрехт Дюрер «Книга о живописи». Основа искусства – научные знания. Внимание к общим педагогическим проблемам: как выбирать детей в ученики, как воспитывать, уже в младенчестве следить за правильным физическим развитием, процесс обучения должен прерываться непродолжительной игрой на музыкальных инструментах, чтобы от чрезмерных упражнений ими не охватила меланхолия. Воспитывая художника, педагог должен следить за тем, чтобы учащийся соблюдал меру в еде и питье, чтобы он жил в хорошем доме, чтобы в период обучения ничто не ослабляло ум молодого художника, чтобы он не видел ничего дурного. Эта мысль получает дальнейшее развитие при организации Академий Художеств. Итог: - восстановление основ реалистического изображения; - научно-методическое обоснование процесса реалистического изображения. Построение головы (метод обрубовки), простой карандаш Долгожданный и очень полезный урок по рисованию обрубовки - специально стилизованной гипсовой головы, что сильно облегчает задачу художника по изучению построения головы. Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется обрубовочный.

 

7 Академическая система художественного образования в XVI - XII веках (Педагогические идеи Я.А. Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.В. Гете)

В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться, и методика преподавания рисования. XVI век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать, как период становления рисования, как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания - академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений - академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.

Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная братьями Карраччи. Ученики Академии основательно изучают анатомию - не по книгам, а рассекая трупы. Карраччи детально разработали методику преподавания, считая рисунок основой изобразительного искусства. В своих методических установках они указывали, что художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство. академии ставили своей целью дать серьезную подготовку в области изобразительного искусства. Они воспитывали молодежь на примерах высокого искусства античности и Возрождения. Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.

Впервые после Памфила мысль о пользе рисования, как общеобразовательного предмета была высказана великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670) в его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения, как обязательный предмет. Однако ценность этих мыслей состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. В XXI главе «Великой дидактики», названной «Метод искусств», указывается, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: правильного употребления; разумного направления; частого упражнения.

Коменский, рассматривая рисование, как общеобразовательный предмет, не делает резких различий в методах и системах обучения искусству в общеобразовательных и специальных школах. Он опирается на уже сложившуюся систему обучения рисунку в академиях художеств, на оправдавшие себя методы обучения.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632-1704). В своей книге «Мысли о воспитании» он пишет: «Если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но еще усовершенствовать свое искусство посредством рисования. В путешествиях рисование послужит в пользу молодому человеку; часто немногими чертами он в состоянии будет изобразить здания, машины, одежды, чего не объяснить никакими многословными описаниями. Но я не хочу, чтобы он сделался живописцем; на это потребовалось бы более времени, чем сколько остается у него от других важнейших занятий». Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.

Более обстоятельно о рисовании, как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). В своей книге «Эмиль» Руссо пишет, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо совершенно верно указывает, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту. Руссо считает, что обучение рисованию должно проходить исключительно по натуре. В этом отношении Руссо смотрит на методику преподавания рисования серьезнее, чем его предшественники. Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо существенно обогатили теорию и практику искусства. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития художественной педагогики.

В этот период укрепляется авторитет академии не только как учебного заведения, но и как законодательницы художественных вкусов. Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь на традиции Высокого Возрождения, почти все академии Европы начинают создавать идеальную школу изобразительного искусства в широком смысле этого слова. Рисунок в системе художественного образования по-прежнему рассматривается как основа основ. Но обучение рисованию с натуры начинается со штудирования классических образцов античности.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.