|
Генезис и эволюция менеджмента1. Исторические предпосылки менеджмента 2. Подходы к управлению на основе выделения школ
o История возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно 7 тысячелетий. o Первые, самые простые зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытного строя o В своем развитии менеджмент прошел пять управленческих революций, радикально менявших позицию управления. o Первая управленческая революция в менеджменте привела к возникновению в Древнем Шумере жрецов-бизнесменов и зарождению письменности o Через тысячу лет произошла вторая управленческая революция, связанная с именем вавилонского царя Хаммурапи. Она дала образцы светского стиля управления. o Третью революцию в управлении относят к временам правления Новуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). Ее основной итог – соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью. o Четвертая революция совпадает с зарождением капитализма и началом индустриального процесса развития европейской цивилизации. o Пятая революция конец ХІХ начало ХХв., известна как бюрократическая. o Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества как правило, является отсутствие должного управления. o Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление должно базироваться на всеобщих и разумных законах. o Платон различал два вида попечения: o Основанный на силе (тиранический) o Мягкий (политический) o Классическая или административная школа в управлении (1920-1950) o Школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук (с 1950 - …) o Школа науки управления (с 1950 - …) o - отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения; o - обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач; o систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности; o - отделение планирования и обдумывания от самой работы. Классическая школа управления o - развитие принципов управления; o - описание функций управления; o - систематизированнный подход к управлению все организации. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук o - применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности; o - применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом. Школа науки управления o - углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; - развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
2. Позиция управления внутри организации 3. Менеджмент и внешнее окружение 4. Уровни управления 5. Принципы менеджмента 6. Методология изучения менеджмента
Что такое организация? Ø Группа людей, которая соответствует следующим требованиям: - Наличие одной цели (т.е. желаемого конечного состояния и результата), которую принимают как общую все члены группы - Наличие членов группы, которые намеренно вместе работают, чтобы достичь значимой цели для всех - Таким образом ОГАНИЗАЦИЯ – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. - Основными составляющими любой организации являются ЛЮДИ. - Организация на входе получает получает ресурсы из внешнего окружения, а на выходе отдает внешней среде созданный ею продукт или услугу. - Содержание входа и выхода задано для организацией внешней средой. - Преобразование сырья в продукт - Передача готового продукта во внешнее окружение - Ключевая роль в поддержание баланса между процессами в организации принадлежит МЕНЕДЖМЕНТУ.
o Составляющие внутренней среды: o ЦЕЛЬ – конкретное конечное состояние или желаемый результат в будущем o СТРУКТУРА – разделение ролей и видов деятельности, объединение их в рамках различных подразделений, связи между подразделениями и объединение в единое целое o ЗАДАЧА – предписанная работа, серия работы или работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в оговоренные сроки o ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ включают основные подпроцессы: коммуникации, принятие решений, лидерство, власть, разрешение конфликтов. o ТЕХНОЛОГИЯ включает определенные технические средства (предметы и методы), их комбинирование и использование для получения конечного продукта o ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА складывается из устойчивых норм, представлении принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия. Носителями организационной культуры являются ЛЮДИ, но основа вырабатывается менеджментом и в частности высшим руководством.
Применительно к управленческим решениям это означает «выбрать определенный курс действий из возможных альтернатив»
Основные элементы системного подхода:
Бихевиоризм (от английского behavior - поведение) - прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей, акцентирующий внимание на внешних формах поведения и его составных элементах - поступках, реакциях и т.д.. Метод возник из непосредственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изучение человека, (менеджера, лидера, деятеля). Общеметодологическими предпосылками его явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной тезис: бихевиоризм-психология (или социальная психология) должна изучать поведение, а не сознание, не наблюдаемое в принципе. При этом поведение понимается как совокупность связей «стимул - реакция» (S ’ R). Родоначальником бихевиоризма является Э.Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Уотсоном (1913 г.) На формирование научных основ бихевиоризма оказали работы Бехтерева и Павлова. К середине XX в. основные идеи бихевиоризма, методики исследования и термины были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, политологию, теорию программного обучения (Скиннер). Успешная, результативная реакция и впредь имеет тенденцию к воспроизводству в аналогичных условиях. В США все науки, занятые изучением поведения, получили название бихевиористские. Разработан в конце 60-х гг. Это вероятностный подход, зависящий от случайностей, от ситуаций/Его не следует путать с методом ситуаций, который применяется при интенсивном и проблемном обучении с помощью конкретных надуманных или реальных ситуаций. Ситуационный подход не только не выступает против бихевиористского подхода, но, напротив, использует его методы, принципы, совмещая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям. В данном случае под ситуацией как главным элементом подхода понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время. То есть, зная типы и характер «ситуационного мышления и поведения», влияние их на деятельность, менеджер может лучше понять, какие приемы и стиль в большей степени будут способствовать эффективному достижению цели в данной конкретной ситуации. Но нужно понять, что ситуационный подход — это не просто набор типов, стереотипов или способов руководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, причем выбор не произвольный, а основанный на определенной стратегической для данной организации или подразделения концепции управления и организации. Сложность ситуационного подхода в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные перемены и какую роль они играют в организации. В какой-то степени это выделение ведущего звена в организаторской и управленческой деятельности в данной конкретной ситуации. Умение его выделить во многом определяет квалификацию менеджера. Для того чтобы успешно реализовать ситуационный подход, менеджер в своей работе должен: во-первых, владеть средствами профессионального управления и организации, знать принципы группового и индивидуального поведения, системного анализа, методы планирования, контроля, оценки, стимулирования и количественных методов принятия решений; во-вторых, уметь проводить сравнительный анализ методов, приемов и типов поведения для данной конкретной ситуации и выбрать наиболее эффективный; в-третьих, уметь оценивать ситуацию с ретроспективных и футурологических позиций, выделять наиболее важные, значимые дляданной ситуации изменения в организации при изменении каждой из переменных; в-четвертых, уметь выбрать приемы и типы поведения, опти -мальные для данной ситуации. При всех достоинствах количественного подхода очевидна его абстрактность, которая не охватывает всего богатства процессов человеческой деятельности и поведения. Используется количественный подход значительно реже по трём главным причинам: 1) руководители редко сталкиваются с исследованием операций; 2) лишь немного руководителей владеют количественным методом. 3) количественный подход совершенно непригоден при принятии оперативных решений. Процессный подход Процессный подход относится к числу подходов многостороннего освоения предмета изучения или внедрения. Он может обещать значительное упрощение организационно-управленческой деятельности менеджеров, особенно,в плане контроля за затратами, ритмичностью выпуска продукции, за задержками, узкими местами производства или, напротив, за нерациональным опережением графика и экономии места в складских помещениях и т.д. Подход позволяет не только оперативное вмешательство в процесс производства, но и может активно помочь в исследовательской деятельности. К недостаткам процессного подхода можно отнести высокоёмкий процесс подготовки и реализации подхода, высокие требования к знанию технологии и достаточно дорогостоящее предприятие. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности менеджера, в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников. Как исходная методологическая база, деятельный подход ставит во главу угла труд. Подход появился в 60-х годах и сразу привлёк к себе внимание практиков и исследователей своей простотой. Вместе с тем, нужно отметить серьёзные недостатки подхода: 1) существует явная и распространённая ошибка, возникающая при преувеличении или выпячивании отдельных сторон и элементов подхода, которые могут заметно увеличить затраты сил, воли, финансовых и материальных средств. Например, преувеличение роли цели может оставить вне внимания широкий спектр потребностей, интересов и мотивов работ -ников оторганизации; преувеличение средств может быть связано с объективными причинами, но и быть вызвано некомпетентностью, неорганизованностью, нерящливостью, неаккуратностью и т.п. Преувеличение роли результата может вызвать значительные нерациональные затраты сил и средств. Появится необходимость оптимизировать соотношение идеальной цели и степени приближения к ней результата; 2) при деятельностном подходе отсутствует обратная связь для контроля, оценки и координации цели и результата; 3) деятельностный подход не способен к саморазвитию, самоорганизации или саморазрушению процесса деятельности. Он не обладает для этого собственными источниками, движущими силами и механизмами. Системный подход не только не является непосредственно методологией, но и не существует в виде строгой методологической концепции. Он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований: фиксировать недостаточность старых, традиционных принципов; помогать строить новые предметы изучения; создавать новые системообразующие звенья и качества системы. Все социальные организации являются открытыми системами, взаимодействующими с внешней средой. И все они должны быть способны к саморазвитию, самоорганизации и саморазрушению. Для этого они имеют все необходимые элементы. ![]() ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|