Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ РАВНОВЕСНОЙ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.





ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Оглавление

1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ РАВНОВЕСНОЙ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 1

2. СОБСТВЕННОСТЬ И ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ: СТРУКТУРА ПРАВ, СОГЛАСОВАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 4

3. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА. КРИВАЯ СПРОСА. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА. 6

4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 9

5. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. 10

6. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ. ЭФФЕКТЫ РОСТА МАСШТАБОВ ПРОИЗВОДСТВА. ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ФИРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ. 15

7. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. 20

8. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА. 23

9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОНЪЮНКТУРУ (ИНФЛЯЦИЯ, БЕЗРАБОТИЦА, ЗАНЯТОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ПР.). 25

10. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ТИПЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА. 30

11. ЗАКРЫТАЯ И ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. ВАЛЮТНЫЙ КУРС. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС. 34

 

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. ЗАКОНЫ РЫНКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И СОБСТВЕННОСТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с дру­гом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рын ка:

общественное разделение труда;

экономическая обособленность производителей;

самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка:

нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

4. Главные функции рынка

посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

информаци­оная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

Законы ранка.

1 закон рынка – Закон вероятности.

Этот закон заключается в том, что рано или поздно цена пойдет вверх(или вниз). На основании этого закона работают все осцилляторы.

2 закон рынка – Закон случая

Вы никогда не знаете, что может произойти в следующий момент, поэтому всегда будьте готовы ко всему – как к неожиданно большим деньгам, так и к убыткам.

3 закон рынка – Закон оптимизма

Этот закон заключается в том, что человек склонен к преувеличению своих шансов на выигрыш. Это преувеличение будет подталкивать вас совершать сделки порой в самый невыгодный момент. Всегда помните, что самый большой ваш враг – это вы сами.

4 закон рынка – Закон времени

Количество времени, которое вы находитесь вне рынка, прямо пропорционально силе вашего желания совершить сделку. Т.е. чем дольше вы остаетесь «квадратными», тем больше вы склонны к совершению операции и тем менее разборчивы в ценах открытия. Единственное лекарство против этого – терпение. Умейте ждать!

5 закон рынка – Закон причин и следствий

Если вы наблюдаете какое-либо движение, то постарайтесь найти и причину, его вызвавшую. Без понимания причин, двигающих курс в ту или иную сторону, крайне не рекомендуется совершать любые сделки. Без причины нет движения.

 

+

Совершенная конкуренция это – конкуренция ни чем не ограниченная и ни кем не контролируемая. Она имеет место, когда государственная власть еще не стала достаточно сильной и не может реально воздействовать на экономику, а крупных рыночных субъектов, способных по-своему регулировать среду своего функционирования, еще просто нет. Совершенная конкуренция отличается тем, что на одном целевом рынке одновременно функционирует большое количество производителей, каждый из которых имеет небольшую долю рынка и, следовательно, не может другим субъектам рынка диктовать свои условия. При этом вход на целевой рынок остается свободным, информация о продукте и технологии – общедоступной. В этих условиях крупный производитель, обладающий большой долей рынка, позволяющей диктовать другим свою волю, сформироваться просто не может. В рынке совершенной конкуренции противостоят монополия и монопсония. Первая предполагает единственного продавца некого товара, вторая – единственного покупателя.

 

Ответ экзамен 8. СПРОС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: КРИВАЯ СПРОСА, ЗАКОН СПРОСА, ФУНКЦИЯ СПРОСА, ФАКТОРЫ СПРОСА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА.

СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

- цена блага;

-цены других благ;

-доходы покупателей;

-общее количество покупателей данного блага;

-предпочтительные вкусы покупателей;

-инфляционные ожидания;

-экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

Рис. 2.1. Кривая спроса

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

Предложение означает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену.

Фирмы будут производить только те товары и услуги, доход от которых будет не только покрывать расходы, но и приносить прибыль. Никто не будет производить товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются. Собственников капитала это волнует мало.

Величина предложения? количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Форма кривой предложения S определяется стремлением фирм к максимальной прибыли.


Рис. 5.1. Кривая предложения любого товара

кривая предложения S восходящая. Это означает, что между ценой и величиной предложения - прямая связь.

Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке.

Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительного капитала, рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени? за счет самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Сущность и виды монополий.

Монополия – это такой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противопо­ложность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагаю­щих для продажи стандартизированные товары.

Монополия – это такой тип структуры рынка, в котором существует только один про­давец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Обычно различают несколько видов монополии:

- закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой и институтом авторских прав;

- естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. К этому следует добавить, что с естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами;

- открытая монополия – вид монополии, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако, не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией;

Приведенное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополии.

- чистая монополия рыночная ситуация, при которой существует единственный продавец товара, причем этому товара нет близкого заменителя в других отраслях. В настоящее время, как было показано выше, чистые монополии – достаточно редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Как правило, чистые монополии существуют при покровительстве государства. При этом они характерны чаще местным рынкам, нежели общенациональным. В целом можно утверждать, что понятие чистой монополии является абстракцией, т. к. имеется немного товаров, у которых нет заменителей.

Рынок чистой монополии имеет следующиехарактеристики:

1. На рынке одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;

2. Отсутствие товаров-заменителей практически нет такихтоваров, которые нельзя было бы заменить на что-то другое. Однако относительно товара монополиста справедливым будет предположение, что у потребителя существует лишь два возможных варианта поведения: либо вообще отказаться от потребления этого товара, либо приобрести его у монополиста.

3. Фирма-монополист сама устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную рыночную реальность. Если конкурентную фирму мы назвали такой, которая соглашается с ценой, то монополист – это тот, кто диктует цену. Чтобы понять механизм диктата монополиста,, надо вспомнить, как вообще формируется рыночная цена. Цена равновесия является результатом взаимодействия спроса и предложения. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным, и его можно рассматривать как заданный, то установить равновесную цену он может, маневрируя предложением: увеличение предложения снижает цену и, наоборот, уменьшение предложения приводит к росту цен. То есть монополист, изменяя объем предложения, может изменять цену товара.

4. Вступление в отрасль других производителей заблокирован, т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. (Более подробно о входных барьерах см. ниже);

5. Совершенная информированность фирмы-монополиста.

Таким образом, экономический смысл монопольной власти заключается в том, что у фирмы-монополиста существует возможность устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Обладание монопольной властью – это, прежде всего, свобода установления цены на свой товар.

 

В можно + про антимонопольное

 

+ скинули (это начало)

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:

- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;

- отсутствуют близкие заменители товара;

- имеются высокие барьеры входа.

Формы монополий.

Существуют разные формы монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1. естественная;

2. искусственная (административная или государственная монополия);

3. предпринимательская монополия (экономическая).

Естественная монополия.

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Пример естественной монополий в России - этоОАО «ГАЗПРОМ».
Естественные монополии появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображение наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших, чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств.

Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо, поскольку естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий. Существует три основных формы (структурное регулирование, регулирование поведения, регулирование через систему стандартов) и пять основных методов (эффективное ценообразование, справедливое ценообразование, ценообразование с нормальной прибылью, предельные цены, предельная норма отдачи на капитал) регулирования. В России естественные монополии появились давно, их место в экономики России всегда было неоднозначно.

Правовое регулирование естественных монополий осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие «Естественная монополия». Существует множество способов эффективного регулирования естественных монополий, разрабатываются правительственные программы, каждый последующий законопроект исправляет ошибки предыдущего. Однако пока нет такого универсального закона и метода для создания стабильности в отраслях естественных монополий. В настоящее время наиболее регулируемой среди естественных монополий является электроэнергетика. Именно по причине постоянного роста тарифных ставок на электроэнергию предпринимаются разнообразные стабилизирующие и сдерживающие меры, издаются разнообразные законопроекты. Основная проблема - это масштаб страны, из-за чего возникает огромная разница в ценах на электроэнергию. Однако эта проблема замечена и принимаются меры по её устранению. Электроэнергетика очень прибыльная промышленная отрасль, и в настоящее время существует масса проектов по привлечению инвестиций в отрасль. Главным для нас выводом является то, что государство не обходит стороной проблемы естественных монополий.

Предпринимаются меры для более эффективного функционирования естественных монополий.

Кривая Филипса

В условиях приближения к экономическому потенциалу возникает альтернатива между ростом занятости и ростом уровня инфляции. Рост занятости и снижение уровня безработицы сопровождается ростом инфляции спроса, поскольку в экономике уменьшается использование ресурсов, так как рабочая сила перетекает в зоны с высоким уровнем заработной платы. Снижение инфляции спроса может быть достигнуто в краткосрочном периоде только снижением занятости. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнем инфляции и безработицы существует обратная связь, иллюстрируемая графически кривой Филипса.

Однако в долгосрочном периоде зависимость между инфляцией и безработицей отсутствует. Рост предложения денег вызывает повышение темпов инфляции. В результате долгосрочная кривая Филипса будет вертикальной. Вертикальная прямая служит одной из иллюстраций принципа нейтральности денег. Рост ожидаемой инфляции перемещает вверх кривую краткосрочного взаимодействия инфляции и безработицы, в результате чего безработица не изменится даже при более высоком уровне инфляции. Сдвиг кривой краткосрочной происходит вследствие шоковых изменений совокупного предложения.

Существуют две основные стратегии снижения темпа инфляции. При медленном понижении темпов инфляции нет глубокого спада производства. Быстрое устранение инфляции обычно достигается ценой глубокого спада производства.

Экономическая политика в условиях инфляции бывает:

- адаптационная;

- антиинфляционная.

Адаптационная - политика приспособления к инфляции.

Сюда относятся:

- индексация ставки процента;

- поиск дополнительных источников доходов реализация краткосрочных проектов;

- контроль за соотношением цен и зарплатой.

Антиинфляционная - политика ликвидации инфляции:

- индексация цен

- «замораживание» зарплаты.

Занятость и безработица. Типы безработицы

Занятость - это явление, которое рассматривается с двух точек зрения.

1. Теоретическая точка - деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящие доход.

2. Практическая точка - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых. Эта занятость характеризует степень использования трудовых ресурсов общества.

Показатель занятости населения - уровень занятости. Он определяет как процентное отношение занятых ко всему трудоспособному населению в процентах.

Полная занятость - максимально возможное пополнение совокупного трудового потенциала. Общее количество занятых и незанятых - рабочая сила ("экономически - активное население").

Безработица - циклическое явление, которое выражается в превышении предложения труда над спросом на него (или это "избыток рабочей силы).

Основные категории безработных:

- люди, потерявшие работу в результате увольнения;

- люди, добровольно оставившие работу;

- люди, которые пришли на рынок труда после перерыва;

- впервые пришедшие на рынок труда.

Уровень безработицы - определяется в процентах - это есть отношение числа официально зарегистрированных безработных к общему числу рабочей силы.

Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, который соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике(6-8%).

Основные причины существования естественной безработицы:

1) увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице;

2) устойчивость (жесткость) заработной платы порождает «безработицу ожидания».

Она возникает в результате повышения уровня реальной заработной платы под ее равновесным значением.

«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными, потому при данном уровне заработной платы предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1 и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.

Типы безработицы

Фрикционная безработица - это временная безработица, связанная с добровольным или вынужденным поиском или ожиданием работы.

Структурная безработица (или технологическая) - это высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющая спрос на отдельные профессии, специальности и предложение квалифицированной рабочей силы.

Циклическая безработица - это высвобождение рабочей силы, вызванная общим спадам производства, как фазой экономического цикла (конъюнктурная, фактическая, естественная безработица).

Застойная безработица - это лица, которые заняты вынужденно неполный рабочий день или находятся в административных отпусках.

Сезонная безработица - вызывается сезонной неравномерностью.

 

 

Государственный бюджет, его назначение и структура. Бюджетный дефицит и пути его погашения. Государственный долг

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Существуют несколько понятий бюджетного дефицита:

- структурный дефицит – это разность между текущими государственными расходами и доходами, которые поступили бы в бюджет в условиях существующей налоговой системы при полной занятости населения;

- фактический дефицит – это разница между доходами и расходами фактически исполненного бюджета;

- циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом;

- первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат по государственному долгу.

Форма проявления бюджетного дефицита - государственный долг.

Государственный долг – общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны.

Основные формы государственного долга:

- внутренний долг – задолженность государства своим собственным гражданам;

- внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран;

Пути преодоления бюджетного дефицита:

- сокращение бюджетных расходов;

- изыскание дополнительных источников доходов;

- заем денег;

- денежная эмиссия.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Основные средства:

- бюджетные средства;

- выпуск новых займов;

- изменение условий займа.

Государственный долг уменьшается, если образовывается первичный бюджетный избыток и если темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента.

 

+

Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого: ВВП (а не выпуск отдельной фирмы); средний уровень цен (а не цены на конкретные товары); уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д. Основными макроэкономическими показателями являются темп роста реального ВВП, темп инфляции и уровень безработицы.

Основными макроэкономическими показателями, по которым судят о макроэкономической динамике национальной экономики: являются:

· общий уровень цен;

· процентная ставка;

· занятость;

· национальный объем производства.

Общий уровень цен - средний уровень цен широкой группы товаров, измеряемый с помощью индекса цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это средневзвешенное значение всех цен на товары определенной совокупности. Индекс цен рассчитывают по следующей формуле:

Индекс цен текущего года = (цены текущего года/ цены базисного года)* 100%

Процентная ставка - это плата за деньги, предоставляемые в кредит. В современном мире экономические субъекты широко пользуются кредитами, за пользование которыми устанавливается процент. Поскольку процентные ставки измеряют издержки использования денежных средств предпринимателями и вознаграждение за неиспользование денег потребительским сектором, то уровень процентных ставок играет значительную роль в экономике страны в целом.

Существует несколько видов процентных ставок, однако в макроэкономике используют такое обобщенное понятие как процентная ставка. Ставка процента находится под воздействием рыночного механизма: если предложение денег уменьшается, то процентные ставки увеличиваются, и наоборот.

Различают также номинальную и реальную процентную ставку. Различие заключается в том, что реальная процентная ставка получается путем корректировки номинальной процентной ставки с учетом существующего уровня инфляции.

Реальная ставка = Номинальная ставка - уровень инфляции

Следующий важный макроэкономический показатель - занятость. Данный показатель отражает соотношение между численностью взрослого трудоспособного населения, имеющего работу и численностью безработных в данной экономической системе. Одной из главных целей любой национальной экономики является обеспечение полной занятости. При этом под полной занятостью понимают полное использование всех пригодных трудовых ресурсов.

С понятием занятости тесно связано такое понятие как безработица. Безработица в рыночной экономике представляет собой циклические явления на рынке труда: выражающиеся в превышении предложения рабочей силы над спросом на нее.

Основным показателем для исчисления безработицы и для оценки занятости является норма безработицы, которая определяется по следующей формуле:

Норма безработицы = (Количество безработных/ Численность рабочей силы)* 100%

Одним из самых важных показателей макроэкономики является национальный объем производства. Данный показатель предназначен для того, чтобы установить объем продукции и услуг, произведенных в обществе за определенный период времени.

По применяемой в большинстве стран методике созданная национальная продукция числено выражается показателем ВНП (Валовой Национальный Продукт). Его определяют как суммарную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год.

Индекс цен

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Индекс цен = стоимость рыночной корзины в текущем году/ рыночной корзины в базовом году

Предположим, что за базовый принят 1991 г. В этом случае нам необходимо рассчитать стоимость рыночного набора в текущих ценах, т.е. в ценах данного года (числитель формулы) и стоимость рыночного набора в базовых ценах, т.е. в ценах 1991 г. (знаменатель формулы).

Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом:

Темп инфляции = (ИЦ1-ИЦо)/ИЦо*100%.

§ ИЦ0 — индекс цен предыдущего года (например, 1999),

§ ИЦ1 — индекс цен текущего года (например, 2000).

В экономической науке широко применяется понятие номинального и реального дохода. Под номинальным доходом понимают фактический доход полученный экономическим агентом в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты и т.д. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Таким образом, чтобы получить значение реального дохода необходимо номинальный доход разделить на индекс цен:

Реальный доход = Номинальный доход / Индекс цен

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

§ Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

§ Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

§ Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

§ Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

§ Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

§ Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

§ Инфляцию спроса

§ Инфляцию издержек

§ Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

§ Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

§ Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

§ Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

§ Неожидаемая

§ Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

 

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

§ неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

§ финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Предположим, что экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.